Сценарий к уроку биологии в 6 классе «Стебель, его строение и значение»
Камунина Наталья Николаевна
учитель биологии высшей кв. категории.
МОУ «СОШ №3 г. Коряжмы»
БИОЛОГИЯ. СТЕБЕЛЬ, ЕГО СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ. 6 КЛАСС.
УМК И. Н. Пономаревой.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: Познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения стебля, раскрыть функции стебля.
Задачи:
- познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля;
- показать взаимосвязь между строением стебля и выполняемым им функциями;
- расширить знания о многообразии побегов;
- показать взаимосвязь между дополнительными функциями побега и изменением его строения;
- раскрыть значение подземных видоизменений побега;
- познакомить учащихся с использованием корневищ, клубней и луковиц человеком;
- продолжить формирование исследовательских умений учащихся, провести лабораторную работу «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
Планируемые результаты обучения:
предметные:
объяснение значения роста стебля в длину и толщину в жизни растения;
формирование систематизированных знаний о строении стебля, о видоизменениях надземных и подземных побегов;
приобретение опыта биологических методов исследования, фиксирование и объяснение полученных результатов;
развитие умения размножать растения вегетативным способом;
метапредметные:
формирование компетентности в области использования интернет-ресурсов;
личностные:
формирование убежденности в необходимости биологических знаний для жизни человека;
развитие умения организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, аргументировать свое мнение;
формирование ответственного, бережного отношения к растениям.
Средства обучения: авторская презентация «Стебель», электронный учебник, комнатные растения, спилы стеблей растений, гербарий растений с корневищами, клубни картофеля, луковицы, муляжи клубней картофеля, оборудование для лабораторной работы, рабочая тетрадь на печатной основе.
Этапы урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. | Проверяет готовность детей к уроку. Здравствуйте. Посмотрите на свою парту, проверьте готовность к уроку. Взгляните на своего соседа, учителя, улыбнитесь. Начинаем урок. | Контролируют и оценивают и оценивают свою готовность к уроку. |
2. Актуализация и контроль знаний. | Фронтальный и индивидуальный опрос об основных и дополнительных функциях листа; о значении функций листа в жизни растения. | Участие в беседе, устные ответы у доски. |
3. Целеполагание и мотивация. | Организует деятельность обучающихся по формулированию темы и целей урока. Загадка: Один – в земле копается, Другой – в свету купается; И хотя они друзья, Поменяться им нельзя. О каких друзьях идет речь в этой загадке? Какой орган растения помогает им дружить, поддерживает их взаимосвязь? Как осуществляется эта взаимосвязь? - Ребята, что вы уже определили тему урока? - А что бы хотели узнать по этой теме? Итак, мы познакомимся со строением стеблей и их разнообразием. | Определяют тему урока. Под руководством учителя формулируют цели учебного занятия. Корни и листья. Стебель. |
3. Изучение нового учебного материала. | Организует беседу, используя информацию презентации, электронного учебника, текст учебника §10. Контролирует «открытие» новых знаний. Корректирует их. Что такое стебель? -Какие жизненные формы растений вы знаете? Стебли у разных растений бывают разнообразные: (демонстрация стеблей комнатных растений). У деревьев и кустарников, они какие? А у травянистых растений? - По каким признакам мы можем определить, что стебель травянистый? - Приведите примеры растений с деревянистым и травянистым стеблем. Функции стебля мы узнаем при изучении при изучении внутреннего строения стебля. (Спилы стеблей) Обсуждение. Что называется тканью? А какие ткани растений вы знаем? Работа с учебником и рабочей тетрадью стр. 76-77 выполнить задания 1 и 2. Обсуждение выполненных заданий. Физкультминутка. Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх, а если неверное, то делаете покачивание телом из стороны в сторону. - Стебли могут быть травянистые и одревесневшие. - Вьющиеся стебель имеет ель. - Камбий отвечает за рост дерева в толщину. - Кора расположена в центральной части стебля. - Годичное кольцо - это годичный прирост древесины. - Древесина выполняет транспортную и опорную функции. - Сердцевина состоит из мелких, часто делящихся клеток. Гипотеза: клубень, луковица, корневище являются видоизмененными побегами. Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги? Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы». Гипотезы для групп: 1. Так как клубень находится в почве, то возможно это корень. 2. Так как у клубня есть почки, то возможно это побег. 3. Так как клубень имеет четкие, объемные очертания, то возможно это плод. 4. Так как луковица находится в почве, то возможно это корень. 5. Так как у луковицы есть почки, то возможно это побег. 6. Так как луковица имеет четкие, объемные очертания, то возможно это плод. Обобщение и систематизация На стебле укороченном, С названьем звонким - донце, Чешуи - листья сочные Одеты в позолотце. В сочных листьях сахар есть, Фитонцидов здесь не счесть! Если будут фитонциды В нашей комнате летать, То про насморк и простуду Можно смело забывать.
Клубень картофеля – это не плод! Он на подземном столоне растет. Есть кора и древесина, Камбий, в центре - сердцевина. На толстом стебле есть глазки, Из них появятся ростки. На свету он зеленеет, И семян он не имеет. Так запомни же навек Клубень - это сам побег! Для чего нужны видоизмененные побеги? | Отвечают на предложенные вопросы. Одревесневшие. Травянистые. Травянистые стебли существуют обычно один сезон, это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород. Участвуют в беседе. Ткань - это группа клеток сходных по строению, происхождению и выполняющая определенную функцию. Работают в печатных тетрадях, с текстом параграфа 10. Проверка выполнения заданий, заслушивание ответов детей. Физкультминутка. Анализ гипотезы, предложенной учителем. Нужно изучить строение этих органов. Выполняют лабораторную работу в 6 группах. Учащиеся в ходе исследовательской работы находят составные части побега у луковиц и клубней картофеля: стебель, почки. Методика исследования: 1.Сравнить строение объекта исследования с конкретным органом растения (по гипотезе вашей группы). 2.Приклеить в тетрадь рисунок объекта исследования и подписать его части. 3.Начертить схему строения объекта исследования. 4.Сделать вывод, каким органом растения является объект исследования. Вывод исследования: Клубень, луковица и корневище - побеги. Только это необычные наземные побеги, а побеги, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги. Запасают питательные вещества, служат для вегетативного размножения. |
4. Рефлексия и подведение итогов урока. | Организует рефлексию и подведение итогов урока. Ребята, заканчивая урок, просим оценить свою работу в, карточки самооценки перед вами. Выберите одно предложение на слайде и продолжите его. На сегодняшнем уроке мы поняли… Мы похвалим себя… После урока нам захотелось… Сегодня нам удалось… Было интересно… Было трудно… Мы научился… Нас удивило… | Соотносят поставленные цели урока с достигнутыми результатами. Оценивают свою работу в карточках самооценки. |
5. Информация о домашнем задании. | Повторить §10, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Объяснить биологический смысл поговорок: «Где кора отлупилась – там козявкин дом», «Верба – что луговая трава: ее выкосишь, а она сызнова выросла». Творческое задание: создать презентацию на тему «Необычные стебли» или сочинить синквейны о стебле, луковице, клубне. | Осуществляют выбор домашнего задания в соответствии с собственными возможностями и способностями, и проявленным интересом к изученной теме. |
Использована литература:
1.Авторская программа И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-11 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2014г)
2.И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, Биология. 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015г.
3.И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко: Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х частях. ФГОС, Редактор: Пономарева И. Н. Издательство: Вентана-Граф, 2015 г.
Марина Александровна Акопян