12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Песчанская Лариса Ахметяновна195
учитель истории и обществознания
Россия, Саратовская обл., Перелюбский район

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Финикия – страна мореплавателей»

Учебник «История Древнего мира» 5 класс. Авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер

Цель урока: формирование у учащихся общего представления о Финикии, стране мореплавателей.

Задачи: - познакомить учащихся с географическим положением Финикии;

- дать общее представление о занятиях финикийцев;

- познакомить с важнейшими открытиями финикийцев;

- развивать умение работать в группах;

- формировать умения работать с картой, историческими источниками;

- воспитывать интерес к истории как науки.

10. Тип урока: ознакомление с новым материалом.

11. Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

12 Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

13. Структура урока: 1. Мотивационная беседа

2. Изучение нового материала

3. Закрепление изученного материала

4. Рефлексия

14. План урока: 1. Природные особенности Финикии.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Этап мотивации к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по странам Древнего мира.

- Какие страны мы уже изучили?

- Какие страны существуют на карте мира и сейчас?

- В каком государстве протекают две реки? Как называются?

- Кто смог надеть на голову сразу две короны?

- Вавилон, Ур?

- Мемфис, Фивы?

- Тутмос?

- А сегодня мы отправимся на восток Средиземноморья и узнаем о стране с красивым названием, которой уже нет на карте мира.

Ответы учащихся.

Египет, Древнее Двуречье

Двуречье. Тигр и Евфрат.

- Фараон, царь северного Египта.

-Города древнего Двуречья.

- Города древнего Египта

- Фараон Древнего Египта.

Ответы учащихся

Этап актуализации и фиксирование индивидуальных затруднений

- На прошлом уроке мы с вами побывали в городе Вавилоне, познакомились с царем Хаммурапи.

- Чем он прославился?

- А вы знаете, царь Хаммурапи нам прислал письмо. Интересно, о чем он нам написал?

- Давайте прочтем письмо

Он создал законы.

Чтение письма (Приложение1)

Этап построения проекта выхода из затруднений

- О чем нас просит царь?

- Что же мы с вами должны выяснить о Финикии?

Конечно, нам, прежде всего, нужно узнать информацию о стране Финикии, а затем познакомиться с её жителями.

- Какая же тема нашего урока?

- Сделайте предположение, почему царь заинтересовался Финикией?

- Поможем царю?

Узнать о Финикии: географическое положение, занятия ее свободных жителей, лучшие они мореплаватели или нет, куда они плавают, торгуют ли и чем.

(Финикия – страна мореплавателей)

- Да

Этап реализации

Построения проекта

- Скажите, а что нам поможет найти ответ на наш вопрос?

- Какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке, чтобы решить учебную задачу?

1.Географическое положение Финикии

2.Природные условия

3. Занятия финикийцев

4. Открытия и достижения финикийцев в области культуры

- На протяжении нескольких уроков. Наше путешествие в прошлое пока проходило вдали от моря, на выжженных, засушливых плоскогорьях, пересеченных только реками, которые и давали жизнь людям. Сегодня на уроке мы изменим маршрут и направимся в порт на восточном берегу Средиземного моря. Здесь располагалась Финикия, а в настоящее время находится государство Ливан.( сл. 4)

- Ребята, я предлагаю вам рассмотреть карту «Древний Восток», «Финикийские колонии». Изучить легенду карты.

Финикия – государство, расположенное на восточном побережье Средиземного моря.

- Сейчас я каждой группе раздам карточки, вы их изучите и ответите на вопросы:

Приступаем к I вопросу: Географическое положение Финикии.

Я предлагаю вам самостоятельно с помощью карты получить ответ на данный вопрос. Используя карту в учебнике на стр. 31, заполните пропуски в тексте на карточке №1. как только будет готова – поднимите руки.

Это страна небольшая, но её расположение очень удобное. Сюда выходят торговые пути Двуречья. Рядом со Средиземным морем на перекрёстке торговых путей расположены три хорошо развитых города: Библ, Тир и Сидон. Природа страны скудна. На узкой полоске между Средиземным морем и Ливанскими горами не было крупных рек с плодородными почвами, мало полей, пригодных для пастбищ.

В целом климат был благоприятный. Лето продолжалось с конца апреля до конца октября, зима же была короткой – всего три месяца. За это время на жителей то и дело обрушивались холодные дожди. Самым неприятным явлением природы были суховеи, представлявшие серьезную угрозу земледелию

 

У финикийцев не было плодородных почв. Они выращивают виноград, оливковые деревья. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, ногами люди выдавливали тёмно-красный сок, который мы в последствие превращали в вино. Из маслин, оливок делали душистое масло. Оливковое масло и вино финикийцы обменивали на пшеницу. А сколько строительного леса у нас! Брёвна из ливанского кедра направляем в разные страны. Много у нас искусных ремесленников – ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости. Все жители прекрасные мореходы.

Давайте подведём итог работы каждой группы и запишем выводы в тетрадь:

Местоположение:

1. На побережье Средиземного моря.

2. Рек нет.

3. Почва неплодородная.

4. Много строительного леса. Задание №2

- Опираясь на географическое положение Финикии, предположите, чем могли заниматься ее жители?

Основные занятия финикийцев:

1) мореплавание; 4) выращивание оливок и винограда

2) торговля;

3) ремесло ( ювелирное, резчики по слоновой кости и дереву)

- Что было необходимо финикийцам для того, чтобы заниматься мореплаванием и торговлей?

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Дайте характеристику финикийским судам.

- Из прочного дерева строили финикийцы свои быстроходные корабли. Вдоль бортов сидели прикованные к скамьям гребцы-рабы. Хозяин приказывал доверху загрузить судно товаром.

. Торговцы и морские разбойники.

Ни один народ в старину не объехал столько стран, как финикийцы. Им хорошо были известны извилины берегов Средиземного моря, проливы его, стоянки на островах, удобные гавани и опасные скалы или мели. Они открыли для народов Востока большую часть южноевропейских стран. От двух названий, которые они дали своей родине и новооткрытым землям – асу (восход) и эреб (закат), - произошли имена двух материков, Азия и Европа.

( сл. 10) Подумайте, что могли покупать и продавать финикийцы?

- Путешествуя, искусные мореходы получали немалую прибыль. Когда финикийский корабль входил в гавань, местные жители с радостью их встречали.

Финикийцы везли на запад по большей части изделия вавилонского и египетского ремесла: ткани, посуду, оружие, предметы роскоши, стеклянные вещи, а вывозили с запада в Азию доставляли сырые материалы: металл, красную краску, добывавшуюся из пурпуровой улитки. С берегов Балтийского моря они получали янтарь для изготовления украшений, а из нынешней Англии – олово, необходимое в приготовлении бронзы.

- Финикийцы нередко пользовались выгодой своего положения: они обращались в морских разбойников, захватывая на чужом берегу беззащитных жителей, особенно женщин и детей, и везли продавать в рабство на азиатские рынки

= Хоть финикийцы и были торговцами, но многие люди их боялись.

- Почему финикийцев в городах боялись?

- Как вы думаете, какая слава могла распространиться о финикийцах?

- Как вы относитесь к морским разбойникам? Пиратство существует сейчас?

- Что позволило финикийцам отправляться в далекие плавания?


 

- Финикийцы были не только торговцами и мореплавателями. Они были изобретателями. Что изобрели финикийцы?

- В финикийских городах было много искусных ремесленников, изготовлявших украшения из золота и серебра, резчиков по дереву и слоновой кости. Здесь было изобретено прозрачное стекло. До сих пор ученые не знают, какому народу следует отдать первенство в изобретении стекла. Однако, несомненно, что производить стекло различных сортов – от темного и непрозрачного до бесцветного и прозрачного – стали именно в Финикии. Где же его применяли? Стекло в древние времена не вставляли, как теперь в оконные переплеты. Из него делали различные украшения, сосуды, которые очень ценились; стеклом отделывали и стены домов. Мастера смешивали чистый белый песок с содой и плавили эту смесь как медную руду. Из стеклянной массы они выдували изящные сосуды для благовоний – разнообразных душистых веществ.

Царской роскошью считались ткани, окрашенные в пурпурный, то есть лилово-красный, цвет. Рассказывают, что однажды какой-то финикийский пастух пас стадо недалеко от морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем-то поранил себе морду, и начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не обнаружил; шерсть же приобрела прекрасный алый цвет. Они не выгорали на солнце и не линяли при стирке. А секрет этих тканей был таков: финикийцы на дне моря находили особые раковины и из улиток добывали пурпурную краску.

- Какие изобретения принадлежат финикийцам? ( стекло и пурпурная краска)

Финикийские колонии. В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать поселения (мы называем их колониями). Торговля сразу пошла живее. Корабли из Финикии приходили в благоустроенную гавань, и обмен шёл уже с соплеменниками, даже с родственниками. В свою очередь жители колоний завязывали отношения с населением окружающих земель и добывали нужные товары.

В 9-м веке до н. э. жители Тира основали в Северной Африке Карфаген, который впоследствии стал главным городом крупного государства.

Финикийские корабли выходили даже в Атлантический океан. Из Северной Европы отважные мореплаватели привозили олово и янтарь.

Около трёх тысяч лет назад они создали древнейший алфавит. В нём не было таких значков, которые выражали бы целое слово. Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой. Поэтому и запомнить все значки было легче, чем сотни иероглифов, - букв было всего двадцать две. Но для гласных звуков финикийцы букв не изобрели. Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по-финикийски, без гласных. Попробуйте-ка догадаться – чтздснпсн! В финикийской азбуке было всего 22 знака-буквы. Все эти буквы были согласные и имели простую для написания форму. На эту финикийскую азбуку похожи все позднейшие европейские азбуки (греческая, латинская, немецкая, славянская).

- Финикийский алфавит ещё в древности заимствовали греки. Но они изменили его и впервые стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки. Некоторыми буквами, у финикийцев выражавшими согласные, в греческой письменности стали передавать гласные. Сами названия греческих букв тоже взяты у финикийцев: финикийская буква «алеф» - греческая «альфа» (а), финикийская «бет» - греческая «бета» (б). От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.

- Какое из открытий было главным для финикийцев?

- Почему алфавит был нужен финикийским торговцам.

5. Подведение итога урока.- Вернёмся к вопросу, который мы записывали в начале урока. Кто попробует дать на него ответ?

 

Ответы учащихся.

Карта, учебник, рисунки, материалы Интернета.

Ответы учащихся

(Хорошие морские суда.)

Ответы учащихся.

(Прочные, быстроходные.)

Ответы учащихся.

(Они разбойничали, продавали людей в рабство.)

Ответы учащихся.

Дурная.

стремление торговать, получать прибыль, наличие хороших судов, природные условия Финикии.

Групповая работа.

Ответы учащихся

1 группа – стекло

2 группа - Африка омывается морем.

3 группа – пурпурная краска.

4-я группа - алфавит

Алфавит

Упрощало ведение торговли.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- Почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока?

(Занятия торговлей и ремеслом; наличие хороших кораблей; расположение Финикии на перекрестке торговых путей; изобретение алфавита - все это упрощало ведение торговли.

Этап включения в систему знаний и повторение

- Ребята! Так что же мы ответим царю Хаммурапи?

Ответы учащихся.

(Финикийцы - лучшие мореплаватели.)

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке и домашнее задание

Беседа по вопросам.

Что нового вы узнали? Что было интересным?Что оказалось сложным?

- Как вы оцените свою работу на уроке?

Ответы учащихся

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.