12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Камунина Наталья Николаевна39

Камунина Наталья Николаевна

учитель биологии высшей кв. категории.

МОУ «СОШ №3 г. Коряжмы»

БИОЛОГИЯ. СТЕБЕЛЬ, ЕГО СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ. 6 КЛАСС.

УМК И. Н. Пономаревой.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: Познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения стебля, раскрыть функции стебля.

Задачи:

  • познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля;
  • показать взаимосвязь между строением стебля и выполняемым им функциями;
  • расширить знания о многообразии побегов;
  • показать взаимосвязь между дополнительными функциями побега и изменением его строения;
  • раскрыть значение подземных видоизменений побега;
  • познакомить учащихся с использованием корневищ, клубней и луковиц человеком;
  • продолжить формирование исследовательских умений учащихся, провести лабораторную работу «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

Планируемые результаты обучения:

предметные:

объяснение значения роста стебля в длину и толщину в жизни растения;

формирование систематизированных знаний о строении стебля, о видоизменениях надземных и подземных побегов;

приобретение опыта биологических методов исследования, фиксирование и объяснение полученных результатов;

развитие умения размножать растения вегетативным способом;

метапредметные:

формирование компетентности в области использования интернет-ресурсов;

личностные:

формирование убежденности в необходимости биологических знаний для жизни человека;

развитие умения организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, аргументировать свое мнение;

формирование ответственного, бережного отношения к растениям.

Средства обучения: авторская презентация «Стебель», электронный учебник, комнатные растения, спилы стеблей растений, гербарий растений с корневищами, клубни картофеля, луковицы, муляжи клубней картофеля, оборудование для лабораторной работы, рабочая тетрадь на печатной основе.

Этапы урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Проверяет готовность детей к уроку. Здравствуйте. Посмотрите на свою парту, проверьте готовность к уроку. Взгляните на своего соседа, учителя, улыбнитесь. Начинаем урок.

Контролируют и оценивают и оценивают свою готовность к уроку.

2. Актуализация и контроль знаний.

Фронтальный и индивидуальный опрос об основных и дополнительных функциях листа; о значении функций листа в жизни растения.

Участие в беседе, устные ответы у доски.

3. Целеполагание и мотивация.

Организует деятельность обучающихся по формулированию темы и целей урока.

Загадка:

Один – в земле копается,

Другой – в свету купается;

И хотя они друзья,

Поменяться им нельзя.

О каких друзьях идет речь в этой загадке?  Какой орган растения помогает им дружить, поддерживает их взаимосвязь? 

Как осуществляется эта взаимосвязь?

- Ребята, что вы уже определили тему урока?

- А что бы хотели узнать по этой теме?

Итак, мы познакомимся со строением стеблей и их разнообразием.

Определяют тему урока. Под руководством учителя формулируют цели учебного занятия.

Корни и листья.

Стебель.

3. Изучение нового учебного материала.

Организует беседу, используя информацию презентации, электронного учебника, текст учебника §10. Контролирует «открытие» новых знаний. Корректирует их.

Что такое стебель?

-Какие жизненные формы растений вы знаете? Стебли у разных растений бывают разнообразные: (демонстрация стеблей комнатных растений).

У деревьев и кустарников, они какие? А у травянистых растений?

- По каким признакам мы можем определить, что стебель травянистый?

- Приведите примеры растений с деревянистым и травянистым стеблем.

Функции стебля мы узнаем при изучении при изучении внутреннего строения стебля. (Спилы стеблей) Обсуждение.

Что называется тканью?

А какие ткани растений вы знаем?

Работа с учебником и рабочей тетрадью стр. 76-77 выполнить задания 1 и 2.

Обсуждение выполненных заданий.

Физкультминутка.

Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх, а если неверное, то делаете покачивание телом из стороны в сторону.

- Стебли могут быть травянистые и одревесневшие.

- Вьющиеся стебель имеет ель.

- Камбий отвечает за рост дерева в толщину.

- Кора расположена в центральной части стебля.

- Годичное кольцо - это годичный прирост древесины.

- Древесина выполняет транспортную и опорную функции.

- Сердцевина состоит из мелких, часто делящихся клеток.

Гипотеза:  клубень, луковица, корневище являются видоизмененными побегами.

Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги? 

Лабораторная работа № 4

«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».

Гипотезы для групп:

1. Так как клубень находится в почве, то возможно это корень.

2. Так как у клубня есть почки, то возможно это побег.

3. Так как клубень имеет четкие, объемные очертания, то возможно это плод.

4. Так как луковица находится в почве, то возможно это корень.

5. Так как у луковицы есть почки, то возможно это побег.

6. Так как луковица имеет четкие, объемные очертания, то возможно это плод.

Обобщение и систематизация

На стебле укороченном,

С названьем звонким - донце,

Чешуи - листья сочные

Одеты в позолотце.

В сочных листьях сахар есть,

Фитонцидов здесь не счесть!

Если будут фитонциды

В нашей комнате летать,

То про насморк и простуду

Можно смело забывать.

 

Клубень картофеля – это не плод!

Он на подземном столоне растет.

Есть кора и древесина,

Камбий, в центре - сердцевина.

На толстом стебле есть глазки,

Из них появятся ростки.

На свету он зеленеет,

И семян он не имеет.

Так запомни же навек

Клубень - это сам побег!

Для чего нужны видоизмененные побеги?

Отвечают на предложенные вопросы.

Одревесневшие.

Травянистые.

Травянистые стебли существуют обычно один сезон, это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород.

Участвуют в беседе.

Ткань - это группа клеток сходных по строению, происхождению и выполняющая определенную функцию.

Работают в печатных тетрадях, с текстом параграфа 10. Проверка выполнения заданий, заслушивание ответов детей.

Физкультминутка.

Анализ гипотезы, предложенной учителем.

Нужно изучить строение этих органов.

Выполняют лабораторную работу в 6 группах.

Учащиеся в ходе исследовательской работы находят составные части побега у луковиц и клубней картофеля: стебель, почки.

Методика исследования:

1.Сравнить строение объекта исследования с конкретным органом растения (по гипотезе вашей группы).

2.Приклеить в тетрадь рисунок объекта исследования и подписать его части.

3.Начертить схему строения объекта исследования.

4.Сделать вывод, каким органом растения является объект исследования.

Вывод исследования: Клубень, луковица и корневище - побеги. Только это необычные наземные  побеги, а побеги, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.

Запасают питательные вещества, служат для вегетативного размножения.

4. Рефлексия и подведение итогов урока.

Организует рефлексию и подведение итогов урока.

Ребята, заканчивая урок, просим оценить свою работу в, карточки самооценки перед вами. Выберите одно предложение на слайде и продолжите его.

На сегодняшнем уроке мы поняли…

Мы похвалим себя…

После урока нам захотелось…

Сегодня нам удалось…

Было интересно…

Было трудно…

Мы научился…

Нас удивило…

Соотносят поставленные цели урока с достигнутыми результатами. Оценивают свою работу в карточках самооценки.

5. Информация о домашнем задании.

Повторить §10, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Объяснить биологический смысл поговорок: «Где кора отлупилась – там козявкин дом», «Верба – что луговая трава: ее выкосишь, а она сызнова выросла».

Творческое задание: создать презентацию на тему «Необычные стебли» или сочинить синквейны о стебле, луковице, клубне.

Осуществляют выбор домашнего задания в соответствии с собственными возможностями и способностями, и проявленным интересом к изученной теме.

Использована литература:

1.Авторская программа И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-11 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2014г)

2.И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, Биология. 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015г.

3.И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко: Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х частях. ФГОС, Редактор: Пономарева И. Н. Издательство: Вентана-Граф, 2015 г.

Опубликовано


Комментарии (1)

Марина Александровна Акопян, 05.02.16 в 20:05 1 Ответить Пожаловаться
Оригинальность, креативность, инновационность урока не на высоком уровне. Очень понравилось: связь урока с жизнью, лабораторная работа. Интересно:физминутка.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.