12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Федюкина Наталья Александровна20
2

Сценарий образовательной ситуации «Путешествие на Байкал»

Сценарий образовательной ситуации «Путешествие на Байкал»

Цель:

- создать необходимые условия для формирования представлений детей о жемчужине Сибири, его обитателях, свойствах и качестве воды.

Задачи:

- продолжать знакомить с многообразием подводного мира озера Байкал и свойствами его воды;

- вспомнить названия байкальских ветров (Сарма, Култук, Ангара, Баргузин, Верховник);

- создать условия для получения детьми знания об определении возраста рыб.

Развивающие:

- развивать связную речь, мышление, память, внимание;

- активизировать словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к малой родине;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать любознательность.

Предварительная работа с детьми:

чтение Красной Книги Иркутской области, загадки о рыбах, чтение «Стеклянная рыбка» М. Сергеева, просмотр представления «Седой Байкал» в Театре Юного Зрителя, чтение стихотворения Ц. Жимбиева «Байкал» (журнал «Сибирячок №3 2002г.), дидактические игры «4 лишний», «Найди Байкал по контору», «Верно-неверно», чтение правил по использованию микроскопа.

Работа с родителями:

поездки в театр и нерпинарий.



Материалы:

демонстрационные:

фотографии обитателей озера Байкал и его волн, письмо, сундучок с рыбками,

раздаточные:

чешуя рыб, лист исследования.

Оборудование:

интерактивная доска, ноутбук, презентация, видео обитателей Байкала, увеличительные стекла.

Звуковое оформление:

музыка, фонограмма.

Ход образовательной ситуации:

(на слайде байкальский берег)

В: - Ребята! Хотели бы Вы отправиться на уникальное творение природы- озеро Байкал?

Ответы детей:

В: - Это самый глубокий резервуар пресной воды! А что же такое «пресная вода»?

Ответы детей.

В: - Пресная вода - это противоположность морской воды, т.е. соленой. Эта вода питьевая и без неё мы погибнем.

А Вы знаете, кто помогает Байкалу очищать воду? Это байкальская эпишура - вид маленьких рачков, которые фильтруют и очищают воду от всех органических примесей. Эпишура живет на различных глубинах Байкала, не любит теплую воду и является байкальским эндемиком.

(на слайде байкальские волны)

В: - Ребята! Посмотрите какие волны на поверхности Байкала! Давайте опишем их.

Ответы детей: высокие, страшные, сильные и т.д.

В: - Волны образуются из-за ветра. Какие байкальские ветры Вы знаете?

Ответы детей: Култук, Сарма, Ангара, Баргузин и т.д.

Д/и «Найди Байкал по контуру».

Цель: учить детей узнавать контур Байкала среди множества других озёр и морей.

(на слайде чайка в полете, звуковое сопровождение «Крик чайки и шум волн»)

В: - Ребята! Нам чайка принесла письмо! Интересно от кого оно?

«Здравствуйте, дорогие дети! Я - Седой Байкал! У меня большое горе! Я совсем забыл, как можно распознать возраст рыб. А у меня их так много! Есть даже те, которые живут только в моих водах. Их люди называют эндемиками. Помогите мне, дорогие дети, в моём несчастье и я Вас отблагодарю - приглашу Вас в мой подводный мир. До свидания!»

В: - Для того, чтобы помочь Великому Байкалу определить возраст рыб, давайте проведем исследование. Хотите попробовать?

Ответы детей:

В: - Чешуя – это источник информации о жизни рыб. Она позволяет определить возраст рыб, а иногда место её рождения и обитания. Чешуя берётся под спинным плавником, чуть выше боковой линии. Летом рыба получает много корма и быстро растёт. На чешуе образуется широкое светлое кольцо. Зимой рост почти прекращается, и образуется темное узкое кольцо. Количество темных или светлых колец соответствует возрасту рыбы.

В: - Значит, что нам нужно для определения возраста рыб?

Ответы детей:

Исследование: дети выбирают чешуйки (большие, средние или маленькие), затем кладут на стекло и смотрят в окуляр (объектив уже настроен), считают колечки. Затем находят себя на листе исследования (по картинке) и записывают число колец.

В: - Ребята! Мы смогли провести исследование?

Ответы детей:

В: - Мы справились и помогли Байкалу узнать возраст рыб, поэтому мы отправляемся к нему в гости.

(на слайде батискаф, имитация погружения)

В: - Усаживаемся в батискаф (расставленные стульчики) и отправляемся в подводный мир Байкала! В его водах обитает большое количество эндемиков.

(просмотр видео плывущих под водой обитателей озера)

Это байкальская нерпа - единственный вид пресноводного тюленя, который в мире нигде не встречается.

- Ребята! А как называется детёныш нерпы?

Ответы детей: белёк, он беленький и ему легче прятаться от хищников.

В: - А эта рыбка голомянка! Излюбленное лакомство нерпы. Обратите внимание на её бледно – розовый цвет! Она на 44% состоит из жира.

А это байкальский омуль! Его превосходный вкус делает его ценным промысловым видом.

Разнообразна фауна байкальских рыб! К числу исчезающих видов относятся: байкальский осётр, байкальский сиг, байкальский хариус, таймень.

Ребята! Ну, вот и закончилось наше путешествие, в подводный мир Байкала, и мы вернулись на его берег.

(на слайде песчаный байкальский берег, звуковое сопровождение «Шум волн»)

Вам понравилось наше путешествие? Каких байкальских эндемиков Вы знаете? А как Вам удалось определить возраст рыб?

Ответы детей.

В: - В Байкале уникально всё – вода, животный мир, растительность, скалистые берега, величественные отроги хребтов. Сохранение природы этого уголка Земли – обязанность каждого человека!

В конце занятия воспитатель выносит сундучок с подарками от Седого Байкала (магниты в форме рыб) и дарит детям.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.