Материал на проверке

СТАТЬЯ "ЗНАКОМСТВО С МАЛОЙ РОДИНОЙ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

0
0
Материал опубликован Сегодня в 05:34

ЗНАКОМСТВО С МАЛОЙ РОДИНОЙ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(на примере театра-студии «Диалог» МАУДО ДЮЦ «Восхождение»)


Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед образованием на современном этапе, выступает проблема становления ценностного отношения к малой родине, воспитания основ патриотизма у детей. Особенно важна она в период младшего школьного возраста, в котором складываются первоосновы для дальнейшего развития нравственных чувств ребенка. Суть формирования представлений о малой родине состоит в том, чтобы сформировать у младших школьников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких ребенку людей [1].

«Чувство патриотизма легче пробудить, если обратить внимание ученика на реальные изменения, которые происходят в его семье, родном селе, городе. Таким образом, только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели могут подвести ученика к действию» [2, с. 247]. Таким пусковым механизмом, сигналом к действию в детско-юношеском центре «Восхождение» послужил воспитательный проект «Дальневосточные каникулы». Причин тому было несколько. В 2023 году связи с праздничными мероприятиями, посвящёнными юбилейным датам со дня основания города Хабаровска (165 лет) и Хабаровского края (85 лет) актуализировалась тема воспитания патриота-дальневосточника на примере знакомства с малой родиной и её ближайшими соседями по дальневосточному региону. Это и желание учащихся познать окружающий мир, в котором живёшь, и поиск педагогами новых средств и приёмов театрализации документального материала, и ориентирование на личностный подход к развитию подрастающего поколения, и осознание эффективности использования регионального компонента в вопросах патриотического воспитания.

Среди различных форм познания родного края младшими школьниками наиболее увлекательной и творческой является игра. Игра – это деятельность, сопровождающаяся функциональным удовольствием. Участвуя в играх, дети учатся применять полученные знания на практике, в новой, незнакомой ситуации. Выполняя различные задания в ходе игровой деятельности, у учащихся формируются ключевые компетенции: учебно-познавательные, информационные и коммуникативные. Игра расширяет кругозор учащихся в познании своей малой родины, вырабатывает устойчивый интерес к её историческому и культурному наследию.

Проект «Дальневосточные каникулы» выполнен и реализован молодыми педагогами центра совместно с учащимися старшей группы театра-студии «Диалог» в летний период 2023 года. Старшие учащиеся выступили не только в роли организаторов увлекательного путешествия для младших артистов театра, но и были их наставниками на протяжении всего события. Учитывая разносторонние интересы детей и многообразие окружающего мира, в содержание проекта были включены вопросы не только о природе, истории, этнографии, археологии Хабаровского края, но и представлена в увлекательной форме информация о Дальневосточном регионе, его могуществе, необычайной красоте и богатстве недр.

Цель проекта заключалась в развитии гражданско-патриотических качеств у учащихся младших групп (7-10 лет) театра-студии «Диалог» посредством участия в интерактивной игровой программе с использованием регионального компонента: знакомство с историей, культурой и природой малой родины.

Поставленная цель предполагала решение следующих задач:

1.Расширить границы знаний учащихся об истории, культуре и достопримечательностях Хабаровска и Хабаровского края.

2.Повысить осведомленность о региональных особенностях, природных богатствах и этническом разнообразии дальневосточной земли.

3.Способствовать формированию гордости за свой родной город, край и понимания значения в контексте всей страны.

4.Привить уважение к культурному наследию и традициям местного населения.

На подготовительном этапе разработки проекта была проведена диагностика, которая выявила пробелы в знаниях младших учащихся о достопримечательностях, истории и символике Хабаровска и Хабаровского края. Средний балл 7,89 из 12, говорит о том, что у данной категории детей есть базовое представление о Хабаровске и его окрестностях и в целом о крае. Однако это также указывает на необходимость расширения знаний о своем родном городе, крае. Наибольшие затруднения, учащиеся испытывают в вопросах, связанных с географией и историей Хабаровска. На основе результатов диагностики, был разработан и проведен урок истории, в ходе которого старшие учащиеся студии подготовили и представили сообщения по ключевым темам, связанным с историей города и его основателями, освоением дальневосточных земель: «История основания города Хабаровска», «Г.И. Невельской и его путь освоения Дальневосточных земель», «Е.П. Хабаров - основатель Приамурья».

Урок истории, ставший отправной точкой их путешествия в мир прошлого, вызвал искренний интерес к истории города Хабаровска. Для углубленного понимания исторических аспектов, связанных с родным городом, был предложен просмотр художественного фильма «Залив счастья». После просмотра фильма учащиеся вместе с родителями были приглашены к анализу и обсуждению. Этот этап стал неотъемлемой частью образовательного процесса, позволив учащимся выразить свои мысли и впечатления в форме рецензии - отзыва на фильм. Это позволило развить у учащихся не только понимание фактов и событий, но и разносторонний взгляд на прошлое своего города.

Следующий этап для старших детей «Диалога» включал в себя исследовательскую работу и разработку интерактивной игровой программы для младших студийцев и стал ключевым моментом в проекте, позволяя наставникам младших детей не просто учиться, но и активно взаимодействовать с материалом, делая обучение увлекательным и запоминающимся.

Для обогащения собственных знаний наставники работали с разнообразным исследовательским материалом, используя видеоролики и архивные материалы из краеведческого музея им Н.И. Гродекова, так же углубили свое понимание истории и культуры Хабаровска. По завершению исследовательской деятельности ими тщательно были подготовлены станции для путешествия наставляемых, в их содержании использовались видеоматериалы с Youtube-канала краеведческого музея, сделав обучение наглядным и увлекательным [3, 4, 5, 6, 7]. Этот этап для всех участников и организаторов проекта стал возможностью ощутить дух прошлого через живые образы и реальные видеозаписи.

Педагогами совместно с учащимися старшей группы театра-студии «Диалог» была разработана игровая программа. Для этой программы был подготовлен раздаточный материал в виде карточек с достопримечательностями Хабаровска. Экскурсия к одной из этих достопримечательностей – памятнику Ерофею Хабарову – стала важным моментом в проекте.

Старшими учащимися было предложено наполнить содержание игровой программы театрализованным действием, которое добавило интерактивности и вовлекло детей в увлекательное путешествие. Ими был разработан сценарный план пролога, который начинается в символическом месте – аэропорту, названном в честь выдающегося исследователя Г. И. Невельского. Именно здесь младшие студийцы становятся свидетелями начала увлекательного путешествия. Для углубленного раскрытия темы пролога интерактивной программы учащиеся-наставники изучили архивное видео из краеведческого музея им Н.И. Гродекова «Адмирал Амура. Геннадий Иванович Невельской. Архивы музея». Сценарий пролога был тщательно продуман, чтобы создать атмосферу увлекательного исследования и подготовить младших детей к главной части игры.

Таким образом, все полученные знания и впечатления были интегрированы в игру-путешествие «Дальневосточные каникулы». Игра начиналась с театрализованного пролога в аэропорту и продолжалась на игровых станциях, где участники проекта углубляли свои знания о Хабаровске. Они познавали историю и культуру города, изучали географические особенности флоры и фауны края, знакомились с «Чудесами Хабаровского края».

На каждой станции путешествия, участники команды решали увлекательные задачи и загадки, заслуживая по кусочку пазла. Этот кусочек пазла был не только символом проделанной работы, но и ключом к раскрытию тайны, ожидающей их в конце квеста. Сплоченность, сотрудничество и умение работать в команде были ключевыми навыками, необходимыми для успешного выполнения всех заданий. Завершая свое путешествие, участники квеста спели вместе песню «Вдоль Амура белым парусом», которая стала символом любви к своей малой Родине. По завершению игры-путешествия благодарная «иностранка»-ведущая вручила командам сладкие призы в благодарность за такое неожиданное и увлекательное путешествие по Хабаровску и его краю.

В результате реализации проекта все студийцы театра «Диалог» получили глубокие знания об истории Хабаровского края, а также представление о культурном наследии и природном разнообразии региона. Старшие учащиеся - наставники научились работать с документальным материалом, превращая его в художественный контент для сценариев и игровых программ. Приобрели знания и умения работать с разными источниками информации, обобщать результаты и делать выводы, что стало для них новым опытом.

Данный воспитательный проект «Дальневосточные каникулы» стал ярким примером успешного взаимодействия педагогов, старших учащихся с младшими детьми студии «Диалог» в решении проблем патриотического воспитания. Проект может быть использован для обогащения воспитательных практик в системе дополнительного образования.


Список литературы

Захарчук, А. Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников / А. Л. Захарчук. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/168/ (дата обращения: 23.10.2023).

Мойсеюк Н. Е. Педагогика: учеб. пособие. - М.: Гранма, 1999. - 348 с.

Забытое путешествие Петра Шимкевича [Электронный ресурс] // Ютуб - канал Краеведческого музея им Н.И. Гродекова: [веб-сайт]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=83k_S5vYaBE (дата обращения: 08.05.2023).

Одежда кочевников оленеводов. Коренные малочисленные народы Хабаровского края [Электронный ресурс] // Youtube-канал Краеведческого музея им Н.И. Гродекова: [веб-сайт]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=7V4okJoph6w (дата обращения: 08.05.2023).

Нанайский свадебный костюм [Электронный ресурс] // Youtube-канал Краеведческого музея им Н.И. Гродекова: [веб-сайт]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=m7fFqUxoFNw (дата обращения: 08.05.2023).

Нанайские халаты. Выставка забытые путешествия [Электронный ресурс] // Youtube-канал Краеведческого музея им Н.И. Гродекова: [веб-сайт]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=l68Gshohauw (дата обращения: 08.05.2023).

Украшения. Приамурские народы [Электронный ресурс] // Youtube-канал Краеведческого музея им Н.И. Гродекова: [веб-сайт]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=nE3V9OW9MFg (дата обращения: 08.05.2023).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.