Урок биологии в 6 классе на тему «Цветок и его строение»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: продолжить формирование знаний о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений; познакомить со строением цветка; раскрыть биологическое значение частей цветка; дать представление об однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях.
Оборудование и материалы: карточки с заданиями; таблицы: «Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений»; цветущие комнатные растения, гербарии цветущих растений; разборные модели: «Цветок вишни», «Цветок картофеля» и др.; по возможности живые цветки различных растений.
Ключевые слова и понятия: генеративный орган растения, цветок как укороченный видоизмененный побег; венчик раздельнолепестный, венчик сростнолепестный, раздельнолистная чашечка, сростнолистная чашечка, околоцветник простой, околоцветник двойной; тычинки, пестик, тычиночная нить, пыльник, рыльце пестика, столбик, завязь, семязачатки, цветоложе, цветоножка; сидячие цветки, обоеполые и однополые цветки, тычиночные (мужские) и пестичные (женские) цветки; однодомные и двудомные растения, правильные и неправильные цветки, формула цветка.
Работа с карточками
(Учитель вызывает трех учеников и дает им индивидуальное задание на карточках. Учащиеся могут выполнять его у доски или сидя за свободными первыми партами, на усмотрение учителя.)
Карточка 1
Дайте определение термина «вегетативное размножение».
Приведите примеры природного вегетативного размножения. Для каких растений характерен такой способ размножения?
Дайте подробное описание размножения корневыми черенками. Какие растения так разводят?
Карточка 2
Дайте определение термина «вегетативные органы».
Перечислите способы вегетативного размножения растений, используемые человеком, но также встречающиеся и в природе.
Дайте подробное описание размножения растений прививкой. Какие растения так разводят?
Карточка 3
Дайте определение термина «генеративные органы».
Перечислите способы вегетативного размножения растений, которые использует человек и которые при этом отсутствуют в природе.
Дайте подробное описание размножения культурой тканей. Какие растения так разводят?
(В то время как ученики готовят свои ответы, учитель общается с классом.)
Фронтальный опрос
Ответьте на вопросы.
Какие органы растения называются вегетативными?
Что такое вегетативное размножение?
Какие природные способы вегетативного размножения вы знаете?
Каково значение вегетативного размножения для растений?
В чем преимущество вегетативного размножения перед семенным?
Какие способы вегетативного размножения, встречающиеся в природе, использует человек?
Какие растения чаще всего размножаются таким способом?
Какие из методов вегетативного размножения являются исключительно человеческим изобретением?
В чем преимущества и в чем недостатки метода размножения растений культурой ткани?
На чем основывается принцип черенкования растений?
Почему плодовые деревья, выращенные из семян, растут дольше и начинают позже плодоносить по сравнению с деревьями тех же пород, размноженных вегетативным путем (прививкой или корневыми отпрысками)?
На предыдущих уроках мы часто говорили о цветковых растениях.
Вспомните, какие растения называют цветковыми. (Растения, которые образуют цветки.)
Мы знаем, что большинство цветковых растений средней полосы цветут практически каждую весну или лето.
А все ли цветковые растения цветут регулярно? (Цветковыми являются те растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни.)
Какие растения могут цвести только один раз за всю жизнь? (Например, бамбук. После цветения бамбук погибает.)
Вспомним, какова основная функция цветка. (Из цветов образуются плоды, в которых созревают семена.)
Каким органом, в связи с выполняемыми функциями, является цветок? (Цветок — генеративный (репродуктивный) орган растения.)
(Учитель сопровождает свой рассказ демонстрацией цветков комнатных растений, гербариев, рисунков и моделей цветков, таблиц.)
Вспомните, какими разными бывают цветки различных растений. Одни из них крупные, другие мелкие. Одни собраны в пышные соцветия, а другие расположены одиночно. Тем не менее у всех цветков можно выделить ряд общих черт. Давайте более подробно рассмотрим строение цветка.
Самая яркая и заметная часть цветка — венчик. Именно он бывает окрашен в различные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если лепестки венчика срастаются между собой, такой венчик называют сростнолепестным. Лепестки могут срастаться по всей длине или только у основания. Если лепестки не срастаются, то венчик как бы состоит из отдельных лепестков и называется раздельнолепестным
Давайте теперь попробуем это изобразить схематически.
Венчик |
|
Раздельнолепестный |
Сростнолепестный |
Лепестки не срастаются. Венчик состоит из отдельных лепестков |
Лепестки венчика срослись между собой по всей длине или частично |
Лютик, вишня, яблоня, ветреница |
Дурман, колокольчик, душистый табак, примула, паслен |
Основной функцией яркоокрашенного венчика чаще всего является привлечение насекомых-опылителей.
Достаточно часто случается так, что венчик окружен чашечкой, которая состоит из чашелистиков.
Чашечка |
|
Раздельнолистная |
Сростнолистная |
Листочки чашечки несросшиеся |
Листочки чашечки срослись между собой |
Герань |
Гвоздика, вьюн полевой |
Чашечка, как правило, окрашена в зеленый цвет. Основной ее функцией является защита внутренних частей цветка.
Совокупность чашечки и венчика называют околоцветником. Если у цветка есть и чашечка, и венчик, такой околоцветник называют двойным. Если у цветка нет разделения на чашечку и венчик (на лепестки и листочки), такой околоцветник называют простым.
Самостоятельная работа учащихся
Попробуйте самостоятельно изобразить это схематически.
Околоцветник |
|||
Простой |
Двойной |
||
Листочки околоцветника имеют венчиковидную форму и выполняют функции венчика |
Листочки околоцветника имеют чашечковидную форму и выполняют функции чашечки |
Есть и чашечка, и венчик |
|
Лилия, тюльпан |
Вороний глаз |
Горох, примула, фиалка трехцветная, сенполия, герань и т. д. |
Рассказ учителя с элементами беседы
(Учитель сопровождает свой рассказ демонстрацией цветков комнатных растений, гербариев, рисунков и моделей цветков, таблиц.)
Если листочки околоцветника расположены таким образом, что через цветки можно провести несколько осей симметрии, их называют правильными. Если через цветки можно провести только одну ось симметрии, такие цветки называют неправильными.
Околоцветник получил такое название, потому что он как бы окружает основные части цветка.
В чем состоит основная функция цветка? (Ответы учащихся.)
Цветок — генеративный орган растения, это значит, что основная функция цветка состоит в образовании плодов и семян, т. е. в размножении. Но ни венчик, ни чашечка в размножении не участвуют. Поэтому основными частями цветка являются тычинки и пестик.
Давайте более подробно разберем строение основных частей цветка.
Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Внутри пыльников развивается и созревает пыльца, а тычиночная нить поднимает пыльник на необходимую высоту. Число тычинок в разных цветках различно.
Пестик делится на три части. Рыльце — верхняя часть — приспособлено для удержания на нем пыльцы. Для этого оно может быть шероховатым или на нем выделяется клейкая жидкость. Столбик служит для поднятия рыльца пестика на необходимую высоту. Внутри нижней, расширенной части пестика — завязи — находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения образуются семена, а из завязи чаще всего формируется плод. Пестиков в цветке может быть много, но чаще встречаются цветки с одним пестиком.
Все перечисленные части цветка — и околоцветник, и пестик, и тычинки — расположены на цветоложе, являющемся продолжением цветоножки — тоненького стебелька, на котором находится цветок. Если цветок прикреплен к стеблю без цветоножки, он называется сидячим.
Цветок является укороченным видоизмененным побегом, служащим для семенного размножения. Как и любой другой побег, он развивается из почки. Цветоножка и цветоложе — это видоизмененный стебель, а чашечка, венчик, тычинки и пестики — видоизмененные листья.
В цветках большинства растений имеются как тычинки, так и пестики (один или несколько). Такие цветки называют обоеполыми. Но есть растения, цветки которых содержат только тычинки или только пестики. Такие цветки называют однополыми. Если в цветке находятся только тычинки, такой цветок называют тычиночным, или мужским. Если в цветке имеется только пестик, такие цветки являются пестичными, или женскими.
В дальнейшем мы часто будем обращаться к строению цветка и его частям. Для краткости обозначения всех характеристик цветка их принято записывать в виде формулы цветка. Простой околоцветник обозначается буквой О, чашелистики — буквой Ч, лепестки — Л, пестик — П, тычинки — Т. Рядом с буквой, обозначающей элемент цветка, ставится индекс, соответствующий количеству этих элементов в данном цветке. Если число элементов (например, тычинок) более 12, то пишут не их точное количество, а значок «го». Если элементы цветка срослись, то соответствующее число сросшихся частей пишут в скобках.
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Пользуясь текстом учебника ответьте на вопрос: какие растения являются однодомными, а какие двудомными? Приведите примеры однодомных и двудомных растений.
Зарисуйте строение цветка и подпишите его основные части.
Цветок и его строение
Строение цветка
Урок "Строение цветка"
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций