Сценарий классного часа для учащихся 9 класса «Семья и семейные ценности»
Сценарий классного часа для учащихся 9 класса «Семья и семейные ценности»
Цель: показать ценности семьи и нравственные основы, на которых строится семья.
Задачи:
Сформировать ценностное отношение школьников к семье.
Помочь в осознании важности доверительных и уважительных взаимоотношений как основы семейного благополучия.
Побудить подростков к осознанию ценности семейных отношений.
Способствовать развитию интереса, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей, навыков работы в группе.
Оборудование: проектор, распечатанные рабочие листы для игры.
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Добрый день! Сегодня мы с вами поговорим об очень важной теме. Обратите внимание на цитату знаменитого мультипликатора У. Диснея. Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Обучающиеся отвечают на вопрос.
Учитель. Сегодня мы проводим с вами классный час под названием «Семья и семейные ценности». Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
Учитель. Классный час будет в форме игры, с помощью которой вы лучше узнаете о ценностях семьи.
Учитель демонстрирует слайд с титульным слайдом игры и объясняет правила.
Часть 2. Основная. ИГРА «СЕМЬЯ»
Конкурс 1. Пословицы и поговорки о семье.
Учитель. Команда получает 10 пословиц, разбитых посередине. Задача команды подобрать каждой пословице правильное окончание. За каждую правильно собранную пословицу команда получает 1 балл. Команда, выполнившая задание раньше всех, получает дополнительно 1 балл. Время выполнения задания не более 5 минут.
Начало пословицы | Окончание пословицы |
На что и клад, … Семья в куче – … Дерево держится корнями, … Не будет добра, … Семья без детей, … Семья сильна, когда … Вся семья вместе, … Согласие да лад – … Кто родителей почитает, … Брат брата … | … так и душа на месте. … над ней крыша одна. … не страшна и туча. … что цветок без запаха. … в семье клад. … не выдаст. … а человек семьей. … тот вовек не погибает. … коли в семье лад. … коли в семье вражда. |
Обучающиеся составляют пословицы.
Учитель проверяет ответы, подсчитывает и записывает баллы каждой команды.
Ответ:
На что и клад, коли в семье лад.
Семья в куче – не страшна и туча.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Согласие да лад – в семье клад.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Брат брата не выдаст.
Конкурс 2. Филворд
Учитель. Команда получает рабочий лист с филвордом (см. приложения). Задача команда найти и выделить 13 слов в поле с буквами. За каждое слово команда получает 1 балл. Команда, выполнившая задание раньше всех, получает дополнительно 1 балл. Дополнительный балл можно заработать, если ответить на вопрос: что объединяет все эти слова? Время выполнения задания не более 5 минут.
Обучающиеся работают на рабочем листе.
Учитель проверяет ответы, подсчитывает и записывает баллы каждой команды.
Ответ:
Конкурс 3. Анаграммы
Учитель. Команда получает рабочий лист с 10 анаграммами (см. приложение). Задача команды разгадать анаграммы и записать ответы в специально отведенном месте. За каждое слово команда получает 1 балл. Команда, выполнившая задание раньше всех, получает дополнительно 1 балл. Время выполнения задания не более 5 минут.
Обучающиеся работают на рабочем листе.
Учитель проверяет ответы, подсчитывает и записывает баллы каждой команды.
Ответ:
Конкурс 4. Моя родословная
Учитель. Команда получает рабочий лист с родословной семьи. Задача команды представить, что перед ними их родословная и отметить на ней цифрами представителей семьи:
1. Сын моей матери.
2. Сестра мамы.
3. Мой наследник.
4. Мать жены.
5. Брат жены.
За каждого правильно отмеченного родственника команда получает 1 балл. Команда, выполнившая задание раньше всех, получает дополнительно 1 балл. Время выполнения задания не более 5 минут.
Обучающиеся работают на рабочем листе.
Учитель проверяет ответы, подсчитывает и записывает баллы каждой команды.
Ответ:
Конкурс 5. Загадки
Учитель. Команда получает рабочий лист для ответов. Задача команды отгадать загадки, которые будут появляться на слайдах, и записать ответы. За каждую отгаданную загадку команда получает 1 балл. Время выполнения задания не более 4 минут.
Заботливая, ласковая, строгая.
Почти что молодая, длинноногая.
Ей хочется всегда, чтоб мы поели.
Не сердится, но это еле-еле,
Особенно, когда молчу упрямо
Вы догадались? Это наша …
Кого всегда с работы ждём,
А он несётся под дождём?
Починит чайник и утюг.
Мне и братишке – лучший друг.
Он ростом чуть пониже шкафа.
Давно всем ясно! Это …
Он стар, но это ничего,
Его добрее нет.
Он папа папы моего,
А для меня он …
Она совсем не старая,
Хотя совсем седая,
Она расскажет сказку мне,
На картах погадает.
Я сяду с нею рядышком:
«Продолжи сказку, …»
Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче ещё прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне…
В доме всё стоит вверх дном,
Разговоры все о нём.
Он в своей кроватке улыбается.
На него глядят и восхищаются.
Я, конечно, тоже рад:
Появился младший …
К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой …»
У мамы сестра,
Вы добрей не найдёте.
Я очень горжусь,
Ведь она моя …
Обучающиеся работают на рабочем листе.
Учитель проверяет ответы, подсчитывает и записывает баллы каждой команды.
Ответ:
1. Мама
2. Папа
3. Дедушка
4. Бабушка
5. Сестра
6. Брат
7. Дядя
8. Тетя
Конкурс 6. Блиц
Учитель. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины и получают по 1 баллу за каждый правильный ответ. При отсутствии ответа, ход переходит к следующей команде.
Как известно, золотая свадьба празднуется через 50 лет после вступления в брак, серебряная через 25, ситцевая через один год. А когда празднуется свадьба, которую в народе называют зеленой?
Именно там, по мнению английского писателя Джона Лили, и заключаются браки. Где же?
Какой роман И. С. Тургенева вдохновил Василия Перова на создание картины «Старики родители на могиле сына»?
Англичане говорят: «Его шляпа всю семью покрыла». О каком человеке так говорится?
Англичане говорят: Черная овца есть в каждом стаде. А что говорим мы?
Закончите весёлое стихотворение Р. Мухи:
В семье Осьминогов ужасная драма:
За завтраком ссорятся Папа и Мама,
А бедные дети стоят на пороге
И просят родителей...
Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, тридцать три родных сестрицы. Что это за семья?
Какому литературному герою принадлежит знаменитая фраза: Не хочу учиться, а хочу жениться?
Как называется фамилия женщины до её замужества?
О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства?
Обучающиеся отвечают на вопросы викторины.
Учитель модерирует последовательность ответов, подсчитывает и записывает баллы каждой команды.
Ответы:
В день вступления в брак или день свадьбы. Это и есть сама свадьба.
На небесах.
Отцы и дети.
Об одиноком.
В семье не без урода.
… взять себя в ноги.
Алфавит.
Митрофанушке Простакову из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Девичья.
Матрешка.
Учитель. Давайте подведем итоги игры.
Учитель считает баллы каждой команды и объявляет победителей (1 место) и призеров (2 и 3 место).
Часть 3. Заключение
Учитель. Без чего невозможна семья? Чтобы ответить на этот важный вопрос, посмотрите на слайд и решите 2 ребуса.
Ответ: воспитание
Ответ: преемственность
Обучающиеся решают ребус и дают ответ на вопрос.
Учитель. Какую роль для семьи играют воспитание и преемственность?
Обучающиеся отвечают на вопрос, учитель подводит их к выводу, что помощью преемственности и воспитания из рода в род передаются семейные традиции, культурное прошлое, социальные ценности, опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.
Учитель. Ученые доказали, что крепкие взаимоотношения в семье во многом зависят от наличия семейных традиций, особенно тех, которые передаются из поколения в поколения. Поэтому давайте вместе вспомним о ценностях вашей семьи. Какие традиции есть в вашей семье? Какие традиции вы бы хотели начать?
Обучающиеся отвечают на вопросы.
Учитель. Семья, близкие люди поддерживают нас и любят безусловно. Как укрепить отношения в семье? Не скупитесь на любовь, на добрые поступки, на внимание и чаще проводите время вместе!