
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
"Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1 (техникум)"
Департамента спорта города Москвы
Стили управления детским коллективом
Подготовила тренер-преподаватель высшей категории
Редянова Елена Александровна

Определение стиля управления
Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.

Стили управления
Традиционно выделяют 3 стиля управления детским коллективом:
Авторитарный (директивный);
Демократический (коллегиальный);
Либеральный.

Авторитарный стиль: общее представление
Педагоги с авторитарным стилем общения проявляют:
Ярок выраженные установки;
Избирательность по отношению к детям,
Используют запреты и ограничения
Злоупотребляют отрицательными оценками
Основные педагогические средства – строгость и наказание;
Большое количество воспитательных воздействий при их однообразии.

Причины авторитарного стиля
Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, жестко контролируя детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей.

Последствия авторитарного стиля
Обобщение педагога с авторитарными тенденциями ведет к:
Конфликтности;
Недоброжелательности в отношениях детей;
Неблагоприятные условия для воспитания детей;
Позиция отчуждения от воспитанников;
Каждый ребёнок испытывает состояние незащищённости и тревоги, напряжение и неуверенность в себе.

Демократический стиль: общее представление
Демократический стиль общения:
Широкий контакт с воспитанниками;
Проявление доверия и уважения к ним;
Стремление наладить эмоциональный контакт с ребёнком;
Не подавляет строгостью и наказанием;
В общении с детьми преобладают положительные оценки;
Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности;
Умеет признавать допущенные ошибки;
Стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности.

Последствия демократического стиля
В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции:
Создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений;
Положительного эмоционального климата группы;
Дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником;
Вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе.
Даёт понимание ценность сотрудничества в совместимой деятельности.

Либеральный стиль: общее представление
Для либерального воспитателя характерны:
Безынициативность;
Безответственность;
Нерешительность в трудных ситуациях;
«Забывает» о своих прежних требованиях и через определённое время способен предъявить полностью противоположные;
Склонен пускать дело на самотёк, переоценивать возможности детей;
Не проверяет выполнение своих требований;
Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения.

Зависимость стиля от личности педагога
Люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.
Исследования показали, что после ушедшего педагога-«автократа» в группу не рекомендуется назначать «либерала», а после «либерала» — «автократа» — возможно. «Демократа» можно назначить после любого предшественника.

Смешанный стиль
На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.
Наталья Беляева