12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гаврилина Ольга Сергеевна20
Россия, Рязанская обл.
3

Урок «Стилистические функции обособленных членов предложения при подготовке к ОГЭ»

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории О.С. Гаврилина.

Дата: 30.01.2018.

Урок русского языка в 8 классе.

Тема: «Стилистические функции обособленных членов предложения при подготовке к ОГЭ».

Тип урока: урок систематизации знаний.

Цель урока: закрепить знания по теме «Обособленные члены предложения».

Задачи: 1) совершенствовать теоретические знания по теме «Обособленные члены предложения»;

2) ознакомить с выразительными возможностями использования обособленных членов предложения в текстах разных стилей;

3) совершенствовать навыки составления монолога и диалога (подготовка к устной части ОГЭ);

4) обогащать речь учащихся указанными конструкциями;

5) способствовать формированию экологической культуры обучающихся.

Планируемые результаты.

Личностные:

1) проявление творческого отношения к процессу обучения;

2) проявление ценностного отношения к учебной проблеме;

3) формирование бережного и внимательного отношения к природе;

4) формирование познавательной потребности;

5) аргументированно оценивать поступки (в учебной ситуации).

Метапредметные:

Познавательные УУД: 1) анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, устанавливать закономерности, выявлять причины и следствия простых явлений; 2) осуществлять информационную переработку текста; выделять главное (ключевые слова); 3) преобразовывать информацию из одной формы в другую; 4) задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации; 5) составлять монологическое высказывание.

Коммуникативные УУД: 1) формулировать собственное мнение в устной и письменной форме; 2) самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, в группе; 3) слушать и слышать других, быть готовым к изменению собственного мнения; 4) оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль; 5) вести диалог: 6) формировать умения воспроизводить прослушанный и прочитанный тексты.

Регулятивные УУД: 1) высказывать предположения на основе наблюдений; 2) формулировать вопрос (проблему) урока и определять цель учебной деятельности; 3) искать пути решения проблемы, планировать деятельность; 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию; 5) соотносить цели и результаты своей деятельности.

Предметные (языковая компетенция): знать изученные пунктуационные правила обособления второстепенных членов; обосновывать выбор знаков препинания; владеть пунктуационными нормами русского литературного языка; использовать лексическую и синтаксическую синонимию.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык для 8 класса» (Л.А. Тростенцова и др.), презентация к уроку, раздаточный материал.

Фомы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Метод: игровой, частично-поисковый, проектный.

Структура урока:

1. Организационный этап.

2.Актуализация знаний.

3. Проблемная ситуация. Постановка учебной цели.

4. Проверка усвоенных знаний и умений.

5. Физ. минутка.

6.Систематизация знаний.

7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход занятия.

Учитель: Скажу вам: «Здравствуйте, друзья!»

И научитесь, как и я,

Улыбку каждому дарить,

Любым уроком дорожить!

Садитесь!

Ученики: Садятся.

Учитель: Начинается урок –

Будьте все готовы в срок,

Показав свои познанья,

Получить признание!

Ученики: Эмоционально настраиваются на урок.

Учитель: Оцените свой эмоциональный настрой на урок по пятибалльной шкале.

Ученики: Ставят баллы.

Учитель: А мой настрой – на 5! Ведь сегодня у нас гости, которым мы всегда рады. На уроке вы будете работать и самостоятельно, и в парах, и коллективно, а в течение занятия нам понадобятся листы самооценки и раздаточный материал.

Ученики: Проверяют готовность к уроку.

Учитель: Откроем тетради, запишем число, классная работа.

Ученики: Выполняют.

Учитель: Прочитайте эпиграф к уроку.

Ученики: Читают. «Изымите все произведение, если в этом произведении вам не нравится запятая, но не вычеркивайте запятой: она имеет свой смысл». А.А. Блок.

Учитель: Как вы понимаете слова поэта? Прямое или переносное значение имеет утверждение?

Ученики: Дискутируют.

Учитель: И все-таки знаки препинания очень важны для понимания смысла текста, замысла автора. Какая наука изучает правила постановки знаков препинания?

Ученики: Пунктуация.

Учитель: Молодцы. На уроках русского языка возможны любые перемещения: и во времени, и в пространстве. Итак, мы на пунктуационном собрании…

Сценка разыгрывается подготовленными учениками (Синтаксис, Личное Местоимение, Существительное, Сказуемое).

Синтаксис: Нужно договориться о правилах. Личное местоимение, с какой стороны Вы позволите стоять возле Вас Обособленным Определениям?

Личное Местоимение: С любой!

Синтаксис: А Вы, Существительное?

Существительное: Только позади меня; если хотят непременно спереди, пусть приобретут ещё и обстоятельственное значение причины или уступки.

Синтаксис: У нас есть ещё Обособленные Обстоятельства. Сказуемое, посоветуйте, какие из них могут быть обособлены и где им стоять.

Сказуемое: Пусть обособляются Деепричастия и Деепричастные Обороты, думаю, нужно разрешить им стоять, где угодно.

Учитель: Расскажите правило, которое утвердили на собрании в лингвистической сказке.

Ученики: Выделение знаками препинания обособленных определений и обстоятельств.

Учитель: Что такое обособление?

Ученики: Выделение интонацией и знаками на письме второстепенных членов предложений.

Учитель: Сформулируйте тему занятия.

Ученики: Обособленные члены предложения.

Учитель: Запишем тему «Обособленные члены предложения. Подготовка к ОГЭ».

Ученики: Записывают.

Учитель: Сформулируйте цель занятия и задачи.

Ученики: Повторить правила постановки знаков препинания при обособленных членах предложения и продолжить подготовку к ОГЭ.

Учитель: Задание 1. Сыграем «Веришь – не веришь». Если вы согласны с утверждением, то ставите «+», если нет – «-».

«Веришь – не веришь».

1. Обособленными могут быть любые члены предложения.

2. При обособлении знаки препинания выполняют функцию разделения.

3. Распространенные определения обособляются, если стоят после определяемого слова.

4. Приложения обособляются, если относятся к личному местоимению.

5. В предложении: «Подлетая к Байкалу, пошел снег» - нет грамматической ошибки.

Ученики: Выполняют задание.

Учитель: Закончили. Сверим ответы с образцом. Взаимопроверка.

Ученики: Сравнивают. Подсчитывают верные и неверные ответы, полученный результат заносят в лист самооценки. Если нет ошибок – 1 балл.

Учитель: Исправим ошибки.

Ученики: Выполняют работу над ошибками.

1. Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения.

2. При обособлении знаки препинания выполняют функцию выделения.

5. «Когда мы подлетали к Байкалу, пошел снег».

Учитель: Хорошо. Перейдем к следующему заданию: «Где логика?» Какой географический объект зашифрован? 1. «7 чудес России». 2. Вода. 3. Иркутская область и Бурятия.

Ученики: Выдвигают гипотезы.

Учитель: Верно. Озеро Байкал. Именно с текстами разных стилей о Байкале мы будем работать на уроке. Назовите книжные стили.

Ученики: Художественный, научный, официально-деловой, публицистический.

Учитель: Переходим к устной части. Работаем в группах (3 команды). Читаете текст вполголоса. Напомню, что у вас 1,5 минуты на подготовку и пересказываем, включив цитату. Для всех команд она звучит так: «Славное море – священный Байкал». Выберете представителя, который выступит от команды.

1 группа. Древний как мир, Байкал существует около 25-30 миллионов лет. При средней продолжительности "жизни" озер в 10-15 миллионов лет, он уже дважды стал рекордсменом. Поражает феноменальная глубина Байкала, достигающая 1637 метров, что позволяет ему по праву носить звание самого глубокого озера мира. На его территорию приходится более 23 тысяч квадратных километров, что составляет около 22 процентов запасов всей пресной воды земного шара (Баринова, И.И. География России. Природа. 8 класс).

2 группа. Триста дочерей было у старика Байкала, но одну, непокорную красавицу Ангару, любил он больше всех. И чтоб сберечь, заточил ее в высокой башне, но не помогли стены, стихия вырвалась на свободу и побежала к своему возлюбленному, Енисею. Однако не суждено было им встретиться: разгневанный отец кинул вслед беглянке обломок скалы, навсегда проклиная свою неблагодарную любимицу. А место, куда он попал, стало называться Шаман-камнем. (Легенды Байкала).

3 группа. Почему стоит посетить Байкал? Первая причина – Иркутск, город древних построек из дерева. Вторая причина – остров Ольхон. Только представьте, его общая площадь достигает 700 квадратных километров, а длина 70 километров. Наибольшей популярностью на острове пользуется Шаман-скала, напоминающая дракона. Третья причина – Большая Байкальская Тропа, созданная волонтёрами и протянувшаяся на 2000 км. Четвертая причина: вода Байкала продлевает жизнь, так как это зарождающийся океан. И пятая – самое продолжительное в России количество солнечных дней, около 330 в году (Реклама турфирмы).

Ученики: Выполняют задание. Каждый читает и пересказывает, а затем защищают свое изложение.

Учитель: Посоветовавшись в группе, определите стиль вашего текста и запишите в графу «Пересказ».

Ученики: Обсуждают и записывают.

Учитель: Слушаем представителей от каждой команды.

Ученик (подготовленный): Пересказывает в течение 2 минут (не больше).

Учитель: Хорошо. Сверим ваши ответы с образцом. Если вы справились, то занесите в лист самооценки 3 балла, из которых 1 балл – чтение, 2 – пересказ, 3 – определение стиля.

Ученики: Работают с листами самооценки.

Учитель: Физпауза.

Ученики: Выполняют зарядку для глаз, следя за движущейся капелькой воды.

Учитель: Следующее задание – составление монолога. Перед вами карточка с заданием на тему «Путешествие, которое запомнилось мне больше всего». Время на подготовку – 1 минута, на выступление – не более 3. Работаете индивидуально. Отвечать будет 1 ученик.

Ученики: Осмысливают задание, читают вопросы, готовят развёрнутое монологическое высказывание на тему «Путешествие…».

Тема 2. Расскажите о том, как Вы путешествовали по стране или по миру.

Не забудьте рассказать,

Давно ли Вы путешествуете и как Ваша семья выбирает место для очередного путешествия?

Какова основная цель путешествия для Вас? Вашей семьи?

Какое из путешествий Вам запомнилось больше всего и почему?

Что изменилось в Вашей жизни благодаря путешествиям?

Учитель: Время вышло. Пожалуйста, кто готов рассказать о путешествии.

Ученики: Монологическое выступление.

Учитель: Хорошо. В листах самооценки в графе «Монолог» поставьте себе 1 балл, а выступивший ученик – 3 балла.

Ученики: Работают с листами самооценки.

Учитель: Последнее задание в устной части – диалог. Работаете в парах. Задаете по очереди вопросы, которые предложены вам в раздаточном материале. Помните, что ответы должны быть развернутыми и полными. На 1 ответ дается 1 минута.

К теме 2 «Путешествие по Байкалу». Вопросы для диалога.

1. Хотели бы Вы отправиться в путешествие на Байкал?

2. Чем интересен Байкал?

3. Что Вам уже известно о Байкале?

4. С кем бы Вы хотели отправиться в путешествие по Байкалу?

5. В какое время года лучше путешествовать?

6. Назовите достопримечательности Рязанской области.

Ученики: Справляются с коммуникативной задачей, дают полные ответы, оценивают ответы товарища.

Учитель: Если ваш собеседник ответил на все 3 вопроса, то вы ставите ему в листе самооценки 3 балла.

Ученики: Работают с листами самооценки.

Учитель: Переходим к письменной части ОГЭ. Перед вами текст с заданиями, на выполнение которых отводится 5 минут. Работаете самостоятельно.

Чудо природы.

1) Байкал — это гигантское озеро, расположенное на востоке нашей страны. 2) Его называют сибирским морем, таинственным и загадочным. 3) Окружѐнное горами, оно прекрасно всегда, во все времена суток. 4) Приближаясь к нему, замираешь от восторга при виде его стеклянной голубой глади. 5) Вода в озере очень прозрачна. 6) Несмотря на большую глубину, видишь небольших раков, копошащихся на дне, весѐлые стайки плавающих недалеко от берега рыбок. 7) Неровное дно Байкала представляет собой систему горных хребтов, подвергавшихся изменениям в течение многих лет. 8) Многочисленные притоки Байкала наполняют озеро водой, а вытекает из него только река Ангара, порожистая и бурная. 9) Озеро до сих пор таит много загадок, ещѐ не разгаданных настойчивыми исследователями. 10) Ввиду слива неочищенных сточных вод, озеру грозит гибель. 11) Спасти его — важнейшая задача, поставленная перед учѐными.

Задания.

1. Из предложений 1 – 3 выпишите слово с приставкой, написание которой зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

2. В предложении 2 замените словосочетание сибирским морем по типу согласования на синонимичное по типу управления.

3. Из предложения 3 выпишите грамматическую основу.

4. Из предложений 7 – 11 выпишите номера тех, в которых есть обособленные члены предложения.

5. Из предложения 8 выпишите обособленное определение.

Ученики: Самостоятельно работают с текстом, выполняют тест.

Учитель: Время подошло к концу. Отложите ручки и карандаши. Сверим ваши ответы с эталоном.

Ученики: проверяют по образцу.

Образец.

1. Расположенное.

2. Морем Сибири.

3. Оно прекрасно.

4. 7, 8, 9, 10, 11.

5. Порожистая и бурная.

Учитель: Если вы справились без ошибок – 3 балла, если 1 ошибка – 2 балла, если 2 ошибки – 1 балл. В остальных случаях – 0 баллов.

Ученики: Работают с листами самооценки.

Учитель: В 2018 году выходит фильм в 3 D, созданный Россией совместно с Францией, Германией и США. Посмотрим трейлер (2 минуты 12 с).

Ученики: Смотрят.

Учитель: Какую проблему поднимают создатели фильма?

Ученики: Экологическую, проблему уменьшения количества пресных вод в мире, что создает глобальную угрозу всему живому на Земле.

Учитель: Молодцы. А что мы можем сделать?

Ученики: Беречь воду, экономно расходовать…

Учитель: Хорошо. Будем ценить источник всего живого на планете, воду, и путешествовать по родной стране, о которой мы так мало знаем! Приглашаю всех на Байкал! А теперь подведем итоги. В листах самооценки сложите баллы и поставьте себе оценку за урок. Если вы набрали 10 – 13 баллов, то заработали «5» за урок, если только 8 – 9 баллов, то ваша оценка «4», при 7 баллах – «3».

Ученики: Суммируют и ставят оценку в дневник.

Учитель: Кто справился на «отлично», а кто знает «хорошо» непростую тему? Молодцы.

Ученики: Поднимают руки.

Учитель: Вспомним тему занятия и его цель. Решили ли мы поставленные задачи? С текстами каких стилей мы работали? Употребляются ли обособленные члены в разговорном стиле?

Ученики: Отвечают.

Учитель: А теперь оцените свой эмоциональный настрой в конце урока по пятибалльной шкале.

Ученики: Оценивают.

Учитель: Надеюсь, ваше настроение не только не ухудшилось, но даже, как и моё, улучшилось до «отлично с плюсом»! Что нового вы узнали?

Ученики: Отвечают.

Учитель: Домашнее задание дифференцированного характера. На «5» или «4» (повышенной сложности): составить рекламный ролик или буклет о путешествии на Байкал с использованием обособленных конструкций (можно с переводом на английский). На «3» – упражнение 96 в рабочей тетради Г.А. Богдановой (ч. 2). Спасибо за внимание!

Раздаточный материал.

Лист самооценки.

Фамилия,

Имя

«Веришь – не веришь»

Пересказ

Монолог

Диалог

Чудо природы

Итог

             

Лист самооценки.

Фамилия,

Имя

«Веришь – не веришь»

Пересказ

Монолог

Диалог

Чудо природы

Итог

             

Лист самооценки.

Фамилия,

Имя

«Веришь – не веришь»

Пересказ

Монолог

Диалог

Чудо природы

Итог

             

Лист самооценки.

Фамилия,

Имя

«Веришь – не веришь»

Пересказ

Монолог

Диалог

Чудо природы

Итог

             

1 группа.

Древний как мир, Байкал существует около 25-30 миллионов лет. При средней продолжительности "жизни" озер в 10-15 миллионов лет, он уже дважды стал рекордсменом. Поражает феноменальная глубина Байкала, достигающая 1637 метров, что позволяет ему по праву носить звание самого глубокого озера мира. На его территорию приходится более 23 тысяч квадратных километров, что составляет около 22 процентов запасов всей пресной воды земного шара (Баринова, И.И. География России. Природа. 8 класс).

2 группа.

Триста дочерей было у старика Байкала, но одну, непокорную красавицу Ангару, любил он больше всех. И чтоб сберечь, заточил ее в высокой башне, но не помогли стены, стихия вырвалась на свободу и побежала к своему возлюбленному, Енисею. Однако не суждено было им встретиться: разгневанный отец кинул вслед беглянке обломок скалы, навсегда проклиная свою неблагодарную любимицу. А место, куда он попал, стало называться Шаман-камнем. (Легенды Байкала).

3 группа.

Почему стоит посетить Байкал? Первая причина – Иркутск, город древних построек из дерева. Вторая причина – остров Ольхон. Только представьте, его общая площадь достигает 700 квадратных километров, а длина 70 километров. Наибольшей популярностью на острове пользуется Шаман-скала, напоминающая дракона. Третья причина – Большая Байкальская Тропа, созданная волонтёрами и протянувшаяся на 2000 км. Четвертая причина: вода Байкала продлевает жизнь, так как это зарождающийся океан. И пятая – самое продолжительное в России количество солнечных дней, около 330 в году (Реклама турфирмы).

Путешествие, которое запомнилось мне больше всего. Монолог.

Тема 2. Расскажите о том, как Вы путешествовали по стране или по миру.

Не забудьте рассказать,

Давно ли Вы путешествуете и как Ваша семья выбирает место для очередного путешествия?

Какова основная цель путешествия для Вас? Вашей семьи?

Какое из путешествий Вам запомнилось больше всего и почему?

Что изменилось в Вашей жизни благодаря путешествиям?

К теме 2 «Путешествие по Байкалу». Вопросы для диалога.

1. Хотели бы Вы отправиться в путешествие на Байкал?

2. Чем интересен Байкал?

3. Что Вам уже известно о Байкале?

4. С кем бы Вы хотели отправиться в путешествие по Байкалу?

5. В какое время года лучше путешествовать?

6. Назовите достопримечательности Рязанской области.

Чудо природы.

1) Байкал — это гигантское озеро, расположенное на востоке нашей страны. 2) Его называют сибирским морем, таинственным и загадочным. 3) Окружѐнное горами, оно прекрасно всегда, во все времена суток. 4) Приближаясь к нему, замираешь от восторга при виде его стеклянной голубой глади. 5) Вода в озере очень прозрачна. 6) Несмотря на большую глубину, видишь небольших раков, копошащихся на дне, весѐлые стайки плавающих недалеко от берега рыбок. 7) Неровное дно Байкала представляет собой систему горных хребтов, подвергавшихся изменениям в течение многих лет. 8) Многочисленные притоки Байкала наполняют озеро водой, а вытекает из него только река Ангара, порожистая и бурная. 9) Озеро до сих пор таит много загадок, ещѐ не разгаданных настойчивыми исследователями. 10) Ввиду слива неочищенных сточных вод, озеру грозит гибель. 11) Спасти его — важнейшая задача, поставленная перед учѐными.

Задания.

1. Из предложений 1 – 3 выпишите слово с приставкой, написание которой зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

2. В предложении 2 замените словосочетание сибирским морем по типу согласования на синонимичное по типу управления.

3. Из предложения 3 выпишите грамматическую основу.

4. Из предложений 7 – 11 выпишите номера тех, в которых есть обособленные члены предложения.

5. Из предложения 8 выпишите обособленное определение.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.