План-конспект урока истории для 5 класса «Финикия — страна мореплавателей»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Финикия – страна мореплавателей»
Учебник «История Древнего мира» 5 класс. Авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер
Цель урока: формирование у учащихся общего представления о Финикии, стране мореплавателей.
Задачи: - познакомить учащихся с географическим положением Финикии;
- дать общее представление о занятиях финикийцев;
- познакомить с важнейшими открытиями финикийцев;
- развивать умение работать в группах;
- формировать умения работать с картой, историческими источниками;
- воспитывать интерес к истории как науки.
10. Тип урока: ознакомление с новым материалом.
11. Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
12 Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
13. Структура урока: 1. Мотивационная беседа
2. Изучение нового материала
3. Закрепление изученного материала
4. Рефлексия
14. План урока: 1. Природные особенности Финикии.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Этап мотивации к учебной деятельности |
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по странам Древнего мира. - Какие страны мы уже изучили? - Какие страны существуют на карте мира и сейчас? - В каком государстве протекают две реки? Как называются? - Кто смог надеть на голову сразу две короны? - Вавилон, Ур? - Мемфис, Фивы? - Тутмос? - А сегодня мы отправимся на восток Средиземноморья и узнаем о стране с красивым названием, которой уже нет на карте мира. |
Ответы учащихся. Египет, Древнее Двуречье Двуречье. Тигр и Евфрат. - Фараон, царь северного Египта. -Города древнего Двуречья. - Города древнего Египта - Фараон Древнего Египта. Ответы учащихся |
Этап актуализации и фиксирование индивидуальных затруднений |
- На прошлом уроке мы с вами побывали в городе Вавилоне, познакомились с царем Хаммурапи. - Чем он прославился? - А вы знаете, царь Хаммурапи нам прислал письмо. Интересно, о чем он нам написал? - Давайте прочтем письмо |
Он создал законы. Чтение письма (Приложение1) |
Этап построения проекта выхода из затруднений |
- О чем нас просит царь? - Что же мы с вами должны выяснить о Финикии? Конечно, нам, прежде всего, нужно узнать информацию о стране Финикии, а затем познакомиться с её жителями. - Какая же тема нашего урока? - Сделайте предположение, почему царь заинтересовался Финикией? - Поможем царю? |
Узнать о Финикии: географическое положение, занятия ее свободных жителей, лучшие они мореплаватели или нет, куда они плавают, торгуют ли и чем. (Финикия – страна мореплавателей) - Да |
Этап реализации Построения проекта |
- Скажите, а что нам поможет найти ответ на наш вопрос? - Какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке, чтобы решить учебную задачу? 1.Географическое положение Финикии 2.Природные условия 3. Занятия финикийцев 4. Открытия и достижения финикийцев в области культуры - На протяжении нескольких уроков. Наше путешествие в прошлое пока проходило вдали от моря, на выжженных, засушливых плоскогорьях, пересеченных только реками, которые и давали жизнь людям. Сегодня на уроке мы изменим маршрут и направимся в порт на восточном берегу Средиземного моря. Здесь располагалась Финикия, а в настоящее время находится государство Ливан.( сл. 4) - Ребята, я предлагаю вам рассмотреть карту «Древний Восток», «Финикийские колонии». Изучить легенду карты. Финикия – государство, расположенное на восточном побережье Средиземного моря. - Сейчас я каждой группе раздам карточки, вы их изучите и ответите на вопросы: Приступаем к I вопросу: Географическое положение Финикии. Я предлагаю вам самостоятельно с помощью карты получить ответ на данный вопрос. Используя карту в учебнике на стр. 31, заполните пропуски в тексте на карточке №1. как только будет готова – поднимите руки. Это страна небольшая, но её расположение очень удобное. Сюда выходят торговые пути Двуречья. Рядом со Средиземным морем на перекрёстке торговых путей расположены три хорошо развитых города: Библ, Тир и Сидон. Природа страны скудна. На узкой полоске между Средиземным морем и Ливанскими горами не было крупных рек с плодородными почвами, мало полей, пригодных для пастбищ. В целом климат был благоприятный. Лето продолжалось с конца апреля до конца октября, зима же была короткой – всего три месяца. За это время на жителей то и дело обрушивались холодные дожди. Самым неприятным явлением природы были суховеи, представлявшие серьезную угрозу земледелию
У финикийцев не было плодородных почв. Они выращивают виноград, оливковые деревья. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, ногами люди выдавливали тёмно-красный сок, который мы в последствие превращали в вино. Из маслин, оливок делали душистое масло. Оливковое масло и вино финикийцы обменивали на пшеницу. А сколько строительного леса у нас! Брёвна из ливанского кедра направляем в разные страны. Много у нас искусных ремесленников – ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости. Все жители прекрасные мореходы. Давайте подведём итог работы каждой группы и запишем выводы в тетрадь: Местоположение: 1. На побережье Средиземного моря. 2. Рек нет. 3. Почва неплодородная. 4. Много строительного леса. Задание №2 - Опираясь на географическое положение Финикии, предположите, чем могли заниматься ее жители? Основные занятия финикийцев: 1) мореплавание; 4) выращивание оливок и винограда 2) торговля; 3) ремесло ( ювелирное, резчики по слоновой кости и дереву) - Что было необходимо финикийцам для того, чтобы заниматься мореплаванием и торговлей? - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Дайте характеристику финикийским судам. - Из прочного дерева строили финикийцы свои быстроходные корабли. Вдоль бортов сидели прикованные к скамьям гребцы-рабы. Хозяин приказывал доверху загрузить судно товаром. . Торговцы и морские разбойники. Ни один народ в старину не объехал столько стран, как финикийцы. Им хорошо были известны извилины берегов Средиземного моря, проливы его, стоянки на островах, удобные гавани и опасные скалы или мели. Они открыли для народов Востока большую часть южноевропейских стран. От двух названий, которые они дали своей родине и новооткрытым землям – асу (восход) и эреб (закат), - произошли имена двух материков, Азия и Европа. ( сл. 10) Подумайте, что могли покупать и продавать финикийцы? - Путешествуя, искусные мореходы получали немалую прибыль. Когда финикийский корабль входил в гавань, местные жители с радостью их встречали. Финикийцы везли на запад по большей части изделия вавилонского и египетского ремесла: ткани, посуду, оружие, предметы роскоши, стеклянные вещи, а вывозили с запада в Азию доставляли сырые материалы: металл, красную краску, добывавшуюся из пурпуровой улитки. С берегов Балтийского моря они получали янтарь для изготовления украшений, а из нынешней Англии – олово, необходимое в приготовлении бронзы. - Финикийцы нередко пользовались выгодой своего положения: они обращались в морских разбойников, захватывая на чужом берегу беззащитных жителей, особенно женщин и детей, и везли продавать в рабство на азиатские рынки = Хоть финикийцы и были торговцами, но многие люди их боялись. - Почему финикийцев в городах боялись? - Как вы думаете, какая слава могла распространиться о финикийцах? - Как вы относитесь к морским разбойникам? Пиратство существует сейчас? - Что позволило финикийцам отправляться в далекие плавания?
- Финикийцы были не только торговцами и мореплавателями. Они были изобретателями. Что изобрели финикийцы? - В финикийских городах было много искусных ремесленников, изготовлявших украшения из золота и серебра, резчиков по дереву и слоновой кости. Здесь было изобретено прозрачное стекло. До сих пор ученые не знают, какому народу следует отдать первенство в изобретении стекла. Однако, несомненно, что производить стекло различных сортов – от темного и непрозрачного до бесцветного и прозрачного – стали именно в Финикии. Где же его применяли? Стекло в древние времена не вставляли, как теперь в оконные переплеты. Из него делали различные украшения, сосуды, которые очень ценились; стеклом отделывали и стены домов. Мастера смешивали чистый белый песок с содой и плавили эту смесь как медную руду. Из стеклянной массы они выдували изящные сосуды для благовоний – разнообразных душистых веществ. Царской роскошью считались ткани, окрашенные в пурпурный, то есть лилово-красный, цвет. Рассказывают, что однажды какой-то финикийский пастух пас стадо недалеко от морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем-то поранил себе морду, и начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не обнаружил; шерсть же приобрела прекрасный алый цвет. Они не выгорали на солнце и не линяли при стирке. А секрет этих тканей был таков: финикийцы на дне моря находили особые раковины и из улиток добывали пурпурную краску. - Какие изобретения принадлежат финикийцам? ( стекло и пурпурная краска) Финикийские колонии. В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать поселения (мы называем их колониями). Торговля сразу пошла живее. Корабли из Финикии приходили в благоустроенную гавань, и обмен шёл уже с соплеменниками, даже с родственниками. В свою очередь жители колоний завязывали отношения с населением окружающих земель и добывали нужные товары. В 9-м веке до н. э. жители Тира основали в Северной Африке Карфаген, который впоследствии стал главным городом крупного государства. Финикийские корабли выходили даже в Атлантический океан. Из Северной Европы отважные мореплаватели привозили олово и янтарь. Около трёх тысяч лет назад они создали древнейший алфавит. В нём не было таких значков, которые выражали бы целое слово. Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой. Поэтому и запомнить все значки было легче, чем сотни иероглифов, - букв было всего двадцать две. Но для гласных звуков финикийцы букв не изобрели. Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по-финикийски, без гласных. Попробуйте-ка догадаться – чтздснпсн! В финикийской азбуке было всего 22 знака-буквы. Все эти буквы были согласные и имели простую для написания форму. На эту финикийскую азбуку похожи все позднейшие европейские азбуки (греческая, латинская, немецкая, славянская). - Финикийский алфавит ещё в древности заимствовали греки. Но они изменили его и впервые стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки. Некоторыми буквами, у финикийцев выражавшими согласные, в греческой письменности стали передавать гласные. Сами названия греческих букв тоже взяты у финикийцев: финикийская буква «алеф» - греческая «альфа» (а), финикийская «бет» - греческая «бета» (б). От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука. - Какое из открытий было главным для финикийцев? - Почему алфавит был нужен финикийским торговцам. 5. Подведение итога урока.- Вернёмся к вопросу, который мы записывали в начале урока. Кто попробует дать на него ответ?
|
Ответы учащихся. Карта, учебник, рисунки, материалы Интернета. Ответы учащихся (Хорошие морские суда.) Ответы учащихся. (Прочные, быстроходные.) Ответы учащихся. (Они разбойничали, продавали людей в рабство.) Ответы учащихся. Дурная. стремление торговать, получать прибыль, наличие хороших судов, природные условия Финикии. Групповая работа. Ответы учащихся 1 группа – стекло 2 группа - Африка омывается морем. 3 группа – пурпурная краска. 4-я группа - алфавит Алфавит Упрощало ведение торговли. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
- Почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока? |
(Занятия торговлей и ремеслом; наличие хороших кораблей; расположение Финикии на перекрестке торговых путей; изобретение алфавита - все это упрощало ведение торговли. |
Этап включения в систему знаний и повторение |
- Ребята! Так что же мы ответим царю Хаммурапи? |
Ответы учащихся. (Финикийцы - лучшие мореплаватели.) |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке и домашнее задание |
Беседа по вопросам. Что нового вы узнали? Что было интересным?Что оказалось сложным? - Как вы оцените свою работу на уроке? |
Ответы учащихся |