12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карагинская Елена анатольевна17
9

Сюжетно-ролевая игра дошкольников как средство ранней профессиональной ориентации

Карагинская Елена Анатольевна, Татаркина Наиля Миррабовна, старшие воспитатели МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги

Сюжетно-ролевая игра дошкольников как средство ранней профессиональной ориентации

Аннотация. В статье представлен инновационный проект по ранней профориентации детей дошкольного возраста. В ней отмечена важность использования сюжетно-ролевой игры как средства раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников. Представленный инновационный проект будет интересен педагогам дошкольных образовательных организаций.

Профессиональное самоопределение обучающихся является одним из важных направлений государственной социальной политики. Работа по профессиональному самоопределению осуществляется в форме поэтапного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций на основе личных возможностей и потребностей.

В связи с этим, в Калужской области была разработана Концепция организации профориентационной работы с обучающимися в образовательных организациях. Данная работа в системе образования должна быть выстроена по возрастной вертикали: от уровня дошкольного к общему образованию, затем к образовательным организациям профессионального образования и далее в производственную или социальную сферы. [4]

Формирование у детей элементарных представлений о труде взрослых и их профессиях, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, как основы будущей профилизации, побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности; обучение навыкам общения и сотрудничества, формирование оптимистичной самооценки и уверенности в себе необходимо осуществлять на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализовывать в разнообразных формах работы с детьми, но прежде всего, в игровой.

Одна из задач современной ДОО – создать условия, обеспечивающие формирование у детей представлений о мире профессий. Однако, в современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации. Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: поиск наиболее эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых и разработка педагогической системы формирования представлений о мире профессий у дошкольников, которая может явиться особым способом руководства психическим развитием ребенка в ходе организации его возрастного развития. Игра в дошкольном детстве – ведущий вид деятельности ребенка. В играх воспитанники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только, как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра – то первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» (А.Г. Асмолов)

Так в сюжетно-ролевой игре закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость поиска новых подходов к ознакомлению детей с миром профессий. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование у воспитанников дошкольной образовательной организации формирование позитивных установок к различным видам труда, положительного отношения к труду через решение следующих задач: - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. [6]

Таким образом, проблема ознакомления дошкольников с миром профессий как компонент трудового воспитания в детском саду сегодня не только не утрачивает своей актуальности, но и наполняется новыми смыслами: ценностными, концептуальными, технологическими. В связи с вышеизложенным, возникла идея создания инновационного проекта: «Сюжетно-ролевая игра дошкольников как средство ранней профессиональной ориентации»

Целью стало: создание условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста представлений о мире профессий посредством сюжетно – ролевой игры в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

1. Изучить нормативно-правовую и методическую литературу по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профессиональной ориентации дошкольников». 2. Создать методические рекомендации на тему «Формирование представлений о мире профессий посредством сюжетно – ролевой игры у детей дошкольного возраста». 3. Создать мобильную развивающую предметно-пространственную среду (комплекс «Мир профессий»), удовлетворяющую образовательные потребности по развитию ранней профориентации как в группах, так и в ДОО с углубленным изучением конкретной профессии.

4. Повысить уровень заинтересованности родителей в вопросах приобщения детей к игровой деятельности.

5. Повысить уровень знаний воспитанников в вопросах формирования представлений о мире профессий посредством вовлечения в сюжетно-ролевую игру.

В рамках подготовительного (информационно-аналитического) этапа была создана нормативно-правовая база проекта, разработано положение о творческой группе, проведён первичный мониторинг (педагогов, детей, родителей), создан мобильный комплекс «Мир профессий». Данный мобильный комплекс представлен не только атрибутами, спецодеждой к разным видам профессий, но и материалами по истории возникновения, становления профессии наряду с современным уровнем развития производства; конспектами, презентациями и виртуальными экскурсиями. Конспекты проведения игр составлены с учетом возрастных особенностей, учитывая основной педагогический принцип «от простого к сложному».

На основном этапе был проведен ряд мероприятий.

1.Для педагогов: - круглый стол «Основные направления деятельности с воспитанниками дошкольного образования по профориентации»; - творческая лаборатория «Эффективные формы, методы и средства сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста»; - семинары: «Развивающая предметно-пространственная среда направленная на активизацию профориентациии», «Формирование культурных практик у дошкольников», «Активизация интереса детей дошкольного возраста к миру профессий по средствам праздников и развлечений», «Профориентационная сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников», «Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в вопросах решения проблемы ранней профориентации детей дошкольного возраста»; - мастер-класс «Профориентационные игры как средство формирования представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста»; - создание интерактивных обучающих игр для детей старшего дошкольного возраста; - деловая игра для педагогов «Калейдоскоп профессий»; - педагогическая мастерская «Панорама положительного опыта «Формы, методы и средства сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста». 2. Для родителей воспитанников:

- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

- проведение родительского собрания «Ранняя профориентация детей в дошкольном возрасте»; - дискуссионная площадка «Кем быть?»

- обсуждение оформления развивающей среды с учетом ранней профориентации дошкольников;

- конкурс рисунков и поделок на тему «Такие разные профессии»;

-праздник-развлечение «Профессий много разных есть и все они нужны».

В рамках этого этапа с детьми была апробирована работа с мобильным комплексом «Мир профессий».

3. Проведен мониторинг реализации проекта.

4. Разработаны методические рекомендации по работе с мобильным комплексом «Мир профессий», которые явились продуктом данного проекта.

Результатами заключительного (презентационного) этапа стали систематизация и обобщение полученных данных проекта, их статистическая обработка, осуществление презентации полученных результатов. Таким образом, нами были созданы условия, обеспечивающие формирование у детей дошкольного возраста представлений о мире профессий посредством сюжетно – ролевой игры в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями. Это говорит о том, что цель проекта была нами достигнута в результате взаимодействия всех его участников.

Проведённая работа позволяет нам сделать вывод: сюжетно-ролевая игра является проводником детей в профессии взрослых: через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет / Е. А. Алябьева — «ТЦ Сфера», 2014/

2. Бурмистова Н.Н. Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ.

2013. – № 9.

3. Концепция организации профориентационной работы c обучающимися в образовательных организациях Калужской области

4. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2018. - 251 с.

5. Фирсова Е. А., Бондаренко Е. Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по

формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного

возраста // Образование и воспитание. – 2017. – 3.1. – С. 36-39.

6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).







Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 09.04.21 в 19:37 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за ценный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.