Внеклассное мероприятие по физике для 7 класса по теме «Плотность вещества»
Внеклассное мероприятие по физике в 7 классе
по теме «Плотность вещества»
Целеполагание учителя: продолжить формирование навыков применения знаний о плотности вещества посредством решения экспериментальных задач.
Задачи мероприятия:
Образовательные
Формирование познавательных УУД:
Формирование умений владеть способами выполнения расчетов при нахождении плотности тела, объема, массы;
Продолжить формировать умение учащихся работать с физическими приборами и с их помощью определять массу и объем тел;
Совершенствовать умения использовать справочный материал при решении физических задач;
Развивающие задачи
Формирование регулятивных УУД:
Планирование последовательности действий при решении проблемной задачи;
Продолжить формирование умений делать выводы и обобщения;
Продолжить развитие логического мышления, воображения, гибкости ума, интуиции;
Формирование коммуникативных УУД:
Развитие умений работать в группе;
Осуществление взаимной оценки полученных знаний;
Воспитательные задачи
Осознание роли физического эксперимента как источника знаний;
Формирование чувства коллективизма и ответственности за результаты коллективной работы.
Планируемые результаты:
Предметные: применять знания о плотности вещества при решении задач, производить преобразование формул, решать задачи в общем виде, записывать формулы для нахождения массы тела, его объёма и плотности, делать выводы, анализировать результаты, кратко и чётко отвечать на вопросы при обсуждении текстового задания, преобразовывать единицы измерения в СИ.
Личностные: использовать знания из курса математики и физики при расчёте массы тела по его плотности или объёма, сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения, вырабатывать ценностное отношения друг к другу, проявлять инициативу.
Метапредметные: воспринимать и перерабатывать информацию, уметь работать в группе, анализировать результаты, полученные при решении задач, отстаивать свои взгляды.
Оборудование: флипчарт учителя, справочные таблицы для каждого учащегося, наборы лабораторного оборудования по группам.
Методы обучения: проблемно-поисковые, информационно-коммуникативные, коллективные способы обучения.
Ход мероприятия:
1. Организационный этап.
Приветствие учащихся, настрой на успех, мотивация.
Ребята, угадайте, о какой физической величине мы будем сегодня говорить?
Материалы, у которых она мала, позволяют сохранить тепло в домах.
У алюминия она меньше, чем у стали, что позволяет изготавливать легкие конструкции.
У морской воды она больше, чем у пресной воды.
Правильно, сегодня мы будем говорить о плотности вещества.
Учащиеся разделяются на 6 команд.
2. Актуализация знаний.
Проводится посредством тестирования, разработанного учителем. (мультимедийное приложение к уроку
мультимедийное приложение
FLIPCHART / 1 Мб
). Программный комплекс интерактивной доски ACTIVstudio позволяет использовать тестированный контроль знаний с помощью устройств, предусматривающих интерактивное голосование каждого учащегося при выполнении теста.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, выбирая правильный ответ из предоставленных вариантов ответов, нажимая соответствующие кнопки на устройствах ACTIVote. Информация от устройств принимается и автоматически обрабатывается.
Пример выполнения задания с автоматической проверкой ответа.
Сразу же проводится проверка с определением заработанного количества баллов каждой командой (суммируются баллы, полученные каждым участником команды)
3. Постановка учебной проблемы.
Тему следующего задания вы должны сформулировать сами.
Разгадайте загадку, и вы узнаете, что мы будем делать дальше.
Первое — предлог.
Второе — летний дом.
А целое порой решается с трудом. (Задача).
Сформулируйте теперь тему вашего задания.
(Предполагаемый ответ учащегося: мы будем решать задачи по теме «Плотность вещества»). Как вы видите, на столах находится оборудование, поэтому мы будем решать практические задачи по теме «Плотность вещества»
Стадия осмысления (составление плана работы).
План работы.
1.Распределение задач между группами;
2. Объяснение порядка решения задачи, оформления рабочего листа (Приложение);
3.Разбор критериев для оценивания работы в группе, оформления оценочного листа (Приложение).
Обратите внимание, у вас на партах рабочие и оценочные листы. В течение всего урока вы будете с ними работать и в конце урока сдадите их.
Решение поставленной проблемы
Каждая группа работает с выданным оборудованием. При затруднении группа может получить подсказку № 1, в случае дальнейшего затруднения – подсказку № 2.
№ группы |
Задача |
Оборудование |
Подсказка |
1. |
Определите массу пачки сахара-рафинада. Пользоваться весами нельзя. |
пачка сахара, линейка. |
№1.Найдите объем одного кусочка сахара, предварительно определив его размеры. Воспользуйтесь справочными данными. №2. Найдите массу одного кусочка сахара. Посчитайте число кусочков сахара в пачке. |
2. |
Определите объем кусочка сахара из пачки. Линейкой пользоваться нельзя. |
пачка сахара. |
№1. Узнайте по упаковке массу пачки сахара. Воспользуйтесь справочными данными. №2. Рассчитайте объем, который занимает сахар в пачке, зная его массу и плотность. Посчитайте число кусочков сахара в пачке. |
3. |
Определите объем яблока. |
2 яблока одного сорта, мензурка, весы, нож, вода в стакане. |
№1.Определите плотность одного из яблок, разрезав его. Определите его массу и измерьте объем кусочка яблока №2. Измерьте массу второго целого яблока. Зная плотность яблока, рассчитайте его объем. |
4. |
Определите, из какого материала изготовлена ложка. |
ложка, мензурка, динамометр, вода |
№1. Определите вес ложки. Найдите ее массу. №2. С помощью мензурки найдите объем ложки. Зная массу и объем ложки, рассчитайте ее плотность. |
5. |
Перед вами волшебная палочка. Она выполняет желания, если разгадать ее секрет. Секрет заключается в веществе палочки. Разгадайте секрет и загадайте желание. |
«волшебная палочка», весы, линейка. |
№1. Определите размеры палочки с помощью линейки. Рассчитайте ее объем. №2.Измерьте массу палочки. Воспользуйтесь формулой для расчета плотности. |
6. |
Определите, какую массу будет иметь пузырек с медом. |
пузырек, весы, вода, мензурка, мед в пластиковой коробке. Ложка не предусмотрена. |
№1. Определите вместимость пузырька, воспользовавшись мензуркой. №2. Воспользуйтесь справочными данными. Рассчитайте массу меда в пузырьке. |
Защита работы
Каждая группа публично демонстрирует результаты своей работы. Форма представления - устный доклад, в котором присутствуют: цель задания, описание оборудования, план работы, результаты эксперимента, ответ на вопрос задачи. Другие учащиеся задают вопросы по ходу выступления, предлагают свои методы решения задачи (по возможности). Проводится анализ работы группы и каждого участника в группе согласно критериям (Приложение).
Рефлексия
Подведение итогов мероприятия.
Обведите ладонь на листе. Отметьте свою позицию, ставя + или — на пальце:
- большой палец — мне было интересно на уроке;
- указательный палец — я узнал новое для себя;
- средний — мне было трудно выполнять задания;
- безымянный — мне было комфортно на уроке;
- мизинец — мне не понравилось.
Оценивание работы групп. Объявление результатов работы групп. Награждение лучших работ.
Приложение
Вахрина Мария Ивановна
Ефимова Алла Ивановна
Карине Рафаеловна
Татьяна Геннадьевна