Сценарий урока по химии для 11 класса углубленного уровня Тема «Закономерности протекания химический реакций»
Анандаева Арюна Батомункуевна, учитель химии МАОУ «Агинская окружная гимназия-интернат»
Сценарий урока для 11 класса углубленного уровня
УМК В.В.Еремин
Тема «Закономерности протекания химический реакций»
Тема урока из раздела «Химические реакции в водных растворах».
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний по темам Электролитическая диссоциация, гидролиз, смещение химического равновесия, химические свойства электролитов.
Структурирование урока по технологии развивающего обучения с элементами исследования.
Цель: Обобщение и систематизация знаний о закономерностях протекания химических реакций в водных растворах через экспериментально-исследовательские задачи.
Задачи:
Предметные: Обобщение и систематизация знаний об электролитической диссоциации электролитов, смещения химического равновесия, образования комплексных соединений в растворе,
Метапредметные: формирование базовых исследовательских действий: формулировать цели и задачи исследования; самостоятельно планировать проведение ученического эксперимента, формулировать обобщения и выводы относительно достоверности результатов эксперимента.
Форма урока: групповая
Реактивы и оборудование: растворы H3PO4 (5-10%), AgNO3 (0,1%), NaOH (5-10%), раствор аммиака, AgNO3 (кристаллы), универсальная индикаторная бумага; штатив с пробирками, пинцет или нож лабораторный, химический стакан, цилиндр, стеклянная палочка.
Сценарий урока
Организационный этап. Приветствие.
Мотивационный этап. На экране слайд с уравнениями электролитической диссоциации фосфорной кислоты и степени диссоциации на каждой ступени.
- Ребята, как вы думаете можно ли «открыть» фосфат ион с помощью качественной реакции в растворе фосфорной кислоты?
- Чтобы ответить правильно, вам нужно провести мини-исследования в командной работе, а в помощь вам даются технологические карты. На выполнение работы командам дается 20 минут, 5 минут на защиту работы, 5 минут на выступление оппонентов, рецензентов и на вопросы наблюдателем.
Операционно-содержательный этап
Технологическая карта
1 команда
Дорогие ребята! Перед тем как приступить к командой работе, внимательно прочитайте технологическую карту.
Для слаженности работы вам необходимо распределить роли в команде;
Внимательно прочитать экспериментальную задачу и провести лабораторную работу.
Составить полное решение (объяснение, уравнения реакций, пояснение)
Защита работы. Докладчик (1-2 чел) выступают с докладом. В каждой команде должны быть определены оппонент, рецензент и наблюдатель. У каждого своя задача, благодаря которой они могут принести дополнительные баллы в пользу команды.
Распределите в группе следующие роли в ходе лабораторной работы:
Капитан команды (распределяет роли, организует обсуждение, слушает и наблюдает за выполнением работы всех остальных ) – 1чел
Лаборант (оглашает технику безопасности, перечисляет реактивы и оборудование необходимые для лаб.работы, выполняет ход лабораторной работы ) – 1 чел
Теоретик (читает текст задачи, организует обсуждение хода решения задачи, напоминает формулы необходимые для расчета) -2 чел
Аналитики (рассуждают и анализируют ход решения задачи) – 2 чел
Экспериментальная задача
1.Чем определяют фосфат ионы в растворе? Напишите ионное уравнение.
2.Проведите следующий эксперимент:
Шаг1. Прилейте 1мл раствора фосфорной кислоты в пробирку. Добавьте 3-4 капли раствора нитрата серебра. Наблюдаете ли вы выпадение фосфата серебра?
Шаг2. Добавьте в пробирку 3-4 капли раствора щелочи гидроксида натрия. Что вы наблюдаете?
Шаг3. Дайте объяснение заданным вопросам и напишите соответствующие уравнения реакций происходивших процессов в пробирке.
Шаг4. Как был приготовлен раствор нитрата серебра? Изучите приготовление раствора нитрата серебра и дайте пояснение.
Защита команд:
Капитан команды распределяет следующие роли для защиты:
Докладчик (представляет решение задачи, отвечает на оппонирование, отвечает на вопросы, заданные командами, жюри и зрителями, получает оценку за свое выступление, которая идет в командный зачет) – 2 чел
Оппонент (представляют краткую характеристику доклада докладчика другой команды и решение задачи командой –докладчиком, высказывает замечания относительно доклада, имеет право задавать вопросы докладчику, делает общий вывод о решенности задачи докладчиком, получает оценку за свое выступление, который идет в командный зачет) -2 чел
Рецензент (оценивает выступление докладчика другой команды и оппонента, отмечает недостатки доклада, не замеченные оппонентом, делает общий вывод относительно того, справились ли докладчик и оппонент своими целями, получает оценку, которая идет в общий зачет) – 2 чел
Наблюдатель (имеет право задавать вопросы докладчику и оппоненту в ходе их дискуссии, получает оценку, за правильно отмеченный вопрос) -1-2 чел.
Технологическая карта
2 команда
Дорогие ребята! Перед тем как приступить к командой работе, внимательно прочитайте технологическую карту.
Для слаженности работы вам необходимо распределить роли в команде;
Внимательно прочитать экспериментальную задачу и провести лабораторную работу.
Составить полное решение (объяснение, уравнения реакций, пояснение)
Защита работы. Докладчик (1-2 чел) выступают с докладом. В каждой команде должны быть определены оппонент, рецензент и наблюдатель. У каждого своя задача, благодаря которой они могут принести дополнительные баллы в пользу команды.
Распределите в группе следующие роли в ходе лабораторной работы:
1.Капитан команды ( распределяет роли, организует обсуждение, слушает и наблюдает за выполнением работы всех остальных ) – 1чел
2.Лаборант (оглашает технику безопасности, перечисляет реактивы и оборудование необходимые для лаб.работы, выполняет ход лабораторной работы ) – 1 чел
3.Теоретик (читает текст задачи, организует обсуждение хода решения задачи, напоминает формулы необходимые для расчета) -2 чел
4.Аналитики (рассуждают и анализируют ход решения задачи) – 2 чел
Экспериментальная задача
1.Проведите следующий эксперимент:
Шаг1. Измерьте 30мл воды в цилиндре и перелейте в химический стакан. Смешайте в воду кристаллики соли нитрата серебра на кончике ножа (2-3 шт кристалликов). Размешайте стеклянной палочкой. Что вы наблюдаете?
Шаг2. Добавьте несколько капель раствора аммиака до полного растворения помутнения. Опустите в раствор полоску универсального индикатора. Оцените рН среду. Высушите индикаторную полоску в течении 1 минуты. Что вы наблюдаете? Как вы думаете, полученный вами раствор может испортиться со временем?
Шаг3. Дайте обоснования ответам на заданные вопросы и напишите соответствующие уравнения реакций, объясняющих наблюдаемые процессы.
Шаг4. Прилейте в пробирку 1 мл фосфорной кислоты и добавьте несколько капель полученного раствора. Что вы наблюдаете? Напишите сокращенное ионное уравнение проведенного опыта.
Защита команд:
Капитан команды распределяет следующие роли для защиты:
Докладчик (представляет решение задачи, отвечает на оппонирование, отвечает на вопросы, заданные командами, жюри и зрителями, получает оценку за свое выступление, которая идет в командный зачет) – 2 чел
Оппонент (представляют краткую характеристику доклада докладчика другой команды и решение задачи командой –докладчиком, высказывает замечания относительно доклада, имеет право задавать вопросы докладчику, делает общий вывод о решенности задачи докладчиком, получает оценку за свое выступление, который идет в командный зачет) -2 чел
Рецензент (оценивает выступление докладчика другой команды и оппонента, отмечает недостатки доклада, не замеченные оппонентом, делает общий вывод относительно того, справились ли докладчик и оппонент своими целями, получает оценку, которая идет в общий зачет) – 2 чел
Наблюдатель (имеет право задавать вопросы докладчику и оппоненту в ходе их дискуссии, получает оценку, за правильно отмеченный вопрос) -1-2 чел.
Рефлексивно-оценочный этап. Какие теоретические знания понадобились, чтобы ответить на вопрос в начале урока? (Электролитическая диссоциация, гидролиз, смещение химического равновесия, химические свойства электролитов)