12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Голдырева Елена Валерьевна1018
Люблю читать, путешествовать, заниматься ландшафтным дизайном
Россия, Пермский край, Пермь
1

Статья «Стратегии и приёмы постановки вопросов на уроках географии в основной школе»

Стратегии и приёмы постановки вопросов на уроках географии

в основной школе

Голдырева Е.В.,

учитель географии

МАОУ «Лицей №8»

г. Перми

Умение задавать вопросы – это общеучебное умение, развивающее коммуникативные, познавательные и регулятивные УУД. Его сформированность на определенном уровне позволяет ученику обрести уверенность в себе, повысить самооценку, а самое главное научиться грамотно читать, мыслить и говорить. Вопрос «запускает» познавательную деятельность, направленную на решение некоторой проблемы, снятие некоторой неопределенности. Но вопрос также способствует тому, чтобы определить, сформулировать проблему. «Можно сказать, и это без сомнения будет правильно, что вопрос – это своеобразная микротеория, определённая система знания, которая одной частью (вопросительной) описывает известное и в основном наше прошлое знание, а второй частью (ответной) охватывает некоторое незнание, т.е. то, что мы хотим узнать». (Л.Я. Аверьянов. Социология: искусство задавать вопросы. М. 1998).

Формирование умения задавать вопросы — один из важнейших способов развития критического мышления школьника.

Как известно, всякая деятельность имеет свой мотив, выступающий её побудительным механизмом. Для того чтобы на учебном занятии состоялась самостоятельная познавательная работа ученика по формулированию вопросов, необходимо осуществить её «запуск». Для этого предлагаются «мотивационные моменты» - задания, в которых для решения проблемы, необходимо задавать любые вопросы, кроме основного, значащегося в конце текста задачки.

Джон и Билл находились в комнате. Хлопнула дверь. Раздался звук разбитого стекла. Джон посмотрел на Билла. Билл был мертв. Отчего почил Билл? 

В одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! Что это за страна?

Правильно поставленные вопросы служат хорошим стартом. У учеников возникает состояние положительного ожидания, заинтересованности в данном виде деятельности.

Приемы и техники постановки вопросов способствуют усвоению знаний на уровне понимания, развитию мыслительной деятельности учащихся и умения самостоятельно добывать знания.

Прием: Задай вопрос

Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача - составить к нему список вопросов. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Отмечаются лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым закрепляется только что изученный материал.

 

 

Пример:

Учебник: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова

«ГЕОГРАФИЯ. Начальный курс. 6 класс» - М.: Дрофа. 2016

Параграф №1

Тема: Открытие, изучение и преобразование Земли

Вопрос-победитель:

Почему менялись представления людей о Земле?

 

Прием: Вопрос по опорным словам

Учащимся предлагается, используя данные объекты, термины, выражения, составить вопрос таким образом, чтобы три слова входили в него, а четвёртое было ответом.

В дальнейшем предполагается формирование данного приема учениками самостоятельно.

Осадкомер

7 часов, 19 часов

Количество осадков

Метеостанция

 

Западные ветры

Течение Куросио

Евразия

Тихий океан

Соленость

Испарение Географическая широта

Атмосферные

осадки

Анды

Южная Америка

Области новой

складчатости

Горы

Основные задачи:

Определение уровня усвоения учащимися материала

Формирование умения задавать вопросы

 

Прием: Диалог с текстом. 

Включает вопросы типа «вопросы-предположения»: «А не потому ли..., что?», «Может быть, это объясняется тем, что...?» и т. п.

Вопросы-предположения — прием осмысления, в котором сочетаются обычный вопрос и предположительный ответ на него. Они ставятся обычно в случае, если на возникший вопрос не найден готовый ответ, но в  тексте есть

намек или косвенное указание на возможный ответ. 

Ты воздымал каменистый скелет
Над прапустынями канувших лет.
Перетирался ветрами, веками
Твой до подножия сношенный камень.

Лег пеленою на срытых буграх
Древних хребтов перевеянный прах,
И от высот не осталось следа:
Древни лишь недра да в жилах руда.

Но напряглась и вздохнула упрямо
Рудная груда вдоль старого шрама,
Выгнув горбами скальной брони
Сглаженных кряжей корни и пни.

Празднуют кручи в верхах новоселье,
Молодо реки взрезают ущелья,
Молодо роются к рудам ручьи,
Молоды к древним богатствам ключи.

Ю.К. Ефремов

Вопросы:

Почему «празднуют кручи в верхах новоселье»?

Может быть это объясняется тем, что…?

 

Прием: Вопросительные слова

Используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом. «Вопросительные слова» помогают им создать так называемое «поле интереса».

Понятия, связанные с изученной темой, необходимо записать в правую колонку таблицы. В левую часть записываются различные вопросительные слова (не менее, чем 8-10). После этого предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Эту работу можно выполнять индивидуально или в парах.

Вопросительные слова

Основные понятия темы

«Атмосфера»

Варианты вопросов

Kак? 
Что? 
Где? 
Почему? 
Сколько? 
Откуда? 
Kакой? 
Зачем? 
От чего зависит? 
Из чего состоит? 
Kаково значение?

Тропосфера

Годовая амплитуда температур

Стратосфера

Атмосферное давление

Ветер

Погода

Климат

Атмосферные осадки

Температура

От чего зависит колебание
температуры воздуха?

- Почему хозяйственная
деятельность человека,
в первую очередь,
зависит от климата?

Как определить годовую
амплитуду колебания

температур?

 

Прием: 6W
«W» - «Why» - «Почему?», но и как «Зачем?», «По какой причине?» и т.д

- Каждый последующий вопрос задается на основе предыдущего ответа
- Ответы не должны повторяться.

 

 

1. Зачем изучать тему «Минеральные ресурсы России»?

2. Чтобы знать минеральные ресурсы, которыми богата

Россия.

1. А зачем нужно знать минеральные ресурсы, которыми богата Россия?

2. Чтобы знать, где и почему они находятся.

А зачем нужно знать где и почему они находятся?

Чтобы их там добывать……

Основные задачи;

Продолжение обучения грамотному формулированию вопроса

Определение неизвестной области в рамках изученной темы

 

Благодаря этому приёму учащиеся не только имеют возможность установления множества связей в рамках одной темы, не только осознают более глубокие причины изучения данного понятия, но и определяют для себя личностный смысл его изучения.

Техники постановки вопросов

Техника «Перекрестный огонь». Учитель задает вопрос, ученик отвечает и задаёт вопрос следующему однокласснику.

Техника «Опрос пятерых». Учитель вызывает к доске 3–5 человек (чем меньше учеников у доски, тем большая у них напряженность, но и большая возможность активности). Учащийся, который задал вопрос, сам оценивает правильность и полноту ответа одноклассника и выставляет оценку. Отвечавший у доски, несогласный со своей отметкой, может апеллировать и тогда ему могут вопросы «перезадать».

Техника «Горячий стул». Загадывается какой-либо географический объект или термин. У доски работает 1 ученик, который должен при помощи вопросов к одноклассникам его угадать. Такие вопросы на «горячем стуле» дают преимущества для всех учеников, так как они обучаются при помощи наблюдения за беседой.

Данные техники позволяют стимулировать активность всех учащихся (интеллектуальное напряжение), формировать умение задавать вопросы и грамотно формулировать на них ответы.

Стратегии постановки вопросов

Название стратегии: РИСК

Р- вопрос репродуктивного характера (ответ на который требует знания и воспроизведения фактов. Вопросительные слова: кто? что? сколько? куда?...)

И- вопрос интерпретационный (вопрос, требующий анализа, осмысления и объяснения фактов. Начинается: почему? зачем? как ? каким образом? можно ли? будет ли?...)

С- вопрос синтезирующий, позволяющий устанавливать между фактами различные виды связей: хронологические, структурные, причинно-следственные

К-комментарий (оценка информации)

Тип стратегии: текстовая

Автор стратегии: Загашев И.

Класс/возраст: 8-10 класс

Цели стратегии: чтение и осмысление с помощью вопросов, развивающих умственные действия (анализ, синтез, оценка)

Алгоритм реализации стратегии:

1. Прочитай утверждение

2. Запиши по одному вопросу трех разных типов

3. Прочитай первую часть текста, вернись к вопросам и найди среди них те,

ответы на которые ты нашел .

4. Прочитай вторую часть текста…..

5. Оцени информацию

 

«Россия не такая страна, которую можно действительно завоевать, т. е. оккупировать; по крайней мере, этого нельзя сделать… силами современных европейских государств…

Такая страна может быть побеждена лишь внутренней слабостью и действием внутренних раздоров».

Карл Клаузевиц

Генерал-майор прусской армии, всемирно известный военный теоретик (1780—1831).

 

Р - Как можно победить
Россию?

- Что вы можете отнести к
внутренним слабостям и
внутренним раздорам
России?

И - Почему Россию нельзя
завоевать силами из вне?

С - Прав ли Карл фон
Клаузевиц в своем
высказывании о России?

К - комментарий

 

 

Название стратегии: порождение продуктивных вопросов

Тип стратегии: текстовая

Авторы стратегии: Матюшкин А.А., Ляудис В.А.

Класс/возраст: 5-9 класс

Цели стратегии: научить обучающихся читать текст, субъективно его воспринимать, формулировать продуктивные вопросы к тексту

Алгоритм реализации стратегии:

1. Прочитай (если он вербальный) или посмотри (если он невербальный) текст

2. Составь один продуктивный (специальный) вопрос (Можно ли считать
…..верным? Какие выводы можно сделать из…..?) и один продуктивный (разделительный) вопрос (Если известно …., то….? Если……, то почему……?)

3. Предложи вопрос для организации дискуссии.

Примерный вариант реализации стратегии в рамках педагогического проекта «Это «зелёное» кино»:

Название темы

Используемый киноматериал

Тематика дискуссии

1.

Взаимодействие природы и человека

Документальный фильм «Уничтожение Земли»

(Великобритания, 1995 год)

Человек – дитя природы или её повелитель?!

2.

Дым труб – дыхание России?

«Весна на Заречной улице»

(Одесская киностудия, 1956 год)

Дым Отечества нам сладок и приятен?!

3.

Вода - чудесный дар природы!

Художественный фильм «Происшествие в Утиноозёрске» (Мосфильм, 1988 год)

Защита воды от загрязнения: все приемы хороши?! – выбирай на вкус

4.

Почва – зеркало ландшафта

Анимационный фильм «Поговорим о почве»

Как не потерять почву под ногами?!

5.

Лес – это жизнь!

Мультипликационный ролик «Берегите деревья»,

Мультипликационный фильм «Берегите лес»

Лес – это жизнь?!

6.

Животные – братья наши меньшие

Художественный фильм «Не стреляйте в белых лебедей»

(Мосфильм, 1980 год)

Человек – царь природы?!

7.

Наше «прекрасное» завтра

Мультипликационный фильм «Это совсем не про это» (про экологическую корову)

(Творческое объединение «Экран»)

««Прекрасное» завтра: сказка или быль?»

8.

Экологическая ситуация России

Мультипликационный фильм «Delivery» (Германия, 2005 год), информационный ролик канала ТВ «Центр»

(2011 год)

Экологическая ситуация России: дело всех или каждого?!

 

Как известно «без рефлексии нет обучения», поэтому использование в педагогической практике рефлексивных приемов позволяет отобрать наиболее приемлемый и эффективный профессиональный опыт:

«Мой чемодан»

-что уже точно возьму с собой для работы (для себя, как педагога; для себя, как предметника; ...)

«Мясорубка»

- что помещаю в доработку (пока не освоил, не понял, хочется поспорить, разобраться глубже, пока не смогу передать другим, .....)

«Корзина»

- выбрасываю (точно не моё, не сейчас, не вижу возможности применения в своей деятельности…)

Итак, вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, и тот, кто умеет их задавать, ориентируется лучше, чем тот, кто не умеет. Благодаря вопросам ученик учится лучше разбираться в ситуации, в содержании материала и смотреть на задачи учебных предметов под разными углами зрения.
 

Список использованной литературы

Ванюшева Н. Методика обучения постановке вопросов к тексту// [Электронный ресурс] - http://lit.1september. ru.

Вопросы на уроках важнее ответов// [Электронный ресурс] - https://newtonew.com/school/questions-important-answers .

Загашев И. Умение задавать вопросы. Перемена, весна 2001 (4). – С. 8–13.

Забелина М.В. Можно задать вопрос!//[Электронный ресурс] - https://xn-j1ahfl.xn-p1ai/library/mozhno_zadat_vopros_183040.html.

Смысловое чтение в основной школе: формирование и оценка метапредметных результатов. / Под общ. ред. О.С.Таизовой. Институт развития образования Пермского края. – Пермь: Изд-во «От и ДО», 2016. – 260 с.

Щекина О.В. Техника постановки вопросов при диалоговом обучении
(теоретический материал по диалоговому обучению)// [Электронный ресурс] - https://intolimp.org/publication/tiekhnika-postanovki-voprosov-pri-dialoghovom-obuchienii.html.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.