Доклад «Система работы по развитию пространственных ориентировок у младших школьников с нарушением речи на коррекционно-развивающих занятиях»
Доклад на тему:
« Система работы по развитию пространственных ориентировок у младших школьников
с нарушением речи на коррекционно-развивающих занятиях.»
Подготовила: Мурушкина Е.В.
2016г.
Работая с детьми, имеющими речевую патологию, на своих занятиях мы столкнулись с тем, что у большинства детей не сформированы пространственные представления. Диагностика показала низкий уровень знаний в области пространственных ориентировок, неспособность свободно пользоваться в речи словесными обозначениями пространственных характеристик. У детей, страдающих дислексией и дисграфией, наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях. Несформированность пространственных представлений у детей с нарушением речи проявляется не только на коррекционно-развивающих занятиях, но и в свободной деятельности, что отмечают учителя и родители. Эта проблема недостаточно рассмотрена, не существует специальной системы работы по ее решению, а эпизодическая деятельность не может быть эффективной. Поэтому в разработанной нами системе интегрированных занятий включено большое количество заданий на развитие пространственных представлений.
Предполагаемые занятия призваны в большей степени обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционных логопедических и психологических занятиях, или затрагивается косвенно, опосредованно. Отличительной особенностью данных занятий является то, что каждое из них имеет комплексную цель: повышение уровня общего речевого развития, формирование культуры речи, развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения) и устойчивого интереса к обучению. Данные занятия предполагают реализацию индивидуально ориентированного подхода в применении психолого-логопедических технологий, широкое использование занимательного, игрового материала, наглядно-практических методов.
Для того, чтобы эта работа была более результативна, одной из задач каждого коррекционно-развивающего занятия является развитие пространственных ориентировок. В процессе работы решаются следующие задачи:
1.Разработать систему усложняющихся от занятия к занятию заданий и упражнений по развитию пространственных представлений.
2.Создать условия для развития пространственных ориентировок у детей с общим недоразвитием речи.
3.Сформировать умение у детей анализировать пространственные отношения.
4.Учить применять полученные умения в повседневной жизни.
Решая поставленные задачи, мы использовали следующие методы:
-словесные: беседы, описания, вопросы к детям;
-наглядные: рассматривание иллюстраций, схем, образцов, таблиц, наблюдения, фотографии;
-практические: графические диктанты, логоритмические упражнения, физкультминутки, движение по схемам, дидактические игры.
При ежегодном обследовании одним из направлений диагностики является выявление степени несформированности пространственных представлений. С учетом результатов диагностики класс делится на подгруппы и подбираются задания в соответствии с уровнем речевого развития. В структуру занятий входят релаксационные приемы и упражнения, например дети, любят выполнять задания с музыкальным сопровождением. Например: выполняя задание по ориентации на местности звучит музыкальный отрывок.
Формирование пространственных ориентировок проходит успешно, если ребенок оказывается в занимательной ситуации, побуждающей к решению определенной проблемы. Начиная эту работу на коррекционно-развивающих занятиях, мы закрепляем ее в индивидуальной работе.
Например, ребенку необходимо расшифровать слово для выполнения следующего задания.
В дальнейшем с ребенком отрабатываются те задания, которые вызывают у него наибольшие затруднения:
- дорисовать изображение;
- расщифровать фразу, опираясь на стрелки-направления;
- отгадать ребус, используя предлоги;
- графические диктанты и т.п.
Итогом работы по развитию пространственных представлений мы считаем сформированность у детей умения анализировать пространственные отношения и употреблять предметные конструкции, обозначающие пространственные отношения. Сравнительная диагностика показывает эффективность выбранного нами направления в работе по развитию пространственных ориентировок у детей с нарушениями речи. Общий уровень знаний, умений и навыков по развитию пространственных ориентировок в целом приближается к норме.
Выпускники 4-х речевых классов безошибочно применяют словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям. Дети лучше определяют пространственные расположения объектов при ориентировки на плоскости, когда исходная точка отсчета фиксируется на самом объекте, более активно употребляют словесные обозначения пространственных отношений, выраженных предлогами и наречиями. Приобретенные навыки и умения позволяют детям не только овладеть чтением и письмом, но и снимают трудности в составлении целого из частей при конструировании, в умении решать математические задачи с элементами геометрических представлений, располагать рисунок на листе бумаги, легко ориентироваться на музыкальных и физкультурных занятиях.
Организуя данную работу необходимо учитывать, что она должна проводиться всеми сотрудниками, занимающимися с детьми: учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем начальных классов, учителями музыки, рисования и физкультуры, воспитателями ГПД. Для того чтобы работа по развитию пространственных ориентировок проходила более успешно мы привлекаем к участию в коррекционном процессе и родителей.
С этой целью мы проводим совместные занятия с родителями, еженедельные консультации для родителей по закреплению полученных умений в повседневной жизни.