12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ровенская Лариса Григорьевна371
Россия, Орловская обл., Орел
5

«Ценностные приоритеты гражданско-патриотического воспитания одарённых детей».



«Ценностные приоритеты гражданско-патриотического воспитания одарённых детей».

Аннотация: В статье актуализируются проблемы гражданско-патриотического воспитания обучающихся, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, формирование высокого патриотического сознания, готовности к выполнению конституционных обязанностей, верности Отечеству.

Ключевые слова: патриотизм, гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственные ценности, содержание образования, социальная солидарность, гражданственность, дисциплинированность, достоинство, долг, честь, верность, ответственность, гражданская активность, мотивация.

В условиях гражданско-правового общества, государству необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, самостоятельно принимать решения, умеющий гибко реагировать на изменения, происходящие в обществе, самим создавать и творить что-то новое, самостоятельно сделать профессиональный выбор, управлять своей жизнью.

По данным социологов, в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как патриотизм, Отечество, верность героическим традициям, социальная солидарность, гражданственность, уважение к памяти павших за Родину, долг, честь, достоинство, готовность к самопожертвованию, верность конституционному и воинскому долгу, ответственность, дисциплинированность, культура, свобода, счастье, любовь, семья, труд и др. Главная цель гражданско-патриотического воспитания - это развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей [1]. Необходимо повышать гражданскую активность подрастающего поколения, так как оно является базовым ресурсом цивилизации, гражданско-патриотическая деятельность позволяет обеспечивать развитие России, как свободного демократического государства, формирование высокого патриотического сознания, готовности к выполнению конституционных обязанностей, верности Отечеству. Истинный патриотизм, один из наиболее значимых ценностей, присущий всем сферам общества и государства в целом – это и уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Гражданская активность и патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматриваются сегодня многими исследователями как базовый ресурс цивилизации. Современная школа вносит ощутимый вклад в воспитательный процесс, одарённый ребёнок – это наше будущее, которым надо заниматься. Всем известно, что одарённость формирует в течении жизни качество психики, которое даёт шанс достигать человеку более высокие результаты в одном или нескольких видах деятельности общественной жизни по сравнению с другими людьми.

Одарённые дети отличаются от других яркими достижениями в той или иной сфере деятельности, вот почему педагогов волнует вопрос, а заинтересовано ли наше современное поколение в чувстве патриотизма. Одарённые дети не в достаточной степени приспособлены к социуму, им присущ эмоциональный дискомфорт. У одарённых детей более высокая мотивация на участие в различных социальных мероприятиях, виды деятельности при работе с одарёнными детьми подбираются в соответствии с их особенностями и интересами. Обычные методы прямого воздействия, такое как простое изложение информации для одарённых детей не эффективны. Одарённые дети в целом предпочитают интеллектуальный вид работы, любят оказывать помощь и поддержку тем, кто в этом нуждается, старшему поколению, ветеранам ВОВ, занимаются исследовательской, творческой деятельностью. И для сохранения одарённой, талантливой молодёжи в Российской Федерации, обеспечения будущей созидательной активности молодёжи на благо своей Родины, необходимо уже сегодня создать условия для становления у них чувств патриотизма и формирования гражданской позиции.

Выдающийся русский педагог, создатель российской научной педагогики К.Д. Ушинский считал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»[2, стр.350] . Именно гражданско-патриотическая активность является основой вхождения в государственный, общественный социум, и позволяет увести молодое поколение от антисоциального поведения, развивается духовность, гордость за свою культуру, воспитывается сострадательное отношение к ближайшему окружению, а – это в свою очередь способствует передаче традиций от поколения к поколению. Поэтому так важно современной молодёжи говорить о патриотизме, они учатся уважать свою малую Родину, страну, национальные традиции, подрастающее поколение становятся милосерднее, гуманнее, уважительно относятся к историческому прошлому, общечеловеческим ценностям, национальной культуре – это основа любого воспитания.

В основании нравственных ценностей лежат базовые ценности, они закладываются в раннем детстве и присваиваются ребенком через приобщение к языку, через любовь, через первые этапы погружения ребенка в культурную среду, игры и др.[3]. В новой системе ценностей современного воспитания приоритеты отданы обучающемуся, его личностному развитию, педагогической поддержке его формирующейся индивидуальности. Воспитательная деятельность в образовательной среде-это личностно-ориентированный педагогический процесс, а воспитывающий потенциал направлен не на формирование поведения и мировоззрения обучающегося, а на его неповторимую, но существующую в универсальных условиях общества личность.

В процессе патриотического воспитания приходит осознанность высших ценностей, идеалов и ориентиров, явлений реальной жизни и социально значимых процессов, активизация культурно-исторической, духовно-нравственной преемственности поколений, проявление чувств сострадания и благородства, заботы к людям пожилого возраста, чувство долга перед своей Родиной, социальной активности, чувство собственного достоинства, верности, чести, чувство гордости за себя, своих соотечественников, обучающиеся познают правовую культуру, политические события и выполнение конституционного долга.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – это непрерывный процесс педагогического воздействия на чувство, сознание, волю, психику и физическое развитие обучающихся. В воспитательной деятельности можно использовать разнообразные формы работы: военно-патриотические игры; обсуждение художественной литературы о подвигах нашего народа; дискуссии; музыкально-литературные конкурсы и вечера; творческие, исследовательские проекты; викторины; познавательные, виртуальные, интерактивные экскурсии; интеллектуально творческие игры об истории родного края, города, выдающихся земляках; исторических и архитектурных монументах; посещение музеев, мест исторических событий; участие в военно-патриотических спортивных соревнованиях; конкурсах, интеллектуальных играх; фестивалях; концертах; благотворительных акциях и других познавательных мероприятиях с приглашением участников боевых действий; просмотр патриотических видеофильмов дифференцированные с учётом возрастных особенностей обучающихся, их знаний и интересов, всё это воздействует на их чувства, волю, сознание, развивает творческую инициативу, их самостоятельность. Но необходимо помнить, главное в нашей работе не сообщение знаний, а стимуляция обучающихся к познавательной деятельности, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и их обобщение.

Совместная деятельность позволяет развивать у обучающихся творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность. Творческому, креативному педагогу необходимо самому обладать такими качествами, как нравственность, высокая культура, гражданственность, он должен быть патриотом своей страны, любить и уважать свой родной край, свою Родину. Только тогда, мы сможем подвести наше молодое поколение к осознанному отношению к Отечеству, его прошлому, настоящему, будущему и помощь углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины. Включение учащегося в систему непрерывного воспитания – это важная задача образования, решение которой требует от каждого учебного заведения создания действующих моделей воспитательной инфраструктуры.      В этой связи задачей первостепенной важности является формирование уважения к своему прошлому, привитие идей патриотизма и служения отечеству через семью.

В воспитательной деятельности приоритетом, являются: обеспечение обучающихся духовно-нравственной информацией; формирование культуры межнациональных отношений; защита обучающихся от пропаганды и агитации, наносящие вред их здоровью, нравственному и духовному развитию; толерантного отношения к людям и окружающему миру; принятие личностью базовых национальных духовных традиций ценностей; социально-педагогическая поддержка готовности и способности к духовному развитию, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; мотивация творчества и созидания, готовность и способность к непрерывному образованию; профессиональная ориентация.

Патриотическое воспитание, сегодня-это путь к духовному возрождению нашего общества. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию, если нет уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения в этом случае нельзя вырастить достойных граждан. Результативность гражданско-патриотического воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче, поэтому патриотическое воспитание в образовательных учреждениях на данный момент является приоритетной задачей [4].

В руках сегодняшней молодёжи находится будущее России. Патриотизм, как общая и неотъемлемая часть национального самосознания граждан, может и должен стать основой сплочения российского общества, укрепления его духовно-нравственных устоев.


Примечание:

1. [1] https://школа сегодня.рф/ articles/2504.html

2. [2, стр. 350] Харламов И.Ф. Педагогика . –– М.: Гардарики, 1999. – 520 с. http://pedlib.ru/Books/6/0265/6_0265-350.shtml.

3. [3] https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientiry-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya-detey-i-molodyozhi.

4. [4] https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientiry-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya-detey-i-molodyozhi







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.