Сценарий урока русского языка в 3 классе «Неизвестные чудесные фразеологизмы»
Цель урока: сформировать у учащихся представления о фразеологизмах.
Образовательные задачи:
- Познакомить школьников с фразеологизмами;
- Показать особенности функционирования в речи фразеологических оборотов;
- Научиться находить их в тексте и объяснять их значение;
Развивающие задачи:
- Развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи;
- Развивать речь учащихся, чтобы она была эмоциональной, логичной, лаконичной;
- Способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать внимательное отношение к слову и интерес к изучению русского языка;
- Создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения учащихся работать в паре;
- Воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей;
Формируемые УУД:
- Познавательные: выполнение универсального логического действия: анализ, синтез, сравнение, классификация объектов; классификация объектов; извлечение информации из текста; представление информации в форме схемы-модели;
- Регулятивные: определение темы и цели урока, выдвижения версий решения проблемы, через работу по предложенному плану, через самооценку;
- Коммуникативные: оформление своей мысли в устной и письменной речи, аргументированное отстаивание своей точки зрения, организацию учебного взаимодействия в паре и группе, уважительное отношение к позиции одноклассников.
8. Оборудование: карточки для выполнения заданий; лист для рефлексии; презентация к уроку; экран; проектор.
Ход урока
- Мотивация учебной деятельности, постановка цели и задач урока.
- Начинаем наш урок. Я хочу, чтобы он был не только деловым, но и сохранил наше хорошее настроение. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать, засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте, вас ждёт успех!
- Может быть, моё приветствие вас удивило? Чем? Все ли вам понятно в моем пожелании? Какие необычные слова вы услышали? А как вы их поняли? /Встретились особые обороты, устойчивые выражения, слова с переносным значением. Обобщить ответы учащихся./ Значит, как мы будем работать? /Учащиеся объясняют значение фразеологизмов./
- Сегодня мы продолжаем открывать тайны родного языка, и будем говорить о таких выражениях в нашей речи. А кто знает, как называются эти необычные обороты? /…/ Такие словосочетания называются фразеологизмами. Слово фразеологизм состоит из двух корней фраза и логос. Какова тема нашего урока? Какие задачи мы с вами можем решить на уроке? (на доске – слова-подсказки: узнать, выяснить, находить, уметь, научиться). /Учащиеся формулируют задачи/
- Ознакомление с новым материалом.
- Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились такие устойчивые сочетания. Живут-поживают слова, ими постоянно пользуются люди в своей речи. В какой-то момент слова сливаются в неделимые сочетания-фразеологизмы. В русском языке существуют слова, например: за, пояс, заткнуть. Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например: заткнуть рот, завязать пояс. Но только выражение заткнуть за пояс является фразеологизмом со значением: превзойти кого-либо в чём-либо.
- Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно запоминать.
- А сейчас вы сами попробуйте собрать фразеологизмы (работа в парах): на носу, совать, нос, повесить, водить, с носом, за нос, нос, оставить, задирать, зарубить, нос. После проверки и обсуждения вместе с детьми формулируется вывод 1.
Вывод 1: Фразеологизм – это устойчивое, неделимое сочетание слов:
- всегда одни и те же слова;
- нельзя заменить одно слово другим;
- порядок слов нельзя менять.
- Словарная работа.
- Вам нужно услышать во фразеологизме словарное слово, записать его, обозначив орфограммы: как об стенку горох, ветер в голове, дать берёзовой каши, стреляный воробей, считать ворон, медведь на ухо наступил, сапоги каши просят, как кошка с собакой, трещит как сорока, яблоку негде упасть, как корова языком слизала.
Ученики работают в тетрадях с взаимопроверкой по критериям-линейкам: правильность выбора (В), написание (П), орфограммы (О).
- Какие фразеологизмы вы можете объяснить? Если вы не знаете значение фразеологизма, обратитесь к словарям. Как же будет называться словарь, в котором мы можем узнать значение фразеологизма? /Фразеологический словарь/ Учитель показывает разные фразеологические словари.
- Работа по теме урока.
- Продолжим наши наблюдения. Почему такие объявления «Вставляю палки в колеса», «Куплю хорошо подвешенный язык», «Обучаю игре на нервах» вызовут улыбку? /…/
Ученики подбирают к фразеологизмам их значения (устная фронтальная работа): не бросать слов на ветер, заячья душа, мухи не обидит, ветер в голове, вылетело из головы, повесил нос, задирать нос – легкомысленный, зазнаваться, приуныл, добрый, не говорить впустую, трусливый, забыл). В итоге совместно формулируется вывод 2.
Вывод 2: Фразеологизмы
- употребляются в переносном значении.
- можно заменить одним словом – синонимом.
- Сравните предложения (Девочка плакала. - Девочка ревела как белуга. Ребёнок испуган. - Ребёнок как осиновый лист дрожал. Дедушка дремал. - Дедушка клевал носом.). Сделайте вывод о роли фразеологизмов в русском языке и литературной речи. Продолжите фразу “Фразеологизмы делают нашу речь…”
Вывод 3: Фразеологизмы – это украшение речи. Они делают её образной, выразительной, эмоциональной и яркой.
- Физкультминутка. Покажите часть тела, о которой идёт речь во фразеологизме.
- Её можно потерять (голову) – НАКЛОНЫ ГОЛОВЫ ВЛЕВО И ВПРАВО
- Их нужно держать на макушке (уши) – МАССАЖ УШЕК
- Ими машут, как мельница (руки) – КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУКАМИ
- Их нельзя класть в рот (пальцы) – ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦАМИ
- С них сбиваются, когда что-то ищут (ноги) - ПРИСЕДАНИЕ
- Ну что же, пора снова браться за работу. На ваших карточках 9 фразеологизмов с разными значениями: бить баклуши, в поте лица, водить за нос, втирать очки, гонять лодыря, засучив рукава, не покладая рук, обвести вокруг пальца, сидеть, сложа руки.
Учащиеся выписывают фразеологизмы: 1-ый ряд со значением «бездельничать», 2-ой – «обманывать», 3-ий – «работать старательно».
- Что объединяет фразеологизмы, попавшие в один столбик? Как их можно назвать /Синонимы/? А как можно назвать фразеологизмы 1 и 3 столбиков /Антонимы/?
Вывод 4: Существуют фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы.
6. Индивидуальная работа по карточкам.
- Предлагаю проверить свои знания по новой теме, выполнив самостоятельно задания.
1. Найдите и подчеркните одинаковым цветом фразеологизм и его значение.
а) устать
б) перекусить
в) мешать
г) победить, превзойти
1) заткнуть за пояс
2) заморить червячка
3) волочить ноги
4) вставлять палки в колёса
2. Выделите «лишний» фразеологизм в каждой строчке (тот, который не соответствует общему значению остальных фразеологизмов). Запишите букву «лишнего» по порядку, прочитайте получившееся слово /БРАВО/.
1. а) как сельдей в бочке б) кот наплакал г) повернуться негде д) яблоку негде упасть
2. р) никуда не годится л) все как на подбор н) один к одному м) молодец к молодцу
3. п) на краю света с) за тридевять земель т) не ближний свет а) рукой подать
4. е) на всех парусах ж) в мгновение ока в) черепашьим шагом з) во весь дух
5. о) сложа руки к) засучив рукава ф) не покладая рук ц) работать рука об руку
7. Итог урока.
- Итак, наш урок подошёл к концу. Проанализируем его. Какие задачи мы поставили в начале урока? Удалось ли нам их решить? /Мы узнали, что такое фразеологизмы, выяснили, для чего они используются в языке, умеем находить их в высказываниях, текстах, объяснять их значение, учились правильно употреблять их в речи./
- Подводя итог нашей работе, хочу сказать, что вы сегодня смотрели в оба, мотали на ус и поэтому все задания выполнили хорошо. Надеюсь, что вы всегда будете держать слово, болеть душой за дело, подходить к людям с открытой душой!
8. Домашнее задание (1 или 2 – на выбор, на выполнение 3 задания даётся неделя).
- Выписать 5 фразеологизмов из басен И.А. Крылова. Уметь объяснить их значение.
- Придумайте увлекательный рассказ о событии, которое могло с вами произойти, выбрав нужные из фразеологизмов: голова идёт кругом; дух захватывает; мороз по коже; валиться с ног; ждать у моря погоды; гора с плеч; на седьмом небе; ни жив, ни мёртв; не показать вида; опустить руки; принять близко к сердцу; сгореть от стыда; сквозь землю провалиться; язык проглотил.
- Примите участие в создании «Классного фразеологического словаря», оформив одну страницу (формат А4). Содержание: 1 фразеологизм, его значение и происхождение, рисунок к нему, примеры высказываний или текста с этим фразеологизмом, интересное задание с ним (ребус, анаграмма, шифровка, стихотворение, частушка).
9. Рефлексия «Всяк молодец на свой образец».
Оцените свою работу:
1. Встаньте, если вы на уроке не хлопали ушами.
2. Сядьте, если вы на уроке били баклуши.
3. Поднимите руки вверх, если вы не гоняли лодыря.
4. Опустите руки, если вы работали в поте лица.
5. Повернитесь направо, если вы работали через пень колоду.
6. Похлопайте в ладоши, если у вас сегодня всё горело в руках.
«Для меня сегодняшний урок…» Учащимся дается карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок: 1. интересно 2. скучно 3. безразлично
Я на уроке: 1. работал 2. отдыхал 3. помогал другим
Итог: 1. понял материал 2. узнал больше, чем знал 3. не понял
Список литературы:
- Волина В.В. Фразеологический словарь. Серия: Хочу все знать. – Дидактика Плюс, 2000.
- Волков С.В. Детский фразеологический словарь в картинках. – М.: АСТ Астрель, 2010.
- Розе Т.В. Большой фразеологический словарь. М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011.
- Усачёв А.А. Великий могучий русский язык. Крылатые слова в стихах и картинках. – М.: Дрофа-Плюс, 2011.
- http:// festival.1september.ru
- http:// razumniki.ru/frazeologizmy
http:// zanimatika.narod.ru/Book_Kril_frazi
Презентация к уроку
PPT / 4.79 Мб