12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фаизат Бутаева45

Городское управление образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 52»



















Открытый урок в 8 классе:

«Строки, опаленные войной»

(городской семинар филологов)















Выполнила: Бутаева Ф.Ф.

Открытый урок в 8 классе: «Строки, опаленные войной» (М.В. Иса­ковский «Катюша», «Враги со­жгли род­ную хату»; Б.Ш. Оку­джава «Здесь птицы не поют»… )

Цели урока: познакомиться с творчеством писателей-фронтовиков; осмыслить подвиг и трагедию нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Задачи урока:

Достижение предметных планируемых результатов:

- формирование системы знаний по теме «Великая Отечественная война и литература»;

- обеспечение глубокого понимания творчества поэтов-фронтовиков;

- овладение навыками презентации своей деятельности по решению учебных задач;

Достижение метапредметных планируемых результатов:

- ставить учебные цели и задачи к данному уроку;

- планировать способы и пути достижения учебных целей;

- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- корректировать свои действия в связи с условиями урока;

- оценивать правильность выполнения учебных задач;

- уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, делать выводы;

- получать информацию в результате смыслового прочтения текста;

- использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;

- применение ИКТ - компетенции для решения учебных задач;

- овладение первичными навыками учебно - исследовательской и проектной деятельности.

Достижение личностных планируемых результатов:

-воспитание патриотизма и любви к своей Родине;

- готовность к самообразованию и саморазвитию;

- мотивация на обучение и способность к выстраиванию индивидуального образовательного маршрута деятельности;

-формирование уважительного и доброжелательного отношения к памяти о событиях Великой Отечественной войны;

- обучение навыкам коммуникативной компетентности;

-получение навыков адекватного индивидуального и коллективного поведения с целью обеспечения успешного проведения урока.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: Научиться анализировать поэтический текст, делать выводы, синтезировать полученную информацию

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.

Коммуникативные: Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, творческие проекты учащихся, иллюстрации к песням, портреты поэтов-фронтовиков, музыкальное сопровождений (песни военных лет).

Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальные выступления , работа в парах, выразительное чтение стихотворений поэтов военной поры, интерпретация текста, прослушивание песен по аудиозаписи




Эпиграф урока:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

А.Твардовский



Ход урока

Оргмомент

Добрый день! Я рада приветствовать вас, дорогие мои. На ваших лицах вижу улыбку, наверное, это говорит о том , что настроение у вас хорошее, значит урок наш мы проведем на славу!

Формулировка темы, целей урока учащимися

Чтение эпиграфа и обсуждение его

Формулировка темы и целей учащимися

Учитель. Цели нашего урока – понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов Великой Отечественной войны, выстоявших, победивших, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; показать, какой след оставила война в каждой семье; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы. 
И поможет нам в этом поэзия тех огненных лет. Ведь поэзия во все времена, а особенно грозовые, когда все чувства обострены, волновала, очаровывала души людей, витала в воздухе. Мы узнаем сегодня, как открывалась Поэтическая тетрадь Великой Отечественной войны, в чём видели поэты своё предназначение, какие темы считали главными.

3.Работа над содержанием стихотворений, выразительное чтение.

Обратите внимание на экран. (слайды –портреты поэтов –фронтовиков ; видео)

Мы с вами должны знать этих людей, о ком-то мы говорили в прошлые годы, с кем – то познакомимся позже, на творчестве некоторых остановимся сегодня… всех этих поэтов объединяет слово Война…

Что такое война? О чем вам говорит это слово? (кластер)

Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжелое время? Казалось бы, нет. Но песни тех далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.

Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Ценителям поэзии хорошо известно это имя. Но его безымянная слава оказалась выше его известности, ведь миллионы людей пели песни на его стихи даже не зная имени поэта: «Дан приказ ему на запад»,«Летят перелётные птицы»,«Услышь меня хорошая»,«Враги сожгли родную хату»,«До свидания, города и хаты»,«Ой, туманы мои…»,«В лесу прифронтовом», и конечно же, знаменитая «катюша»

Прослушивание песни

обсуждение

ученик. Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец тридцатых годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин-пограничник. О пограничниках в эти годы М. Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша».

-Почему?

Ученик. Скорее всего, потому, что в ней оказались  сплавлены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное любви к нему, заботы о нем.

Ученик.Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие.

Композитором было написано множество прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей нашей планеты, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша»!

Ученик .На родине Исаковского, там, где поднимается над Угрой «берег крутой», стоит сегодня оригинальный памятник песне «Катюша»: на прикреплённой к большому камню-валуну медной дощечке высечены слова из этой песни, а рядом – беседка из бревенчатых скамеек под навесом. Это не просто благодарная дань памяти славному земляку. Памятник выполняет жизнесозидающую роль. По традиции ребята из окрестных деревень, призываемые в армию, собираются здесь для прощания с невестами, гуляют, говорят заветные слова.

Обратить внимание на иллюстрации детей

 Учитель. У Исаковского есть еще одно замечательное произведение о солдате-победителе, вернувшемся в родное село: прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы…

Чтение наизусть «враги сожгли родную хату»

- Ваше первое впечатление, пожалуйста. Что вы чувствуете?

- Почему стихотворение о войне с фашистами начинается не с определённого указания на виновников беды и их действия (например, «немцы убили, сожгли, расстреляли»), а «враги» «сгубили»?

(Характерная неопределённость понятий: не «немцы», а «враги», не «повесили», «расстреляли», а «сгубили» - подчёркивает максимальную обобщённость картины, повторяемость её во все времена.)

- Что вы можете сказать о герое стихотворения?


Герой Исаковского — воин-победитель, покоривший «три держа­вы», имеющий боевые награды. Этот солдат спас мир от фа­шизма, сохранил миллионы человеческих жизней, судеб. Но его собственная жизнь и судьба оказались разрушенными войной: она отняла у него дом и семью, отняла надежду. Он прошел всю войну, лелеял в своей душе мечты о мирной жиз­ни, нес веру, надежду на счастье. Но всему этому не суждено было сбыться.





давайте вспомним изобразительно –выразительные средства.

Читаем текст, ищем средства выразительности, поднимаем руку.


поэт раскрывает эту драму с помощью анти­тезы: дом противопоставлен в стихотворении пепелищу, праз­дник возвращения — «могильной траве», жизнь — смерти (7 строфа), встреча — разлуке (8 строфа).




эпитет («в глубоком горе», «в широком поле»), метафору («И пил сол­дат из медной кружки Вино с печалью пополам»), риториче­ские вопросы («Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою?»), синтаксический параллелизм («Пошел сол­дат в глубоком горе… Нашел солдат в широком поле…»), срав­нение («Стоит солдат — и словно комья Застряли в горле у него…»), анафору и синтаксический параллелизм («Никто солдату не ответил, Никто его не повстречал…»).





Слово учителя.

У этой песни непростая судьба. Написанная вскоре после окончания войны, она, прозвучав всего один раз по радио, не исполнялась около…15 лет.


Исаковский позже рассказывал: «Редакторы – литературные и музыкальные – на имели оснований обвинить меня в чём-либо. Но многие из них были почему-то убеждены, что Победа исключает трагические песни, будто война не принесла народу ужасного горя. Это был какой-то психоз, наваждение. В общем-то неплохие люди, они, не сговариваясь, шарахнулись от песни. Был даже один – прослушал, заплакал, вытер слёзы и сказал: «Нет, мы не можем». Что же не можем? Не плакать? Оказывается, пропустить песню на радио «не можем». Стихотворение было раскритиковано за «распространение пессимистических настроений», и на долгие годы песня исчезла из репертуара официальной советской эстрады.


Лишь в июле 1960 года Марк Бернес, исполнив песню на слова Исаковского, нарушил этот негласный запрет.


- Обратите внимание на фильм(кадры из Белорусского вокзала). Кто помнит песню из этого фильма?

- Правильно. А автор этих строчек Булат Окуджава.

Булат Окуджава - выдающийся российский бард, поэт и исполнитель авторских песен. Является ярким представителем литературного бомонда России, композитором и постановщиком. Но красной нитью через все творчество Окуджавы проходила авторская песня, которая была частью жизни поэта, способом его самовыражения. На счету Булата Окуджавы несколько гениальных произведений в жанре авторской песни.

Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «Песенка о пехоте» и другие.

Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню к кинофильму «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная фронтовая, и слушают они её и поют со слезами на глазах. 



Лиза нам исполнит песню «здесь птицы не поют…» (на гитаре)


VII. Рефлексия Обратимся к целям ,которые мы поставили перед собой в начале урока.

-Какую роль играла поэзия в те суровые годы?

(Поэзия и поддерживала солдат, и скорбила с ними, взывала к патриотическим чувствам.)

-Какие темы поднимают песни и стихи о Великой Отечественной войне, прослушанные нами сегодня?

( Темы Родины, верности и любви, скорби о погибших на войне и на оккупированных территориях, о долге и чести воинов.)

-Каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне?

(Скорбь по погибшим, надежды на победу, любовь и т.д).

 Ответить на вопрос: «Над чем вас заставил задуматься сегодняшний урок? Что нового для себя вы узнали на нём?»

-Запишите на оборотной стороне георгиевской ленточки «Послание солдату Великой Отечественной войны». Это могут быть слова утешения или слова восхищения их подвигом, слова благодарности или что-то иное (по вашему усмотрению). Рядом фломастером нарисуйте любой знак (цветок, звёздочку, ветку и т.д.). Цвет фломастера будет выражать ваше отношение к памяти о событиях Великой Отечественной войны.

Красный – я восхищаюсь подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны и считаю, что о событиях этой войны забывать нельзя, а нужно продолжать о них писать и говорить, чтобы то, что пережила наша страна в это кровопролитное время, больше не повторялось;

Зелёный – события тех лет давно уже канули в прошлое, мне жаль погибших на войне, но жизнь продолжается, и единственное, что нам остаётся – это хранить светлую память о героях.

Синий – мы живём в 21 веке. Великая Отечественная война – события почти столетней давности. Появилась новая литература, и писать о прошедшей войне незачем.


VI. Вывод-заключение

Итак, тема Великой Отечественной войны остаётся одной из ведущих тем в литературе. Поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерёг от катастрофических ошибок в будущем.

«Великая сила нужна поэту, чтобы описать всю боль моей земли», - сказал осетинский поэт Хазби Калоев, в 22 года погибший под Белгородом. Ушедшие на фронт с винтовкой и блокнотом русские поэты обладали этой силой. Они пришли к Победе. Они сказали своё слово. Они победили. Они обрели бессмертие!

Нам, поколению XXI века, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, чтобы люди земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и братства.


Ученик читает наизусть стихотворение Р. Рождественского «Реквием».

 Люди!
Покуда сердца стучатся, – 
Помните!
Какою ценой
Завоевано счастье – 
Помните!
Песню свою
Отправляя в полет, – 
Помните!
О тех,
Кто уже никогда
Не споет, – 
Помните!
Детям своим
Расскажите о них,
Чтоб
Запомнили!
Детям
Детей
Расскажите о них, – 
Чтобы тоже
Запомнили!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.