Урок музыки в 1 классе «Музыкальные инструменты»

1
0
Материал опубликован 19 April 2016 в группе

 УРОК МУЗЫКИ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

 ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Цель урока:

  • Знакомство учащихся со звучанием отдельных музыкальных инструментов: флейтой, арфой, скрипкой.

Задачи урока:

  • Формирование представлений о музыкальных инструментах, истории их создания и особенностях звучания; закрепление имеющихся знаний о музыкальных произведениях композиторов: С Прокофьева, К Дебюсси, Н Римского – Корсаково.
  • Воспитание любви к музыке на примере произведений вышеуказанных композиторов.
  • Развитие восприятия музыки у детей на примере звучания разных музвкальных инструментов.
  • Развитие индивидуальных познавательных интересов.

Оборудование и средства обучения:

  1. учебник В.В. Алеев, Т.Н. Кичак «Музыка». 1 класс;
  2. фортепиано, музыкальный центр,, компьютер, телевизор, синтезатор.

Художественный материал:

  1. портрет композиторов: С Прокофьева, К Дебюсси, Н Римского – Корсакова.
  2. С.Прокофьев. «Тема птички» (видеофрагмент);
  3. К. Дебюсси. «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» -фрагмент
  4. Н. Римский – Корсаков «Тема Шехерезады» из симфонической сюиты «Шехерезада» -фрагмент

 

Ход урока

(Музыкальное приветствие) «Здравствуйте ребята!»

«Здравствуйте, учитель» - дети

«Здравствуйте ребята!»

«Начался урок» - дети и учитель

Учитель: На нашем уроке мы познакомимся с тремя известными инструментами. Их звучание вы сегодня услышите и самостоятельно определите, какой инструмент будет исполнять музыку!

Посмотрите видеофрагмент: С.Прокофьев «Тема птички» из симфонической сказки «Петя и волк». Найдётся в классе ребёнок, который сможет назвать инструмент. (ответ -флейта) Как звучал инструмент? - (ответы детей: озорно, игриво, задорно, как будто птичка перелетает с одного места на другое.)

На экране вы видите изображение флейты. (Показать изображение флейты на экране телевизора) Флейта появилась в XVII в., т.е. примерно 300 лет назад. Звучала она мягко, нежно и негромко. Флейта изготовлялась из целого куска дерева. В стволе прорезалось 7 отверстий. Одно из отверстий служило для вдувания воздуха, а 6 других прикрывались пальцами, меняя тем самым высоту звучания. Вы послушали, как звучала флейта.

Учитель: Вам понравилась песенка птички? Рассмотрим в учебнике картину Э. Манне «Флейтист», кого вы здесь видите?

(ответы детей: мальчик, одет нарядно, видно, что он умеет играть и радовать людей своей игрой на флейте). Молодцы ребята, как хорошо вы определили сосредоточенное, внимательное лицо юного музыканта; его умение привлечь к исполняемой музыке внимание зрителей.

Сейчас вы послушаете другой инструмент. Не буду называть вам его –попробуйте догадаться. Звучит музыка К. Дебюсси. «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» - фрагмент. Дети определяют звучание арфы; называют инструмент сказочным, волшебным и т. д.. Музыка изобразила сказочную ночь, с икрящимся лунным неземным светом, мягкая и нежная мелодия как бы струится и всё пространство вокруг себя. (Показать изображение арфы на экране телевизора)

Учитель: Говорят, что охотник, натягивая титеву своего лука, вдруг услышал приятный звук, потом решил натянуть ещё одну тетиву, немного короче, и услышал два красивых звука, разные по высоте. И это был первый щипковый инструмент, на котором можно было сыграть незатейливую мелодию. С годами арфа сохранила форму лука, хотя срун у неё стало намного больше. А в 15-17 веках арфа стала аристократическим инструментом. Арфу всячески украшали и благовоспитанная девушка, должна была уметь играть на этом волшебном инструменте. Рассмотрите картину «Портрет Глафиры Ивановны Алымовой».

Что изображено на картине? (ответы детей: девушка, в очень красивом воздушном платье играет на арфе)

Учитель: Художник нам показал стиль жизни того времени. Видно, что девушка из богатой аристократической семьи и она уже владеет игрой на этом изумительном инструменте.

Учитель:

А вот на следующем рисунке вы видите мальчика с каким инструментом? (ответы- скрипка). Родина скрипки — Италия. Изготовить такой инструмент — дело непростое. Дерево нужно срубать весной, когда оно оживает и листья вытягивают влагу из  ствола. Для верхней поверхности - еловое, для нижней – белоствольный клён. Очень затейливая форма у скрипки. Посмотрите, какие капризно изогнутые линии! (Показать изображение скрипки на экране телевизора)

На верхней деке — фигурные прорези для выхода звука наружу.
Это - гриф, на который натянуты 4 струны через всю скрипку. Звук извлекается с помощью смычка — это деревянная трость с натянутой лентой из конского волоса. Говорят, что скрипка умеет плакать и смеяться, горевать и радоваться, будто у скрипки есть душа, а голос её близок человеческому голосу, человеческой речи.
Скрипка стала известна как самостоятельный инструмент к 17 веку. Скрипка- струнный инструмент высокого регистра; обладает таким сочетанием красоты, выразительности звука, технической подвижностью. Очень многие композиторы сочиняли музыку именно для этого инструмента; из-за исключительной певучести для ведения основной музыкальной мысли. Вы услышите звучание «пения» скрипки из фрагмента «Тема Шехерезады» Н. Римского - Корсаково.

(Слушание музыки и высказывания детей: выразительная, таинственная, сказочная, красивая и т.д.) Какие же чувства вызывает в вашей душе эта музыка? (Музыка вызывает чувства одиночества, печали, тоски, разочарования, грусти).

Все инструменты, с которыми вы сегодня познакомились, могут быть и грустными и весёлыми. Продолжая тему знакомства с инструментами мы выучим песенку композитора Г. Левкодимова и поэта Э. Костиной «Весёлые инструменты» и песенку Е. Тиличевой и поэта А. Гангова «Догадайся, кто поёт»

Учитель начинает работу над мелодией, текстом, дикцией, дыханием, фразировкой.

Вокальная работа заканчивается незадолго до конца урока.

Учитель: С какими инструментами мы сегодня познакомились? Ответы детей. На следующем уроке мы продолжим знакомство с самым знаменитым инструментом во всём мире. Подумайте, с каким? Надеюсь, догадаетесь с первых же звуков.

Ученики выходят из класса под любую весёлую музыку.

 

Описание методической разработки.

Цель урока - знакомство учащихся с музыкальными инструментами: флейтой, арфой и скрипкой. Поставленные цели выполнены.

Для решения поставленных задач был отобран необходимый учебный материал, соответствующий детям первого класса.

Тип учебного занятия — урок сообщения нового учебного материала, включающий в себя следующие этапы: организационный момент, подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, усвоение новых знаний, проверка понимания нового материала, подведение итогов работы.

Системообразующим этапом является этап усвоения новых знаний. Он включал в себя сообщение новых знаний: историю создания музыкальных инструментов; строение и звучание музыкальных инструментов.

На уроке были использованы разнообразные формы деятельности и общения, особенно диалог, беседа, объяснение нового материала, работа по группам и всем классом.

Содержание урока раскрывалось через систему методов:

Метод концентричности - изучение нового произведения опирается на уже известные детям темы, образы, интонации.

Метод художественного контекста - связь с произведениями литературы, что позволяет более глубоко постигать содержание.

3.Метод забега вперёд и назад.

4..Метод эмоционального воздействия.

На занятии были использованы такие методические приемы, как беседа, рассказ,  игра на детских музыкальных инструментах при вокальной работе, показ работа над жестами.

Отобранные произведения, содержание изучаемого материала, формы, методы, приемы и средства способствовали реализации поставленных цели и задач личностно-ориентированного учебного занятия; развитию УУД, воспитанию любви к прекрасному миру музыки.

Комментарии
Комментариев пока нет.