Сценарий внеклассного мероприятия по физике для 9 класса по теме «Удивительный свет»
Сценарий внеклассного мероприятия по физике для 9 класса по теме «Удивительный свет»
Разработала: учитель физики и математики МАОУСШ п. Парфино Новгородской области.
Данное внеклассное мероприятие позволяет обобщить знания детей о свете, рассмотреть свет как электромагнитную волну и как поток фотонов, повторить достижения ученых при проведении опытов со светом, объяснить многие световые явления, самостоятельно провести опыты со светом.
Цели:
1) Повторение, закрепление, обобщение раздела «Световые явления»;
2) Повышение познавательной деятельности, активности учащихся;
3) Развития культуры общения и культуры ответа на вопрос; развитие интереса к предмету.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Начинаем программу под общим названием " Удивительный свет", и мы приветствуем всех участников игры.
Образование команд и их название
- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать?
- Почему мы решили подробнее поговорить о свете? Как вы считаете?
. Известный русский физик С.И. Вавилов говорил: "В слове "свет" заключена вся физика…"
Задолго до выявления истинной природы света выдающиеся мыслители и ученые осознавали его фундаментальную роль в природе. Достаточно назвать некоторых из них: Декарт, Ньютон, Пифагор, Евклид, Птолемей, Гюйгенс, Юнг, Френель, Вавилов. Планк(презентация)
За правильный ответ выдается жетон в виде свечи.
1) конкурс (каждой команде нужно составить стихотворный текст о свете)
Все они придерживались разных точек зрения, но вместе с тем понимали, что свет …
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой.
В нем источник бесконечный
Наслажденья красотой.
Солнце, небо, звезд сиянье,
Море в блеске голубом,
Всю природу и создания
Мы лишь в свете познаем.
2) конкурс : «Что такое свет?
Свет в обычном понимание - это лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.
С научной точки зрения с 20 века учёные считают, что свет –это…….
Представляем фотографии учёных, определите кто на них изображён.
Кстати, об энергии… Единица измерения электрической энергии (силы света) - это свеча.
Кто наберет больше световой энергии, тот и победитель в игре!
Надеемся, что вы, загоревшись желанием участвовать в игре, предстанете на финише в наилучшем свете! А девизом нашей игры пусть будут слова:"Ученье - СВЕТ, а не ученье - ТЬМА!"
3) конкурс: Назовите литературные произведения и их авторов, в которых присутствуют светящиеся предметы и живые существа.
-"Огниво" - Г.Х. Андерсен
-Жар - птица из сказки "Конек - горбунок" - Ершов
-"Волшебная лампа Алладина" - арабская сказка
-"Огнивушка - поскакушка" - Бажов
-"Звездный мальчик" - Уайльд
-"Финист - ясный сокол" - русская народная сказка
-"Сказка о царе Салтане" – Пушкин
Ведущий. А вы знаете, как впервые появились свечи? Они были придуманы в Древнем Риме около двух тысяч лет назад. Сначала это были волокна растений, пропитанные смолой и покрытые воском. В 10 - 11 веках появились восковые и сальные свечи.
Конкурс4). каждой команде задаем по 1 загадке, которая оцениваются в 1 свечу.
1. Придет в дом, не выгонишь колом,
пора придет – сам уйдет. (Световой луч)
2. Где свету конец? (В темной комнате)
3. Ты от нее – она за тобой,
ты к ней – она от тебя. (Тень)
4. И языка нет, а правду скажет. (Зеркало)
5. Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде)
5) конкурс
Какие световые явления вы знаете? (написать на бумаге)
Проведем эксперименты, чтобы больше узнать о свете.
1) Демонстрация прямолинейного распространения света (луч, тень, полутень) и применение (презентация солнечное и лунное затмение)
Ход эксперимента:
Можно использовать луч света от проектора в затемнённой кабинете и запыленную мелом сухую тряпку. Благодаря пыли прямолинейный луч четко виден. Берем любой объёмный предмет и перемещая его от проектора до экрана наблюдаем тень и полутень.
Где применяется закон прямолинейного распространения света? (в презентации показано солнечное и лунное затмение)
2) Демонстрация отражения света
Ход эксперимента:
А) Демонстрация отражения света с помощью зеркала, используя луч от проектора.
Б) Выполнение опыта по отражению света обучающимися.
Оборудование: небольшое зеркало, фонарик с тонким пучком света, градусная градуировка, держатели на рабочем поле ( из набора L- микро)
Ход работы:
-собрать установку для наблюдения отражения света, и для измерения углов падения и отражения света.
- луч света направить в одной плоскости с градуировкой на плоскость зеркала и пронаблюдать явление отражения луча от зеркала.
- измерить угол падения и угол отражения, сделать вывод.
Где в природе и в технике применяется отражение света? (лунная дорожка, солнечная дорожка, наблюдение себя в зеркале, отражение в воде, перископ, калейдоскоп,.)применяем презентацию.
3) Демонстрация преломления света.
А) Оборудование: Магнитная доска, источник света, источник тока, стеклянная плоскопараллельная пластинка, градуировка.
Ход эксперимента:
-Направить луч света на пластинку и пронаблюдаем ход луча, заметить падающий луч, отраженный и преломлённый и записать данные углов.
-Изменить угол падения, пронаблюдать за изменением улов отражения и преломления, записать результаты измерений.
-Проверить равенство отношений синуса угла падения к синусу угла преломления в 1 и 2 опытах и сделать вывод.
Б) Выполнение опытов по преломлению света обучающимися.
Оборудование: фонарик с тонким пучком света, плоскопараллельная пластинка, рабочее поле.
- собрать установку для наблюдения преломления света.
-пронаблюдать за изменением угла преломления в зависимости от угла падения и сделать вывод.
В) Демонстрация дисперсии света.
-На установке для наблюдения преломления света заменить плоскопаралллельную стеклянную пластинку на треугольную призму и пронаблюдать разложение белого света на семь цветов радуги.
Продолжаем конкурсы.
Конкурс 6) Проекты.
Всем выдаём описание явлений. Вам нужно изучить и рассказать всем. Время на работу 5 минут, выступление 3 минуты.
Ваше выступление оценивают одноклассники по критериям:
1) доступность, 2)научность, 3)заинтересованность.
Радугу делают водяные капли: в небе – капли дождя, на земле – брызги от водяной струи, водопада, фонтана. Радугу могут сотворить и капли росинки на траве. Именно в водяной капле происходят оптические явления, из-за которых возникает радуга: преломление света на границе воздух-вода по закону “ отношение синуса угла падения к синусу угла отражения равно относительному показателю преломления”; отражение света на границе вода-воздух по закону “угол отражения равен углу падения луча”; дисперсия света, т е разложение белого света в спектр. Условие возникновения радуги: наличие капель воды диаметром 0,08 – 0,20 мм; особое положение наблюдателя: спиной к солнцу, вне дождевой зоны, при высоте солнца над горизонтом не более 42 градусов. Верхняя часть радуги всегда красного цвета, нижняя часть – фиолетовая. Понимание физической сущности появилось не сразу. Первая попытка объяснить радугу как естественное явление природы была сделана в 1611 году архиепископом Антонио Доминисом. Его объяснение радуги противоречило библейскому. Поэтому он был отлучен от церкви и казнен, а рукописи сожжены. Научное объяснение радуги впервые дал Рене Декарт в 1637 году на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях выпадающего дождя. Радуга Декарта была белой. Спустя 30 лет Исаак Ньютон, открывший дисперсию, дополнил теорию Декарта разными цветами. Первоначально он различал только 5 цветов, но впоследствии, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил еще 2 цвета. Теперь у радуги 7 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Запоминать можно так: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. (Слайды.
Я хочу прочесть вам строки Гете, где хорошо передано ощущение радости, вызываемое радугой:
К тебе я, солнце, обращусь спиною;
На водопад сверкающий, могучий
Теперь смотрю я с радостью живою,
Стремится он, дробящийся, гремучий,
На тысячи потоков разливаясь,
Бросая к небу брызги светлой тучей.
И между брызг, так дивно изгибаясь,
Блистает пышной радуга дугою,
То вся видна, то вновь во мгле теряясь,
И всюду брызжет свежею росою!
Проект № 2. “Голубое небо”. Слушаем вас внимательно. (5минут.)
Синий цвет неба объясняется рассеянием света на мельчайших частицах – молекулах воздуха, размеры которых во много раз меньше длины световой волны. Сине-фиолетовые лучи рассеиваются в 16 раз сильнее, чем красные. Поэтому при равной интенсивности всех падающих лучей сине-фиолетовых в рассеянном свете будет в 16 раз больше. Если все “цветные” рассеянные лучи смешать в определенном соотношении, то цвет смеси рассеянных лучей будет голубым. Прямой солнечный свет теряет за счет рассеяния в основном синие и фиолетовые лучи; приобретает же слабый желтоватый оттенок, который усиливается при спускании к горизонту.
Ведущий. Создатели проекта “голубое небо” рассказали нам, почему небо бывает голубым, а вы видели еще другой цвет неба? (Да, красный, оранжевый на закате.)
Как вы думаете, почему голубое небо перекрашивается в красный? Об этом расскажут создатели
проект №3“Закат”
Я хочу рассказать о не менее удивительном красивом природном явлении – закате солнца.
Вы заметили, что один закат солнца никогда не бывает похож на другой. Это красивое зрелище возникает из-за искривления хода световых лучей в атмосфере. Когда солнце приближается к горизонту, путь лучей через атмосферу длиннее, чем днем. На этом длинном пути прямого света от Солнца и Луны до поверхности Земли доходят в основном оранжевые, красные и желтые лучи. Поэтому Солнце кажется красно– оранжевым..
Теперь послушайте еще одну загадку “Что в сундук не спрячешь?” (Луч света.)
Ребята, подготовившие проект№4 “Сумерки”, расскажут об этом удивительном природном явлении.
Я расскажу о сумерках. После захода Солнца земная поверхность еще некоторое время освещается рассеянным светом, исходящим от той части небосвода, которая еще освещена солнечными лучами. По мере погружения Солнца под горизонт освещенная часть Земли сначала уменьшается быстро, потом все медленнее и медленнее, затем наступает полная темнота. Переход ото дня к ночи и от ночи ко дню на Земле происходит не мгновенно, а растягивается на некоторый промежуток времени благодаря наличию атмосферы и ее способности рассеивать свет. Это состояние называют сумерками.
Проект №5 Как происходит северное сияние в природе?
Солнце – звезда, которая состоит из частиц водорода и гелия. Они, в свою очередь, являются набором отрицательно заряженных электронов и положительно заряженных протонов. Во время одного из взрывов на Солнце к нашей планете устремляются миллиарды этих заряженных частиц со скоростью не менее 950 метров в секунду. Они достигают нашей голубой планеты спустя примерно двое суток. В момент соприкосновения их с ионосферой происходит взаимодействие с частичками разряженных газов. Из-за этого и появляется красивое свечение – северное сияние природное явление.
Земной шар, по сути, представляет собой гигантское магнитное тело, которое способно образовывать магнитные поля благодаря электротокам. Появляются они из-за того, что железоникелевое ядро нашей планеты вращается вокруг своей оси. Чтобы понять, северное сияние что это такое, нужно представлять себе магнитное поле Земли. Земной шар играет роль огромного магнита, к которому летит солнечный ветер. Силовые линии отталкивают солнечные частички к северному и южному полюсу нашей планеты. Там они попадают в ионосферу через полярные каспы (это воронки в атмосферном слое).
Именно здесь и рождается энергетический сгусток, потом он превращается в свечение. Атомы, которые находились в возбужденном состоянии, постепенно успокаиваются. От частиц начинает исходить мягкое свечение.
Чаще всего явление характеризуется следующими параметрами:
-Высота, на которой обычно происходит это столкновение – около сотни километров над поверхностью Земли.
-Длительность свечения – от нескольких минут до суток. Яркость и продолжительность прямо зависит от активности небесного светила.
Обычно северное сияние- это занавес, который состоит из лазурных полос и красно-розовых вкраплений. Оттенок свечения обусловлен высотой, на которой произошло столкновение частиц. Если явление находится на расстоянии сто пятьдесят километров выше уровня земли, то небосвод принимает алый оттенок. В случае, когда свечение располагается немного пониже этой отметки (до 120 километров), можно наблюдать лазурные цвета на ночном небе. Когда северное сияние природное явление находится в самом нижнем слое атмосферы, оно принимает фиолетово-лиловый оттенок. По статистике, чаще всего люди любуются желто-зеленым окрасом неба.
Простирается окрашенная полоса на полторы тысячи километров вдоль небесного свода, ширина – около 150 километров.
Сияние высвобождает гигантский объем энергии, который сопоставим с энергетическим выбросом во время землетрясения. Десять лет назад было зарегистрировано возмущение, во время которого высвободилось 5*1014 Дж.
-Выдаем свечи.
Продолжим наблюдать за светом.
Демонстрация интерференции
Оборудование: мыльный раствор, круговой виток, мыльные пузыри.
-Перемешиваем раствор и замечаем мыльную плёнку на витке, на которой видим горизонтальные интерференционные полосы.
-Детям выдаются мыльные пузыри, они их выдувают и замечают красивые цветные полосы.
- Дети делают вывод о том, что наблюдали интерференцию на тонких пленках.
Демонстрация дифракции.
Оборудование: проектор, набор из оборудования L- микро(тонкая проволока, узкая щель, маленькое круглое отверстие, дифракционные решетки, лазер, крепление с ручкой), экран.
-Наблюдение дифракции от узкой щели. На экране видна дифракционная картина
-Наблюдение дифракции от тонкой проволоки.
-Наблюдение дифракции от круглого отверстия
-Наблюдение дифракционной картины от дифракционной решетки
- Наблюдение дифракционной картины от дифракционной решетки с помощью лазера.
Детям выдается капроновая ленточка, им предлагается посмотреть через неё на нить накала обычной лампочки накаливания. Они наблюдают дифракционную картину и рассказывают об увиденном.
Сегодня мы смогли пронаблюдать и объяснить световые явления. Назовите их. Каждая команда по очереди называет название явления.
Много световых явлений вы ещё не знаете, и в школьном курсе физике они не изучаются.Вы встретили новые названия явлений, вы сможете самостоятельно изучить их в дополнительной литературе и в сети Интернет. Подтверждая девиз нашей игры: « Ученье- свет, а не ученье- тьма»
Подведение итогов.
Список литературы:
Учебник «Физика» 9 класс А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник, 2) Поурочные планы составитель С.В. Боброва, 3)Элементарный учебник физики Г.С.Ландсберг4)Интернет