Статья на тему «Ценность гуманного воспитания современной молодежи»
Ценность гуманного воспитания современной молодежи
Архипова А.А.,
Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий
Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу тех вечных вопросов, которые пронизывают собой всю историю развития человеческой мысли, приобретая в каждую историческую эпоху новое конкретное содержание. И в наше время перед кураторами встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным, не только в педагогическом, но и социальном плане. Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Формы воспитания могут быть различны в зависимости от количества воспитанников, где охвачена вся группа, небольшие группы или отдельные студенты. Важно работать как со всей группой, так и с отдельными студентами. Каждый студент находится под постоянным влиянием различных преподавателей, одногруппников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией куратора является обеспечение единых требований к студентам со стороны техникума и семьи. Большую роль играет совместная работа куратора и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность [3, с.16].
Перед куратором стоит важнейшая задача по воспитанию у своих студентов нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого студента в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность.
Воспитывать студентов в духе гуманности, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого студента, привлекать их к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, развивать способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, чувство собственного достоинства, способности к социальной адаптации – вот задачи, решение которых, на наш взгляд, способствует решению проблемы духовно-нравственного и гуманного воспитания студентов нашего техникума [1, с. 21].
Решение этой задачи возможно только в результате совместных усилий всех институтов гражданского общества: этнических, культурных, конфессиональных сообществ многонациональной России. Ведь дети не только наше будущее, они наше настоящее.
Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению. Исчезают слова: добро, мир и согласие, покаяние как отречение от зла, милосердие. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее, стали меньше доверять друг другу.
Если же мы обратим свой взор к истории, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания, необходимы духовно здоровая семья и школа.
Процесс гуманного воспитания в техникуме характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на студентов. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на которых обычно проводят беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все гуманные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром [2, с.132].
Большую помощь в воспитании гуманного отношения студентов к друг – другу, людям более старшего поколения, к истории своей страны оказывает участие в внутритехникумовских мероприятиях. Участие в различных конкурсах, презентациях делает студентов более раскованными и культурными в общении. Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир студентов, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.
Воспитание толерантности как одной из значимых черт гуманной личности стала в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего - либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для ее достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпение у студентов является непременным условием формирования их воли и характера.
Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок умеет право на собственное «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком», а если и придется это сделать, то только для его защиты. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый из них научился уважать и ценить себя, а значит и других.
Главное в работе преподавателей – направленность содержания деятельности студентов, регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения студентов, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе.
Примером и истоком гуманности служит вера, религия. Какие бы мировые религии мы не рассматривали, каждая из них пронизана терпимостью, состраданием и любовью к ближнему, уважением ко всем кто бы это ни был.
«Открой, открой всем свое сердце так широко, как только сможешь открыть! Пусть станет оно океаном, нет, океанами! Зарядись верой, и полюби всех людей! И смотри, пусть не останется ни одной печальной души, которой бы ты не протянул своей руки!»
Литература
Ананьев, В. Г. Человек как предмет воспитания / В. Г. Ананьев. - JI.: ЛГУ, 1968.-С. 339.
Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 2001. - 235 с.
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 168 с.
Данилюк А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков. - М.: Просвещения, 2011. - 23 с.