Доклад «Сущность понятия "информационные умения" и особенности её формирования в младшем школьном возрасте»

1
0
Материал опубликован 27 September 2020

Сущность понятия «информационные умения» и особенности её формирования в младшем школьном возрасте

Информационные умения  являются метапредметными, обобщенными умениями, способствующими освоению учащимися различных видов деятельности, и имеют статус обязательного образовательного результата в системе требований федерального государственного стандарта начального общего образования (ФОГС НОО) [29] как универсальные учебные действия.

Для определения понимания информационные умения обратимся прежде к общей категории «умение» и «информация». Обращение к трудам психологов и педагогов по данной проблеме (Н.И. Бордырева [4, с.79] Е.Н. Кабановой-Миллер [38,с. 30], Г.И. Щукиной [35, с.56] и др.) позволило утвердиться, что большинство авторов выделяют умения как тесную связь с действительностью, мышлением, освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков, который формируется путем уп­ражнений.

Н.А. Лошкарева [15, с.88], А.М. Новиков [17, с. 45], А.В. Усова [28, с.55] определяют уме­ние как способность к целенаправленной и результативной деятельности.

В то же самое время связь умений с деятельностью раскрывается по-разному. Е.Н. Кабанова-Миллер, считает, что умение – это способ выполнения действия, Н.И. Болдырев, Т.А. Ильина – действие, выполняемое на основе полученных знаний, Е.А. Милерян, Г.И. Щукина – один из видов деятельности, В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова – только готовность выполнять действия. [14, с.75]

Умения рассматриваются в органическом единстве со знаниями и навыками: знания являются предметной основой обучения умениям и навыкам, которые, в свою очередь, оказывают влияние на процесс овладения знаниями. Умения и навыки отражают разный уровень сформированности действия. Сознательное овладение каким-либо приемом деятельности называется умением.

В широком употреблении умение представляет собой промежуточный этап ов­ладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но не до­стигшего уровня навыка, а также как владение сложной системой психических и практических дейс­твий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками.

Для однозначности понимания понятия дадим свое определение. Умение - это овладение новым способом действия, которое формируется путем многократных упражнений и основано на каком-ли­бо правиле выполнения, создающего возможность реализации действия не только в конкретных, но и в изменяющихся условиях. Понятие «умение» является достаточно широким и общим, для усвоения отдельных предметов необходимы так называемые общеучебные умения. Им соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, которые становятся операциями для выполне­ния действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.

Попыток дать наиболее общее и емкое определение категории информации было предпринято много, но до сих пор еще не выработано определения, с которым бы согласились все исследователи. В различных областях человеческой деятельности имеются и разные смысловые значения слова информация.

Наиболее употребительными определениями являются следующие:

- информация - это сообщение о положении дел где-либо, о состоянии чего-либо (словарь Ефремовой [7, с. 210]);

- информация - сведения  об  окружающем  мире  и  протекающих  в  нем  процессах, воспринимаемые  человеком  или  специальным  устройством (словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой [22, с. 187]).

Таким образом, информация - это новые сведения, передаваемые людьми устным, письменным и другим способом. Основными свойствами информации являются: достоверность, полнота, точность, ценность, своевременность, понятно, доступность, краткость и т.д. 

В условиях сложившейся в современном обществе сетевой парадигмы образования, наряду с общеучебными умениями, имеют место быть и информационные умения [23, с.39]. Обычно, когда произносится слово «информационное», то большинство людей воспринимают это как синоним компьютерное. Однако, поясним, почему это мнение неверное. Первое понятие гораздо шире второго. Источником информации может быть не только компьютер, но и книга, другой человек, наконец, опыт, наблюдение, эксперимент. В традиционных школьных программах, к сожалению, обучению работе с различными источниками информации отводится лишь незначительное место. В работах Демидовой М.Ю., Дмитриевой М.В., Калафати Ю.Д., Калеевой Ж.Г., Семенова Ю.В. под информационными умениями понимаются умения осуществлять поиск, перерабатывать и использовать информацию. [9, с.36]

В настоящее время не представляется возможным свести к единому определению все многообразие определений. В их содержании можно выделить следующие компоненты.

Во - первых, связанные с ориентацией в информации и получением ее:

- поиском, отбором, опирающимися на знания о современных видах поиска, сбора, хранения, систематизации, обработки, переработки, о способах представления информации, т. е. работа с массивами и потоками информации (каталогами, библиотеками, электронными ресурсами и др.).

Во - вторых – с пониманием информации в традиционном смысле:

- переработкой знаково-символической конструкции в смысл, внутренней работой реципиента, опирающейся на мыслительные и речемыслительные действия и операции, а также переводом информации из одной знаковой системы в другую (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).

Этим обусловлено включение в информационные умения ценностно-смыслового компонента – формирования у человека знаний, дающих видение вещей в определенной форме и смысловом контексте, позволяющих упорядочивать, расчленять информацию по образам, формам, уровням. В-третьих – со вступлением в коммуникацию на основе информации, обмена ею. При этом умения работать с информацией предполагают использование технических средств и технологий, в том числе и для презентации информационных продуктов. Проведя анализ вышеперечисленных определений информационных умений, мы решили взять за основу собственного определение Г.А. Сикорской, которая представляет информационные умения в овладении учащимися способов самостоятельного приобретения знаний, новой и дополнительной информации, а также способам смысловой переработки, запоминания, ее хранения [5, с. 24].

Формирование информационных умений происходит на 15, с.38:

1.Этап принятия  задачи.   На этапе принятия задачи у учащегося  формируется умение осознать, вычленить, сформировать информационный запрос (для чего ему это надо), умение выбрать источник информации, и оценить  адекватность источника информации сформулированному вопросу( т.е. на сколько полной будет информация из данного источника).

2. Этап поиска информации. Поиск информации - это извлечение хранимой где-либо информации. Умение эффективно работать с любыми доступными источниками информации: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.

3.  Этап обработки информации. Формируются умения отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения  или с изменением системы кодирования информации)

4.Хранение информации. Младший школьник хранит информацию, в основном,  в памяти. Крайне редко – в записях. Качество хранения  учебной информации у младшего школьника  зависит от средств ее кодирования. У ученика должно развиваться умение осознано эффективно использовать особенности своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

5.Передача информации. Умение обмениваться информацией, то есть умение  общаться, становится одним  из главных умений человека в современном мире. Передача информации - это умение сообщить  какие - либо сведения, то есть умение   передать  информацию, таким образом, в такой форме, чтобы тот, кому она передается, без труда ее принял.

Выделяют две группы информационных умений: [17, с.118] 

Информационно-поисковые и информационно-аналитические.

Информационно-поисковые - умения  это практические умения. Успешно   формируются у учащихся при работе с источниками информации.

Информационно-аналитические умения формируются   через  поиск, последующую  обработку и  использование найденной информации, работа с которой требует  анализа.

Можно сделать вывод о том, что когда мы формируем информационные умения у младших школьников, то мы формируем информационные умения в учебном процессе через использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации, в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Иное определение информационных умений можно обнаружить в научных исследованиях Семенова А.Л., который характеризует их как "новую грамотность", содержащую такие умения, как активная самостоятельная обработка информации и принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с помощью технических средств. [24, С.32]

В качестве "интегративного качества личности", которое является отражением процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, рассматривает, информационную компетенцию Тришина С.В. Она утверждает, что именно это качество позволяет вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности. [27, с.23]

О.Н. Ионова, так же считает, информационные умения интегративным качеством личности, представляющим новообразование из знаний, умений и способностей в сфере информационной деятельности, которое позволяет самостоятельно адаптироваться к быстро меняющимся ситуациям в самых разнообразных сферах деятельности с использованием новых информационно-технических средств. [9, с.24]

Таким образом, несмотря на многообразие определений понятия информационных умений, можно констатировать, что всех их объединяет связь информационных умений со знаниями и умениями работы с информацией посредствам новых информационных технологий, а также умения и навыки решения повседневных учебных задач с помощью новых информационных средств.

В данном исследовании информационные умения будем рассматривать как способность к самостоятельному поиску, анализу, отбору, обработке и передаче необходимой информации посредством новых информационных технологий, которая включает способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий; а также готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий.

В соответствии с целями и задачами формирования информационных умений, представленными в Стандарте второго поколения начального общего образования, С.В. Вершининым, С.Ю. Прохоровой выделены следующие показатели и критерии сформированности информационных умений выпускников начального общего образования:

1. Работа с источниками информации:

- Знание о том, какие источники информации существуют.

- Умение использовать различные источники информации

- Умение использовать компьютерные технологии

- Умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации.

2. Обработка и представление результатов:

- Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы

- Умение находить альтернативную и дополнительную информацию.

- Умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его.

- Умение описать и представить результаты своей работы.

3. Использование компьютерных технологий (при наличии компьютерного кабинета, учителя информатики, ведении курса «Информатика в начальной школе»):

- Умение читать текстовые документы на компьютере, работать с текстом в различных форматах.

- Умение вводить и оформлять текст на компьютере.

- Умение работать со средствами Интернет. [23, с.47]

Особая роль для приобретения этих качеств отводится начальной школе. Именно здесь ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развивать в себе любознательность, потребность в познании.

Успех формирования информационных умений в младшем школьном возрасте, согласно О.Г. Громовой, определяется следующими условиями:

1. Настроем учащихся на необходимость выполнения определенных действий в процессе поиска информации.

2. Четкостью и доступностью изложения цели и задач, которые учащиеся должны решить в ходе поиска информации.

3. Полнотой и ясностью представления структуры умения поиска информации, показом способов выполнения деятельности.

4. Организацией деятельности младших школьников по овладению отдельными действиями или их совокупностью (приемом) с использованием системы заданий [36].

Подводя итог, необходимо отметить, что информационные умения являются одним из важнейших познавательных универсальных учебных действий. Под информационными умениями подразумеваем умение найти нужные сведения, представленные в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и т.д.) в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.).

Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационных умений, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

Поэтому именно в начальной школе происходит формирование компетентной личности. Компетентный человек – сформированная личность. Способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширить границы своих знаний и совершенствовать их.

Информационные умения компетентности включает в себя различные способы деятельности:

- планирование информационного поиска; извлечение первичной (не обработанной) и вторичной (обработанной и представленной ученику) информации (где найти);

- обработка информации (укладка в голове);

- предметно-аналитическая деятельность;

- систематизация информации;

- объяснений и толкование информации (объяснить, как поняли);

- представление информации в различных вариантах (презентации, рисунки, доклады).

Важно научить ребенка работать с первичной информацией, той, которая не была подвергнута обработке до того, как была представлена учащимся. Это тексты исторических источников, словари, энциклопедии, художественные произведения, наблюдаемые явления.

Основными показателями информационных умений личности является способность добывать информацию, перерабатывать её в выводы, аргументированно представлять вывод. 

Таким образом, под информационными умениями младших школьников целесообразно понимать способность к самостоятельному поиску, анализу, отбору, обработке и передаче необходимой информации посредством устных и письменных информационных технологий. Другими словами, информационные умения компетентности – это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных её видах.

Список использованной литературы

  1. Архангельский, С.И. Учебник: Общая педагогика / С.И. Архангельский // Лекции по научной организации учебного процесса высшей школе / М.: Высшая школа, 2006. – 200 с.
  2. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. – 196 с.
  3. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько //— М.: Педагогика, 2012.—192 с.
  4. Болдырев, Н.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Электронный ресурс] / Н.И. Болдырев и др.// М.: Просвещение. – 2014. – 115 с.
  5. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных технологий/ А.В. Дворецкая// Школьные технологии. – 2004. – № 3 – 204 с.
  6. Дмитриева, Н.А. Электронные энциклопедии на этапе открытия новых знаний / Н.А Дмитриева // Начальная школа. -2014. - № 2. – С.23-29.
  7. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный.- М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с.
  8. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя // М., 2004. – 123 с.
  9. Ионова, О.Н. Формирование информационной компетентности младших школьников / О.Н. Ионова// Высшая школа, 2007, 144 С.
  10. Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы / Михайлова С.В.//Начальная школа № 2. – 2015. – С.13-25.
  11. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с.
  12. Ильина, Т.А. Педагогика / Т.А. Ильина // М.: Просвещение. – 2007. - 496 С.
  13. Карзакова, О.В. Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе / О.В.Карзакова // Методические рекомендации, 2011. – 78 с.
  14. Кулько, В.А. Формирование у учащихся умений учиться / В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова // Пособие для учителя – М.: Просвещение. - 2010.- 345 С.
  15. Лошкарева, Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников / Н.А. Лошкарева. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1981. – с. 88.
  16.  Монахов, В.М. Методологические основы теории / В.М. Монахов //Журнал "Творческая педагогика", 2015. - №3. – С.19-26.
  17. Новиков А.ММетодология научного исследования. / Новиков А.М., Новиков Д.А // – М.: Либроком. – 280 с.
  18. Обучающие игры и развивающие программы / К. С. Новикова, Д. С. Плеханова и др. //Начальная школа. – 2011. - № 4. – С.10-19.
  19. Онькина, К.Л.Компьютер как электронный образовательный ресурс на этапе открытия новых знаний / К.Л.Онькина // Начальная школа. – 2015. - №11. – С.12-20.
  20. Осин, A.B. Концептуальные основы образовательных электронных изданий и ресурсов/ А.В. Осин // Учебник третьего тысячелетия: Материалы III Международной научно–практической конференции и юбилейного Всероссийского семинара–совещания. СПб: СПб ГПУ, 2003. 156 с.
  21. Осин, А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы / А.В.Осин // М.: Агентство «Издательский сервис», 2010. – 328 с.
  22. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 2009.- 944 с.
  23. Прохорова, С.Ю. Диагностика формирования информационной компетентности младших школьников: методическое пособие / C.Ю. Прохорова, Е.А. Касьянова, Н.М, Фоминых. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 96 с.
  24. Семёнов, А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании / А.Л. Семёнов. – 2 - е изд., – М.: Пешков, 2009. – 232 с.
  25. Современные образовательные технологии. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе / В. Б. Багирян, В. Г. Смелова, Е. А. Бондаренко, и др. // М.:  Бизнес Меридиан. – 2011. – 234 с.
  26. Сластенин, В.А. Педагогика.Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина // - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  27. Тришина, С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория[Электронный ресурс] / С.В.Тришина // Интернет-журнал «Эйдос». СПб. 2010. – С.20-23.
  28. Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А.В.Усова // – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.
  29. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования Российское образование [Электронный ресурс].Федеральный портал http://www.edu.ru
  30. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина // - М.: Просвещение, 2010. - с. 192-194.
  31. Хиленко, Т.П. Педагогические условия формирования информационной компетентности младших школьников / Т.П. Хиленко // Начальная школа: плюс до и после. – 2011. – № 6. – С. 87-91.
  32. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 2002. – 488 с.
  33. Чебыкина, М.В. Блиц-опрос с подачей правильного ответа средствами гиперссылок / М.В. Чебыкина // Начальная школа. – 2013. №1. – С.13-21.
  34. Чебыкина, М.В. Применение обучающих игр и развивающих программна этапе самоопределения к деятельности / М.В. Чебыкина // Начальная школа. – 2013. №1. – С.21-25.
  35. Щукина, Г.И. Щукина. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина // М.: Просвещение, 2009. – 156 с.
  36. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. [Электронный ресурс]. Сайт «Информика» http://ed.gov.ru/



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации