Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на ферму»
Всероссийский конкурс для логопедов и дефектологов на лучший конспект логопедического занятия
учитель-логопед: Штерн Надежда Константиновна
Конспект непосредственной образовательной деятельности
с детьми старшей речевой группы
( 5-6 лет)
тема: «Путешествие на ферму»
Лексическая тема: домашние животные.
Коррекционно- развивающие цели:
1.Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза (выделять звук на фоне слова, определять место звука в слове).
2. Совершенствовать предметный гнозис ( узнавать силуэтное и зашумленное изображение животных).
3. Развивать грамматический строй речи:
-употреблять существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами,
-тренировать в употреблении предлога ПОД ,
-образовывать названия детенышей животных.
4. Развивать связную речь детей.
5.Развивать ориентировку в пространстве, дифференцировать право- лево, вверху, внизу.
6. Продолжать развивать мелкую моторику, графо- моторные навыки.
7. Продолжать совершенствовать общую моторику, координацию движений.
8. Развивать просодические компоненты речи (сила голоса).
9. Развивать высшие психические функции (зрительное и слуховое внимание, зрительно- пространственный гнозис и праксис, зрительное восприятие).
Коррекционно- образовательные цели:
1. Закрепить у детей знания о домашних животных.
2. Обогатить, активизировать словарь существительными, глаголами, прилагательными по лексической теме «Домашние животные».
Коррекционно- воспитательные задачи:
- воспитывать коммуникативные навыки, умение выслушивать товарища, учить выдержке и терпению.
- воспитывать умение действовать вместе с другими детьми, умение доводить начатое до конца.
Ход занятия.
Дети и логопед входят в зал.
Логопед. Я вас, ребята, сегодня приглашаю на ферму. Ребята, а что такое ферма?
Дети. (отвечают).
Логопед. Догадайтесь, кто на ней живет?
Дети. Домашние животные.
Логопед. Я вас приглашаю на ферму. Она находится близко, правда ее не видно в бинокль. Возьмите бинокли, посмотрите направо, налево, назад, вперед.
Что видите? (ответы детей). Увидели, тогда в путь.
Перед нами речка, как нам добраться до фермы?
Дети. Надо построить мост.
Логопед. А мост мы построим из дощечек. На каждой дощечке нарисовано домашнее животное. Вы укладываете дощечки и говорите, что может делать это животное. (дети называют домашних животных, укладывают дощечки и по ним переходят на другой берег).
Логопед. Милости просим на ферму. Домашних животных много, у каждой семьи свой дом: корова живет в хлеву, свинья- в свинарнике, собака- в будке, кошка- в доме, коза– в козлятнике.
Логопед. Ребята, кто живет в первом доме? Давайте позвоним в колокольчики и узнаем.
Дети вместе с логопедом «звонят»: ДИНЬ произносят громко, динь- тихо.
Логопед. Здравствуйте, тетя коза.
Коза. Здравствуйте, ребята. А вы откуда пришли?
Дети. Из детского сада №49. А с кем ты живешь?
Коза. Мой ребенок самый необычный. Какой он? (проводится игра с мячом)
Он любит играть – игривый
Может забодать - бодливый
Очень громко кричит - крикливый
Любит веселиться – веселый
Может схитрить – хитрый
Любит ласкаться – ласковый
Дети. Это козленочек. А ты можешь его показать?
Коза. Не могу, ушел гулять.
Логопед. До свидания, тетя коза, мы идем дальше.
Логопед. А вот еще домик, кто в нем живет. Надо позвонить. Кто хочет?
(Ребенок произносит громко ДИНЬ, тихо- динь)
Кошка. Здравствуйте, ребята.
Логопед. Здравствуй, тетя кошка. Мы с ребятами пришли в гости, а где твой котенок?
Кошка. Наверно пошел гулять, а игрушки разбросал. Помогите мне их собрать. Но сначала сделайте зарядку.
Дети. (проводится игра с пальчиками).
У Кошкиной дочки поджать подушечки пальцев правой руки к ладошке
На лапках коготочки
Ты их прятать не спеши
Пусть посмотрят малыши. Произнести: « Мяу».
Молодцы. Какой звук встречается в названии игрушек ЗАЙЧИК, КЛОУН, МЯЧИК, МИШКА, ПИРАМИДКИ? (-К-).
На первую полку положите игрушки, в названии которых звук –К- в начале слова.
На вторую полку положите игрушки, в названии которых –К- в середине слова.
На вторую полку положите игрушки, в названии которых –К- в середине слова.
А третью полку- если звук –К- в середине слова.
(Дети По-очереди выполняют задание).
Кошка. Спасибо, ребята, помогли навести порядок.
Логопед. Дорогая кошечка, мы пойдем дальше. До свидания.
Ребята, позвоним в третий домик?
Дети. Здравствуй, тетя корова.
Корова. Здравствуйте, ребята. А я думала теленочек вернулся, не ел- гулять убежал. А ведь так любит сладенькое.
Логопед. А что любит есть теленок. Отберите картинки, в названии которых 2 слога (сено, вода, трава, цветы). У теленка есть любимое блюдо:
Первый звук –С
Второй звук- У
Третий звук- П
Супы бывают разные. Суп из мяса, какой?- мясной
Суп из рыбы , какой?- рыбный
Суп из овощей. Какой?- овощной.
Суп из молока, какой?- молочный
Суп из цветов, какой?- цветочный.
А как вы думаете, это самое длинное слово? Давайте проверим.
(Дети выполняют звуковой анализ слова СУП).
Корова. Ребята, увидите моего теленочка, позовите его домой.
Логопед. Хорошо. А нам пора идти дальше.
Выполняется физкультминутка «Раз, два».
Мы шагаем по дорожке,
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладоши.
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки
К солнышку, к тучке.
Вдоль дорожки теремок.
Он ни низок, ни высок.
Логопед. Заглянем в этот домик. Кто в нем живет?
Дети. Собака.
Логопед. Надо позвонить в колокольчик. Ребенок тихо произносит –динь, громко- ДИНЬ.
Здравствуйте, тетя собака. Мы пришли познакомиться, а где ваш щенок?
Собака. Спрятался. Я с утра его не вижу. Вы поможете мне его найти. Я буду искать под большими предметами, а вы под маленькими (показываются картинки).
Под большой кроватью нет- под маленькой кроваткой нет
Под шкафом нет- под шкафчиком нет
Под стулом нет- под стульчиком нет
Под диваном нет- под диванчиком нет
Под тумбой нет- под тумбочкой нет
Значит убежал. Если увидите, скажите, что я его жду.
Логопед. Конечно, позовем. Ребята, позвонимся в пятый домик.
(Ребенок громко произносит –ДИНЬ, тихо- динь).
-Никто не отзывается и табличку размыло. Давайте попробуем ее восстановить (на столе задание для каждого ребенка- зашумленное изображение свиньи)
-Догадались, чей это домик?
Дети. Это домик свиньи.
Свинья. Здравствуйте. Ребята. Я здесь живу. Уходила искать поросенка. Вот его фотография. Расскажите о нем.
(Дети составляют описательные предложения о поросенке по вопросам логопеда).
-Какие вы молодцы.
Логопед. До свиданья тетя свинья, мы рады с тобой познакомиться. Всех навестили? Вы , наверно устали ребята. Давайте потанцуем.
Танец «Танцуй сидя»
После танца логопед открывает мольберт. На нем изображены детеныши животных.
Логопед. А вот и малыши, заигрались, не хотят идти домой. Где они?
Где козленок?- Козленок стоит под деревом.
Где котенок?- Котенок сидит на пне.
Что делают теленок и щенок?- Теленок и щенок играют в мяч.
Где поросенок?- Поросенок спрятался под куст.
Логопед. Давайте вернем детенышей своим мамам. А нам пора обратно.
Ребята, вам понравилось на ферме? Мы обязательно навестим животных еще.