Урок биологии в 6 классе «Опыление. Его значение в жизни растения»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Опыление. Его значение в жизни растения
Цели: познакомить со способами опыления цветковых растений, раскрыть значение опыления, показать взаимосвязь опыления, оплодотворения и последующего образования семян; дать представление о различных приспособлениях растений к тому или иному типу опыления; раскрыть преимущество перекрестного опыления по сравнению с самоопылением; дать представление о значении искусственного опыления для сельского хозяйства.
Оборудование и материалы: карточки для биологической эстафеты; таблицы: «Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений», цветущие комнатные и декоративные растения, гербарии самоопыляемых, ветроопыляемых и опыляемых насекомыми растений, разборная модель «Цветок вишни».
Ключевые слова и понятия: опыление, самоопыление, перекрестное опыление, искусственное опыление; ветроопыляемые растения, насекомоопыляемые растения.
Биологическая эстафета «Соцветия»
(Для проведения эстафеты учитель должен подготовить три комплекта карточек, на которых крупным шрифтом написано название соцветия и более мелко — его описание.
Класс делится на три команды (например, по рядам). Перед каждым из рядов стоит стол или стул с комплектом карточек. Учитель засекает время с помощью секундомера.
По сигналу учащиеся берут по одной карточке с названием и описанием соцветия, подбегают к доске и рисуют схему этого соцветия. Если участнику эстафеты хорошо знаком материал, он может нарисовать соцветие, прочитав только его название. Если же материал усвоен не очень хорошо, то игрок будет вынужден прочитать описание этого соцветия, потратив время. После того как ученик изобразил соцветие на доске, он подбегает к столу, кладет на него мел или передает его в руки следующему члену команды и т. д.
Учитель фиксирует время, потраченное каждой командой на выполнение задания. За каждый неверный ответ дается штраф 15—20 с. Выигрывает команда, затратившая наименьшее время.)
Рассказ учителя с элементами беседы
Вспомним, какова основная функция цветка. (Размножение, т. е. образование семян.)
Для образования семян необходимо, чтобы произошло опыление, а потом и оплодотворение.
Опыление — это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Если пыльца с одного цветка попадает на рыльце пестика того же цветка, такой способ называют самоопылением. Если же пыльца с одного цветка попадает на рыльце пестика другого цветка, такой способ называют перекрестным опылением. Перекрестное опыление характерно для большинства растений.
Как вы думаете, в чем преимущество перекрестного опыления? (Ответы учащихся.)
Благодаря перекрестному опылению происходит перекомби- нация признаков отцовского и материнского организмов, вследствие чего дочерние организмы приобретают большее разнообразие признаков, что повышает жизнеспособность вида в целом, так как дает им больше шансов выжить при возможных изменениях окружающей среды.
Как мы уже говорили, самоопыление в природе встречается крайне редко.
Как вы думаете, для чего растениям необходим такой способ опыления? (Ответы учащихся.)
Самоопыление является гарантией того, что растение будет опылено.
Как вы думаете, какие приспособления могут быть у самоопыляемых растений? (Ответы учащихся.)
Обычно у таких растений тычинки длиннее пестиков, и пыльца с них под действием силы тяжести сама осыпается на пестики. Цветки картофеля и томатов раскрываются уже опыленными.
А какие приспособления могут быть у растений к перекрестному опылению? (Учащиеся высказывают предположения, учитель подводит итог.)
Специальные приспособления к перекрестному опылению
Тычинки короче пестиков (пыльца не осыпается на пестик);
тычинки и пестики в одном цветке созревают в разное время;
однополые цветки (тычинки и пестики находятся на разных цветках);
двудомные растения (женские и мужские цветки находятся на разных особях).
При перекрестном опылении пыльца с одного цветка на другой может переноситься разными способами: с помощью ветра, воды, насекомых, птиц и даже млекопитающих.
Кто или что чаще всего принимает участие в переносе пыльцы растений при перекрестном опылении? (Ответы учащихся.)
Чаще всего растение опыляют насекомые или ветер. Растения, опыляемые насекомыми, называют насекомоопыляемыми.
Какие приспособления к опылению насекомыми могут встречаться у растений? (Учащиеся высказывают предположения, учитель подводит итог.)
Приспособления растений к опылению насекомыми
Крупный яркий околоцветник, привлекающий насекомых;
крупные, заметные соцветия;
выделение нектара особыми железами — нектарниками (нектар и пыльца являются пищей для многих насекомых);
запах, привлекающий насекомых (многих насекомых могут привлекать запахи, не приятные для человека);
выросты и крючочки на оболочке пыльцы, способствующие удержанию ее на теле насекомых.
Кроме того, у некоторых растений встречаются приспособления к опылению конкретными насекомыми. Например, львиный зев и клевер приспособлены к опылению шмелями. Нектар у этих растений находится очень глубоко, и пока шмель доберется до него, он обязательно оставит пыльцу на пестиках цветка. Цветок душистого табака имеет сростнолепестный венчик, образующий глубокую воронку, поэтому нектар этих цветков доступен только для ночных бабочек-бражников, у которых есть специальный длинный хоботок
Цветки тропической лианы раффлезии Арнольди имеют запах тухлого мяса.
Как вы думаете, какими насекомыми опыляется это растение? (Ответы учащихся.)
Этот запах привлекает различных мух. Многие цветки приспособились к опылению ночными насекомыми, поэтому их запах усиливается ночью, как, например, у ночной фиалки.
Растения, опыляемые ветром, называют ветроопыляемыми.
Как вы думаете, какими могут быть приспособления растений к опылению ветром? (Ответы учащихся.)
Приспособления растений к опылению ветром
Растения цветут очень рано, до того как распустятся листья или одновременно с их распусканием. Это увеличивает вероятность попадания пыльцы на пестики;
околоцветник этих цветков слабо развит или вообще отсутствует;
цветки мелкие, часто бывают собраны в большие соцветия;
образуется огромное количество пыльцы, так как это увеличивает вероятность попадания ее на пестики;
пыльца мелкая, сухая, легкая;
ветроопыляемые растения растут большими группами.
Какие ветроопыляемые растения вы можете назвать? (Ответы учащихся.)
Ветроопыляемыми являются многие деревья: ольха, осина, береза, дуб, орешник. А также такие травы, как тимофеевка, рожь, кукуруза, пырей, осоки.
Кто еще может быть опылителем? (Ответы учащихся.)
В тропиках встречаются цветки, опыляемые птицами, например колибри и нектарницами. Эти цветки обычно не пахнут, так как у птиц обоняние развито слабо, но имеют яркие околоцветники. Нектар у этих цветков водянистый, зато выделяется его очень много, что и привлекает птиц-опылителей.
Кроме птиц и насекомых, в опылении растений могут участвовать также и млекопитающие, например летучие мыши.
У некоторых водных и околоводных растений, таких, как элодея, роголистник, взморник, перенос пыльцы осуществляется при помощи воды.
Для повышения урожайности некоторых растений или выведения новых сортов человек сознательно переносит пыльцу с тычинок одних цветков на рыльца пестиков других цветков. Опыление, которое происходит при участии человека, называют искусственным. Обычно его производят сухой мягкой кисточкой, при помощи которой снимают пыльцу с тычинок одних цветков и наносят на рыльца пестиков других
У некоторых растений, во избежание самоопыления, ученым приходится аккуратно вскрывать нераспустившийся цветок и удалять из него тычинки.
При выведении новых сортов, чтобы не занести на опыляемые цветки посторонней пыльцы, на них надевают специальные мешочки. При помощи искусственного опыления было выведено множество ценных сортов сельскохозяйственных и декоративных растений.
Закрепление знаний и умений
1.Прочитать параграф, знать основные термины.
2.Решить биологическую задачу.
Известно, что если в период цветения яблонь стоит холодная и дождливая погода, то урожай яблок будет крайне низким или его может не быть вообще. Объясните причину этого явления. Что необходимо предпринять, чтобы обеспечить урожай яблок при условии, что в период цветения погода остается неблагоприятной.
Творческое задание. Клевер является ценным кормовым растением. После того как это растение было завезено в Австралию, местные фермеры обратили внимание на то, что при размножении он не дает семян. Необходимо объяснить, почему не образуются семена, каким образом размножается клевер при отсутствии семян и что необходимо предпринять, чтобы у растения начали созревать семена.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
Найти в дополнительной литературе сведения о том, какими необычными способами может осуществляться опыление растений. Подготовить небольшой доклад на эту тему.
Рассмотрев строение цветка, доказать, что он является видоизмененным побегом.
Биология 6 Типы опыления у растений
Опыление растений
Как пчелы опыляют цветы
Опыление растений ветром
Опыление растений насекомыми1
Опыление растений птицами
Искусственное опыление винограда - Часть 1
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций