Сценарий занятия по развитию пространственных представлений у младших школьников. Пример одного занятия из цикла занятий.

2
0
Материал опубликован 29 April

Сценарий занятия по развитию пространственных представлений у младших школьников. Пример одного занятия из цикла занятий.

Педагоги-психологи ГБУ ГППЦ ДОНМ

Калинина О.С., Ивашкова Н.Е.

Аннотация: Данное занятие входит в модуль по коррекции пространственных и квазипространственных представлений программы по развитию и коррекции высших психических функций у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении и развитии. Целью данного модуля является развитие пространственных представлений у младших школьников с целью профилактики оптико-пространственной дисграфии. В данном занятии представлены игры, направленные на развитие представлений о своем теле, а также ориентировки в пространстве, что является базовым этапом в профилактике трудностей письма и чтения. При оптической дисграфии отмечается недоразвитие зрительного гнозиса, пространственных представлений, анализа и синтеза. До начала обучения грамоте ребёнок должен уметь сравнивать предметы по форме, величине, важно научиться ориентироваться в пространственном расположении предметов. В случае не усвоения данных умений, ребёнку будет сложно усвоить различия в написании оптически сходных букв.

До начала обучения ребенок должен научиться ориентироваться в пространстве: пространстве собственного тела, пространственное расположение предметов, в пространстве вертикальной плоскости и в пространстве на горизонтальной плоскости, что в свою очередь способствует ориентировке школьника в пространстве листа, пространственном расположении букв и формированию зрительного-пространственного образа букв и цифр, написание заглавных и строчных букв, ориентации на листе бумаги.

Цель: Развитие пространственных представлений у младших школьников с целью профилактики оптико-пространственной дисграфии.

Тема занятия: Развитие представления о схеме тела, развитие ориентировки в пространстве.

Цель: Ориентировка в схеме тела.

Задачи:

Развитие представления о собственном теле по вертикальной оси.

Развитие представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации» пространства тела.

Развитие представления о схеме тела с упором на «право –левую» ориентировку, относительно вертикальной оси ребенка.

Целевая аудитория: дети 1-2 класса, испытывающие трудности в освоении навыка чтения, письма, математического счета.

Материалы и оборудование: дневник космонавта, резинки на руку, простые карандаши, большое зеркало, наклейки в форме звезды.

Организационная часть.

Оборудование: Дневник космонавта по числу детей (Приложение 1), цветные резинки (силиконовые браслеты) по числу детей, печать или наклейки в форме звездочек.

Содержание:

Приветствие

Психолог здоровается с детьми и объявляет начало занятия, подкрепляя это условным сигналом, например, позвонив в колокольчик.

Взявшись за руки, дети вместе произносят: «Доброе утро! (Добрый день, добрый вечер)» – сначала тихо, затем обычным голосом, потом громко. Повторить 2-3 раза.

После приветствия психолог с детьми садится в круг и говорит: «Сегодня мы продолжаем обучение в нашей школе космонавтов. Полеты в космос — это чрезвычайно интересно и увлекательно. И для того, чтобы когда-нибудь туда полететь, нужно продолжить нашу подготовку. Сегодня мы продолжаем проходить станции, на каждой из которых вы будете выполнять задания. За каждое выполненное задание вы будете получать звездочку. Ваша задача набрать максимальное количество звезд». Каждому будущему космонавту выдается карточка-паспорт, в котором ставится печать или наклеивается наклейка, об успешном прохождении каждого занятия. Каждому будущему космонавту раздается пропуск на космическую станцию в виде браслетов на левую руку.

«Начинаем! Для начала давайте немного разогреемся».

Игра «Горячие ладошки»

«Повторяйте за мной!». Дети повторяют за педагогом. Сначала растирают ладони до горячего состояния. После этого энергично массируют каждый палец руки.

«Молодцы! Вы справились с первым заданием».

Основная часть.

Оборудование: бланки с заданиями, простые карандаши.

Содержание:

Станция 1. «Есть контакт!»

Игра «Прикосновение»

«В космосе должны быть хорошо развиты все чувства, не только зрение и слух, но и умение чувствовать прикосновения. Итак, закрываем глаза. Я дотронусь до вас, а вы потом мне покажете, где я до вас коснулась».

Дети закрывают глаза. Взрослый прикасается к разным частям тела каждого ребенка и просит его показать, где было прикосновение. Затем ребенок, открыв глаза, показывает ту же часть тела у взрослого и называет ее.

«Молодцы! А теперь мы переходим к следующей станции».

Станция 2. «Засекреченные послания».

Игра «Лево – право, покажи»

«На прошлом занятии мы с вами изучали правую и левую сторону. Давайте вспомним, что у каждого из вас есть правая сторона тела и левая сторона тела. С той стороны тела, где у вас находиться левая рука, - все части тела левые (нога, плечо, бок, колено, локоть, ухо, глаз, щека и т. д.). А где у вас находиться правая рука, - все части тела правые. А теперь покажите у себя правую руку, левый локоть, левую бровь, правое колено и т. д.».

«Молодцы! Вы правильно все показали! А теперь давайте поиграем! Так как космонавты не всегда могут переговариваться, у них есть условные знаки через прикосновения к какой-либо части тела. И та или иная последовательность может означать какое-то послание. Но для начала мы свами постараемся повторить серию движений. А на последующих занятиях будем расшифровывать их. И так, я буду называть части тела, а вы будете их показывать в той же последовательности».

Педагог просит детей показать последовательно несколько частей тела, например, показать правую бровь, а затем левое ухо. По мере освоения этого упражнения можно усложнить задание, увеличив темп и попросив детей показать, например, левое колено, затем правую бровь, затем указательный палец правой руки.

«А теперь каждый из вас побудет ведущем». После ребенок (по желанию) становится ведущим и называет части тела, просит взрослого и других детей показать их в той же последовательности и проверяет, верно ли выполнено задание. Чтобы сделать упражнение белее эффективным, взрослому рекомендуется иногда ошибаться, ребенок должен это заметить.

Станция 3. «Перекодировка».

Игра «Встань рядом, повтори движение»

«Все космонавты должны уметь четко и слаженно работать, а также в точности повторить то, что делает другой космонавт. Для этого мы потренируемся!»

Взрослый встает напротив детей. Педагог называет и показывает движения, дети проговаривают вслух и повторяют движения по инструкции (не зеркально):

правой рукой касаюсь своей левой руки;

левой рукой касаюсь своей правой руки;

правую руку кладу на правое плечо;

левую руку кладу на левое плечо;

правую руку кладу на левое плечо;

левую руку кладу на правое плечо;

правую руку кладу на правое колено, левую руку кладу на левое колено;

правую руку кладу на левое колено;

левую руку кладу на правое колено;

лево рукой касаюсь левого уха;

правой рукой касаюсь правого уха;

правой рукой касаюсь левого уха;

правой (левой) рукой тру левый (правый) локоть;

стучу правой (левой) пяткой по левому (правому) колену;

указательным пальцем правой (левой) руки тру правую (левую) бровь, и т. д.

Если дети хорошо выполняют это задание, то его можно усложнить: педагог намеренно показывает не те движения, которые называет. Дети должны заметить ошибку и показать движение правильно.

Станция 4. Веселые человечки.

Игра «Веселая зарядка»

«Каждый космонавт должен иметь хорошую физическую подготовку. Для этого ему каждое утро необходимо делать зарядку. В этом нам помогут специальные космические карточки. Я буду показывать вам карточки со схематическим изображением человечков в разных позах. Ваша задача – быстро принять нарисованную позу».

Педагог показывает детям карточки со схематическим изображением человечков в разных позах (см. Приложение 2). Задача детей – повторить нарисованную позу.

Игра «Непослушный спортсмен»

«А теперь я буду показывать вам карточки со схематическим изображением человечков в разных позах. Ваша задача – быстро сделать все наоборот. Если человек на карточке сидит, то нужно прыгнуть, если стоит в ласточке на правой ноге, то нужно встать на левую.».

Педагог показывает ребенку карточки со схематическим изображением человечков в разных позах (см. Приложение 1). Задача ребенка – принять нарисованную позу, сделав все наоборот. Если человек на карточке сидит, то нужно прыгнуть, если стоит в ласточке на правой ноге, то нужно встать на левую.

«Молодцы, вы отлично справились, и мы с вами отправляемся дальше!»

Станция 5. «Таинственное послание»

Игра «Волшебный маршрут»

«Часто космонавтам приходится расшифровывать засекреченные маршруты, переданные с Земли. Помогите им расшифровать послание. Перед вами листок в клеточку. Я буду диктовать вам последовательно все шаги рисунка: направление и количество клеточек, а вы должны нарисовать и понять, что же у вас получилось. Все действия вы выполняете строго под мою диктовку».

Педагог кладет перед каждым ребенком листок в клеточку (см. Приложение 3.2) и диктует последовательно все шаги рисунка: направление и количество клеточек. (см. Приложение 3.1).

Заключительный этап

«Молодцы, ребята! Вы замечательно справились со всеми заданиями и получили звездочки в свои дневники! На следующем занятии мы продолжим нашу тренировку в школе будущих космонавтов!»

Дети соединяют ладошки в центре круга и говорят: «До свидание!» - сначала тихо, затем обычным голосом, потом громко.



Приложение



Приложение 1. «Дневник космонавта»



t1745913883aa.jpg

Дневник космонавта __________________ «Подготовка к полету. В невесомости»

Станция 1.

«Есть контакт!»



Станция 2.

«В невесомости»



Станция 3.

«Засекреченные послания»



Станция 4. «Перекодировка»



Станция 5. «Веселые человечки»



Станция 6. «Таинственное послание





Приложение 2. «Веселые человечки»

t1745913883ab.gif






















Приложение 3. «Летающая тарелка»


3.1

t1745913883ac.jpg

3.2

t1745913883ad.jpg





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.