Тема урока: «Местоимение»
Тип урока: урок-обобщение (систематизация изученного и контроль качества знаний)
Цели: обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Местоимение».
Задачи:
обучающие:
- закрепить и обобщить знания детей о местоимении;
- учить употреблять местоимения в речи.
- контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»
развивающая:
- развивать умение делать выводы, обобщать;
- активизация самостоятельной деятельности
- развитие познавательной активности
воспитательная:
- воспитывать умение работать в группе, паре.
- воспитание интереса к предмету
- воспитание коммуникативности, доверительных отношений, чувства взаимопомощи, поддержки;
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.
Вид урока: урок-соревнование.
Оборудование: карточки с заданиями для групп.
План урока.
- Организационный момент.
- Редакторский отдел.
- Игра “Дешифровка”.
- Важное спецзадание.
- Производственная гимнастика (динамическая пауза).
- Отдел “Справочное бюро”.
- Машинописное бюро.
- Поработаем корректорами.
- Коллективная работа.
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Домашнее задание.
1. Организационный момент.
Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить с вами на уроке, вам нужно разгадать шифрограмму. На доске зашифровано слово, известны только согласные буквы, нужно вставить гласные и мы узнаем тему нашего урока. М… СТ…… М… Н……
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.
Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал по теме “Местоимение", но сделаем это в необычной форме. Представьте, что наш класс - это редакция газеты. У нас в редакции собрались представители трех газет: журналисты, корректоры - работники, занимающиеся чтением текста и его правкой, редакторы - самые главные и ответственные лица, а также - секретари - машинистки.
Представьте нам, пожалуйста, названия своих газет. Мы начинаем работу. Выполнять все задания нужно дружно, быстро и тихо, чтобы не мешать другим.
2. Редакторский отдел.
В типографии невнимательно набрали материалы. Когда напечатали пробный выпуск, то обнаружили, что некоторые слова написаны неправильно.
Помогите разобраться.
Существительное | Местоимение |
1. Указывает на предмет
2. Отвечает на вопросы кто? что?
3. Изменяется по родам в 3 лице ед.числе
4. Изменяется по падежам
5. Имеет постоянный род
6. Имеет лицо
7. Изменяется по падежам и числам
8. Бывают единственного и множественного числа
9. Обозначает предмет
10.С предлогами пишется раздельно
Существительное | Личное местоимение |
2, 5, 7, 9, 10 | 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10 |
А теперь давайте проверим, что получилось у работников наших газет. Замечательно! Вы молодцы!
3. Игра “Дешифровка”.
Представьте, что вы получили телеграмму. Для экономии в них пропущены местоимения. Ваша задача — расшифровать телеграмму, вставляя нужные местоимения. Не забудьте обратить внимание на форму глагола.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
Отпустил … рыбку золотую и сказал … ласковое слово. На … старуха взглянула, лишь с очей прогнать … велела.
Ответы: Я нарисую ёлочку. А ТЫ что будешь рисовать? Когда ОН приедет? Завтра МЫ пойдём на речку. Кого ВЫ ждёте? Почему ОНИ улетают?
Вечером МЫ читаем сказки. Что ОН вырезает из бумаги? А ВЫ умеете так вырезать? Какую задачу ОНИ решают? Куда ТЫ идёшь? Завтра Я пойду в библиотеку.
Отпустил ОН рыбку золотую и сказал ЕЙ ласковое слово. На НЕГО старуха взглянула, лишь с очей прогнать ЕГО велела.
4. Машинописное бюро.
А сейчас мы побываем в машинописном бюро, и я расскажу вам про одного хитренького секретаря. Он не любил печатать много букв, а всегда, если это было возможно, заменял какую-нибудь длинную фразу на более короткую.
Закончи предложения:
- местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только________________________________
- к 1-му лицу относятся местоимения________________
- ко 2-му лицу относятся местоимения__________________
- к 3-му лицу относятся местоимения______________________
- по родам изменяются только местоимения __________ лица ________________ числа
- предлоги с местоимениями пишутся ____________________________________ .
5. Производственная гимнастика (динамическая пауза).
Давайте немного отдохнем. Я читаю стихотворение, а вы если слышите местоимение 1-го лица-делаете хлопок над головой, 2-го лица – приседаете, 3-го лица – наклон вперед.
Петя драться любит очень,
С ним играть никто не хочет.
На друзей не дуйся, брат,
Сам ты в этом виноват.
Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Вниз головой гимнаст летит,
Гимнастка на него глядит.
Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
После утренней зарядки
Мы работали на грядке –
И посадки все в порядке,
Их теперь полить пора.
Хлопните в ладоши, если не согласны с утверждением.
Местоимения указывают на предмет и называют его. "Я" - это личное местоимение 1 лица единственного числа. Личные местоимения изменяются по падежам. "Она", "оно", "они" -
местоимения 3 лица единственного числа. Личные местоимения указывают на лица,
участвующие в речи. "Нам", "им", "нас", "нами" - формы местоимения "мы". Личные
местоимения изменяются по лицам и числам. "Тебе" - это форма местоимения "я". "Нас" -
это форма местоимения "мы".
6. Отдел “Справочное бюро”
В редакциях многих газет есть рубрика “Справочное бюро”. Знаете ли вы, что…
Местоимений в русском языке немного, всего около 70, но по частоте употребления они занимают 3 место (после существительных и глаголов). Местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избежать повторений одних и тех же слов в речи. Местоимения в предложении играют роль тех частей речи, которые они замещают. К местоимениям задаётся тот же вопрос, который бы задали к той же части речи, которую заменяет местоимение. Местоимения – изменяемая часть речи, при этом у личных местоимений меняется не только окончание, но и вся основа. В старших классах, кроме личных местоимений вы будете знакомиться и с другими.
Тест «Знаете ли вы местоимение?»
1. Местоимение - это:
а) часть слова б) часть речи в) член предложения
2. Выберите верное утверждение.
а) местоимение обозначает предмет;
б) местоимение указывает на предмет;
в) местоимение называет предмет.
3. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?
а) имя существительное
б) имя прилагательное
в) глагол
г) имя числительное
4.Выберите верное утверждение.
а) Местоимения 3-го лица изменяются по родам.
б) Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам.
5. Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица?
а) местоимения 3-го лица не имеют формы именительного падежа
б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется согласный Н
в) местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа
г) местоимения 3 лица не склоняются
6. Местоимение изменяется:
а) только по лицам и числам
б) только по числам и падежам
в) по лицам, числам и падежам
7. Укажите местоимение:
а) ель б) край в) ты г) ем
8. Выбери местоимение во множественном числе:
а) её б) за тебя в) вы г) мной
9. Выбери местоимение в творительном падеже:
а) под вами б) без него в) о тебе г) за них
10. Выбери местоимение в винительном падеже:
а) о тебе б) без него в) под вами г) за них
7. Важное спецзадание.
Мы продолжаем наше сотрудничество. Сейчас от каждой газеты вы должны отправить на спецзадание одного журналиста. Вы знаете, что хороший журналист знает, как лучше выразить свою мысль, в совершенстве владеет не только письменной и устной речью. Они должны будут составить и записать небольшой рассказ (4-5 предложений о своем друге или подруге), используя местоимения 3 лица с предлогами.
8. Поработаем корректорами.
А теперь поработаем корректорами. На карточках написан текст - отрывок из рассказа начинающего журналиста. В нём допущены некоторые ошибки. Будьте внимательны! (Задание выполняется 5 мин.)
Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ей незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг близко от её раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у его были закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глядел на его молча.
Вернулся хозяин. Каштанка пошла за им. Она ходила около его и следила за каждым его движением. Хозяин взял блюдечко, налил в его воды . Собака и гусь жались к ему. Они очень любили него.
Ответы: Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к НЕЙ незаметно и овладела ЕЮ постепенно. Вдруг близко от НЕЁ раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у НЕГО были закрыты. Хозяин сел перед НИМ, минуту глядел на НЕГО молча.
Вернулся хозяин. Каштанка пошла за НИМ. Она ходила около НЕГО и следила за каждым его движением. Хозяин взял блюдечко, налил в НЕГО воды . Собака и гусь жались к НЕМУ. Они очень любили ЕГО.
(Взаимопроверка по листкам с ответами).
9. Коллективная работа.
Найди лишнее:
Я, они, на, ты
Но, оно, она, они
Я, Яна, ты, вы
Он, она, они, оно
Мы, я, вы, они
Он, она, они, мы
Я, яма, ты, он.
Мы, вы, ты, они.
Тебя, тебе, табун, тобой.
К тебе, ко мне, к нам, к дому.
Окно, око, оно, Ока.
Хитрые вопросы:
Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Он).
Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).
Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (Оно).
В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я)
Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я-мы)
К какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить неодушевлённый предмет? (мы-ло)
Какую букву и за какое местоимение нужно запрятать, чтобы получилось название животного? (За – я – ц).
Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? ( Я – всегда говорит о себе, но в алфавите последнее).
Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (Мы-шь)
Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).
Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые? (Вы-мы-ты)
10. Подведение итогов. Рефлексия.
Настал момент подведения итогов. Больше всего баллов набрали работники газеты “......”. Молодцы! Они знают свое дело. Спасибо и остальным ребятам, участвующим сегодня в работе нашей редакции.
А сейчас вам предстоит провести обсуждение в командах и выставление отметок за работу в группе. Постарайтесь быть объективными. "Не кричи о себе - пусть другие о тебе хоть тихо скажут";
Команда: | Отметки за работу |
Спасибо за урок! Успехов вам и хорошего настроения!
11. Домашнее задание.
- Вспомнить и записать 5-7 фразеологизмов, пословиц или поговорок с местоимениями.
- Для рубрики “Объявления и реклама” сочинить объявление о знакомстве, продаже, рекламу (можно юмористические), при этом нужно использовать как можно больше местоимений.
Пролубщикова Наталья Владимировна
Владыкина Елена Николаевна