Схема современного урока, разработанного МОУ СОШ №2
в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО
Серия учебных ситуаций (этап) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Мотивирование к учебной деятельности |
Организует мотивирование к учебной деятельности. |
Осознанно входит в пространство учебной деятельности на уроке. 1. Актуализируются требования к нему, со стороны учебной деятельности («надо»); 2. Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3. Устанавливаются тематические рамки («могу»). |
2. Актуализация и фиксирование знаний (вызов) |
Организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксацию. |
1.Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2.Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3.Мотивация к пробному учебному действию («надо», «хочу», «могу») и его самостоятельное осуществление; 4.Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования. |
3. Выявление места и причины затруднений |
Организует выявление учащимися места и причины затруднения. |
1.Восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение; 2.Соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения и способности, которых недостает для решения исходной задачи задач такого класса или типа вообще. |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство). |
На первых порах с помощью подводящего диалога, затем побуждающего, а затем – с помощью исследовательских методов. |
В коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); Согласовывают тему урока; Выбирают способ, стоят план достижения цели; Определяют средства – алгоритмы, модели. |
5. Реализация построенного проекта |
Осуществляют реализацию построенного проекта: обсуждает различные варианты, предложенные учащимися, и вместе с ними выбирает оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. |
Построенный способ действий используют для решения исходной задачи, вызвавшей затруднения. В завершение уточняют общий характер нового знания и фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Организует парную, групповую работу. |
В форме коммуникации (в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. |
7. Рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур |
Для каждого ученика создаются ситуации успеха, мотивирующее его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. |
Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий м контрольных процедур. |
8. Включение в систему знаний и повторение. |
Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения последующих новых способов действий. |
Выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг (автоматизация умственных действий по изученным нормам и подготовка к введению в будущем новых норм). |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (итог) |
Фиксирует новое содержание, изученное на уроке, и организует рефлексию. |
Оценивают собственную учебную деятельность, соотносят цель и результаты, фиксируют степень их соответствия, и намечают дальнейшие цели деятельности. |