Методическая разработка «Стратегии подготовки обучающихся 7–8 классов к олимпиадам по английскому зыку по разделу "Use of English"»
Методическая разработка
по теме:
«Стратегии подготовки обучающихся 7-8 классов к олимпиадам по английскому зыку по разделу «Use of English»
Автор разработки:
Салманова В.Э , учитель английского языка
Оглавление
Введение
Актуальность проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Глава 1.
1.1. Содержательные аспекты лингвистической компетенции.
1.2. Описание способов и приемов формирования грамматических навыков.
1.3. Описание способов и приемов формирования лексических навыков.
Глава 2. Реализация на практике способов и приемов формирования лексических и грамматических навыков.
2.1. Система подготовки обучающихся к выполнению заданий раздела «Use of English»
2.2. Календарный план работы по подготовке обучающихся к выполнению заданий раздела «Use of English»
2.3. Создание информационной образовательной среды, использование информационных технологий.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Основными целями и задачами олимпиад по английскому языку являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к английскому языку, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда лингвистических и социокультурных знаний, связанных с историей и современным функционированием различных вариантов английского языка и историей и культурой англоязычных стран. Олимпиадные задания по иностранному языку способствуют расширению лингвистического и страноведческого кругозора обучающихся. От участников олимпиады требуется показать не только высокий уровень овладения программным материалом, но и творческий подход к выполнению предлагаемых заданий, начитанность, сообразительность, а в ряде случаев – языковую догадку.
При подготовке обучающихся к участию в олимпиаде по иностранному языку следуют помнить, что задания проверяют практические умения решать коммуникативные задачи во всех видах речевой деятельности и ключевые компетенции участников олимпиады. Важно отметить, что сами задания творчески ориентированы, носят проблемно-поисковый характер, сформулированы в виде конкретной коммуникативной задачи.
Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Современная школа призвана дать ученику не только и не столько готовые знания и опыт осуществления деятельности по образцу, а, прежде всего, опыт деятельности творческой, опыт эмоционально-ценностных отношений личностного порядка. Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Актуальность нашей проектной работы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе, который позволяет выявить противоречия между: требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. И как следствие этого, необходимость создания системного подхода преподавания для подготовки обучающихся к выполнению заданий раздела «Use of English».
Цель работы – разработка системной образовательной траектории педагога по подготовке обучающихся к выполнению заданий раздела «Use of English» на олимпиадах по английскому языку.
Задачи работы:
изучить содержательные аспекты лингвистической компетенции;
описать способы и приемы формирования лексических и грамматических навыков обучающихся;
разработать календарный план по подготовке обучающихся к выполнению заданий раздела «Use of English».
Глава 1. 1. Содержательные аспекты лингвистической компетенции
Лингвистическая компетенция трактуется в методике преподавания иностранного языка неоднозначно, это понятие употребляется как синоним языковой компетенции.
Языковая компетенция включает в себя овладение фонематическими, орфографическими, лексическими, грамматическими средствами и, по мнению Н. Хомского, является идеальным грамматическим знанием, всегда соотносимым со знанием языковой системы. Основу языковой компетенции составляют два компонента: знания, в основе которых лежат преподаваемые правила, и способность понимать и продуцировать речь. Для речевой практики недостаточно развитие только языковой компетенции: владение языком включает в себя языковую и коммуникативную компетенции, т. е. знания (представления) о системе языка и его структуре; владение системой сведений о языке по уровням: фонетика, лексика, строение слов и словообразование, морфология, синтаксис и основа стилистики текста; умение пользоваться системой языка на практике (Е. М. Верещагин, В. Г. Костомарова, Д. Слобин, С. Муаран, С. Савиньон, Л. Ф. Бахман, Ян Ван Эк, М. Н. Вятютнев, Г. В. Колшанский и др.).
Усвоение знаний о системе языка не является самоцелью. В процессе формирования языковой компетенции важным является развитие личности обучающегося, его умение использовать знания о системе изучаемого языка. То есть предполагается формирование учебно-языковых умений и навыков, находящихся уже в рамках лингвистической компетенции.
Лингвистическая компетенция получила несколько определений в разное время у разных исследователей. В отечественной науке конца 80-х – начала 90-х гг. А. Л. Бердичевский высказал мысль о формировании лингвистической, лингвострановедческой и коммуникативной компетенций. Основными компонентами для овладения коммуникативной компетенцией являются лингвистическая и лингвострановедческая компетенции. Вслед за И. А. Зимней [3], А. Л. Бердичевский понимает лингвистическую компетенцию как «знание системы языка и правил ее функционирования в иноязычной коммуникации, т. е. лингвистическая компетенция включает наличие языковых средств с определенным коммуникативным потенциалом, знание языковых средств и их функций, владение фоновым механизмами речевой деятельности» [1, с. 17]. Для того чтобы овладеть языком в ходе речевой деятельности, необходимо знание языка, овладение языковой деятельностью, системой иностранного языка.
И. Л. Бим включает в лингвистическую компетенцию и социолингвистические аспекты, определяя ее как «владение языковыми средствами, процессом порождения и распознавания текста» [2, с. 10].
Е. В. Тихомирова в своем диссертационном исследовании отмечает, что лингвистическая компетенция проявляется в правильном употреблении лингвистических форм на иностранном языке (фонология, морфология, лексика, синтаксис), и предлагает следующее определение лингвистической компетенции: способность строить правильные, с точки зрения норм изучаемого языка, собственные высказывания и воспринимать чужие [8].
В концепции профессионально ориентированного обучения (в первую очередь в вузах) лингвистическая компетенция понимается как паритетная коммуникативная компетенция (А. И. Сурыгин) [7]. Поэтому в лингвистической компетенции выделяется лишь одна составляющая, основанная на знаниях: а) языка единиц; б) правил образования и функционирования единиц языка; в) о языке; г) о системе языка.
Р. К. Миньяр-Белоручев предлагает определить лингвистическую компетенцию как «знание системы языка и правил оперирования языковыми средствами в процессе речевой деятельности» [4, с. 64].
В монографии «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка» лингвистическая компетенция понимается как теоретический фундамент, на основе которого формируется коммуникативная компетенция [5]. В структуре лингвистической компетенции выделяют экзистенциальную компетенцию (индивидуальные характеристики человека, его черты характера, взгляды, инотровертность/экстравертность), а также способность учиться, что создает предпосылки для овладения языком и возможность влиять на результат этого процесса.
Таким образом, под лингвистической компетенцией понимается умение конструировать грамматически правильные формы и синтаксические построения, а также понимать смысловые отрезки в речи, организованные в соответствии с существующими нормами иностранного языка, и использовать их в том значении, в котором они употребляются носителями языка.
Лингвистическая компетенция представляет собой результат осмысления речевого опыта обучающегося. Она включает в себя знание основ науки об иностранном языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий. Лингвистическая компетенция предполагает также формирование представлений о том, как иностранный язык устроен, что и как в нем изменяется, усвоение тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, на которых воспитывается постоянный устойчивый интерес к предмету, чувства уважения и любви к иностранному языку.
Наконец, лингвистическая компетенция включает в себя и элементы истории науки об иностранном языке, о ее выдающихся представителях. Лингвистическая компетенция предполагает и формирование учебно-языковых умений и навыков. К ним относят прежде всего опознавательные умения: опознавать звуки, буквы, части слова, морфемы, части речи и т. д., отличать одно явление от другого. Вторая группа умений – классификационные, это умения делить языковые явления на группы. Третья группа – аналитические умения: производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический разбор.
Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности обучающегося, развитие логического мышления, памяти, воображения, овладение им навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания учащимся своей речевой деятельности. Лингвистическая компетенция является основным компонентом коммуникативной компетенции.
Овладение языком предполагает не только усвоение знаний о языке и овладение самим языковым материалом. Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкции, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли (владеть синонимией), однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке. Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации.
1.2. Описание способов и приемов формирования грамматических навыков.
Согласно методическим рекомендациям к уровню подготовки обучающихся для успешного участия в Республиканской олимпиаде школьников по английскому языку, школьнику нужно продемонстрировать соответствующий уровень владения лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в рамках программы средней школы и умение практически использовать его не только на уровне отдельного предложения, но и в более широком контексте.
Таким образом, при подготовке к выполнению заданий раздела Use of English учителю необходимо обратить внимание на то, что ученики должны иметь знания в области словообразования, формообразования глаголов, существительных, прилагательных, местоимений и числительных, т.к. ряд заданий проверяют навыки образования словоформ и употребления лексики. Попытаемся сначала остановиться на понятии «грамматическая компетенция».
Под грамматической компетенцией понимают совокупность знаний о грамматическом строе иностранного языка и навыков оперирования ими для успешного участия в речевом общении. Конечной целью обучения грамматике в школе является формирование грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.
В частности, учащиеся должны овладеть:
а) продуктивными навыками грамматического оформления порождаемого текста при говорении и письме:
образовывать грамматические формы и конструкции;
выбирать и употреблять грамматические конструкции в зависимости от ситуации общения;
уметь варьировать грамматическое оформление высказывания при изменении коммуникативного намерения;
владеть способами интерпретации значений и перевода основных грамматических категорий на родной язык;
формулировать грамматическое правило с опорой на схему или таблицу;
различать грамматическое оформление устных и письменных текстов;
б) рецептивными грамматическими навыками (аудирование, чтение):
узнавать / вычленять из речевого потока грамматические конструкции и соотносить их с определенным значением;
дифференцировать и идентифицировать грамматические явления (по формальным признакам и строевым словам);
соотносить значение грамматических форм / конструкций с контекстом;
устанавливать основные группы членов предложения (подлежащего, сказуемого, обстоятельства);
определять структуру простого предложения (по строевым словам, порядку слов и т. д.);
определять структуру сложного предложения, границу придаточных предложений и оборотов (инфинитивных, герундиальных, причастных, определительных, обстоятельственных и т. д.);
устанавливать логические, временные, причинно-следственные связи, сочинительные и подчинительные отношения и связи между элементами предложений;
устанавливать связи между предложениями внутри абзаца или сложного синтаксического целого в опоре на связующие средства языка (6).
Грамматические средства общения усваиваются на основе правил, инструкций, речевых образцов, иллюстрирующих способы оформления мыслей. Выбор способа ознакомления с грамматическим материалом во многом зависит от этапа обучения, языковой подготовки учащихся, сложности вводимого материала и его принадлежности к продуктивной или рецептивной грамматике. Чтобы овладеть грамматическим явлением и сформировать, а затем и развить грамматический навык, учащемуся необходимо проделать целый ряд операций и пройти с помощью учителя через ряд этапов. Эффективность усвоения грамматического материала возрастает при разнообразии повторений, реализации новых познавательных задач в варьируемых речевых контекстах.
Как правило, выделяют следующие этапы работы над грамматикой:
введение грамматического материала, его объяснение;
закрепление введенного материала;
применение усвоенного материала в речевой практике в различных ситуациях и контекстах и в различных видах речевой деятельности;
контроль усвоенного грамматического материала.
Первый этап - введение и объяснение - предполагает первичное знакомство с грамматическим явлением с помощью правила, показа грамматического явления в контексте, в таблице или схеме, при помощи мимики и жестов. При этом необходимо раскрыть формальные признаки явления, способы его образования, объяснить его значение и функции в речевом контексте, провести его первичное закрепление с помощью выполнения действий по аналогии с опорой на речевой образец, модель. Если введение происходит при помощи правила, то нужно учитывать возрастные особенности детей и давать правило в разных формах, например, в форме инструкции для учащихся начальной школы, в форме таблицы или схемы – для основной или старшей школы. Все правила можно подразделить на вербальные, схематические и смешанные. Вербальные правила должны быть кратко, четко и ясно сформулированы, схематическое правило должно быть наглядным, простым, конкретизированным.
Второй этап – закрепление - предполагает выполнение ряда тренировочных упражнений, в первую очередь, языковых, для автоматизации речевого
действия путем его многократного повторения в единообразных ситуациях: При этом могут использоваться следующие упражнения:
упражнения на имитацию, упражнения на идентификацию и дифференциацию, упражнения на подстановку, упражнения на трансформацию, конструктивные упражнения,перевод.
Третий этап обеспечивает дальнейшую автоматизацию речевого действия в условиях вариативности ситуаций. При этом используются следующие упражнения: репродуктивные (условно-речевые) упражнения, речевые задания. Часто для закрепления грамматических конструкций используются песни, стихи, чанты.
Четвертый этап – контроль. Контроль грамматических навыков может осуществляться при помощи вышеназванных упражнений разного типа. Желательно, чтобы контроль осуществлялся не на разрозненных предложениях, а на текстах, при этом были задействованы все виды речевой деятельности. В качестве контрольных часто используются тестовые задания на трансформацию, подстановку, открытые и закрытые тесты, клоуз-тесты и т.д.
1.3. Описание способов и приемов формирования лексических навыков.
Лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма, что определяет её место на каждом уроке иностранного языка, а формирование и совершенствование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Лексические единицы языка, наряду с грамматическими – это необходимый строительный материал, с помощью которого осуществляется речевая деятельность, поэтому они составляют один из основных компонентов содержания обучения иностранным языкам.
Эффективность обучения лексике зависит от:
- личности педагога, от его профессиональных качеств, творчества, т.е. его умения интересно спланировать работу над лексическими единицами, результатом которой будет полное усвоение учащимися программного лексического минимума и прочное закрепление в их памяти активного словарного запаса на среднем этапе обучения.
- активного и пассивного словаря учащегося, который зависит от ряда экстралингвистических факторов: уровня начальной подготовки учащихся, их способностей и т.д.
При обучении лексике следует учитывать тот факт, что лексические единицы обладают своей спецификой:
под формой слова понимается его звуковая оболочка, которая воспринимается на слух;
под содержательной стороной слова понимают его значение;
благодаря грамматическому оформлению, слово образует словоформы
благодаря способности к сочетаемости с другими словами, слово образует
словосочетания.
Обучая лексике, мы обучаем языку, что является главной задачей методики преподавания иностранного языка.
Этапы работы над лексикой:
1)Этап презентации новых лексических единиц;
2)Этап семантизации (раскрытия значения новых лексических единиц);
3)Этап контроля понимания новых лексических единиц;
4)Этап заучивания и запоминания новых слов и выражений;
5)Этап тренировки использования новой лексики (в продуктивных видах речевой деятельности: письме и говорении) и ее восприятия (в рецептивных видах речевой деятельности: чтении и аудировании)
Приемы работы над лексикой
На этапе первичной тренировки лексических единиц требуется обеспечить:
- правильность и точность восприятия школьниками образа слова, установление прочной связи между образом и значением;
- правильную локализацию слова в памяти ученика на основе привлечения информации о других словах родного и иностранного языков;
- правильное и разнообразное комбинирование новых лексических единиц с другими, уже известными ученикам словами иностранного языка.
Решать эти задачи требуется раздельно для активного и пассивного минимума, поскольку требующиеся навыки и трудности их формирования различны для каждого из них. Лексику активного запаса следует вводить в устной форме в отдельных предложениях или в связном рассказе. Представление материала должно быть максимально ярким, можно связать их с той или иной жизненной ситуацией. Важно помнить, что первое восприятие имеет большое значение для запоминания, но не отменяет дальнейшую работу над материалом. После устного ввода учитель произносит новые слова, а ученики повторяют их хором и индивидуально, это требуется для первичного закрепления звуковой формы слова. Новые слова полезно записать, так как по наблюдениям психологов: из трех видов памяти – слуховой, зрительной и моторной – у детей чаще всего развиты два последних вида. Лексику пассивного запаса следует вводить также в устном рассказе (или в отдельных предложениях), но возможно и в виде отдельных лексических единиц, изолированных от контекста. Раскрытие значения и объяснение в данном случае объединены.
Большую роль при обучении лексике играет правильно подобранный учителем способ семантизации новых лексических единиц, раскрытия их значения. Самый популярный способ - это перевод на родной язык.
Основополагающими принципами для тренировки словарного запаса (согласно коммуникативному подходу в обучении иностранным языкам) являются: систематичность тренировки, ситуативность тренировочных упражнений и самостоятельность учащихся. Упражнения должны воспроизводить реальные ситуации общения, быть разнообразными, интересными для учащихся, должны развивать их языковые способности.
Эффективными являются следующие упражнения:
составить словосочетания из данных разрозненных слов,
соотнести слова в колонках так, чтобы получились словосочетания
заполнить пропуски в предложениях или закончить предложения,
подчеркнуть слова с противоположным значением,
подобрать слова с синонимичным и противоположным значением
ответить на вопросы, употребляя данные слова
назвать обобщающее слово для данной группы слов
различные игровые упражнения
описать слово, понятие, используя кластер
Глава 2. Реализация на практике способов и приемов формирования лексических и грамматических навыков.
2.1. Система подготовки обучающихся к выполнению заданий раздела «Use of English»
Система работы по подготовке наиболее заинтересованных учащихся к предметным олимпиадам предусматривает различные формы работы, предполагающие различные виды деятельности как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности:
- дифференцированная индивидуальная работа (творческие задания, задания исследовательского характера, доклады, сообщения, презентации) Работу по подготовке к олимпиадам можно вести в двух направлениях: в урочной и внеурочной деятельности. В основе подготовки к олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности.
- групповую;
- занятия-консультации;
- массовую работу.
В системе подготовки к олимпиадам как на уроке, так во внеурочной деятельности можно использовать ряд методических приемов.
Погружение: индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения поставленной задачи.
Обмен опытом: работа в парах, обмен возникшими идеями и критика их.
Мозговой штурм: обсуждение решений.
Подсказка.
Консультации: консультация у старших и более опытных товарищей, которые уже не раз участвовали в олимпиадах и имеют опыт в решении сложных лингвистических задач.
Консультация преподавателя.
Методика подготовки к олимпиадам включает в себя преемственность поколений детей, круглогодичный тренировочный и соревновательный цикл
Предложенная система подготовки к разделу Use of English олимпиады по английскому языку для 7-8 классов состоит из нескольких этапов и включает в себя как самостоятельную работу с материалом,так и очные занятия с учителем. Рекомендуется начинать постепенное погружение в материал с августа.
I . Самостоятельная работа
На данном этапе предлагается самостоятельное повторение и изучение лексико-грамматического материала на основе учебников KET и FCE (в зависимости от уровня), а именно частей 1,2,3 4 вышеуказанных учебных пособий. Преобладает самостоятельная работа по расширению словарного запаса с составлением антонимов/синонимов и предложений с новыми словами.
II. Повторение изученных и освоение новых грамматических тем. Закрепление проводится с помощью типа упражнений drilling
Tenses
Nouns (Plural forms)
Passive voice
Conditionals
Reported speech
Ways to express future
Pronouns
Structures as..as, used to\be used to
Most common phrasal verbs
Most common idioms
III Практическая отработка изученных тем в разнообразных форматах.
На данном этапе анализируется многобразие видов заданий и отрабатывается применение полученных знаний в каждом из них. Ниже представлены виды упражнений, используемых при комплексном закреплении материала.
Multiply choice
1. Yesterday my mother and I ______ to the zoo to ______monkeys. They _____so funny!
a. went, saw, were b. went, see, were c. go, see, were
My cat ______a very funny pet. I _______to play with it very much.
a. was, like b. is, liked c. is, like
3. Many years ago dinosaurs _______on our planet. But you ______not see them today, because they died out.
a. live, can b. lived, could c. lived, can
4. Three days ago I _______a very interesting film. It ______about the life of elephants.
a. saw, was b. see, were c. saw, is
Mike _____a good pupil. At school he _______only good and excellent marks always _____his lessons.
a. is, get, do b. was, gets does c. is, gets, does
Sentence transformation ( paraphrasing)
.1. Who thought of that solution? (CAME)
Who ______________________________ that solution?
2. He doesn’t usually fail his exams. (HARDLY)
He ______________________________ his exams.
3. She didn’t answer the phone during dinner. (WHILE)
She didn’t answer the phone _______________________________________ dinner.
4. “You stole my wallet, didn’t you? (ACCUSED)
He __________________________________ his wallet.
5. The trip was too expensive for me. (ENOUGH)
I ___________________________________ to go on the trip
Completing the gaps
Error correction
Crosswords,
Matching
2.2. Календарный план работы по подготовке обучающихся к выполнению заданий раздела «Use of English»
План подготовки обучающихся 7-8 классов к выполнению олимпиадных заданий раздела “Use of English”
План рассчитан на период август- январь с периодичностью занятий раз в неделю и длительностью 2 часа. Время на самостоятельное изучение материала обучающимся не ограничено. Временной отрезок взят исходя из сроков регионального тура олимпиады.
Виды работ | Сроки выполнения | ||
Самостоятельная работа | Очные занятия с учителем | ||
1. Самостоятельное изучение | | | август |
Домашняя работа по заданной теме | Изучение/ Повторение грамматических форм Времена, местоимения | 2 часа 2 часа | сентябрь |
Домашняя работа по заданной теме | Пассив,местоимения | 2 часа | |
Домашняя работа по заданной теме | Косвенная речь | 2 часа | |
Домашняя работа по заданной теме | Степени сравнения прилагательных, конструкция as..as. used to/be used to | 2 часа | октябрь |
Домашняя работа по заданной теме | Условные предложения всех типов | 2 часа | |
Домашняя работа по заданной теме | Косвенная речь | 2 часа | |
Домашняя работа по заданной теме | Способы выражения будущего времени | 2 часа | |
Домашняя работа по заданной теме | Phrasals | 2 часа | ноябрь |
Домашняя работа по заданной теме | idioms | 2 часа | |
| Отработка в разнообразных форматах | | |
Выполнение упражнений заданного формата из банка заданий British Bulldog, сайта olympiada.ru, олимпиадных пособий под редакцией Гулова А.П. | Multiply choice | 2 часа | ноябрь |
Выполнение упражнений заданного формата из банка заданий British Bulldog, сайта olympiada.ru, олимпиадных пособий под редакцией Гулова А.П. | pharaphrasing | 2 часа | |
Выполнение упражнений заданного формата из банка заданий British Bulldog, сайта olympiada.ru, олимпиадных пособий под редакцией Гулова А.П. | completing the gaps | 2 часа | декабрь |
Выполнение упражнений заданного формата из банка заданий British Bulldog, сайта olympiada.ru, олимпиадных пособий под редакцией Гулова А.П. | edit for correctness | 2 часа | |
Выполнение упражнений заданного формата из банка заданий British Bulldog, сайта olympiada.ru, олимпиадных пособий под редакцией Гулова А.П. | matching parts | 2 часа | |
Выполнение упражнений заданного формата из банка заданий British Bulldog, сайта olympiada.ru, олимпиадных пособий под редакцией Гулова А.П. | crosswords | 2 часа | |
Выполнение упражнений заданного формата из банка заданий British Bulldog, сайта olympiada.ru, олимпиадных пособий под редакцией Гулова А.П. | word formation | 2 часа | январь |
Выполнение упражнений заданного формата из банка заданий British Bulldog, сайта olympiada.ru, олимпиадных пособий под редакцией Гулова А.П. | пробное тестирование | 2 часа |
2.3. Создание информационной образовательной среды, использование информационных технологий.
Сегодня невозможно представить современный мир без технологий. Мы с вами являемся свидетелями того, как происходит повсеместная цифровая трансформация общества на всех уровнях, которую невозможно отрицать. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Именно благодаря компьютерным технологиям существенно повышается интерес обучающихся к предмету, активизируется мыслительная деятельность. Таким образом, мы можем заметить, что диджитализация сферы образования преследует следующие цели:
- повышение энтузиазм и мотивации, когда преподаватели становятся координаторами, направляя учеников в онлайн- и офлайн-режиме
- формирование функциональной грамотности
- доступность материалов в режиме реального времени, что упрощает процесс получения новых знаний
- формирование интеллектуально развитой творческой личности, хорошо ориентирующейся в информационном пространстве, готовой к саморазвитию и применению этих знаний в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, к положительным аспектам присутствия ИКТ в учебно–воспитательном процессе относится повышения уровня образования, качества знаний учащихся, а также рост профессиональной компетенции учителя.
ИКТ – являются нашими верными помощниками для успешной подготовки обучающихся к олимпиадам по английскому языку в урочной и внеурочной деятельности.
«Облако слов».
Word it out (https://worditout.com/word-cloud/create)
Создать облако слов онлайн (https://xn--80abe5adcqeb2a.xn--p1ai/)
Работа с «облаком слов» подразумевает под собой выбор образов, шрифтов, цветов.Поскольку основным видом деятельности при работе с облаком слов является чтение, то этот прием поможет рационализировать учебную деятельность, научит систематизации работы с текстом. Основой составления облака слов является подбор ключевых слов и сочетаний по теме или тексту.
Примеры использования:
Обозначить темы урока по ключевым словам
Заполнить пропуски в тексте, используя «облако слов»
Пересказать параграф, используя ключевые слова
Составление биографией, определений
Следующий ресурс связан с составлением «интеллект-карт» .
Интеллект-карты - графическое представление информации; визуализация её структуры; активное использование цвета и многомерных объектов
Bubbl.us ; Coggle ;http://www.mindomo.com/ ;Popplet ;http://www.spiderscribe.net/ ; интеллект карт XMind
Следующий ресурс:
Интерактивный плакат – способ визуализации информации на основе одного изображения, к которому в виде меток ("горячих точек") прикрепляются ссылки на веб-ресурсы и интернет-документы, мультимедийные объекты: видео, аудио, презентации, слайд-шоу, игры, опросы и т.д.
Веб-ресурсы для создания интерактивных плакатов:
ThingLink ;Speakingimage; Glogster ;Genial.ly
Онлайн-доски (Padlet, Linoit.com и др.) вызывают у учащихся наибольший интерес, т.к. позволяют всем участникам одновременно участвовать в работе.
Примеры использования:
Для проведения мозгового штурма.
Для сбора идей для проекта.
Для создания памятки, плаката по определенной теме.
Задания на поиск информации.
Как площадка для размещения учебной информации, проверки знаний по определенной теме.
Одним из несомненных плюсов сервиса, является то, что Padlet удобно использовать как систему хранения документов, загрузив на доску материалы, которые будут доступны для скачивания в любое время. Сервис полностью бесплатен и не имеет каких-либо ограничений на количество создаваемых страниц, что немаловажно для учителя. У сервиса – необычные, красочные и качественно выполненные шаблоны. Padlet работает без перебоев, информация на доске размещается достаточно быстро, что немаловажно с точки зрения экономии времени. Лет пять назад, пробовала работать с учащимися в сервисе. Созданную доску можно разместить в блоге или на сайте, используя для этого код для вставки. Можно поделиться работой (флайером) отправив по электронной почте (Email) и в социальных сетях (Google+, Facebook, Twitter).
Pobble на этом ресурсе собраны материалы для занимателҗных уроков английского. Выбираете тему – вы получаете презентацию, в которой уже имеется фотография для обсуждения (которую можно сначала описать), далее к каждой фотографии прилагается список вопросов для обсуждения, или же могут быть первые строчки истории, которые можно продолжить и написать собственный рассказ. Также, к презентации собраны вопросы, которые актуализируют грамматические и пунктуационные навыки.
Half a crossword – интерактивные шаблоны для создания раздаток. На выбор 9 форматов – кроссворд,бинго,wordsearch. Нужно только ввести свои слова или вопросы, после вы получаете pdf файл с игровыми заданиями для учеников.
Voki – здесь вы можете создать любого персонажа, можно даже выбрать тематически подходящего к изучаемой лексике, как рыцарей круглого стола или королеву Елизавету и с помощю его озвучить текст,выбрав нужный тембр голоса и акцент.
Данный ресурс подходит не только для написания словарных диктантов, но и для тренировки аудирования.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, повышается мотивация у учащихся в образовательном процессе, создаются условия для их успешной самореализации в будущем.
Заключение
Олимпиады являются важным направлением работы с одаренными детьми. При подготовке одаренных детей педагогу нужно психологически настроить участника на успех, подобрать индивидуальный план подготовки и использовать различные приемы и методы обучения. Главной задачей педагога при этом является содействие интеллектуальному, эмоциональному и нравственному росту личности, создание условий для самореализации учащихся. Работа с одаренными детьми доставляет огромное удовольствие педагогу, потому что, во-первых, учитель видит отдачу, результаты своего труда, во- вторых, видит личностный рост учащихся, в-третьих, с ними просто приятно общаться как с интересными людьми, можно свободно обмениваться точками зрения, подискутировать. Но самым важным моментом остается системная работа педагога. Именно системная работа по подготовке к олимпиадам ориентирует на углубленное знание предмета, на успешное участие в олимпиадах.
Таким образом, подготовка участников олимпиады по английскому языку требует не только высокого уровня овладения программным материалом, но и творческого подхода к выполнению предлагаемых заданий, начитанности, сообразительности, языковой догадки, расширения лингвистического и страноведческого кругозора учащихся, и будет результативной только в случае целенаправленного систематического взаимодействия учащихся и педагогов, этот процесс требует создания условий для развития творческих способностей школьников и не может ограничиться рамками урока.
Литература
Бердичевский А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. М. : Высшая школа, 1989. 103 с.
Бим И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. М.: Новая школа, 1995. 59 с.
Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
Миньяр-Белоручев Р. К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам // ИЯШ. 1984. № 6. С. 64–67.
Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка: монография. М.: Московский государственный лингвистический университет, 2003. 256 с.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам.– М.:ACADEMA, 2004.
Сурыгин А. И. Основы теории обучения на неродном языке. СПб.: Златоуст, 2000. 224 с.
Тихомирова Е. В. Контроль владения диалогической формой устного официально- го общения (франц. яз., неяз. вуз.) : дис. канд. пед. наук. М.: [б. и.], 1995. 178 с.
19