Сюжетно-ролевой урок оздоровительной направленности «Путешествие в СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ».

1
0
Материал опубликован 30 November 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к сюжетно-ролевому уроку оздоровительной направленности во 2 классе МБОУ гимназия №8

«Путешествие в СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ».

Здоровье является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:

сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым

ребёнок приходит в образовательное учреждение;

воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.

Данный сюжетно-ролевой урок с оздоровительной направленностью

«Путешествие в страну здоровья» разработан для формирования у школьников ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с историей возникновения точечного массажа; дать понятие о связи точек на коже с внутренними органами; упражнять в нахождении активных точек на лице и правильном исполнении массажа; развивать потребность заботиться о своем здоровье.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создать условия для осознания и осмысления необходимости здорового образа жизни и профилактики заболеваний, применения полученных знаний и умений в быту.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ урока носит триединый характер и состоит из взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного.

ЦЕЛИ ПО СОДЕРЖАНИЮ:

а) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – формировать необходимость понимания профилактики заболеваний средствами гигиены, учить детей основам точечного массажа и самомассажа, продолжить формирование представления о здоровом образе жизни;

б) РАЗВИВАЮЩАЯ – комплексное развитие физических качеств, необходимых для формирования навыка правильной осанки, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата; укрепление здоровья детей.

в) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование умения оценивать состояние своего здоровья.

ЗАДАЧИ:

Учить основам точечного массажа.

Учить использовать двигательный опыт в нестандартных игровых ситуациях.

Продолжать знакомить детей с упражнениями, формирующими правильную осанку и своды стоп.

Развивать мышцы верхних конечностей, груди, спины, брюшного пресса, укреплять мышечно-связочный аппарат стоп и голени, мышечный «корсет» позвоночника.

Формировать функцию равновесия при выполнении физических упражнений на месте и в движении.

Способствовать активизации нервной, мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем организма ребёнка.

Способствовать развитию умения снимать напряжение, расслабляться.


 

ТИП УРОКА: комбинированный

ВИД УРОКА: игра

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ: фронтальная, групповая

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: спортивный зал, оснащенный мультимедиа аппаратурой и магнитофоном.

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Плакаты с высказываниями на тему здорового образа жизни;

мультимедийный проектор, экран;

компьютер;

мультипликационный фильм Маша и медведь «Песенка о чистоте»;

маски зайцев, лисы, волка, медведя, костюм кошки;

телеграмма;

рисунки для проведения Комплекса «Загадки» (отгадки);

колпачки по количеству детей в классе;

фишки, каштаны, 2 корзинки;

2 гимнастические скамейки;

конусы;

гимнастический канат;

магнитофон с аудиозаписью музыки для релаксации;

Распечатанные памятки для детей и родителей «Техника точечного массажа»;

Гелевые воздушные шары, нитки, бумага и ручки по количеству детей.

Методы и технологии обучения:

Здоровье-сберегающие;

Игровые;

Проблемно-поисковые;

Информационно-коммуникационные.

Организация познавательной деятельности учащихся:

Игры и разнообразные игровые упражнения позволяют учителю без труда удерживать внимание детей в течение всего урока, возбуждают их познавательный интерес, привлекают к себе ученика, располагают его к совместной деятельности с учителем, активизируют его познание.

Релаксация под музыку «Звуки природы» позволяет учителю снизить эмоциональное напряжение в заключительной части урока.

Ожидаемые результаты:

В процессе урока у школьников формируется ценностное отношение к своему здоровью. Дети самостоятельно или с помощью родителей смогут заниматься точечным массажем. Формируются навыки правильной осанки, правильного дыхания, проводится профилактика плоскостопия.

 

                  План-конспект сюжетно-ролевого урока с оздоровительной направленностью во 2 «Б» классе МБОУ гимназия №8  «Путешествие в СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ»

 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте родители! Скажите, пожалуйста, ребята, вы любите гулять на улице с друзьями?

Дети: Да! Конечно!

Учитель: А ваши родители всегда вас отпускают во двор?

Дети: Отпускают. Да. Нет. Не всегда.

Учитель: А когда и почему они запрещают вам гулять?

Дети: Когда мы заболели.

Учитель: Вы знаете, мне недавно пришла телеграмма от моей  знакомой умной кошки Лушки. (зачитывает телеграмму):

На лесной опушке
Собрались зверушки.
Я,- профессор обучения,
Написала объявление:

«Что такое вирус гриппа,
Как сберечься от бронхита
Приходи и стар и мал!
Всем урок здоровья дам!»

 Учитель: Я предлагаю сегодня на уроке  всем вместе превратиться в лесных жителей и отправиться в путешествие в лес к кошке Лушке. Она научит нас разговаривать со своим организмом и никогда не болеть.  Но перед тем как идти, я предлагаю посмотреть мультфильм, который покажет, как чувствуют себя ваши родители, когда вы возвращаетесь домой с прогулки. (Просмотр мульфильма Маша и медведь «Песенка о чистоте» Приложение 1).

Учитель: Ну что, ребята, правда, жалко бедного медведя?!

Можно нам с вами в путь отправляться, да вот только кошка Лушка не любит грязнуль. Она просит показать вам интересную сказку и проверить, нет ли грязнуль среди нас.

Сказка про Зайца - грязнулю (инсценируют дети и родители)

Рассказчик: Жил-был в лесу заяц. Все зайцы были как зайцы: летом серые, зимой белые. А этот и зимой и летом был одним цветом. И цвет этот был ни белый, ни серый, а просто грязный, потому что заяц никогда не умывался.

Шел как-то он по тропинке, а навстречу ему лиса.

Лиса: Ты кто?

Заяц: Я Заяц.

Лиса: Не может быть! (замотала головой лиса)  Я никогда таких зайцев не видела, таких страшных не бывает! Может быть ты еж?

Заяц (удивленно): Почему?

Лиса: Потому что на тебе солома старая, шелуха от шишек и шерсть вся свалялась, на иголки стала похожа.

Рассказчик: Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. Повалялся он по земле, стряхнул старую солому и шелуху от шишек и пошел дальше. А навстречу ему волк.

Волк: Ты кто?

Заяц: Заяц.

Волк: Не может быть, (сел на задние лапы) я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть ты крот?

Заяц (удивленно): Почему крот?

Волк: Потому что ты весь в земле, вон какой черный!

Рассказчик: Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. Повалялся он по траве, стряхнул землю и пошел дальше. А навстречу ему медведь.

Медведь: Ты кто?

Заяц: Заяц.

Медведь: Не может быть, (замотал головой медведь), никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть ты лягушка?

Заяц (удивленно): Почему?

Медведь: Потому что весь зеленый!

Рассказчик: Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. «Ну и что, зато не съели», - подумал он и пошел дальше. Видит, на поляне играют зайцы.

Заяц: Приветик! Возьмите меня к себе поиграть.

Зайцы (хором):  А ты кто?

Заяц: Как кто? Заяц!

Один из зайцев: Не может быть, ты на нас совсем не похож.

Заяц (расстроено): Как не похож? Разве я не такой же, как вы?

Зайцы хором:  Нет! Вот пойдем к речке, посмотрим в воду, отражения сравним.

Рассказчик: И поскакали они все к речке. Сели чистые зайцы рядком, а грязный заяц в самом конце пристроился. Наклонились они над водой, а там…

Заяц: Все зайцы, как зайцы – серые, а рядом с ними кто–то такой страшный!!!

Рассказчик: Закричал грязный заяц от страха и свалился в воду. Поплавал-поплавал, понырял, да и выпрыгнул на берег.

Зайцы: Ой, И правда, ты заяц!

Рассказчик: Он осторожно вернулся к реке и посмотрел на свое отражение.

Заяц: Какой я красивый, оказывается!

Рассказчик: И пошел заяц играть к своим новым друзьям. С того дня он каждое утро бегал вместе со всеми к речке умываться.

 

Учитель: Ну, как сказка, ребята, понравилась? Нет среди вас таких зайцев? Я не вижу. Но, на всякий случай, я предлагаю всем перед дорогой умыться. Чистота еще никого не испортила! Согласны?

Самомассаж лица в стихах «Нос, умойся!»

1.     «Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.

2.     «Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.

3.     «Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.

4.     «Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.

5.     «Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.

6.     «Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.

7.     «Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.

8.     «Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.

Учитель: Ну а теперь самое время отправляться в путь. На лесной тропинке нам встретятся различные препятствия, но вы у меня сильные, тренированные дети и поэтому вам они не страшны. А если вдруг родителям станет тяжело, то мы им поможем.

Игровая разминка в ходьбе

Полетели в лес сороки,
Затрещали белобоки.

Ходьба в колонне по одному, имитируя полет птиц

А одна совсем молчит:
Горлышко ее болит.

Наклоны головы вперед-назад, вправо-влево

Заревел медведь в берлоге.
Стар он стал

Ворчит в тревоге:
«Что там кошка может дать?»
Но боится опоздать.

Ходьба вперевалку на внутренней  и внешней стороне стопы

Вот пришла лиса с лисенком,

Ходьба перекатом с пятки на носок

Еж с ежихою,

Ходьба гусиным шагом

Уж с ужонком

Сидя на полу, руки на поясе, ноги прямые, передвижение на ягодицах

Прискакала к ним лягушка:
Так болит сегодня ушко!

Прыжки в глубоком приседе

Нос не дышит у слоненка.
Кашель мучает мышонка.
Ломит тело у моржа.
Болят ноги у ежа.

Дыхательные упражнения

Учитель: Вот мы немного размялись, а сейчас я каждому дам волшебный колпачок, и мы поиграем в игру  «Не потеряй колпачок». 

Необходимо не уронив колпачок с головы

1.     Пройти между фишками;

2.     Пройти по гимнастической скамейке;

3.     Проползти по скамейке на четвереньках;

4.     Пройти по лежащему на полу канату.

Командная игра «Собери грибы в корзину»

Необходимо захватить босыми ногами с пола мелкие предметы и перенести их в корзину. У каждой команды своя корзина.

Игра «Отгадай, кто я?»

Дети по желанию придумывают и замирают в позе, изображающей любого лесного зверя или лесной птицы (ласточка, цапля, ёжик, лось, лягушка, лиса, волк и т. д.). Родители отгадывают. Двигаясь,  необходимо держать спину прямо, чтобы не уронить свой колпачок.

«Это что за маскарад,

И зверей и птиц парад?

Ничего не разберёшь,

Где тут белка, а где ёж?

Приготовься и смотри:

Лесная фигура,

На месте замри! »

Вот теперь, ребята, вы превратились в настоящих лесных жителей. Садитесь на пол в кружок и приготовьтесь внимательно слушать нашу кошку Лушку.

1. Расскажу я вам, зверята,
Как ведут себя котята,
Чтоб не киснуть, не болеть,
А весь день играть и петь.

 Все мы знаем, как полезно
Бегать, прыгать и нырять,
Кувыркаться, обливаться
И под солнцем загорать.

Почему же в самом деле
Летом мы лежим в постели?
Одолела нас простуда
Под названьем ОРЗ.

В нашем мире царство есть,
Жителей его не счесть:
На земле и там и тут
Вирусами их зовут.
Очень страшный и опасный
С ним идет незримый бой.

Кто же с вирусом воюет,
Кто здоровье сторожит
День-деньской и ночь не спит?

Вы представьте, наше тело

 -Это целая страна.

Состоит оно из клеток.
Клетки — это города.
Каждый город сторожит
Клетка крови — лимфоцит.

2. И у каждой, мой дружок,
Есть на коже свой звонок!

Организм наш очень сложный,
Надо быть с ним осторожным.
Если с детства ты ленив,
Много ешь, весь день сонлив,

Редко делаешь зарядку,
Организм твой не в порядке.

Лимфоцит твой чуть живой:
Полусонный и больной
Охраняет город свой.
Ну, какой он часовой?

Спит на службе день-деньской!

Страшный вирус в клетку входит,
Все владения обходит.
Видит, все тут мирно спят,
Можно снова воевать.

Чтобы вирус побеждать,
Надо с детства твердо знать:
Если клетка заболела,
Шлет она сигналы смело.

И на коже от звоночков
Появляются кружочки.
Если надавить кружочек,
Боль появится, дружочек!

3. Ты не бойся, не зевай,
Клеткам быстро помогай!

Вы не хотите болеть никогда?
Отвечают зверята: «Да, да, да!

4. Кашель, насморк и отит
Лечит пальчик-Айболит.
Лисоньки и зайчики,
Приготовьте пальчики!

Комплекс точечного массажа

Ищем пальчиком кружочек,
Нажимаем на звоночек,
Девять раз вращаем влево,
Выгоняем вирус смело.

Девять раз вращаем вправо,
Удирает вирус! Браво!
Раз, два, три, да раз, два, три

Прочь бегут от нас враги.

Нажимаем БАТ в середине мечевидного отростка

Все нашли больной звоночек?

Прижимай его дружочек.

БАТ в яремной впадине

Говорила кошка Лушка

«помассируем за ушком»,

Одновременно 2 точки за ухом и у козелка (как бы щиплем ухо)

Шейку,

2 точки в месте гланд и погладить шею от ушей вниз

Лобик почешите,

Разгладить брови

Нос погладить поспешите.

Рядом с носом есть звоночки

Отыщите их сыночки.

Их прижмите, повращайте,

Массаж щечек продолжайте.

2 точки у крыльев носа с продолжением на щеках

Пощипать теперь ладошки

Нужно, маленькие крошки.

БАТ в ямке между большим и указательным пальцем.

А в конце потрем ладошки,

Мои маленькие крошки.

Лучше, лучше три ладошки

И здоровой будешь кошкой.

Растирание ладоней

Хорошо мы полечились,

Все массажу научились.

Чтобы без болезней жить –

С массажем вы должены дружить!

Встряхивание кистей рук

Этот пальчик-Айболит
Нас излечит, исцелит
От бронхита, трахеита,
Ларингита и ринита.

Не болит кружочек твой,
Веселись, пляши и пой.
Солнце, воздух и вода,
Пальчик твой — твои друзья.

Вот вам мои памятки о технике точечного массажа в подарок. Будете регулярно делать массаж, станете красивыми и здоровыми. (Приложение 2).

Учитель: Спасибо, кошка Лушка! Мы с ребятами обязательно будем делать точечный массаж и всегда будем здоровыми.

А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки про здоровый образ жизни.

Комплекс «Загадки» (проводится под спокойную музыку).

Перед выполнением каждого упражнения учитель загадывает детям загадки, а они должны «нарисовать» то, что загадано движениями правой, затем левой стопой.

1.     «Солнце»

              В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всех разбудит.

Нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

 

2.     «Мыло»

               Объявили бой бациллам: моем руки чисто с ....(мылом).

               Нарисовать овал правой и левой стопой

 

3.    «Душ»

                   Дождик тёплый и густой

                   Это дождик не простой:                                

                   Он без туч, без облаков                                  

                   Целый день идти готов.                                  

 Поставив пятки на пол, стучать поочередно правым и левым носками ног.

 Затем носки прижать к полу и постукивать пятками.

Учитель: Молодцы, ребята! Хорошие из вас художники получились.

Релаксация под музыку «Звуки природы» (приложение 3)- В волшебном лесу:

Учитель: Лягте удобно и закройте глаза. Слушайте только мой голос. Представьте себе, что вы в волшебном лесу, где много вековых деревьев, кустарников и всевозможных цветов. Вы лежите на цветочной поляне. Дышите ровно и свободно. Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц и шорохи трав. Это успокаивает вас, снимает волнение и напряжение. Вам хорошо и спокойно. Насладитесь этим ощущением, захватите это чувство с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть оно будет с вами весь день. Делаем глубокий вдох, медленно открываем глаза. Садимся.

Учитель: А сейчас, ребята, давайте подведем итог сегодняшнего путешествия в Страну Здоровья. Что нового вы узнали?

Дети:

- Мы узнали, что такое точечный массаж и как его проводить.

- Вспомнили, что чистота – залог здоровья.

- Мы играли в игры, которые делают красивой нашу осанку, укрепляли мышцы стоп для профилактики плоскостопия, мышцы всего тела.

- Развивали равновесие.

- Занимались аутогенной тренировкой, учились расслаблять мышцы всего тела.

 

Учитель: Я предлагаю вам сейчас выйти на улицу и запустить в небо шары желаний, которые уже подготовили ваши родители. Запуская их, мысленно пожелайте здоровья всем людям на нашей огромной планете. Здоровья и вам, ребята! До-свидания!

 

Методические рекомендации по использованию дидактического материала.

Разработка урока предлагается для использования учителями начальных классов в процессе формирования у них ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.  Игровые упражнения, комплекс «Загадки» и релаксация по музыку «Звуки природы» рекомендуется использовать на всем периоде обучения предмету для повышения заинтересованности учащихся и регуляции психоэмоционального состояния детей.

 

Использованная литература:

1.     Книга «Что такое вирус гриппа? Как сберечься от бронхита?» А.А. Уманская, М. -Издательство «Пан»

2.     Книга «Путь к здоровью» П.П. Морев, стр. 108

3.     Брошюра «ФК и спорт» № 1, 1990 г., стр. 170

4.     Сборник «Создание здоровьесберегающих технологий в современной школе» РМК Кировского ОО, Казань, 2004


Здесь будет файл: /data/edu/files/z1448912292.mp4 (Приложение 1 Маша и Медведь )


Здесь будет файл: /data/edu/files/u1448912341.mp3 (Приложение 3 Музыка для релаксации)


 


 

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.