Урок математики в 3 классе «Таблицы умножения. Закрепление»
Название предмета: математика
Дата:
Урок № 47
Тема. Таблица умножения. Закрепление.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Планируемые результаты.
Личностные.
У учащихся сформируется положительное отношение и интерес к математике; стремление к получению новых знаний; понимание причин успеха в учебе.
Метапредметные.
Учащиеся научатся понимать и принимать учебную задачу; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; развивать логическое мышление; совершенствовать вычислительные умения и навыки табличного умножения и деления; анализировать и обобщать; осознавать, описывать различную учебную деятельность, используя математическую терминологию; приходить к общему мнению при работе в паре, активно проявлять себя в коллективной работе.
Предметные.
Учащиеся повторят и закрепят знания табличных случаев умножения и деления; умения решать задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз; находить периметр и площадь геометрических фигур, выполнять порядок действий, проводить анализ задачи, определять количество действий, устанавливать между ними связь.
Оборудование: интерактивный тренажер для устного счета, аудиозапись физкультминутки, магнитная доска, карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в парах, наглядный демонстрационный материал, «Лист самооценки», сигнальные карточки для самооценки и взаимооценки, карточки-пазлы с ответами примеров и пословицами, учебник: М.И. Моро, М.А. Бантова, «Математика» 3 класс, часть 1.
Ход урока.
Организационный этап.
Психоэмоциональный настрой детей
-Прозвенел опять звонок,
Математики урок!
Она – царица всех наук
И тайны все откроет, друг.
На урок возьми внимание,
Прибавь желание, старание.
Вычти лень, ошибки, скуку.
Поднимай скорей же руку!
Работай ты старательно,
Активно и внимательно,
На вопросы отвечай,
Слушай, думай и решай!
- Возьмитесь, ребята, за руки. Почувствуйте тепло ладошек друг друга, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и от всего сердца скажите: « Я – твой друг и всегда рад тебе помочь. Успехов тебе на уроке!» (Дети желают друг другу успеха)
Актуализация опорных знаний и деятельности уч-ся, необходимых для творческого решения задач.
Знакомство с планом урока «Лесенка успеха»
- Чтобы достичь поставленных целей, мы должны подняться по ступенькам «Лесенки успеха» (Лист самооценки)
- Если вы при выполнении заданий не допустите ошибки или справитесь с заданием, допустив одну ошибку, в «Листе самооценки» поставите знак «+», если ошибок будет больше или выполнить задание вы не сможете, то знак « - ». В конце урока подведем итоги.
2. Прием «Жонглеры»
(Характеристика числа «27»: число «27» двухзначное, т.к. состоит из 2 дес.,7ед.; некратное, т.к. не делится на 2; встречается в таблице умножения на 3 (3·9 = 27) и на 9 (9·3 = 27))
3. Каллиграфическая минутка (запись в тетради «27 ноября», «Классная работа»).
27 27 27 (образец)
4. Задание «Установи закономерность и продолжи ряд»
2, 4, 6, … (до 20)
7, 14, 21, … (до 70)
Вывод.
Взаимопроверка в парах. Взаимооценивание.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых уч-ся для самостоятельного выполнения практического задания.
Проверка домашнего задания (взаимопроверка в парах) Взаимооценивание.
Устный счет «Математическая цепочка». (Интерактивный тренажер)
Самооценивание.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Математический диктант.
(дети записывают в строку только ответы)
● По дорожке бежали 5 кошек. Сколько всего у них ножек? (20)
● В одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в 3 таких стручках? (18)
● Из-за куста торчат 18 ушей. Там спрятались зайчата. Сколько зайчиков за кустиком? (9)
● На каждой странице альбома наклеено по 4 марки. Сколько марок на 7 страницах? (28)
Сколько дней в пяти неделях? (35)
Самопроверка по образцу на доске. Самооценивание.
Получился ряд чисел (на доске):
20, 18, 9, 28, 35
У Р Т Д !
Расположите эти числа в порядке возрастания и мы прочитаем слово…
Слова ТРУД является девизом нашего урока. Давайте расшифруем это слово, каждая буква будет означать предмет ,без которого не может обойтись ученик на уроке:
Т –тетрадь Р- ручка У – учебник Д- дневник.
Спасибо, ребята, молодцы! С этим словом связано и много пословиц, одну из которых нам предстоит сегодня открыть, выполнив работу в парах.
Работа в парах по карточкам. (Карточка № 1)
Задания | Ответы |
1.Увеличьте 3 в 4 раза. | 12 |
2.Во сколько раз 5 меньше 30? | 6 |
3. Чему равна сумма пяти одинаковых слагаемых, каждое из которых равно 7? | 35 |
4. Какое число надо увеличить в 3 раза, чтобы получить 24? | 8 |
5.Найдите произведение чисел 9 и 2. | 18 |
6.Делимое – 32, делитель – 8. Чему равно частное? | 4 |
7.В соревнованиях участвовало 4 семьи, в каждой папа, мама и трое детей. Сколько человек участвовало в соревнованиях? | 20 |
8. В лыжных гонках выступили 4 второклассника, а третьеклассников – в 4 раза больше. Сколько третьеклассников приняло участие в лыжных гонках? | 16 |
Коллективная проверка.
(Карточки с ответами на доске, с обратной стороны – пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».) Самооценивание.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
- Послушайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака:
«…Она всегда во всем права: чтоб не случилось в мире, - а все же будет дважды два по-прежнему четыре»
- Дети, как вы считаете, кто по мнению автора всегда прав, кого Самуил Яковлевич называет «она»? (таблица умножения)
- Правильно. Поэт так и начинает стихотворение: «Таблица умножения достойна уважения…»
- За что следует уважать таблицу умножения? Нужно ли ее знать? Пригодится ли это знание в жизни? (ответы детей)
- Всякий образованный и уважающий себя человек знает таблицу умножения и деления. Знаете ее и вы. И сегодня на уроке мы будем совершенствовать эти знания, применяя их на практике. Закончив данные предложения, вы определите задачи урока.
Прием «Закончи предложение»
Я повторю …
Я научусь …
Я буду применять …
- А что же поможет вам достичь успеха в этом? (прочное знание таблицы умножения и деления, умение решать задачи, желание учиться, внимание, трудолюбие и т.д.)
IV. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.
Коллективная работа (№ 1, стр. 68) – устно. Упражнение «Цепочка».
V. Самостоятельное выполнение уч-ся заданий под руководством учителя.
1. Работа над задачами (стр. 68)
№ 2- коллективный анализ, решение самостоятельно. (1 учащийся – на доске.)
Взаимопроверка по образцу на доске.
2.Самостоятельная работа.
Работа по учебнику с. 68, задание 4 (по вариантам)
- Плечо друга и его помощь – это поддержка и уверенность в том, что цель будет достигнута. Недаром в народе говорят: «Одна голова хорошо, а две - лучше». Но в жизни часто встречаются ситуации, когда человек может надеяться только на свои знания и опыт. Самостоятельная работа поможет вам проверить: смогу ли сам, сумею ли…
Коллективная проверка. Дидактическая игра «Поймай ошибку».
Самооценивание.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (аудиозапись)
VI. Обобщение и систематизация уч-ся результатов работы.
Разноуровневая самостоятельная работа.
(Работа с геометрическим материалом)
(У каждого на парте по 3 карточки.)
- Оцените свои возможности и постарайтесь правильно сделать выбор.
Работу выполняем письменно.
1 уровень.
Длина прямоугольника 6 см, а ширина 4 см. Найдите периметр прямоугольника.
2 уровень.
Длина прямоугольника 8см, а ширина 2 см. Чему равна площадь и периметр прямоугольника?
3 уровень.
Длина прямоугольника 9см, а ширина в 3 раза меньше. Чему равна площадь и периметр прямоугольника?
Коллективная проверка. Дидактическая игра «Хлопаем и топаем».
- Поднимите красный круг, кто выполнял карточку № 1.
Проверим ответы:
Р=20 см
- Поднимите желтый круг, кто выполнял карточку № 2.
Проверим ответы:
Р=20 см, S =16 см2
- Поднимите зелёный круг, кто выполнял карточку № 3.
Проверим ответы:
Р=24 см, S =27 см2
Молодцы!
Самооценивание.
VII. Отчет уч-ся о способах и результатах выполнения работы и теоретическая интерпретация полученных результатов.
Самостоятельная работа. Тест.
1. Укажите значение произведения чисел 9 и 8:
А) 62 Б) 72 В) 63
2. Укажите значение частного чисел 56 и 8:
А) 7 Б) 8 В) 6
3. Какое из чисел делится на 8:
А) 54 Б) 45 В) 64
4. В виде произведения каких чисел можно представить число 48:
А) 6 и 8 Б) 7 и 8 В) 8 и 4
5. Если 8 увеличить в 3 раза, то получится число:
А) 28 Б) 24 В) 11
24 | 6 и 8 | 64 | 72 | 7 |
смело | гуляй | - | кончил | дело |
Коллективная проверка.
Самооценивание.
Пословицы о труде.
Итог урока.
Тема нашего урока …
Достигли ли мы поставленной цели?
Упражнение «Доскажи словечко».
Где мы можем применить наши знания?
Много чудес на планете
Там существует и здесь
Но умножение, дети, -
Тоже одно из чудес.
Помните твердо Таблицу,
Хоть наяву, хоть во сне!
В жизни она пригодится.
Как пригодилась и мне.
Рефлексия.
Самооценивание. ЛЕСЕНКА УСПЕХА.
- Вот мы и стоим на последней ступеньке «Лесенки успеха», на самом ее верху, а это значит, что задачи урока выполнены, цели достигнуты. Осталось определить степень успеха каждого. (Приложение-карточки для подведения итогов)
(Дети подсчитывают количество полученных плюсов, оценивают себя. Учитель дополнительно оценивает учеников за активную работу на уроке, работу у доски).
Завершается урок.
Он пошёл ребятам впрок?- да
Постарались всё понять?-да
Учились тайны открывать?-да
Ответы полные давали?-да
На уроке не зевали?- нет
За работу на уроке вы получаете следующие отметки …
Домашнее задание (дифференцированное)
Для обучающихся с повышенным уровнем знаний – *составить задачу, аналогичную той, которую решали на уроке, составить выражение к ней.
Для обучающихся с базовым уровнем знаний – с. 68, задача №3, повторить таблицу умножения.
Для обучающихся с низким уровнем знаний – с.68, примеры №5, повторить таблицу умножения.
Используемая литература:
Маро М.И., Бантова М.А. и др. Математика 3 класс . В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016.- 96 с.
Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1983. – 95с.
Стихи Самуила Маршака.[Электронный ресурс].URL:
http://skazkivcem.com/stihi/stihi-marshaka
Сайт «Учат в школе». Стихи для детей. [Электронный ресурс]. URL: http://ucthat-v-skole.ru/o-sajte
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| | | | | | | | ||||
20 | 18 | 9 | |||||||||
|
|
| |||||||||
У | Р | Т |
28 | 35 | |
|
|
|
Д | ! | |
КАРТОЧКА № 1.
Работа в парах.
Задания | Ответы |
1.Увеличьте 3 в 4 раза. | |
2.Во сколько раз 5 меньше 30? | |
3. Чему равна сумма пяти одинаковых слагаемых, каждое из которых равно 7? | |
4. Какое число надо увеличить в 3 раза, чтобы получить 24? | |
5.Найдите произведение чисел 9 и 2. | |
6.Делимое – 32, делитель – 8. Чему равно частное? | |
7.В соревнованиях участвовало 4 семьи, в каждой папа, мама и трое детей. Сколько человек участвовало в соревнованиях? | |
8. В лыжных гонках выступили 4 второклассника, а третьеклассников – в 4 раза больше. Сколько третьеклассников приняло участие в лыжных гонках? | |
КАРТОЧКА № 1.
Работа в парах.
Задания | Ответы |
1.Увеличьте 3 в 4 раза. | |
2.Во сколько раз 5 меньше 30? | |
3. Чему равна сумма пяти одинаковых слагаемых, каждое из которых равно 7? | |
4. Какое число надо увеличить в 3 раза, чтобы получить 24? | |
5.Найдите произведение чисел 9 и 2. | |
6.Делимое – 32, делитель – 8. Чему равно частное? | |
7.В соревнованиях участвовало 4 семьи, в каждой папа, мама и трое детей. Сколько человек участвовало в соревнованиях? | |
8. В лыжных гонках выступили 4 второклассника, а третьеклассников – в 4 раза больше. Сколько третьеклассников приняло участие в лыжных гонках? | |
КАРТОЧКА № 2.
1 уровень (красный).
Длина прямоугольника 6 см, а ширина 4 см. Найдите периметр прямоугольника.
2 уровень (желтый).
Длина прямоугольника 8см, а ширина 2 см. Чему равна площадь и периметр прямоугольника?
3 уровень (зеленый).
Длина прямоугольника 9см, а ширина в 3 раза меньше. Чему равна площадь и периметр прямоугольника?
КАРТОЧКА № 3.
Самостоятельная работа. Тест.
1. Укажите значение произведения чисел 9 и 8:
А) 62 Б) 72 В) 63
2. Укажите значение частного чисел 56 и 8:
А) 7 Б) 8 В) 6
3. Какое из чисел делится на 8:
А) 54 Б) 45 В) 64
4. В виде произведения каких чисел можно представить число 48:
А) 6 и 8 Б) 7 и 8 В) 8 и 4
5. Если 8 увеличить в 3 раза, то получится число:
А) 28 Б) 24 В) 11
24 | 6 и 8 | 64 | 72 | 7 |
смело | гуляй | - | кончил | дело |
| | | | |
| | | | |
Волкова Светлана Ивановна
Кияйкина Наталья Федоровна