Занятие по программе «Фитодизайн» на тему «Свободная новогодняя икэбана» (для детей 12–13 лет)
АОУДО УР «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Разработка
открытого занятия по теме:
«Свободная новогодняя икэбана»
по программе: «Фитодизайн»
Возраст учащихся 12 – 13 лет
Год обучения - 2
Продолжительность занятие 1,5 часа
Разработала:
Чупрынина Ирина
Владимировна,
педагог дополнительного
образования
Ижевск, 2017
Содержание
План занятия
Ход занятия
Приложение
Словарь
Литература
План занятия
№ п/п |
План занятия |
Время (мин.) |
1 |
Организационный момент. |
3 |
2 2.1 2.2 |
Мотивационный момент: Специфика занятия Условия проведения занятия. |
15 |
3 3.1 3.2 |
Теоретическая часть: Воспроизведение ранее полученных знаний в ходе игры. Современные тенденции в оформлении новогодних икэбан. Просмотр слайд - шоу «Современная икэбана». |
20 |
4 4.1 4.2 4.3 |
Практическая часть: Приобретение новогодних аксессуаров на ярмарке, выбор растительного материала. Техника безопасности. Самостоятельное выполнение задания. |
25 |
5 |
Защита конкурсных работ. |
17 |
6 |
Подведение итогов конкурса. Награждение. |
10 |
Итого: |
90 |
Цель занятия: Создание новогодней икэбаны в свободном стиле.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с новыми тенденциями в области оформления новогодних икэбан в свободном стиле;
продолжить закреплять теоретические знания и практическими умения.
Развивающие:
продолжать развивать наглядно – образное мышление, воображение и эстетический вкус;
развить навыки самостоятельной работы и работы в паре.
Воспитательная:
продолжить развивать интерес к художественно - эстетической деятельности, воспитать желание создавать красоту вокруг себя.
Формы организации: групповая и индивидуальная.
Методы: Беседа, поисковый метод, самостоятельно – практическая и групповая деятельность учащихся.
Материалы и оборудование:
хвоя;
оголенные ветки;
заранее заготовленная детьми основа для новогодней икэбаны в свободном стиле (оригинально оформленная обувь);
оазис;
ножницы;
секатор;
шило;
проволока;
декоративные аксессуары (лента, бантики, шишки, колокольчики, шарики, снопы и другие);
фотоматериалы «Современная икебана» на электронном носителе.
Наглядные пособия:
плакаты: «Основные схемы икэбаны»; «Линии в икэбане»;
фотоматериалы «Современная икэбана» на электронном носителе;
иллюстрации из литературы и журналов «Цветы», «Флора»;
фотографии;
готовые новогодние икэбаны.
оформление кабинета в новогодней тематике.
Ход занятия
Звучит новогодняя музыка, дети входят в кабинет. |
|
Педагог |
Здравствуйте! Уважаемые коллеги юные фитодизайнеры. Наступает долгожданная новогодняя атмосфера, это любимое время для многих. Это не только возможность отдохнуть и повеселиться, но и повод украсить свой дом, обновить интерьер, добавить новые элегантные детали. В прошлом году мы с вами изучали западную аранжировку цветов, и я считаю, что добились неплохих результатов, этом году мы с вами начали, изучение японского искусства аранжировки цветов – икэбану. Японское искусство расстановки срезанных цветов – икэбана – широко распространено по свету и представляет собой уникальное явление в мире искусства. Икэбана тесно связанна с живой природой, которая раскрывает ее тайну – гармонию. Являясь прекрасным средством эстетического воспитания, искусство аранжировки цветов вовлекает людей в сферу самостоятельного творчества, дает прекрасную возможность для создания более красивой, разумной и прекрасной жизни. Сегодня на занятии, мы с вами попытаемся составить новогоднюю икебану. Вы знаете, как в Японии встречают новый год? |
Дети |
Японские дети встречают Новый год в новой одежде. Считается, что это приносит здоровье и удачу. Японского Деда Мороза зовут Сегацу – сан – Господин Новый год. В новогоднюю ночь японские дети прячут под подушку картинки с изображением парусника, на котором плывут семь сказочных волшебников – семь покровителей счастья. Сто восемь ударов колокола возвещают приход Нового года в Японии. В первые секунды Нового года следует засмеяться – это должно принести удачу. А чтобы счастье пришло в дом, японцы украшают входную дверь веточками бамбука и сосны – символами долголетия и верности. С первыми лучами солнца японцы выходят из своих домов, поздравляют друг друга и дарят подарки. |
Педагог |
В Японии большое внимание уделяется тематическим композициям, т.е. композициям, посвященным разным временам года. Как вы думаете, они отличаются друг от друга? |
Дети |
Да, отличаются разнообразными материалами. Летние – пышные, яркие, много полевых и луговых цветов. Осенние – осенние листья, плодоносящие ветки, подсолнухи, хризантемы. Весенние – свежие, живые, ветки изогнуты с молодыми побегами и бутонами, а так же цветущие ветки плодовых деревьев (сакура, абрикос, слива, персик, миндаль, айва), цветы – тюльпаны, ирисы и т.д. Зимние – оголенные ветки или ветки с вечнозелеными листьями и хвоей, а так же используют декоративные цитрусовые плоды. На новый год, над входной дверью японцы вывешивают композиции в виде шара, считается, что это – защитный талисман от всякой нечистой силы. |
Педагог |
А вы знаете, какие сочетания цветов характерны в Японии для нового года? |
Дети |
Красный, белый, зеленый. |
Педагог |
В этом году наша новогодняя выставка РЭБЦ называется «Новый год, новые идеи», но чтобы в ней участвовать я предлагаю сначала провести конкурс внутри нашего объединения и назвать его «Новогодние фантазии». Для конкурса мы с вами подготовим свободную икэбану. Как вы считаете, что такое свободная икэбана? |
Дети |
Любой формы, размера, в любом сосуде, на любой основе. Оригинальная, индивидуальная. |
Педагог |
На прошлом занятии, я вам предложила выбрать оригинальную основу, и вы решили в парах оформлять разнообразную обувь в свободном стиле икэбаны, и к сегодняшнему занятию ваши основы уже готовы. |
Но прежде чем, вы начнете составлять новогоднюю икэбану в оригинально оформленной вами обуви, давайте поиграем в игру, «Тайны икэбаны». В ходе работы над обувью вы уже поделились на пары, так и будем продолжать работу. Внимание! Условия игры: перед вами цифры, под каждой цифрой скрывается буква, но чтобы ее открыть необходимо, ответить на вопрос. За правильный ответ вы зарабатываете «деньги» японские йены. Количество заработанных вами йен вы сможете потратить на ярмарке и приобрести необходимые для вашей работы аксессуары. Очередность выбора цифр командами, определяет жеребьевка. Вопросы к игре «Тайны икэбаны» (Приложение 1). |
|
Идет игра «Тайны икэбаны», в ходе игры открывается тема занятия «Свободная икэбана» |
|
Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданиями и заработали много йен, но для того, чтобы вы сделали правильные покупки, я предлагаю посмотреть слайды новогодних икэбан, в которых отражены новые модные идеи наступающего сезона. Каждый Новый год вносит в нашу жизнь новые, современные идеи, диктует новые правила. Современная школа Согецу поражает своими необыкновенными композициями. Многие современные икэбаны впитали в себя западные направления, поэтому можно сказать, что свободная икэбаны сформировалась под влиянием запада. Обратите внимание, какие аксессуары использованы в работе, какие цветовые решения. А сейчас внимание сядьте прямо выпрямите спины и приготовьтесь к просмотру слайдов. |
|
В ходе просмотра слайдов комментарии педагога и детей. |
|
Педагог |
А сейчас вы можете посетить нашу ярмарку, так как я думаю, что вы уже определились с теми аксессуарами, которые вам необходимо приобрести для работы. Я думаю, что вы сделали правильный выбор и приобрели, все необходимое. Участие в конкурсе позволит вам раскрыться как профессионалам в области японского искусства, стимулирует на поиск новых и оригинальных идей. Но так как это конкурс, то он должен оцениваться. А оценивать наш конкурс будут наши самые творческие преподаватели, позвольте я вам их представлю: Нагайцева Татьяна Анатольевна – заведующая отделом эстетики и фитодизайна. Килина Оксана Витальевна – ПДО по флористике. Прозорова Юлия Юрьевна – заведующая методическим отделом. Конкурс будет проходить в 2 этапа: Практический (процесс изготовления свободной новогодней икэбаны). Публичная презентация своей работы (защита творческой работы) по предложенной схеме (Приложение 2): Название композиции. Используемые материалы. Стиль композиции (морибана, нагеире). Соотношение основных элементов (син, соэ, хикаэ, дзюси). Цветовое решение. Применение и назначение. Авторы. После защиты, выполненные новогодние икебаны мы выставим на нашу новогоднюю выставку «Новый год, новые идеи». Прежде чем начнётся наш конкурс, давайте поговорим о технике безопасности: Колющие – режущие инструменты (ножницы, шило, секатор) необходимо брать только за ручки не направлять заострённую часть на себя и других, а лучше всего по правилам этикета класть их на стол, а не передавать из рук в руки. Использование спрея в отдельно отведенном, хорошо проветриваемом месте, или на улице, под контролем педагога. По окончании работы привести рабочее место в порядок, используемый инструмент положить в отведённое для него место, оставшийся материал разложить обратно по коробочкам, протереть рабочий стол. По окончании работы тщательно вымыть руки с мылом. В случае травмы участникам конкурса следует сразу обратиться к педагогу за оказанием первой медицинской помощи. После того, как вы закончили работу и привели своё рабочее место в порядок, можете приступать к подготовке защиты композиции.
Это не первая ваша самостоятельная работа. В прошлом году в зимнем профильном лагере «Юные флористы» вы уже пробовали ставить новогоднюю икэбану, поэтому я думаю, что особых трудностей составить новогоднюю свободную икэбану сегодня не возникнет. И так, Внимание наш конкурс «Новогодние фантазии» начинается! Играет японская музыка, идет практическая работа. Заканчиваем работу. Переходим к защите композиций. Защита конкурсной работы по предложенной схеме. Церемония награждения, присвоение всем участникам звания «Мастер новогодней икэбаны». Я очень довольна сегодняшним конкурсом. Вы достигли цели поставленной в начале занятия, оформили новогоднюю свободную икебану, показали своё мастерство. На следующем занятии у вас будет возможность создать новогоднюю икэбану для дома, при желании сделать икэбану в подарок. Мне очень понравилась ваша активность, творчество, особенно, умение, работать в парах. Спасибо всем! До свидания! |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
С В О Б* О Д Н А Я И К Э Б А Н А*
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Самый высокий элемент в икэбане? (син) – 3 тыс. йен
Назовите 3 главных элемента икэбаны? (син, соэ, хикаэ) – 3 тыс. йен
Как звучит в переводе с японского элемент икэбаны человек? (соэ) – 3 тыс. йен
4*. Основатель школы Согецу? (Софу Тэсигахара) – 5 тыс. йен
5. Металлическая наколка держатель в икэбане? (кензан) – 3 тыс. йен
Назовите 3 основных школы икэбаны? (Икенобо, Согецу, Охара) – 3 тыс. йен
Как найти самый высокий элемент в композиции?
(высота + диаметр)* 1,5) – 3 тыс. йен
Как называются дополнительные ветки или цветы к трем главным элементам композиции? (дзюси) – 3 тыс. йен
Переход хода!
Икэбана в низкой плоской вазе? (морибана) – 3 тыс. йен
Икэбана в высокой вазе? (нагеирэ, хейка) – 3 тыс. йен
Что такое моримоно? (композиция с фруктами) – 3 тыс. йен
Стиль икэбаны, атрибут чайной церемонии? (Тябана) – 3 тыс. йен
Внимание! Предновогодний подарок! 3 тыс. йен
Символ императорской власти в Японии? (желтая хризантема) – 3 тыс. йен
16*. С каким цветом в Японии ассоциируется зима? (черный) – 5 тыс. йен
Приложение 2
План защиты новогодней свободной икэбаны
1. Название композиции______________________________________
____________________________________________________________
2. Используемые материалы__________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
3. Стиль композиции (морибана, нагеире)______________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
4. Соотношение основных элементов (син, соэ, хикаэ, дзюси)_____
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
5. Цветовое решение_________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
6. Применение и назначение__________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Авторы___________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Критерии оценок конкурса «Новогодние фантазии»
№ п/п |
Ф.И. участников |
Техника выполнения, аккуратность 5 б |
Композиция 5б |
Полнота освещения выбранной темы 5 б |
Линия, пластика 5 б |
Цветовое решение икэбаны 5 б |
Оригиналь-ность 5 б |
Защита 5 б |
Общее кол. баллов 35 б |
Приложение 4
Номинации конкурса «Новогодние фантазии»
-
За оригинальное название
За красоту и гармонию
За новизну, и криативное мышление
За сохранение традиций
За нестандартный подход
За смелый и творческий замысел
За артистизм
Словарь
Икэбана - японское искусство расстановки срезанных цветов.
Син (символ неба) - самый длинный элемент в икэбане.
Соэ (символ неба) – средний элемент в икэбане.
Хикаэ (символ человека) – короткая, третья основная линия икэбаны, дает едва ли не самый большой эффект (особенно цветовой).
Дзюси – все дополнительные ветки или цветы к трем главным элементам композиции.
Морибана – Аранжировка в низкой плоской вазе.
Хейка – аранжировка в высокой вазе в школе Охара.
Нагеирэ - аранжировка в высокой вазе в школе Согецу.
Моримоно – композиция с фруктами.
Тябана – стиль икэбаны, атрибут чайной церемонии.
Кензан – металлическая наколка держатель в икэбане.
Литература
Н.П. Николаенко «Икэбана» Издательство М. Русский язык. 1987 г.
Анастасия Анисимова «Оформляем дом цветами» Никола 21- век Москва 2005 г.
Рошаль И.В. «Азбука цветов» Санкт – Петербург 1998 г.
4. Н.П. Николаенко «Композиции из цветов (икэбана)» Ташкент -1988 г.
Журналы «Цветы» 12. 2007 г, 12. 2008 г, 01. 2008 г.