Статья на тему «Внедрение WSR в учебную практику»
Методика использования индивидуальных траекторий для студентов колледжа, обучающихся по профессии «Повар, кондитер» в период их учебной практики с внедрением WSR.
. Система обучения на основе построения индивидуальных траекторий – это композиция взаимосвязанных подсистем анализа и оценки, прогнозирования, планирования, учета, контроля и стимулирования, построенных на единой методической базе. Построение и реализация образовательных траекторий основываются на принципах субъективности, свободы выбора, открытости, неповторимости, авторского характера. При этом особую важность при построении и реализации индивидуальных образовательных технологий представляет характер взаимодействия между мастером и обучающимся. Наиболее успешным считается психолого - педагогическое сопровождение, т.е. система индивидуальной поддержки в личностном и профессиональном становлении, а также консультировании студента. Сопровождение решает три основные задачи: отслеживание особенностей психического развития, создание условий для полноценного развития каждого обучающегося в рамках его индивидуальных возможностей, создание специальных условий для оказания помощи обучающимся испытывающим какие-либо трудности.
С целью достижения результатов я использую следующую технологию: технология построения индивидуальных траекторий.
Использование индивидуальных траекторий представляет собой организацию под руководством мастера производственного обучения самостоятельной работы студентов по решению учебных проблем, в ходе которых у студентов развиваются способности к решению задач. В качестве проблемных заданий могут выступать тесты, практические задания. Поэтому организация обучения по индивидуальной образовательной траектории требует особой технологии взаимодействия участников образовательного процесса. В современном обучении решение данной проблемы предлагается двумя способами.
Первый способ, который наиболее распространен в современных образовательных учреждениях, состоит в дифференциации обучения, согласно которой к каждому обучающемуся предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый материал по степени сложности.
Второй способ исходит из того, что каждому студенту предоставляется возможность создания собственной авторской идеи.
Задачей в настоящий момент является подготовка специалистов, обладающими не только знаниями, но и способностью к нестандартным решениям практических заданий. Если постоянно студенты будут решать проблемные задачи, то проблемные ситуации приводят к тому, что студент не отказывается от проблем решения, а разрешает их. При построении индивидуальных траекторий в профессиональном обучении мастер использует следующие технологии: личностно-ориентированные, технологии развивающего обучения, сотрудничество, технологии проектного обучения. В начале каждого учебного года создает учебный процесс к каждому ученику индивидуально.
Для прохождения практики студентов распределяют по производственным цехам, где они в течение всего периода закрепляют свои знания и работу. В конце производственной практики студентам предлагается приготовить как кулинарное, так и кондитерское изделия высокой сложности, с внедрением WSR, используя для этого полученные ими теоретические и практические знания и умения. Предлагаемые изделия отличаются более высоким уровнем сложности в изготовлении от программных изделий, на который и сориентирована ныне действующая программа.
Перед студентами возникает проблемная ситуация, приготовить изделие с использованием нетрадиционных продуктов, авторской подачи и с применением новых технологий. Студенты организовывают рабочие места, инвентарь, посуду, а также оборудование. Каждый студент работает самостоятельно. При этом мастер контролирует работу студентов, следит за соблюдением правил техники безопасности, организацией рабочего места, санитарии, гигиены. Итог это авторское оформление изделия, его подача и транспортировка. Мастер наблюдает за творческой деятельностью студентов, контролирует и исправляет ошибки.
Данное обстоятельство и является мотивацией, для разрешения созданной перед студентами проблемной ситуации. Студенты заинтересованы в её разрешении, т.к подобные ситуации будут возникать у них и в дальнейшем в их профессиональной деятельности. Несмотря на все сложности в профессиональном обучении ставится прогнозируемый результат для всех – обеспечить высокий уровень успеваемости и формирования компонентов профессиональной подготовленности и повысить качество профессиональной компетентности даже слабого выпускника. Одним из эффективных дидактических средств формирования навыков творческой деятельности являются ограниченно введенные в образовательный процесс конкурсы профессионального мастерства. Конкурс профессионального мастерства - это одна из наиболее действенных форм внеурочной работы в целях повышения уровня профессиональной подготовки, развития и популязации специальности. Основными стимулами участия в конкурсах является возможность достижения повышенного уровня профессиональной квалификации. Можно сделать вывод, что конкурсы профмастерства как итог, завершающий этап изучения курса учебной программы производственного обучения доказывают свою высокую эффективность.
При использовании индивидуальных траекторий обучения у обучающихся формируются и развиваются общеучебные умения; рефлексивные и поисковые навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности, достойно представить и защитить свой проект. На уроках повышается познавательный интерес у студентов, создаются условия для построения индивидуальных образовательных траекторий; приобретается опыт публичного выступления. На мой взгляд, основными условиями развития у обучающихся интереса к профессиональному обучению, это, прежде всего: − организация обучения, при котором обучающийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера
Полученные в период учебной практики навыки поиска решения возникающих проблем, связанных с ограниченностью их базовых знаний, очень им помогла в профессиональной деятельности. Именно эти навыки позволят им успешно работать по своей специальности в престижных заведениях. Главной задачей учебной практики является создание необходимых условий для мотивации студентов в получении трудовых навыков и получении профессии. Необходимо воспитывать у студентов в процессе учебной практики следующие качества:самостоятельное планирование предстоящей работы, правильная организация рабочего места;проявление усидчивости, интереса к избранной профессии, новой технике, технологии, организации труда;выполнение заданий WSR и постоянное стремление решать поставленные задачи творческого характера.
Анализируя теоретическое и производственное обучение можно отметить следующие изменения обучающихся. Студенты стали ответственными, вырос интерес к профессии, могут самостоятельно планировать предстоящую работу, сформировалось умение контролировать процесс и результаты своего труда.
Список литературы.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М.: Педагогика, 2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт Российской Федерации по профессии «Повар, кондитер» - 2017.
Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность перспективы / В.Т. Кудрявцев. - М.: Знание, 2011.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, М., - “Педагогика”, 2010 г.
Капуслен Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы, М., - 2012 г.
Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.
Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2001.
Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина -М.: Высшая школа
Худякова Светлана Викторовна