Сценарий семинара - практикума «Конструкторское бюро»
Сценарий семинара - практикума
«Конструкторское бюро»
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала и компетентности в вопросах конструирования.
Материал: Строительные наборы «Тоимк».
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас в «Конструкторском бюро». Предлагаю вам встать в круг и преподнести друг другу «подарок» с пожеланием, ассоциирующим с конструированием: «Ирина Владимировна, я хочу Вам подарить этот зеленый шар. Зеленый цвет ассоциируется с ростом и новыми начинаниями, желаю тебе позитивных изменений и преобразований»; Светлана Андреевна я хочу Вам подарить этот синий кубик, синий цвет связан с небом и водой и это придает ему атмосферу гармонии, я желаю Вам стабильности и спокойствия»; Елена Владимировна, я дарю вам эту красную призму, будьте всегда такой же яркой, взглянув на мир через призму можно увидеть его совсем иначе» и т.д.
Ведущий: Начинаем работу «Конструкторского бюро» с разминки. (Приложение № 1.Ответы представляем в презентации)
Молодцы, справились. Переходим к следующему блоку работы нашего бюро.
Теоретическая часть (с показом слайдов).
1. Как вы уже сказали, конструирование тесно связано с игрой. Многими педагогами выявлена динамика взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей; и к старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само иногда приобретает сюжетный характер (создается несколько конструкций, объединенных одним сюжетом).
Оно формирует у ребенка конструктивные представления и конструктивное мышление, а также развивает поисковую деятельность во всех видах и формах. Все это является необходимым условием не только умственного развития дошкольника, но и развития личности в целом.
2. Вспомним, какие формы организации обучения дошкольников конструированию нам предлагают исследователи.
Конструирование по образцу: разработанное Фридрихом Фребелем. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.
Использование образцов — это необходимый и важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек. Направляя самостоятельную деятельность дошкольников на подбор и целесообразное использование деталей, рекомендуется применять в качестве образца рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки.
Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом, на котором можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
3. Конструирование по модели (А.Н. Миренова). В качестве образца предъявляется модель, в которой составляющие её элементы скрыты от ребёнка. Иными словами, предлагается определённая задача, но не способ её решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят её из имеющегося строительного материала. Чтобы дети имели возможность более эффективно использовать в конструировании модели, лучше предложить им сначала освоить различные конструкции одного и того же объекта. Обобщённые представления об объекте, оказывают положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления детей и конструирования как деятельности.
4. Конструирование по условиям, предложенное Николай Николаевичем Поддьяковым, заключается в следующем: не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.).
Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.
Конструирование по модели это усложненная разновидность конструирования по образцу; основа для формирования в будущем регулятивных и познавательных универсальных учебных действий (УУД): умение разрабатывать собственный алгоритм, выделять части и целое, осуществлять анализ, синтез, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и коррекцию своих действий.
5. Конструирование по замыслу, по сравнению с конструированием по образцу, обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы.
Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования – по образцу и по условиям. Таким образом, конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения
не боясь ошибок и т.п.
6. Конструирование по теме. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.
Детям предлагают общую тематику конструкций («Машины», «Дома» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу – с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.
7. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам (С. Леон Лоренсо, В.В. Холмовская). Детей сначала обучают строить простые схемы чертежи, отражающие образцы построек. А затем, наоборот, создавать конструкции по простым чертежам схемам. Но дошкольники, как правило, не владеют умением выделять плоскостные проекции объёмных геометрических тел. В этом случае можно использовать специально разработанные шаблоны, развивающие образное мышление, познавательные способности. С их помощью дети имеют возможность применять внешние модели простейшие чертежи как средство самостоятельного познания новых объектов. Этот вид конструирования достаточно сложен для дошкольников.
8. Каркасное конструирование (Н.Н. Поддьяков). Его суть: первоначальное знакомство с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (отдельные части, характер их взаимодействий); последующая демонстрация педагогом различных изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса, учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного образца. В конструировании такого типа ребёнок, глядя на каркас, домысливает, как бы дорисовывает его, добавляя дополнительные детали. Однако, каркасное конструирование требует разработки специального материала. Только в этом случае дети смогут достраивать конструкции, соответствующие их замыслам, чтобы создавать целостные объекты.
9. Используя любую форму организации обучения дошкольников конструированию необходимо помнить три правила архитектуры:
• Функциональность – соответствие назначению объекта. Постройки могут быть разного назначения: для человека (жилые дома, дворцы, здания служебные, гаражи, мосты, парки и т.д.); для животных (ферма, птичник, конюшня и т.д.).
• Прочность – надежность конструкции и материалов. Конструкция будет прочной, все детали надо укладывать ровно, плотно прижимая, друг к другу.
• Эстетика – визуальная привлекательность и гармония. Постройка должна быть гармоничной по формам и цвету. Украсить постройку можно цветом, строительными деталями, каждый раз варьируйте и объясняйте, почему такая комбинация деталей и их цвета вам кажется красивой.
10. Важно, чтобы соблюдая эти правила ребенок, сумел играть без участия взрослого в течение длительного времени, решая творческие задачи конструирования и обыгрывания построек – строительные и режиссёрские игры. В процессе конструирования ребенок узнает, что за определенной формой и весом деталей стоят определенные конструктивные свойства.
Потраченное время на такую работу с ребенком принесет еще больше пользы, если мы будем проговаривать процесс и результат строительства, используя технологию Н.М. Крыловой «Ладошка» (Программа «Детский сад – дом радости»).
Это своеобразный алгоритм действий (система пяти взаимосвязанных компонентов) на основе модели которую строит сначала воспитатель, предлагая следующие вопросы, а затем старший дошкольник овладевает этим умением:
1. Что хочешь сделать? (Формулировка замысла — цели и мотива.)
2. Из чего или на чем? (Выбор предмета или материала для преобразования.)
3. Чем будешь делать? (Подбор орудий или инструментов преобразования.)
4. В каком порядке? (Система поступков, преобразующих материал: что
сначала, что потом.)
5. Получилось ли у тебя то, что ты задумал, достиг ли ты результата? (Анализ
продукта, его соответствия замыслу (рефлексия), а затем адекватная оценка
его: сформулировать самооценку, которая соответствует оценке взрослого.
Ведущий: Для закрепления наших теоретических знаний переходим к практическому блоку. (Педагоги работаю в паре, выполняя различные задания.)
1. Игра «Три кубика». Задание: Возведи постройку из трех элементов. (В этой игре используются только три детали).
2. Конструирование по образцу. (Воздушный транспорт).
3. Конструирование по условиям. Задание: - Постройте мост, через речку для машин, чтобы под ним по реке могли проплывать корабли.-Постройте многоэтажный дом с игровой площадкой.
4. Конструирование по схеме («Здание»).
11. Ведущий: Завершаем работу «Конструкторского бюро». Предлагаю оценить свою деятельность, используя «Лесенку успеха». Из строительного материала построена лесенка с тремя ступеньками. Задание: Выберете себя, взяв любой элемент конструктора, оцените свою деятельность и поставьте себя на ступеньку:
1 ступенька – Плохо поняла, испытываю затруднения.
2 ступенька – Поняла, но нужно еще поработать.
3 ступенька – Все поняла, всё получилось.
12. Ведущий: Закончить нашу работу хочется словами А.В. Сухомлинского «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Приложение № 1
Вопросы разминки:
1. Что такое конструирование?
(Конструирование – возведение постройки из строительного материала; конструирование – это процесс создания различных видов изделий, имеющих конкретное назначение; конструирование – это продуктивная деятельность, при которой дети создают из различных материалов всевозможные постройки).
2. С каким видом детской деятельности тесно связано конструирование? (Игра).
3. К какой образовательной области относится конструирование? (Художественно – эстетическое развитие).
4. Какие два вида конструирования вам известны? (Техническое и художественное).
5. Какое, по Вашему мнению, значение конструирования в жизни ребенка? (Развитие мелкой моторики, пространственное мышление, воображение. Развитие речи и коммуникативных навыков. Умение работать в коллективе. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность).
Список литературы:
Коноваленко С. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников. – Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
Крылова Н.М. «Детский сад – дом радости». Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. – Пермь «Книжный мир», 2005.
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
Лиштван З.В. Конструирование. – М.: Просвещение, 1981.
5