12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гусева Олеся Анатольевна81

Цифровой диктант на уроках литературы

   В своей работе я довольно широко использую на уроках и по русскому языку, и по литературе кодовые диктанты, информация в которых записывается не словесно, а в виде кода: буквенно, символами, числовым обозначением.

   Цифровой диктант - частный вид кодового диктанта. Он представляет собой набор верных и неверных утверждений, которые нужно оценить и записать соответствующую цифру: 1 - верно, 0 - неверно, не соответствует тексту. Ответом является комбинация цифр. Утверждения содержат в себе как конкретные факты из текста, так и более сложные интерпретации сюжета, нацеленные на понимание авторской позиции и замысла.

   Технология проведения кодовых диктантов проста. Так же, как и в обычном диктанте, утверждения читаются дважды: первый раз - для восприятия в целом, второй раз - для более четкого понимания вопроса и для его осмысления. После последнего утверждения работы сразу же сдаются. Чтобы видеть динамику каждого ученика и системно проводить мини-работы, в том числе цифровые диктанты, целесообразно выполнять их не на отдельных листочках, которые теряются, а в половинке разрезанной тетради, в отличие от рабочей тетради, где выполняются другие виды письменных работ: планы, конспекты, записи во время урока, сочинения. Такие тетради-малышки, как и для контрольных работ по русскому языку, хранятся у учителя и на дом не выдаются.

   Все виды кодовых диктантов за счет краткости можно использовать часто, что, безусловно, позволяет проверять знание и понимание текста. Они имеют много преимуществ: накопление отметок (что по литературе, преимущественно устном предмете, немаловажно), возможность проверить и оценить всех учеников, быстрота проведения и проверки, интересные формулировки. Минусы, прежде всего, связаны с вероятностью "угадывания", что снижает объективность оценивания. Но это касается и других форм работ, в частности, тестов. Поэтому должны использоваться более сложные утверждения, нацеленные на глобальное восприятие текста. К тому же ученики могут сбиваться при записи ответов, но обычно за несколько таких работ ребята привыкают, становятся более внимательными и дисциплинированными.

   Для оценивания удобно использовать 10 утверждений: 5-6 верных ответов соответствуют отметке "3", 7-8 - " 4", 9-10 правильных ответов позволяют получить высший балл. Можно составлять и более объемные диктанты, в таком случае нужно просчитать необходимое количество верных ответов пропорционально общему количеству.

    Цифровые диктанты на уроках литературы я использую во всех классах, даже в старших. Их можно проводить не только по небольшим произведениям, но и по отдельным темам крупного романа, такого, как "Преступление и наказание" Ф. Достоевского.

    Цифровые диктанты не заменяют другие виды проверочных работ, но дополняют их.

   Ниже представлены примерные цифровые диктанты по разным произведениям 5 класса, изучаемыми по программе авторского коллектива В. Я. Коровиной.


Цифровой диктант по сказке С. Маршака "Двенадцать месяцев"

1.Королеве десять лет.

2. Она очень любит заниматься чистописанием.

3. Королева вдумчиво читает просьбу о помиловании, долго размышляет о решении.

4. Действие сказки происходит поздней осенью.

5. Королева проверяет свою власть на старом учителе.

6. Она возражает науке и природе, меняя времена года.

7. Королева желает, чтобы наступил март.

8. Награда за корзину подснежников - бархатная шуба на лисе и катание на лошадях.

9. Дочка старухи любит сводную сестру.

10. Падчерица в лесу собирала хворост для отопления.

Ключ: 0000110001


Цифровой диктант по рассказу А. Платонова "Никита"

1.Действие рассказа происходит во время войны.

2. Никита - смелый, отважный мальчик.

3. Никита всю жизнь живет со своим отцом.

4. Дедушка, по мнению Никиты, умер и лежит в могиле.

5. Никита называет баню бабушкой.

6. Он положил кусок хлеба в нору к змеям, чтобы они его не тронули.

7. Мать Никиты работала в поле.

8. Никита видит повсюду злые, незнакомые лица в разных предметах.

9. После того как вернулся отец, Никита не видел больше тайной жизни.

10. Смысл жизни отца Никиты в труде.

Ключ: 1000111111


Цифровой диктант по теме "Нравственные уроки в повести В. Г. Короленко "В дурном обществе"

1.Пан Тыбурций работал на базаре и поэтому иногда мог покормить детей мясом.

2. Вася решил помочь Марусе и украл для нее куклу.

3. Её Маруся очень любила.

4. Старый Януш рассказывал отцу Васи о знакомстве его сына с нищими.

5. Пан Тыбурций уважал Васиного отца за справедливость.

6. Вася у живущих в подземелье нашел любовь и поддержку.

7. Вася чувствовал нежность к Марусе, потому что она напоминала ему сестру.

8. Он присутствовал при смерти Маруси.

9. Пан судья выгнал из дома пана Тыбурция из-за того, что он вор.

10. Соня и Вася часто посещали могилу Маруси и обещали ее помнить.

Ключ: 0011111001

Цифровой диктант по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"

1.Конь родился хромым.

2. Его не любили в деревне, потому что он был попрошайкой.

3. Филька- живой, веселый мальчик.

4. Его все называли Филюшкой.

5. Филька умышленно обидел коня.

6. У коня от обиды выкатилась слеза.

7. Лютые морозы прекратились потому, что Филька старался исправить свою ошибку.

8. Главным бедствием для людей было отсутствие муки и воды.

9. Сорока помогла Фильке.

10. Филька, проя прощения у коня, накормил его чистым зерном.

Ключ: 0000111110


Цифровой диктант по рассказу Дж. Лондона "Сказание о Кише"

1.Киш стал главой семьи после смерти отца.

2. Ему было 10 лет.

3. Киш не умел постоять за себя на совете старейшин.

4. Киш охотился только на моржей.

5. Он жил в шалаше.

6.В его возрасте все мальчики уже самостоятельно охотились.

7. В племени многие завидовали ему.

8. Киш на всю жизнь остался незамеченным скромным охотником.

9. Киш добывал зверя благодаря хорошему оружию.

10. Рассказ учит выдержке, ловкости, преданности.

Ключ: 1000001001















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.