Сценарий открытого внеклассного занятия по литературе «Памяти А.С. Пушкина»
Чуйкина Э.А., учитель начальных классов
МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №6
Сценарий открытого внеклассного занятия Тема: Памяти А.С.Пушкина Цель: создание условий для развития познавательного интереса к творчеству А.С. Пушкина. Задачи: расширить знания школьников о жизни и творчестве А.С.Пушкина; развивать литературно-творческие способности обучающихся; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать интерес к отечественной истории и культуре; воспитывать любовь и уважение к поэзии А.С. Пушкина; расширять кругозор и словарный запас детей. Форма проведения: литературная гостиная Оборудование: презентация «Вспоминая Пушкина»; видео «Детство Пушкина», фрагмент мультфильма «Сказка о царе Салтане» с фрагментом из оперы Римского-Корсакова «Полёт шмеля»; видеоклип романс «Унылая пора», портрет А.С.Пушкина работы Ореста Кипренского, плакат с названием темы, выставка детских рисунков, выставка произведений А.С. Пушкина, предметы, воссоздающие пушкинскую эпоху: гусиное перо, свеча, чернильница и др.
|
|
|
Ведущий: Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о поэзии, вспомнить чудесные стихи А. С. Пушкина и его прекрасные сказки. Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательных произведений А.С.Пушкина. Пушкин – первый поэт, который открывается нам в детстве и остается с нами на всю жизнь. Читает: ......... «Портрет великого поэта» Портрет великого поэта Уносит к дням его расцвета. Шли годы и летели дни, Как мимолётные огни. И отблеск всей души твоей Навеки в памяти моей. |
|
|
Ведущий: Сегодня в литературной гостиной мы не только вспомним произведения поэта, но и проведем конкурс чтецов. А какой же конкурс без строгого, но справедливого жюри? Представление жюри. Будут оцениваться ваши выступления по следующим критериям: -выразительность чтения; - исполнительское мастерство; - понимание текста; - своеобразие и оригинальность исполнения. |
|
|
Ведущий: В семье Пушкиных было трое детей: старшая дочь Ольга (первый слушатель ранних стихов поэта), два сына – Александр и Лев. Александр рос молчаливым и замкнутым ребенком, родители не предвидели в нем никакого особого таланта, напротив, им казалось, что из него ничего в жизни не выйдет. |
|
|
Ведущий: Но уже в детстве Пушкин имел возможность приобщиться к литературе. У родителей часто собирались знаменитые гости: историки, литераторы, поэты. Маленький Саша затихал, садился в уголок и жадно вслушивался в умные разговоры взрослых. Когда родители уезжали на бал, Саша тайком забирался в библиотеку отца и читал часами напролет. |
|
|
Ведущий: До 12 лет Александр воспитывался дома и получил первоначальное домашнее образование у гувернёров и учителей французов, языком общения был французский. Поэтому Александр говорил по-русски хуже, чем на французском. В 1811 году уехал в лицей. Лицей стал вторым домом и настоящей семьей. Здесь он встретил людей, которые на всю жизнь стали его друзьями. |
|
|
Ведущий: Стоя в строю перед русским царем Александром Первым, он еще не знал, что пройдет время и имя Пушкина затмит славу всех царей. |
|
|
Ведущий: Пушкин был патриотом своей Родины. Он в своих стихах открывает неповторимую прелесть родной природы, которую полюбил с детских лет. Учит нас видеть ее красоту, слышать ее чарующие звуки. Осень – любимое время года поэта, которому он посвятил много своих произведений. На стихи Пушкина появились романсы. (слушание романса) |
|
|
Ведущий: Осенью он лучше всего и больше писал. Его стихи лиричны и передают читателю чувства автора. Туча — это событие, оно прошло, теперь всё хорошо. Но неприятные воспоминания заставляют возвращаться в прошлое, бояться его. Эти воспоминания и есть туча. Нужно, как лирический герой стихотворения, собраться с силами и прогнать тучу из мыслей. Читает: ......... |
|
|
Ведущий: Произведения Пушкина не всегда нравились царю, поэтому он не раз бывал в ссылке. Ему, общительному и страстному, было очень тяжело сидеть в деревне. Он много читал и работал над произведениями. А ещё — слушал сказки и песни своей старой няни. Буря — это не просто природное явление, это и символ неприятностей, жестокого мира. Вероятно, в этом образе стихии Пушкин выразил давление власти, невозможность жить и писать так, как ему хочется, невозможность видеться с друзьями. Читает: ........... |
|
|
Ведущий: Поэт всегда с глубоким трепетом относился к русскому народу и русской природе. Только представьте: искрящийся на солнце мягкий и пушистый, как ковёр, снег, и хочется закрыть глаза от слепящего света, но невозможно оторваться от этой красоты. Читает:........ |
|
|
Ведущий: Зима — удивительное время года. Как относился к этому времени года Александр Сергеевич Пушкин и как он его описывал. Вспомним «Вот север, тучи нагоняя…». Это тоже отрывок из романа «Евгений Онегин», и в нём также описана зима. Но перед нами уже совсем другая картина. описывает других персонажей. И по этим описаниям мы можем понять, что приход зимы — радостное событие для всех. Всё стихотворение пронизано бурной радостью, восторгом от прихода зимы. Читает: ........ |
|
|
Ведущий: В жизни и творчестве великого поэта женщины сыграли решающую роль. Они вдохновляли Александра Сергеевича, и рождались новые произведения. Особое место в сердце поэта занимала няня Арина Родионовна. Она была самым лучшим его другом преданная, приветливая. Ей Александр Сергеевич доверял свои сердечные тайны, жаловался на одиночество. Арина Родионовна разделяла с ним трудности изгнания, до конца жизни оставаясь ангелом – хранителем своего любимца. Читает: ......... |
|
|
Ведущий: От нее, большой выдумщицы, узнавал он о старине. Няня Арина Родионовна знала много пословиц и поговорок, говорила складно. Пушкин любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня и бабушка. Он записывал их в отдельную тетрадь и позже на их основе создавал свои сказки, которые мы все знаем. Удивительные сказки писал Пушкин. В них отразился весь мир добра, где царствует дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, где наказано зло, жадность, обман и алчность. Ведущий: Имя Пушкина навсегда вошло в историю русской музыки. В 1899 году к столетию со дня рождения Пушкина русский композитор Н. А. Римский-Корсаков создал оперу на сюжет «Сказки о царе Салтане…», которая замечательно передает неторопливый стиль повествования, а также передать яркие человеческие чувства: радость, надежду, любовь. Просмотр фрагмента из оперы Римского-Корсакова «Полёт шмеля» |
|
|
Ведущий: Нетрудно догадаться, что Пушкин взял многих персонажей для своего произведения из русского фольклора. Поэтому автор пишет: «Там русский дух… там Русью пахнет!». Ведь сказки эти создали простые люди и передавали их из поколения в поколение. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» (У лукоморья дуб зеленый) Читает: ...... |
|
|
Ведущий: Одно из последних стихотворений А.С.Пушкина «Я памятник воздвиг себе». Оно написано им за полгода до его гибели, в котором он как бы подводит итог своему творчеству. Читает: ......... |
|
|
Ведущий: А.С. Пушкин оставил нам огромное наследство – свои стихи, хотя прожил всего 37 лет. Он был убит на дуэли. Всенародное признание А.С. Пушкин получил еще при жизни. Его имя носит город (бывшее Царское село), его именем названы улицы и площади, театры и библиотеки. Стихи поэта переведены на многие языки мира. Подведение итогов конкурса. Ведущий: Дорогие, ребята! Огромное вам спасибо за ваши выступления. Сегодня мы с вами лишь приоткрыли дверь в мир Пушкина, в мир его стихотворений. Но у Пушкина помимо стихов, очень много и других произведений: повести, поэмы, роман. И теперь вы сами продолжите знакомство с ними. Дорогие ребята и взрослые, читайте Пушкина! Любите Пушкина! До новых встреч! |