Внеклассное мероприятие в форме игры «Зелёное море лесов» (7–11 классы)
Внеклассное мероприятие - цикл интеллектуальных игр «По Ивановскому меридиану». Игра 2 «Зелёное море России »
Этот цикл интеллектуальных игр под названием «По Ивановскому меридиану» представляет собой заочное путешествие от Северного полюса до Южного через материки, моря и океаны, природные зоны. Материал будет интересен для учителей биологии, географии, краеведения, для педагогов дополнительного образования. Не будет опубликована только одна игра из цикла, посвящённая Ивановской области. Заинтересованным учителям других территорий можно будет написать по заданному алгоритму свою игру. Эти игры можно будет использовать при проведении предметных недель с учениками разных классов или с разновозрастными командами постоянного состава. Мне кажется, что второй вариант будет гораздо интереснее.
Зелёное море России ( Игра вторая)
Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний о тайге и широколиственных лесах , о своеобразии этих природных комплексов
Результаты изучения темы:
1. Предметные – применяют знания о компонентах природного комплекс а тайги и широколиственных лесов в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности компонентов природного комплекса
2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают уважение к природе и людям, живущим в лесной зоне и чувство ответственности за сохранение природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.
3. Метапредметные.
Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей природных комплексов
Познавательные: извлекают необходимую информацию из полученной на уроках и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях природного комплекса тайги и широколиственных лесов, обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.
Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет"
Ход игры.
Ребята! Сегодня мы продолжаем с вами цикл интеллектуальных игр «По Ивановскому меридиану» . Эта игра не первая, а поэтому вы знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденному материалу
Конкурс капитанов «Верите ли вы, что…..»
1.Лес – это природное сообщество, где главным компонентом являются деревья
2.Темнохвойная тайга образована елью, пихтой и сосной обыкновенной (нет, сосной кедровой сибирской0
3.Из хвойных пород дальше всех заходит на север лиственница
4.Мхи, покрывающие почву в тайге, препятствуют росту трав, кустарников, возобновлению леса
5.Светлохвойная тайга состоит из лиственницы и сосны обыкновенной
6.Лиственницы растут очень быстро в отроческие годы, до 1 м за сезон
7.Фотосинтез у лиственницы протекает интенсивнее в 1,5 -2 раза, чем у других хвойных в тайге
8.В тайге животный мир зимой беднее, чем в расположенных южнее широколиственных лесах (нет, богаче, там больше кормов)
9.Кедр сбрасывает зрелые шишки до выпадения снега
10.Белки предпочтение отдают семенам сосны (нет, еловых шишек в день нужно 28, а сосновых – 380)
11.Семена хвойных годятся для выкармливания птенцов зимой (клесты)
12.Продуктивность широколиственных лесов в разы больше тайги
13.В тайге преобладают подзолистые и мерзлотно-таёжные почвы
14.Однородные северные леса создают идеальные условия для массового размножения вредителей (непарный шелкопряд)
15.Нигде в мире, кроме тайги, не водится столько пушных зверей
Конкурс «Подсказка по теме «Хвойные тайги»
1.Это растение из семейства сосновых
2.Именно она является главным соперником сосны в их постоянном противоборстве за территорию
3.Но не выигрывает, т.к. любит плодородную и влажную почву
(ель)
1.Кроны этого дерева могут резко отличаться друг от друга
2.Всё зависит от места произрастания – лес или открытая местность
3.В лесу их ствол прямой и высокий, как корабельная мачта
(сосна)
1.Это дерево внешне напоминает ель
2. Но у неё серая гладкая кора
3. А зрелые шишки торчат будто свечки
(пихта)
1.Это растение из семейства кипарисовых
2. Может быть деревом или кустарником
3. Именно его за внешнее сходство называют северным кипарисом
(можжевельник)
1.Это единственное дерево, способное расти в районах вечной мерзлоты
2.Древесина его тонет в воде, но не гниёт
3.Именно на сваях из таких деревьев держится всем известный наш город
(лиственница)
Конкурс «Кроссворд «Растения широколиственного леса»
/data/files/a1514195887.docx (Кроссворд "Растения широколиственного леса") |
Угадав названия всех растений, вы прочитаете название одной из наук, связанной с лесом
1.Дубовый лес, или …………… (дубрава)
2.Это растение с белыми душистыми цветками образует заросли по берегам рек (черёмуха)
3.Орешник, или ……………… (лещина) обычный кустарник дубрав
4.Это дерево упоминается во многих сказках (дуб)
5.Кустарник, чьи плоды раскрываются и становятся похожими на яркие серёжки (бересклет)
6.Может быть серой, клейкой, или черной (ольха)
7Дерево, которое обувало русских крестьян (липа)
8.Двудомное растение, которое широко используется в озеленении городов (тополь)
9.Образует леса вместе с дубом и буком (граб)
10.Дерево с гнилой сердцевиной, которое не любят лесоводы (осина)
11.Ильм гладкий, или ………….. (вяз)
Ключевое слово – дендрология – наука о древесных растениях
Конкурс «Дары леса»
Из квадрата с написанными цифрами и числами ученики выбирают номер вопроса. Учитель читает вопрос, команда отвечает. Если ответа нет, то право ответить получает следующая команда. В некоторых квадратах за цифрами прячется поганка, которая съедает один умник
1.Самый ценный трубчатый гриб (белый)
2.Самый ценный пластинчатый гриб (груздь)
3.Самый дорогой гриб (трюфель)
4.Поганка
5.Поганка
6.Многолетний гриб-паразит, живущий на деревьях (трутовик)
7.Самая полезная для зрения ягода (черника)
8.Самая первая ароматная ягода ( земляника)
9.Поганка
10.Самая поздняя ягода болот тайги (клюква)
11.Самая северная ягода тундры и тайги (морошка)
12.Самые первые грибы леса (сморчки и строчки)
13.Съедобный гриб, который может быть и паразитом, если поселяется на живых деревьях (опёнок)
14.Поганка
15.Поганка
16.Масличное растение и ценный гриб для засолки с оранжевой мякотью (рыжик)
Конкурс «Биоаукцион на тему «Лесные жители на гербах городов России»
Вопрос о птице, залетевшей на герб одного из городов Рязанской области
Это птица из одноимённого семейства отряда дневных хищных птиц. У нас селятся 2 вида. Первый питается мелкими птицами, мышами. Второй предпочитает более крупных птиц - тетеревов, охотится на зайцев. Гнёзда делает на деревьях и маскирует их свежими ветками. Внешне немного напоминают кукушку, даже поговорка есть , намекающая на неудачный обмен. Так какая же птица на гербе города с интересным названием Сапожок?
(ястреб)
Вопрос о птице, подарившей городу своё изображение на герб
Эту птицу орнитологи выделили в отдельное семейство, поскольку она отличается от своих собратьев-хищников. Ей просто необходима близость водоёма, поскольку её основная пища – живая рыба. Летая над водой на высоте до 25 метров, она отлично видит плавающую у поверхности водоёма рыбу. Снижаясь, она быстро выхватывает рыбу из воды своими сильными лапами с острыми когтями. Иногда за добычей и ныряет, её оперение плотное и не намокает. Какая же птица –рыболов оказалась не только на гербе города, но и составила основу его названия?
(скопа – Скопин Рязанскойобласти )
Вопрос о насекомом, попавшем на герб нескольких городов
Это насекомое – символ трудолюбия, высокого профессионализма. А профессий за время своей короткой жизни они осваивают немало. Эти насекомые – удивительные сластёны, употребляют жидкую пищу только с высоким содержанием сахара. Они могут быть одиночными или общественными. В природе селятся в дуплах или расщелинах скал, строя свои гнёзда из материала, который они сами вырабатывают. Без этих насекомых немыслима жизнь цветковых растений , а мы бы не знали высоких урожаев фруктов, , не попробовали вкус пыльцы, прополиса и сладкого лекарства от простуды. Так какое иногда не совсем приятное насекомое на гербе города Тамбова?
(пчела)
Вопрос о животном с герба одного древнего русского города
Это животное дало название семейству, к которому принадлежит. Они не очень-то похожи на других хищников. Даже ходят не так, опираясь при ходьбе не на пальцы, как остальные, а на всю стопу. Питаются в основном растительной пищей, хищником становится весной, когда растений ещё мало. Живут одиночно, свою территорию метят царапинами на деревьях. Размеры их от 35- 60 кг до 1000! Один из крупных хищников на гербе Ярославля. Кто он?
(медведь)
Вопрос о живом вездеходе с герба города Ленинградской области
Это самый крупный из оленей с размахом рогов до 2 метров! Заманчиво было бы их одомашнить – они крупные по размерам и могли давать много мяса, их молоко очень полезно, могут легко передвигаться по болотам. Но им требуется много веточного корма, а днём они при использовании в качестве транспортного средства страдали бы от перегрева. Но несмотря на это, уже существует одна ферма этих животных в лесах Костромской области. Так как же называются эти всем известные животные?
(лось)
Использованная литература
Сергеев Б.Ф. Мир лесных дебрей. – М.: Дрофа, 2003. -256 с.: ил.
Лесная энциклопедия: в 2-х т. /Ред. Кол.: Г.И.Воробьёв (гл. ред) и др. –М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – 631 с., ил.
Энциклопедия для детей. Т.2 Биология. – 5-е изд., перераб. и доп./Глав. ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+,2000. – 704 с.: ил