Сюжетно-ролевой урок оздоровительной направленности «Путешествие в СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к сюжетно-ролевому уроку оздоровительной направленности во 2 классе МБОУ гимназия №8«Путешествие в СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ».
Здоровье является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:
сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым
ребёнок приходит в образовательное учреждение;
воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.
«Путешествие в страну здоровья» разработан для формирования у школьников ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с историей возникновения точечного массажа; дать понятие о связи точек на коже с внутренними органами; упражнять в нахождении активных точек на лице и правильном исполнении массажа; развивать потребность заботиться о своем здоровье.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создать условия для осознания и осмысления необходимости здорового образа жизни и профилактики заболеваний, применения полученных знаний и умений в быту.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ урока носит триединый характер и состоит из взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного.
ЦЕЛИ ПО СОДЕРЖАНИЮ:
а) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – формировать необходимость понимания профилактики заболеваний средствами гигиены, учить детей основам точечного массажа и самомассажа, продолжить формирование представления о здоровом образе жизни;
б) РАЗВИВАЮЩАЯ – комплексное развитие физических качеств, необходимых для формирования навыка правильной осанки, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата; укрепление здоровья детей.
в) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование умения оценивать состояние своего здоровья.
ЗАДАЧИ:
Учить основам точечного массажа.
Учить использовать двигательный опыт в нестандартных игровых ситуациях.
Продолжать знакомить детей с упражнениями, формирующими правильную осанку и своды стоп.
Развивать мышцы верхних конечностей, груди, спины, брюшного пресса, укреплять мышечно-связочный аппарат стоп и голени, мышечный «корсет» позвоночника.
Формировать функцию равновесия при выполнении физических упражнений на месте и в движении.
Способствовать активизации нервной, мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем организма ребёнка.
Способствовать развитию умения снимать напряжение, расслабляться.
ТИП УРОКА: комбинированный
ВИД УРОКА: игра
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ: фронтальная, групповая
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: спортивный зал, оснащенный мультимедиа аппаратурой и магнитофоном.
ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Плакаты с высказываниями на тему здорового образа жизни;
мультимедийный проектор, экран;
компьютер;
мультипликационный фильм Маша и медведь «Песенка о чистоте»;
маски зайцев, лисы, волка, медведя, костюм кошки;
телеграмма;
рисунки для проведения Комплекса «Загадки» (отгадки);
колпачки по количеству детей в классе;
фишки, каштаны, 2 корзинки;
2 гимнастические скамейки;
конусы;
гимнастический канат;
магнитофон с аудиозаписью музыки для релаксации;
Распечатанные памятки для детей и родителей «Техника точечного массажа»;
Гелевые воздушные шары, нитки, бумага и ручки по количеству детей.
Методы и технологии обучения:
Здоровье-сберегающие;
Игровые;
Проблемно-поисковые;
Информационно-коммуникационные.
Организация познавательной деятельности учащихся:
Игры и разнообразные игровые упражнения позволяют учителю без труда удерживать внимание детей в течение всего урока, возбуждают их познавательный интерес, привлекают к себе ученика, располагают его к совместной деятельности с учителем, активизируют его познание.
Релаксация под музыку «Звуки природы» позволяет учителю снизить эмоциональное напряжение в заключительной части урока.
Ожидаемые результаты:
В процессе урока у школьников формируется ценностное отношение к своему здоровью. Дети самостоятельно или с помощью родителей смогут заниматься точечным массажем. Формируются навыки правильной осанки, правильного дыхания, проводится профилактика плоскостопия.
План-конспект сюжетно-ролевого урока с оздоровительной направленностью во 2 «Б» классе МБОУ гимназия №8 «Путешествие в СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ»
Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте родители! Скажите, пожалуйста, ребята, вы любите гулять на улице с друзьями?
Дети: Да! Конечно!
Учитель: А ваши родители всегда вас отпускают во двор?
Дети: Отпускают. Да. Нет. Не всегда.
Учитель: А когда и почему они запрещают вам гулять?
Дети: Когда мы заболели.
Учитель: Вы знаете, мне недавно пришла телеграмма от моей знакомой умной кошки Лушки. (зачитывает телеграмму):
На лесной опушке
Собрались зверушки.
Я,- профессор обучения,
Написала объявление:
«Что такое вирус гриппа,
Как сберечься от бронхита
Приходи и стар и мал!
Всем урок здоровья дам!»
Учитель: Я предлагаю сегодня на уроке всем вместе превратиться в лесных жителей и отправиться в путешествие в лес к кошке Лушке. Она научит нас разговаривать со своим организмом и никогда не болеть. Но перед тем как идти, я предлагаю посмотреть мультфильм, который покажет, как чувствуют себя ваши родители, когда вы возвращаетесь домой с прогулки. (Просмотр мульфильма Маша и медведь «Песенка о чистоте» Приложение 1).
Учитель: Ну что, ребята, правда, жалко бедного медведя?!
Можно нам с вами в путь отправляться, да вот только кошка Лушка не любит грязнуль. Она просит показать вам интересную сказку и проверить, нет ли грязнуль среди нас.
Сказка про Зайца - грязнулю (инсценируют дети и родители)
Рассказчик: Жил-был в лесу заяц. Все зайцы были как зайцы: летом серые, зимой белые. А этот и зимой и летом был одним цветом. И цвет этот был ни белый, ни серый, а просто грязный, потому что заяц никогда не умывался.
Шел как-то он по тропинке, а навстречу ему лиса.
Лиса: Ты кто?
Заяц: Я Заяц.
Лиса: Не может быть! (замотала головой лиса) Я никогда таких зайцев не видела, таких страшных не бывает! Может быть ты еж?
Заяц (удивленно): Почему?
Лиса: Потому что на тебе солома старая, шелуха от шишек и шерсть вся свалялась, на иголки стала похожа.
Рассказчик: Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. Повалялся он по земле, стряхнул старую солому и шелуху от шишек и пошел дальше. А навстречу ему волк.
Волк: Ты кто?
Заяц: Заяц.
Волк: Не может быть, (сел на задние лапы) я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть ты крот?
Заяц (удивленно): Почему крот?
Волк: Потому что ты весь в земле, вон какой черный!
Рассказчик: Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. Повалялся он по траве, стряхнул землю и пошел дальше. А навстречу ему медведь.
Медведь: Ты кто?
Заяц: Заяц.
Медведь: Не может быть, (замотал головой медведь), никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть ты лягушка?
Заяц (удивленно): Почему?
Медведь: Потому что весь зеленый!
Рассказчик: Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. «Ну и что, зато не съели», - подумал он и пошел дальше. Видит, на поляне играют зайцы.
Заяц: Приветик! Возьмите меня к себе поиграть.
Зайцы (хором): А ты кто?
Заяц: Как кто? Заяц!
Один из зайцев: Не может быть, ты на нас совсем не похож.
Заяц (расстроено): Как не похож? Разве я не такой же, как вы?
Зайцы хором: Нет! Вот пойдем к речке, посмотрим в воду, отражения сравним.
Рассказчик: И поскакали они все к речке. Сели чистые зайцы рядком, а грязный заяц в самом конце пристроился. Наклонились они над водой, а там…
Заяц: Все зайцы, как зайцы – серые, а рядом с ними кто–то такой страшный!!!
Рассказчик: Закричал грязный заяц от страха и свалился в воду. Поплавал-поплавал, понырял, да и выпрыгнул на берег.
Зайцы: Ой, И правда, ты заяц!
Рассказчик: Он осторожно вернулся к реке и посмотрел на свое отражение.
Заяц: Какой я красивый, оказывается!
Рассказчик: И пошел заяц играть к своим новым друзьям. С того дня он каждое утро бегал вместе со всеми к речке умываться.
Учитель: Ну, как сказка, ребята, понравилась? Нет среди вас таких зайцев? Я не вижу. Но, на всякий случай, я предлагаю всем перед дорогой умыться. Чистота еще никого не испортила! Согласны?
Самомассаж лица в стихах «Нос, умойся!»1. «Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.
2. «Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.
3. «Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.
4. «Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.
5. «Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.
6. «Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.
7. «Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.
8. «Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.
Учитель: Ну а теперь самое время отправляться в путь. На лесной тропинке нам встретятся различные препятствия, но вы у меня сильные, тренированные дети и поэтому вам они не страшны. А если вдруг родителям станет тяжело, то мы им поможем.
Игровая разминка в ходьбе
Полетели в лес сороки, |
Ходьба в колонне по одному, имитируя полет птиц |
А одна совсем молчит: |
Наклоны головы вперед-назад, вправо-влево |
Заревел медведь в берлоге.
Ворчит в тревоге: |
Ходьба вперевалку на внутренней и внешней стороне стопы |
Вот пришла лиса с лисенком, |
Ходьба перекатом с пятки на носок |
Еж с ежихою, |
Ходьба гусиным шагом |
Уж с ужонком |
Сидя на полу, руки на поясе, ноги прямые, передвижение на ягодицах |
Прискакала к ним лягушка: |
Прыжки в глубоком приседе |
Нос не дышит у слоненка. |
Дыхательные упражнения |
Учитель: Вот мы немного размялись, а сейчас я каждому дам волшебный колпачок, и мы поиграем в игру «Не потеряй колпачок».
Необходимо не уронив колпачок с головы
1. Пройти между фишками;
2. Пройти по гимнастической скамейке;
3. Проползти по скамейке на четвереньках;
4. Пройти по лежащему на полу канату.
Командная игра «Собери грибы в корзину»
Необходимо захватить босыми ногами с пола мелкие предметы и перенести их в корзину. У каждой команды своя корзина.
Игра «Отгадай, кто я?»
Дети по желанию придумывают и замирают в позе, изображающей любого лесного зверя или лесной птицы (ласточка, цапля, ёжик, лось, лягушка, лиса, волк и т. д.). Родители отгадывают. Двигаясь, необходимо держать спину прямо, чтобы не уронить свой колпачок.
«Это что за маскарад,
И зверей и птиц парад?
Ничего не разберёшь,
Где тут белка, а где ёж?
Приготовься и смотри:
Лесная фигура,
На месте замри! »
Вот теперь, ребята, вы превратились в настоящих лесных жителей. Садитесь на пол в кружок и приготовьтесь внимательно слушать нашу кошку Лушку.
1. Расскажу я вам, зверята,
Все мы знаем, как полезно
Почему же в самом деле
В нашем мире царство есть,
Кто же с вирусом воюет, Вы представьте, наше тело -Это целая страна.
Состоит оно из клеток. |
2. И у каждой, мой дружок,
Организм наш очень сложный,
Редко делаешь зарядку,
Лимфоцит твой чуть живой: Спит на службе день-деньской!
Страшный вирус в клетку входит,
Чтобы вирус побеждать,
И на коже от звоночков |
3. Ты не бойся, не зевай,
Вы не хотите болеть никогда? |
4. Кашель, насморк и отит |
Комплекс точечного массажа
Ищем пальчиком кружочек,
Девять раз вращаем вправо, Прочь бегут от нас враги. |
Нажимаем БАТ в середине мечевидного отростка |
Все нашли больной звоночек? Прижимай его дружочек. |
БАТ в яремной впадине |
Говорила кошка Лушка «помассируем за ушком», |
Одновременно 2 точки за ухом и у козелка (как бы щиплем ухо) |
Шейку, |
2 точки в месте гланд и погладить шею от ушей вниз |
Лобик почешите, |
Разгладить брови |
Нос погладить поспешите. Рядом с носом есть звоночки Отыщите их сыночки. Их прижмите, повращайте, Массаж щечек продолжайте. |
2 точки у крыльев носа с продолжением на щеках |
Пощипать теперь ладошки Нужно, маленькие крошки. |
БАТ в ямке между большим и указательным пальцем. |
А в конце потрем ладошки, Мои маленькие крошки. Лучше, лучше три ладошки И здоровой будешь кошкой. |
Растирание ладоней |
Хорошо мы полечились, Все массажу научились. Чтобы без болезней жить – С массажем вы должены дружить! |
Встряхивание кистей рук |
Этот пальчик-Айболит
Нас излечит, исцелит
От бронхита, трахеита,
Ларингита и ринита.
Не болит кружочек твой,
Веселись, пляши и пой.
Солнце, воздух и вода,
Пальчик твой — твои друзья.
Вот вам мои памятки о технике точечного массажа в подарок. Будете регулярно делать массаж, станете красивыми и здоровыми. (Приложение 2).
Учитель: Спасибо, кошка Лушка! Мы с ребятами обязательно будем делать точечный массаж и всегда будем здоровыми.
А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки про здоровый образ жизни.
Комплекс «Загадки» (проводится под спокойную музыку).
Перед выполнением каждого упражнения учитель загадывает детям загадки, а они должны «нарисовать» то, что загадано движениями правой, затем левой стопой.
1. «Солнце»
В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всех разбудит.
Нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
2. «Мыло»
Объявили бой бациллам: моем руки чисто с ....(мылом).
Нарисовать овал правой и левой стопой
3. «Душ»
Дождик тёплый и густой
Это дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов.
Поставив пятки на пол, стучать поочередно правым и левым носками ног.
Затем носки прижать к полу и постукивать пятками.
Учитель: Молодцы, ребята! Хорошие из вас художники получились.
Релаксация под музыку «Звуки природы» (приложение 3)- В волшебном лесу:
Учитель: Лягте удобно и закройте глаза. Слушайте только мой голос. Представьте себе, что вы в волшебном лесу, где много вековых деревьев, кустарников и всевозможных цветов. Вы лежите на цветочной поляне. Дышите ровно и свободно. Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц и шорохи трав. Это успокаивает вас, снимает волнение и напряжение. Вам хорошо и спокойно. Насладитесь этим ощущением, захватите это чувство с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть оно будет с вами весь день. Делаем глубокий вдох, медленно открываем глаза. Садимся.
Учитель: А сейчас, ребята, давайте подведем итог сегодняшнего путешествия в Страну Здоровья. Что нового вы узнали?
Дети:
- Мы узнали, что такое точечный массаж и как его проводить.
- Вспомнили, что чистота – залог здоровья.
- Мы играли в игры, которые делают красивой нашу осанку, укрепляли мышцы стоп для профилактики плоскостопия, мышцы всего тела.
- Развивали равновесие.
- Занимались аутогенной тренировкой, учились расслаблять мышцы всего тела.
Учитель: Я предлагаю вам сейчас выйти на улицу и запустить в небо шары желаний, которые уже подготовили ваши родители. Запуская их, мысленно пожелайте здоровья всем людям на нашей огромной планете. Здоровья и вам, ребята! До-свидания!
Методические рекомендации по использованию дидактического материала.
Разработка урока предлагается для использования учителями начальных классов в процессе формирования у них ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Игровые упражнения, комплекс «Загадки» и релаксация по музыку «Звуки природы» рекомендуется использовать на всем периоде обучения предмету для повышения заинтересованности учащихся и регуляции психоэмоционального состояния детей.
Использованная литература:
1. Книга «Что такое вирус гриппа? Как сберечься от бронхита?» А.А. Уманская, М. -Издательство «Пан»
2. Книга «Путь к здоровью» П.П. Морев, стр. 108
3. Брошюра «ФК и спорт» № 1, 1990 г., стр. 170
4. Сборник «Создание здоровьесберегающих технологий в современной школе» РМК Кировского ОО, Казань, 2004
Здесь будет файл: /data/edu/files/z1448912292.mp4 (Приложение 1 Маша и Медведь )
Здесь будет файл: /data/edu/files/u1448912341.mp3 (Приложение 3 Музыка для релаксации)