Сценарий образовательной ситуации «Путешествие на Байкал»
Сценарий образовательной ситуации «Путешествие на Байкал»
- создать необходимые условия для формирования представлений детей о жемчужине Сибири, его обитателях, свойствах и качестве воды.
Задачи:
- продолжать знакомить с многообразием подводного мира озера Байкал и свойствами его воды;
- вспомнить названия байкальских ветров (Сарма, Култук, Ангара, Баргузин, Верховник);
- создать условия для получения детьми знания об определении возраста рыб.
Развивающие:
- развивать связную речь, мышление, память, внимание;
- активизировать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к малой родине;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать любознательность.
Предварительная работа с детьми:
чтение Красной Книги Иркутской области, загадки о рыбах, чтение «Стеклянная рыбка» М. Сергеева, просмотр представления «Седой Байкал» в Театре Юного Зрителя, чтение стихотворения Ц. Жимбиева «Байкал» (журнал «Сибирячок №3 2002г.), дидактические игры «4 лишний», «Найди Байкал по контору», «Верно-неверно», чтение правил по использованию микроскопа.
Работа с родителями:
поездки в театр и нерпинарий.
Материалы:
демонстрационные:
фотографии обитателей озера Байкал и его волн, письмо, сундучок с рыбками,
раздаточные:
чешуя рыб, лист исследования.
Оборудование:
интерактивная доска, ноутбук, презентация, видео обитателей Байкала, увеличительные стекла.
Звуковое оформление:
музыка, фонограмма.
Ход образовательной ситуации:
(на слайде байкальский берег)
В: - Ребята! Хотели бы Вы отправиться на уникальное творение природы- озеро Байкал?
Ответы детей:
В: - Это самый глубокий резервуар пресной воды! А что же такое «пресная вода»?
Ответы детей.
В: - Пресная вода - это противоположность морской воды, т.е. соленой. Эта вода питьевая и без неё мы погибнем.
А Вы знаете, кто помогает Байкалу очищать воду? Это байкальская эпишура - вид маленьких рачков, которые фильтруют и очищают воду от всех органических примесей. Эпишура живет на различных глубинах Байкала, не любит теплую воду и является байкальским эндемиком.
(на слайде байкальские волны)
В: - Ребята! Посмотрите какие волны на поверхности Байкала! Давайте опишем их.
Ответы детей: высокие, страшные, сильные и т.д.
В: - Волны образуются из-за ветра. Какие байкальские ветры Вы знаете?
Ответы детей: Култук, Сарма, Ангара, Баргузин и т.д.
Д/и «Найди Байкал по контуру».
Цель: учить детей узнавать контур Байкала среди множества других озёр и морей.
(на слайде чайка в полете, звуковое сопровождение «Крик чайки и шум волн»)
В: - Ребята! Нам чайка принесла письмо! Интересно от кого оно?
«Здравствуйте, дорогие дети! Я - Седой Байкал! У меня большое горе! Я совсем забыл, как можно распознать возраст рыб. А у меня их так много! Есть даже те, которые живут только в моих водах. Их люди называют эндемиками. Помогите мне, дорогие дети, в моём несчастье и я Вас отблагодарю - приглашу Вас в мой подводный мир. До свидания!»
В: - Для того, чтобы помочь Великому Байкалу определить возраст рыб, давайте проведем исследование. Хотите попробовать?
Ответы детей:
В: - Чешуя – это источник информации о жизни рыб. Она позволяет определить возраст рыб, а иногда место её рождения и обитания. Чешуя берётся под спинным плавником, чуть выше боковой линии. Летом рыба получает много корма и быстро растёт. На чешуе образуется широкое светлое кольцо. Зимой рост почти прекращается, и образуется темное узкое кольцо. Количество темных или светлых колец соответствует возрасту рыбы.
В: - Значит, что нам нужно для определения возраста рыб?
Ответы детей:
Исследование: дети выбирают чешуйки (большие, средние или маленькие), затем кладут на стекло и смотрят в окуляр (объектив уже настроен), считают колечки. Затем находят себя на листе исследования (по картинке) и записывают число колец.
В: - Ребята! Мы смогли провести исследование?
Ответы детей:
В: - Мы справились и помогли Байкалу узнать возраст рыб, поэтому мы отправляемся к нему в гости.
(на слайде батискаф, имитация погружения)
В: - Усаживаемся в батискаф (расставленные стульчики) и отправляемся в подводный мир Байкала! В его водах обитает большое количество эндемиков.
(просмотр видео плывущих под водой обитателей озера)
Это байкальская нерпа - единственный вид пресноводного тюленя, который в мире нигде не встречается.
- Ребята! А как называется детёныш нерпы?
Ответы детей: белёк, он беленький и ему легче прятаться от хищников.
В: - А эта рыбка голомянка! Излюбленное лакомство нерпы. Обратите внимание на её бледно – розовый цвет! Она на 44% состоит из жира.
А это байкальский омуль! Его превосходный вкус делает его ценным промысловым видом.
Разнообразна фауна байкальских рыб! К числу исчезающих видов относятся: байкальский осётр, байкальский сиг, байкальский хариус, таймень.
Ребята! Ну, вот и закончилось наше путешествие, в подводный мир Байкала, и мы вернулись на его берег.
(на слайде песчаный байкальский берег, звуковое сопровождение «Шум волн»)
Вам понравилось наше путешествие? Каких байкальских эндемиков Вы знаете? А как Вам удалось определить возраст рыб?
Ответы детей.
В: - В Байкале уникально всё – вода, животный мир, растительность, скалистые берега, величественные отроги хребтов. Сохранение природы этого уголка Земли – обязанность каждого человека!
В конце занятия воспитатель выносит сундучок с подарками от Седого Байкала (магниты в форме рыб) и дарит детям.