Занятие на тему «Тактическая подготовка боевых действий»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по теме «Тактическая подготовка боевых действий»
Педагога дополнительного образования
Деркач Алены Сергеевны
Тема занятия |
«Тактическая подготовка боевых действий» |
Место проведения |
МОУ ДО «ДЮЦ «Альфа» зеркальный зал. |
Программа |
Основы военной службы |
Цели учебного занятия |
Обучающая: ознакомление учащихся с основными понятиями тактической подготовки военнослужащих. |
Развивающая: развитие умений работать с картой |
|
Воспитательная: воспитание у учащихся дисциплинированности, ответственности и стремления к выполнению боевой задачи |
|
Технологии, методы, приёмы обучения |
Словесные, наглядные, ИКТ, игровой метод.
|
Формы организации деятельности обучающихся |
Фронтальная, групповая |
Основные понятия, термины |
Тактическая подготовка, современный бой, наступательный бой, оборонительный бой |
Оборудование |
Медиапроектор, раздаточный материал, презентация |
Планируемые результаты |
|
Личностные |
Развитие личностных, духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; - готовность к служению Отечеству, его защите. |
Метапредметные |
Развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; - формирование умений взаимодействовать с окружающими; -развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. |
Предметные |
получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки. |
Ход учебного занятия
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Организац-ионный |
Организовать направленное внимание на начало занятия, определить готовность группы к занятию Приветствие. |
Построение. Приветствие педагога
|
|
Формулировка цели занятия Цели урока: Обучающая: Ознакомление учащихся с основными понятиями тактической подготовки военнослужащих. Развивающая: развитие умений работать с картой Воспитательная: воспитание у учащихся дисциплинированности, ответственности и стремления к выполнению боевой задачи.
|
Совместно с педагогом выявляют цели занятия |
|
Введение учащихся в историю развития тактической подготовки. Напоминание о великих русских полководцах, их вкладе в развитие тактики ведения боя. Большой вклад в развитие тактики внесли военачальники и полководцы разных времён, такие как: Что вы знаете о русских полководцах, в каких сражениях они участвовали? |
Слушают педагога
Александр Македонский, Александр Невский, Петр Первый, Александр Васильевич Суворов, Георгий Константинович Жуков. – рассказывают о подвигах полководцев. |
Основной этап.
|
Сформировать представление у учащихся о тактической подготовке военнослужащих.
Кто может ответить на вопрос: что такое тактика? Педагог: Что относится к оружию массового поражения?
Знаете ли вы какие виды боев бывают? Педагог: Чем, по вашему мнению, отличается наступательный бой от оборонительного?
|
Пытаются дать обоснованный ответ.
Слушают педагога, принимают участие в обсуждении. Тактическая подготовка – это система обучения личного состава подразделения, частей и соединений, а также командиров и органов управления ведения боевых действий. Отвечают на вопрос. (Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие противника принято называть оружием массового поражения (ОМП).) Пытаются назвать виды боев. БОЙ
Наступательный Оборонительный Высказывают свои предположения Совместно с педагогом обсуждают карты боевых действий. |
|
Сформировать умение применять теоретические знания, умений работать с картой боевых действий Как вы считаете, что является критерием правильности выбора тактики ведения боя? Ознакомление с правилами игры. Время на разработку плана – 10 минут. Составление мини-проекта «Разработка плана обороны\нападения на условный объект» - работа в группах. 1 команда – разработать план наступления на центр «Альфа» 2 команда – разработать план обороны на центр «Альфа» В случае затруднения педагог консультирует группы |
Отвечают на вопрос, высказывают свои предположения. Критерием правильного выбора тактики является победа в бою. Обучающиеся делятся на 2 группы, выбирают командира. Составляют карту\схему нападения\отражения атаки. Работа в группах под руководством командиров. Обсуждают, рекомендуют. |
Заключительный этап.
|
Сформировать личную ответственность за результаты своей деятельности. Анализ работы в группах. Самооценка, самоанализ действий. Что вы узнали нового на занятии? Как эти знания могут пригодиться в будущем?
|
Самоанализ и анализ плана команды – противника. Выявляют положительные и отрицательные моменты в работе. |
Самоанализ учебного занятия
Учебное занятие, проведенное педагогом, по теме «Тактическая подготовка боевых действий», рассчитано на группу учащихся в количестве 15 человек в возрасте 13-16 лет. Занятие входит в рабочую программу 1 года обучения.
При подготовке занятия была поставлена цель:
- ознакомление учащихся с основными понятиями тактической подготовки военнослужащих;
- развитие умений работать с картой;
- воспитание у учащихся дисциплинированности, ответственности и стремления к выполнению боевой задачи.
Для достижения данной цели в ходе учебного занятия были реализованы следующие задачи:
1. сформировать представление учащихся о тактической подготовке для применения полученных знаний и умений в дальнейшем при прохождении службы в рядах РА;
3. сформировать умение применять теоретические знания при работе с картой боевых действий;
3. привлечь внимание учащихся к значимости проявления личной ответственности за результаты своей деятельности.
Применяемые технологии, методы и приемы обучения (ИКТ, словесный - беседа с учащимися по повторению и обобщению ранее изученного теоретического материала; использование наглядного пособия; практическая работа в малых группах; выполнение работы с использованием методических указаний; проблемное изложение полученных результатов – анализ и самоанализ) позволяют проследить развитие общих компетенций при формировании универсальных учебных действий.
Время, отведенное на изложение нового для понимания обучающихся теоретического материала и выполнение практического задания в виде игры с применением выше указанных методов и приемов, позволило мне продуктивно использовать учебное занятие.
Структура занятия соблюдена. План занятия определил деятельность учащихся в течение каждого этапа:
1. Организационный этап направлен на создание положительного настроя и мотивацию обучающихся на учебную деятельность (построение, приветствие, объявление темы занятия, постановка цели). Проведена актуализация опорных знаний и имеющегося практического опыта учащихся из курса истории.
2. Основной этап включает краткий обзор теоретического материала, первичное закрепление; объяснение основных понятий и терминологии и вторичное закрепление. Развитие, углубление усвоенных знаний и освоенных умений через контроль готовности учащихся к выполнению практико-ориентированной задачи и методические рекомендации по подготовке анализа учащимися по выполненной работе в подгруппах. Использовала ИКТ., игровые технологии.
3. Заключительная часть позволила проконтролировать у учащихся сформированность личной ответственности за результаты своей деятельности; проведена рефлексия; были подведены итоги занятия.
Данная структура вполне оправдана, все этапы учебного занятия взаимосвязаны, подчинены заданной теме "Тактическая подготовка боевых действий» и цели занятия. Смена деятельности учащихся на каждом этапе занятия позволила выслушивать ответы, давать им объяснение, материал выдавать дозировано, во избежание возникновения усталости учащихся.
Для качественного усвоения теоретического материала учащимися, педагог использовал межпредметную связь с историей. Задание для восприятия учащимися в возрасте 13-16 лет – сложное, но вызывающее интерес для решения. Поэтому особое внимание контроля готовности учащихся по его выполнению педагог уделил устному анализу учебных действий учащихся.
По ходу занятия проводилась коррекция деятельности учащихся. К концу занятия деятельность была успешно завершена.
Анализируя итог проведенного учебного занятия, могу сказать, что образовательная деятельность учащихся на занятии была построена с использованием элементов современных педагогических технологий с учетом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого учащегося учебной группы. Считаю, что применяя дифференцированный подход к группам учащихся, в выполнении практико-ориентированного задания с целью сохранения жизни военнослужащих педагог показал сложность действий в новой ситуации, которая в условиях современного боя быстро меняется.
Учащиеся на занятии были активны, организованы, помогали друг другу. Поставленная цель достигнута, запланированный объём теоретического занятия выполнен. Качество усвоенных знаний, освоенных умений и приобретенный практический опыт соответствует требованиям ФГОС.