Статья «Новые возможности»
Новые возможности
Сегодня многие говорят об инновациях в системе образования. Эта тема как никогда актуальна в современном, быстро развивающемся обществе. Новые технологии, методы внедряются на всех образовательных уровнях. Но мой опыт связан с работой с «особенными» детьми дошкольного возраста.
В октябре 2018 года для детей Красновишерского городского округа, испытывающих трудности в обучении, появился уникальный образовательный ресурс «Библиотека возможностей» (на базе Центральной детской библиотеки). «Библиотека» практически не имеет аналогов на территории страны, а в Пермском крае их действует всего три. «Библиотека возможностей» представляет собой банк развивающих методик и материалов, созданный для максимально возможного приобретения умений, навыков, социализации, интеграции детей с особыми образовательными потребностями за счет обеспечения полноценного и всестороннего обучения и развития детей путем правильного подбора и использования пособий. Дети и родители могут взять необходимое пособие на дом на определённый срок совершенно бесплатно.
В «Библиотеке» проводятся развивающие занятия, мастер-классы, творческие мастерские для детей, родителей и педагогов. Мною, как учителем-логопедом, занятия проводятся уже более двух лет.
Каждое воскресенье на наши занятия спешат дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) с различными диагнозами, испытывающие трудности в обучении, коммуникации. Им необходима особенная среда для развития способностей, дружеская атмосфера, опытные педагоги и поддержка родителей. Всё это «особенные» ребятки получают в «Библиотеке».
Занятия носят коррекционно-развивающий характер и направлены на формирование различных знаний, умений и навыков. В структуру каждой встречи обязательно входит артикуляционная гимнастика, игры на развитие речевого дыхания, пальчиковые игры. Мы знакомимся с различными материалами, пробуем их на ощупь, проводим с ними эксперименты, изготавливаем неповторимые вещи. Так, мы лепили свечи из воска, изготавливали снежинки из синельной проволоки, броши и заколки из фетра, ёлочные игрушки из деревянных палочек от мороженого, паучков из фольги, осьминогов из мягкого пластика и т.д. Ну и, конечно, мы не забываем про традиционные творческие занятия: лепим из пластилина различного вида (перламутровый, восковой, плавающий), рисуем акварелью, гуашью, витражными красками, цветными карандашами.
Используемые на занятиях арт-терапевтичексие технологии как нельзя лучше помогают «особенным» детям побороть стресс, внутренние страхи, почувствовать уверенность в себе и развить творческие способности. Оказываясь в заведомо созданной педагогом ситуации успеха, ребята раскрепощаются, делаются более общительными, счастливыми.
А ещё, посещая «Библиотеку возможностей», дети приобщаются к миру книги, становятся постоянными читателями Детской библиотеки. Доброжелательные библиографы всегда посоветуют интересную книгу, ответят на вопросы.
Так уникальный образовательный ресурс, появившийся три года назад в нашем городе благодаря стараниям общественной организации помощи детям-инвалидам и их семьям «Счастье жить», стал ещё одним удачным вариантом помощи детям с особыми образовательными потребностями в познании мира, социализации, приобщении к искусству.
Ольга Сергеевна Кольбефляйш,
учитель-логопед МБДОУ "Солнышко"