Статья «Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников»
СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Исторический аспект патриотического воспитания
1.2 Цели, задачи и методы патриотического воспитания
1.3 Нормативно-правовая основа патриотического воспитания школьников
1.4 Структура патриотического воспитания
1.5 Принципы патриотического воспитания
1.6 Сущностные характеристики патриотического воспитания
2. СПЕЦИФИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Направления работы по патриотическому воспитанию в современной школе
2.2 Формы работы по патриотическому воспитанию детей в современной школе
3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма».
Н. Г. Чернышевский
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т. д.
Патриотизм – составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности. Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание, идеология. Поставленная на современном этапе перед школой задача гражданско-патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела. В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания.
Непрерывное воспитание учащихся определяет основные условия эффективности гражданско-патриотической работы в учреждении образования: профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогов.
Перед школой стоят следующие цели:
прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу;
формировать основы национального самосознания.
Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:
изучение истории своего города, области, страны;
воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности ее защищать;
развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.
Зарождаясь из любви к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимутся до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей современной школы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Исторический аспект патриотического воспитания
Патриотизм (от греч. patriōtēs – земляк, соотечественник) – в широком понимании этого термина означает любовь к своей родине, преданность своему народу, гордость за свой народ, стремление защитить его достояние, продолжить приумножение его общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей.
Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен.
Так, в учении Конфуция, наряду с другими общечеловеческими ценностями, выделены и такие, как почитание старших, традиций, любовь к семье, народу, стране.
В концепциях воспитания Древней Греции характерной чертой было рассмотрение человека только в отношении его к государству, а не самого по себе.
Сократ считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия, которые человек должен стремиться осознать. К их числу он относил и любовь к Родине.
Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всем, действующий в соответствии с общественным долгом.
Основоположник научной педагогики Я. А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. В своих трудах он писал: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия». [9]
Также проблеме патриотического воспитания посвящено немало исследований в российской науке. Проблема патриотизма рассматривалась в трудах М. Ломоносова, П. Чаадаева, Ф. Тютчева, Н. Чернышевского, В. Ленина.
Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. Так, А.Н. Радищев отмечал, что «истинный человек и сын отечества есть одно и то же Он скорее согласится погибнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия,., преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления… и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью. …Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества…» [13]
Развивая принцип народности в воспитании, К. Д. Ушинский особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он отмечал огромное влияние труда на формирование личности: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [14]
В. Г. Белинский также считал главной задачей нравственного воспитания развитие в детях чувства человеческого достоинства, патриотизма, гуманизма, любви к труду: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». [4]
Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания советского периода многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия «патриотизм» и «советский патриотизм», его характеристики, пути и средства формирования и пр.), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, трудового воспитания учащихся различного возраста и др.).
А. С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». При этом он подчеркивал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». Школа должна воспитывать, считал он, образованных людей, квалифицированных работников, людей, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, бодрых и жизнерадостных. [11]
Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В. А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству» [1], В. А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, как к патриотической деятельности. Причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина.
Авторы многочисленных исследований рассматривают проблемы взаимосвязи патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы, определения эффективности патриотического воспитания учащихся различного возраста, возможности различных видов деятельности учащихся в патриотическом воспитании (Ф. С. Савченко, Т. В. Страго, К. 3. Сафиуллина, Л. А. Саклешина, В. И. Шахненко и др.).
1.2 Цели, задачи и методы патриотического воспитания
Анализ литературы по проблеме позволил установить, что в психолого-педагогической научной и учебной литературе отсутствует однозначное понимание содержания патриотического воспитания и его соотношения с другими направлениями (видами) воспитания.
Для осмысления патриотического воспитания, как системы, рассмотрим концепцию патриотического воспитания В. И. Лутовинова, в которой выделяются следующие характеристики. [6]
1. Патриотическое воспитание – это система, создающая и упорядочивающая системы смыслов, образов, интерпретации в образовательном процессе. Патриотические смыслы – это неизменная основа личностного значения того или иного явления, события, вехи, этапа, эпохи отечественной истории, связанной с прошлым, настоящим и будущим того пространства, которое подвержено осмыслению.
2. Патриотическое воспитание в системе образования конструирует социокультурные образцы социального действия (модели действительности и образы желаемого будущего), которым придается определѐнная форма. Патриотическое воспитание – это репрезентативная система. С одной стороны, это «место встречи» индивида, коллектива, общества и государства, средство их взаимного отображения. С другой стороны, оно способно производить, наследовать и оформлять способы мышления, идеалы, образы, традиции, существующие в обществе в разных социальных группах, слоях и сообществах.
Как видим, спектр выделяемых учеными значений понятия велик: это воспитание в широком социальном смысле, включая воздействие общества на человека, т. е. происходит отождествление воспитания с социализацией; это воспитание в широком педагогическом смысле как целенаправленное и осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; это воспитание в узком педагогическом смысле как педагогическая работа в целях формирования у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений, решение конкретных воспитательных задач (концепция).
По утверждению В. А. Сластенина, цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом. Цели воспитания имеют конкретно-исторический характер. Они всегда конкретны не только для определенной эпохи, но и для определенных социальных систем, институтов государства.
Патриотичное воспитание в наше время – одно из важных звеньев системы воспитательной работы. Целью патриотичного воспитания является: формирование у молодого поколения высокого гражданско-патриотичного сознания, чувства любви к России, уважения к выдающимся отечественным историческим, научным и общественным деятелям, готовности к выполнению гражданских и конституционных обязанностей.
Главной составляющей патриотического воспитания выступает наличие у молодого поколения любви к родной стране. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Основные характеристики человека-патриота:
Патриотичное воспитание осуществляется, в первую очередь, семьей, непосредственным социальным окружением через передачу определенных культурных традиций, обычаев, обрядов, верований, привитие детям веры в историческую роль и силу своего народа.
Методы патриотического воспитания – это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических и эстетических качеств личности, по своей целенаправленности отражающей особенности воздействия на сознание и поведение воспитуемых, с учётом задач воспитания и закономерностей формирования свойств личности.
При реализации патриотического воспитания чаще всего используются следующие методы.
1) Убеждения – разъяснения, убеждения на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта).
2) Пробуждения – увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрение, похвала, награда, требование и др. (формирование высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендации, которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности).
3) Приучения – творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира; воспитание через коллектив).
1.3 Нормативно-правовая основа патриотического воспитания школьников
Значительное внимание патриотическому воспитанию молодежи, помимо учреждений образования, уделяют также органы государственной власти, которые осуществляют его преимущественно через формирование готовности к защите Родины, уважения к действующему законодательству и основам демократического, правового государства, к российской истории, выдающимся памятникам культуры.
Это находит свое отражение в нормативно-правовых документах государства, программах и планах работы различных министерств и ведомств. Такими документами в области патриотического воспитания, где сформулированы требования государства и общества к идеалу патриота и гражданина являются:
Конституция Российской Федерации;
Федеральные законы «Об образовании», «О воинской обязанности и воинской службе», «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», «Об общественных объединениях»;
Указы Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи», «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»;
Постановления Правительства «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», «О военно-патриотических молодёжных и детских объединениях», «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Концепция духовно-нравственного воспитания и развития школьников;
Образовательный стандарт общего среднего образования.
В содержании вышеназванных документов определены назначение, цели и основополагающие ценности патриотического воспитания школьников в данный период развития общества.
1.4 Структура патриотического воспитания
Одна из важнейших характеристик патриотического воспитания – eгo ценностно-смысловой характер, на который педагог и воспитанник ориентируются в своей совместной деятельности.
Структура патриотического воспитания состоит из трех компонентов: патриотических убеждений, сознания и деятельности.
К патриотическим убеждениям относятся:
признание определяющей роли народа и Родины в жизни человека;
признание способности российского народа защищать собственное государство и играть важную роль в международных отношениях, верить в будущее России и ее народа, в несокрушимость, силу, стойкость, мощь и справедливость родного государства;
вера в неисчерпаемые силы, талант, неповторимость, трудолюбие российского народа.
Патриотическое сознание включает в себя:
любовь к Российскому историческому и самобытному образу народа, веру в духовную силу народа и его предназначение, в силу воли и ответственность за то, чтобы народ России занял почётное место в цивилизованном мире;
систему поступков, что является следствием любви к Родине;
умение осмысливать историю, культуру, искусство, ценности, мораль, обычаи, обряды, символику своего народа.
Патриотическая деятельность предполагает:
осознание глубокой связи с народом, участие в его делах, забота о его благе;
сохранение и приумножение культуры, традиций, обычаев, обрядов родной страны;
знание символов своей Родины;
деятельность, направленную на утверждение государственности своего народа, укрепление своего государства и готовность ее отстаивать;
знание истории своего рода, народа, уважение к родным местам, почитание памяти героев родного края и страны;
добросовестное выполнение своих обязанностей в обучении, умение творчески работать.
1.5 Принципы патриотического воспитания
1. Служения Отечеству. Является интегративным принципом патриотического воспитания. Понятие «служение Отечеству» имеет следующий тезаурус: идея служения, мотив служения, идеал служения, смысл служения, результирующим вектором выступает опыт служения Отечеству. В современных условиях требования принципа распространяются на сферу воспитания патриотизма, как в ракурсе созидательной деятельности, так и защиты Родины.
В содержании патриотического воспитания по формированию опыта служения Отечеству должны быть отражены общечеловеческие ценности, такие, как жизнь без войны, чувство социальной уверенности в завтрашнем дне, историческая память и др. В его основе лежат собственные переживания, творческое переосмысливание, проблематизация образа Отечества и служения в качестве проекции их собственной будущности.
В процессе переживания собственной сопричастности к Отечеству происходит изменение ценностно-смысловых образований, которые являются глубинными структурами личности, составляют ее ядро, задают направленность жизнедеятельности в целом. Они приобретают ведущую роль по сравнению с понятиями «война», «агрессия», «террор», «растущая преступность», «ненависть к врагам» и др. Всякий поступок, отражающий поведение человека, может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его духовно-нравственную сторону, как патриотическое содержание, оценивают по единой шкале – служение Отечеству.
2. Исторической и социальной памяти. Требование принципа осуществлять связь времён – прошлого, настоящего и будущего, является механизмом закрепления, аккумуляции, сохранения и воспроизведения (восстановления, воссоздания, моделирования) социального опыта и выполняет функцию сохранения духовно-нравственного и культурно-исторического наследия народа и воспроизводит это наследие в реконструированных формах содержания патриотического воспитания.
«Важно воспитывать молодёжь в моральном климате памяти, – писал Д. С. Лихачёв, – памяти семейной, памяти народной, памяти культурной».
Социальная память осуществляет связь времён – прошлого, настоящего и будущего, является механизмом закрепления, аккумуляции, сохранения и воспроизведения (восстановления, воссоздания, моделирования) социального опыта. Принцип памяти выполняет функцию сохранения духовно-нравственного и культурно-исторического наследия народа и воспроизводит это наследие в реконструированных формах содержания патриотического воспитания. Реализация желаемой модели социума осуществляется посредством перевода механизмов социальной и исторической памяти в плоскость привычной повседневной реальности. С принципом памяти тесно связан принцип преемственности между поколениями.
3. Межпоколенной преемственности духовного опыта. Данный принцип полагает использование в воспитании укорененную в глубинах народной жизни систему базовых ценностей, которые на протяжении тысячелетий формировали разные поколения, создавая лицо народа и нации, обусловливая совершенно определенный тип личности; отражает единство и многообразие социального и народного компонентов в патриотическом воспитании. Он ориентирует на сохранение общих черт многовековой бытовой культуры воспитания, этнокультурные, духовные, героические и созидательные традиции, общие факторы воспитания, присущие различным народам: природа, слово, язык, традиции, стереотипы, идеалы, смыслы, обычаи, верования, искусство, труд, быт и др. Основой данного принципа является понимание укорененности межпоколенного опыта в различного рода социальных практиках, образе жизни, закладываемых культурой.
Передаваемый духовный опыт выступает средством самопознания молодого человека через идентификацию с представителями своего рода, семьи, общества. Межпоколенная преемственность актуализирует важные явления воспитания и социализации, связанные с трансляцией патриотических ценностей, идеалов, смыслов и т.д., обеспечивает постоянный приток новых носителей культуры на место постоянно уходящих прежних её носителей. В процессе патриотического воспитания важно учитывать проблему преемственности поколений, как важнейшего условия передачи совокупного опыта защиты и созидания Отечества.
4. Социокультурной и национальной идентификации. Данный принцип определяет действие механизмов отождествления субъекта с социальным миром, воспринимаемым как мир Родины, отчего дома, родства, что позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снимает уровень напряженности и конфликтности, создает свою, близкую среду.
Во многих песнях, стихах, рассказах о Волге она называется «Волга-матушка». Эта река, связывающая столько народов, Европу с Азией, ставшая «главной улицей России», всегда воспринималась как символ добра и справедливости, защитница гонимых и угнетенных, как символ родной земли, своего края, России и придающая объектам окружающей действительности некий сакральный смысл. Именно этим определяется смысл поиска идентификационного кода российской культуры, адекватного вызовам современности.
5. Принцип гордости и великодушия в осмыслении социокультурной реальности исторического прошлого, требует относиться к ходу отечественной истории и отдельным историческим событиям как данности, рассматривать их в контексте необходимости и оправданности последующим ходом исторического процесса. Мозаичность исторического прошлого предполагает наличие различных взглядов на природу, сущность и механизмы различных процессов, поскольку они как характеристики социокультурного субъекта также не могут быть однородны.
Данный принцип распространяется на образовательные области и сферы воспитания, связанные с культурно-историческим и политическим прошлым нашей страны и требует объективного, лишённого каких-либо оснований пристрастности в освещении исторического опыта.
6. Сакральности символов и смыслов Отечества. Данный принцип определяет эмоционально-ценностную доминанту воплощения чувства гордости и приверженности памяти предков в дело созидания и защиты Родины. Символы формировали у многих поколений россиян личностный идеал. Поэтому одна из важнейших характеристик патриотического воспитания – eгo ценностно-смысловой характер, на который педагог и воспитанник ориентируются в своей совместной деятельности.
7. Соборности в воспитании духовных основ патриотизма. Результаты научных обобщений социокультурных, религиозных и философских особенностей российского менталитета позволяют сделать вывод, что одним из принципов идентификации духовной жизни российского социума является соборность, которая обладает коллективистскими, объединяющими началами социокультурной интеграции. Соборность – это этнический архетип в пространстве культуры российского социума, проявляющийся как чувство коллективного синтеза единичного и множественного, реального и сакрального, рационального и иррационального. Чувство патриотизма можно рассматривать как «переживание соборности», имеющей основу событие, т. е. совместно переживаемое бытие как таковое. В патриотическом воспитании данный принцип направлен на формирование духовности, гармонических основ в отношениях личности, коллектива, общества и государства, основ воспроизводства традиций народного единства, благоговения перед предками, гуманизма, толерантности, милосердия, коллективизма.
8.Опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции. Традиции – это специфические формы существования «наследственной» социальной информации, включающей в свое собственное пространство-время нормативно значимые способы действий, оценок, мировосприятие, символику, алгоритмы культурного воздействия на личность и процессы образования и социализации индивидов через схемы действия, культурные символические формы, язык, роли, статусы и т.п. Традиции выступают универсальной формой сохранения и трансляции социокультурного опыта, обеспечивая при этом устойчивую социокультурную преемственность в реалиях повседневности. В традиции как основе патриотического воспитания заложен механизм духовного воспроизводства человека культуры, гражданина, патриота, выступающий особым процессом его самоидентификации и направленности на проявление собственной специфики и самобытности. Традиции существуют как особые «модели» коллективного бытия людей на данной территории, и смена поколений происходит вместе с постоянным переносом этой модели из прошлого в настоящее и будущее.
9. Импликации традиций и инноваций в патриотическом воспитании. Данный принцип основывается на представлении о патриотизме как феномене, обладающем свойством инверсии в пространстве «прошлое-настоящее-будущее». Прошлое в патриотическом воспитании выступает как ресурсная база духовности, основанная на традициях, настоящее – потенциальная основа консолидирующая общество гармонией традиций и инноваций, будущее – результат преобразовательного внедрения инноваций в пространство традиций. Тем самым, обеспечивается устойчивость социальных отношений в формате «личность – коллектив – общество – государство», осуществляется своеобразная регенерация прошлых общественных отношений в настоящем и будущем. Внедрение данного принципа преодолевает расхожий взгляд на патриотизм как достояние прошлого и обретает новое его видение как ресурса настоящих и будущих свершений, способствует формированию субъектной позиции человека в социальном пространстве.
1.6 Сущностные характеристики патриотического воспитания
К сущностным характеристикам относятся: многофакторность, систематичность длительность, перспективность, комплексность, преобладание организаторских форм педагогической деятельности, целостность, ступенчатость.
Многофакторность системы определяется наличием многочисленными внутренним и внешним факторам среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми.
Систематичность предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке:
целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания школьников;
отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников: форм, методов, средств;
организацию процесса патриотического воспитания школьников;
контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников;
определение основных направлений коррекции процесса патриотического воспитания школьников;
принятие управленческих решений;
прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.
Длительность реализуется как целесообразная, плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания школьников, с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей школьников в условиях непрерывного изменения личности школьника.
Перспективность определяет возможную успешность развития процесса и успешность в патриотическом воспитании. Отражается в необходимости и возможности ставить отдаленные и близкие цели, планировать и прогнозировать процесс патриотического воспитания.
Комплексность позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяет в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций.
Ступенчатость характеризует последовательность патриотического воспитания школьников как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме – к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма.
Целостность обеспечивает цельность и завершенность процесса патриотического воспитания школьников в единстве всех его стадий и этапов.
Активность характеризует деятельность педагогов как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально окрашенную инициативную и ситуативную при высоко уровне владения педагогом способами и приёмами действий.
2. СПЕЦИФИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Направления работы по патриотическому воспитанию в современной школе
Первым и основным процессуальным пониманием патриотического воспитания детей в школе является его восприятие как воспитательного процесса на уровне всех составляющих компонентов целевого, субьект-объектного, содержательного, результативного. Патриотическое воспитание детей в современной школе направлено на формирование успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как индивидуальности.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования на современном этапе можно определить следующие.
Духовн о-нравственное. Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиций, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно-патри отическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике. [1]
2.2 Формы работы по патриотическому воспитанию детей в современной школе
Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую патриотическую деятельность. [4]
Доказано, что применение активных форм и методов обучения и воспитания в их взаимосвязи и взаимообусловленности таких, как выразительное чтение, эвристическая беседа, эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов, реферирование, написание исторических сочинений, эссе, работа с мемуарами, биографиями, одновременно несколькими документами, – развивают теоретическое мышление, умения и навыки работы с большим объемом информации, развивают историческую память. Коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры формируют опыт поведения, регуляции взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; разработка мультимедийных проектов, слайд-презентаций развивают толерантность, коммуникативные навыки, опыт ролевого взаимодействия. Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей подростков, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности.
3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе обусловлены динамикой личностного развития обучающихся.
В 1 – 4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины.
У обучающихся 5 – 8-х классов активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению в процессе изучения таких идей и явлений, как патриотический подъем народных сил в кризисные периоды истории Отечества, роль личности и народа в прогрессивном развитии страны, рост национального самосознания народа.
В 9 – 11-х классах у школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России. [7]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совершенствование процесса воспитания – одна из важных задач современного образования. При этом особое внимание должно быть уделено патриотическому воспитанию, как приоритетному, целью которого является осознание школьниками своего патриотического долга, основанного на уважении к согражданам, истории и культуре родной страны, уважения к другим нациям и гуманистической морали, выражающейся в разносторонней помощи людям, сохранении природного богатства и культурно-исторического наследия Родины.
Это требует осмысления учителем задач и содержания патриотического воспитания школьников, усвоения представлений о назначении, принципах, функциях, особенностях данной деятельности и овладения ее педагогическим инструментарием, положительного, мотивированного ценностями патриотизма личностного отношения.
Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
Деятельность педагога по организации патриотического воспитания в современной школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов.
Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.
Особая роль в патриотическом воспитании отводится семье, поэтому также важна работа педагога с родителями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Большая советская энциклопедия. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1956. – Т.39. – 664 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М.Кондаков, В. А. Тишков. Российская академия образования. – М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения)
Батракова Ю. С. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников // на материале обучения педагогике: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.08/Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Москва, 2014. – 115 с.
Белинский В. Г. Полн. собр. соч. В 13-т. / Ред. коллегия: Н.Ф. Бельчиков и др. – М.: АН СССР, 1954. – Т.4. – 676 с.
Воронов В. В. Педагогика школы. Новый стандарт. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 288 с.
Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б., Лутовинов, В. И. онцептуальные основы патриотического воспитания учащейся молодежи. – Волгоград: ПринТерра, 2007. – 40 с.
Губанов Н. И. Советский патриотизм – патриотизм нового, высшего типа. – М.: Госполитиздат, 1960. – 201 с.
Ильенков Э. В. Что же такое личность? // «С чего начинается личность». Москва, 1984. –385 с.
Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1955. – 656 с.
Лутовинов В. И. Система патриотического воспитания: состояние, проблемы и направления развития Электронный ресурс. Режим доступа: http://fpvestnik.ru/patriotizm-segodnya/sistema-patrioticheskogo-vospitaniya-sostoyanie-problemy-i-napravleniya-razvitiya/
Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. – Т.5. – 425 с.
Пономарёва И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика. В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. – 423 с.
Радищев А. Н. Полн. собр. соч. М.; Л.; 1938. – Т. I. 391 с.
Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.2/ Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Педагогика, 1974.