Интеллектуальная игра на тему «Степи! Как вы хороши... » (7–11 классы)

12
4
Материал опубликован 31 December 2017 в группе

Цикл интеллектуальных игр «По Ивановскому меридиану» Игра четвёртая

Степи! Как вы хороши…

Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний о природно-территориальном комплексе Африки

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о природе лесостепей и степей, природных явлениях, многообразии живых организмов в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; выделяют характерные особенности природно-территориальных комплексов лесостепей и степей.

2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к уникальной природе и чувство ответственности за сохранение ее; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей лесостепей и степей.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета, карт и атласов) об особенностях природы лесостепей и степей и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет», физическая карта Африки

                                                                   Ход игры.

        Ребята! Сегодня мы продолжаем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «География». Эта игра не первая, поэтому вы знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденному материал.

Конкурс капитанов

1.Степи есть не только на юге европейской части России, но и в долине Оби, в               Забайкалье

2.К югу чернозёмные почвы заменяются каштановыми, но более плодородными (нет)

3.Чернозёмные почвы содержат до 16% гумуса

4.Зимой температура в степях может понизиться до -35 , а летом подняться до +35         градусов

5.В степях существует резкий перепад температур ночной и дневной

6.Засушливость климата в степях существенно изменяется при движении с запада на     восток ( нет, к югу)

7.В Центрально-Чернозёмном заповеднике охраняются северные, или разнотравные       степи

8.В северных степях на 1 кв. метре может произрастать 70-80 видов растений

9.Листья ковыля узкие и почти всегда сложены вдоль, чтоб уменьшить испарение

10.Южную степь называют разнотравной (нет, ковыльной)

11.Благодаря особым приспособлениям плоды ковыля легко вкручиваются в почву

12.Перекати –поле - это шарообразной формы растения, отрывающиеся от корня и           катящиеся ветром по степи

13.В степях не встретишь лишайников и тем более водорослей ( есть лишайники –           пармелия и водоросли – носток

14.Более устойчив к вытаптыванию типчак, чем ковыль

15.Степи обладают способностью к восстановлению ( да, через несколько десятков          лет)

Конкурс «Подсказка»

      Каждый вопрос выдается тремя частями. После подсказки команды на листочках пишут ответ и сдают учителю. Затем читается вторая подсказка, потом и третья. Можно после очередной подсказки менять версию ответа. Если ответ не меняется, листочки можно не сдавать. За ответ с первой подсказки – 3, со второй – 2, с 3 – 1 умник.
 

1.Только у этого грызуна есть знамя - чёрно-белая кисточка на хвосте.

2.Зверьки невелики по размерам, но легко совершают 3-метровые прыжки.

3. При этом они не опираются на коротенькие передние лапы

                                                                                           (тушканчики)

1Это довольно крупный родственник белок

2.Нагуляв жира, они впадают в спячку, температура их тела понижается до 8-10         градусов.

3. Спящего грызуна невозможно разбудить, отсюда и выражение – «спит как                …………..»

                                                                                          (сурок)

1.Почти у всех народов мира эта птица – символ небесной силы, огня и бессмертия.

2.Очень часто эта птица появляется на гербах многих стран мира.

3.Птица, живущая в засушливых степях, называется

                                                                                          (степной орёл)

1.Эти птицы были когда-то многочисленны в южнорусских степях

2.Они относятся к отряду журавлеобразные

3.Это самые крупные птицы степи массой до 11-18 кг, летающие быстро и легко

                                                                                          (дрофы)

1.Во многих странах его считают священной птицей, поскольку он уничтожает             прожорливую саранчу.

2.Всё тело, кроме чёрной головы, шеи, крыльев и хвоста,  бледно-розовое.

3.Этим он отличается от нашего обыкновенного, черного, живущего в дуплах и             скворечниках

                                                                                  (розовый скворец)

 

Конкурс «Кроссворд «Важная отрасль сельского хозяйства»

/data/files/b1514230167.docx (Кроссворд "Растениеводство")

 

1.Её называли царицей полей за высокий рост и ценное зерно (кукуруза)

2.Плод этого растения неправильно считают самой крупной ягодой, хотя у него плод тыквина                                                                                   ( арбуз)

3.Новая сельскохозяйственная культура Краснодарского края, растёт на чеках                                                                                                                 (рис)

4.Злак с самым коротким циклом развития, растёт даже за Полярным кругом и высоко в горах                                                                                      (ячмень)

5.Эта «торпеда» с бахчи очень сладкая                                   (дыня)

6.Это первый злак из трёх самых важных для человечества     (пшеница)

7.Этот фрукт поспевает раньше вишни, но теплолюб               (черешня)

8.На Кубе – сахарный тростник, а у нас – сахарная ……            (свёкла)

9.Это растение упоминается в одной из басен Крылова «Лисица и ……….. (виноград)

10.Баклажан, или                                                                    (бадриджан)

11.В его семенах до 50% масла                                               ( подсолнечник)

12.Первое время на Руси вторым хлебом была репа, а потом ее сменил ……                                                                                                                       (картофель)

13.Это полезный и питательный злак, каждое утро поэтому англичане едят кашу из      его зёрен                                                                                       (овёс)

14.Из него получают крупу – пшено                                          (просо)

Ключевое слово – растениеводство – выращивание овощных, плодово-ягодных, технических культур для нужд человека

 

Конкурс "Самое, самое, самое ...", или «Акула»

 На доске нарисована решётка из 16 квадратов. За числами и цифрами - вопросы, за пятью из чисел и цифр нет вопроса, там "Акула", которая "съедает" у команды один умник. В игре участвуют 3 ученика, по одному с каждого ряда.  Первый ученик выбирает цифру, учитель задаёт вопрос. Если ученик отвечает сам, то зарабатывает 2 умника, если ему помогает команда с ряда - 1 умник. Право ответа может переходить к следующей команде при неправильном ответе. Потом отвечает второй , а за ним третий ученик. Игра идёт до последнего вопроса. С учителем работают два помощника: один зачёркивает выбранные цифры, другой считает умники

 

1.Растение с самым высоким содержанием жира в семенах     (подсолнечник -до 50%)

2.Самое главное растение степи, отличающее её от лугов      (ковыль)

3.Самый запасливый грызун степей                                       (хомяк)

4.Самое быстрое из копытных животное степей                      (сайгак)

5.Акула

6. Самая крупная птица степей                                              (дрофа)

7. Акула

8. Самая крупная птица из домашних,хорошо разводимая в степной местности   (индюк)

9.  Акула

10. Самая крупная хищная птица                                          (степной орёл)

11. Самые сладкие корнеплоды у .........                                (сахарной свёклы)

12.Акула

13. Самый крупный хищник из млекопитающих                     (волк)

14. Акула

15. Почва с самым высоким содержанием гумуса                    (чернозём)

16. Самые богатые по видовому составу растений степи         (северные, или луговые)

 

 Конкурс “ Биоаукцион «Растения на гербах городов России»

          Завершающую часть урока по данной теме можно провести в форме аукциона, но несколько изменить его. Это делается для экономии времени и для того, чтоб в аукционе участвовал весь класс. Каждому ряду перед объявлением вопроса предлагается самим установить цену – от 1 до 5 умников. (Перед началом игры команды получают от учителя получают безвозмездный кредит в размере 15 умников). Команды делают ставки, учитель читает вопрос. После обсуждения команды дают письменный ответ. При неправильном ответе сумма ставки вычитается. При работе с последним вопросом предложите сделать ставку без ограничения от 1до5 умников.


 

               Вопрос о растениях, украшающих степь весной

Вот как сказано об этих растениях в книге В.С. Моложавенко «Тайна красоты». Трудно сказать, сколько сортов этого вида было создано за всю историю культуры. Считают, что примерно три тысячи существуют сейчас. А их дикие прародители понемногу исчезают. Распахана целина, где они жили, истоптаны людьми степные обочины. И всё же… Но однажды весной вдруг заполыхает радугой, будто спустившейся с небес, неприметная степь – это расцвели красные, белые, жёлтые, фиолетовые, розовые……..Именно этот луковичный цветок есть на гербе города Волгодонска. Какой?

                                                                            (тюльпан)

              Вопрос о малоизвестном значении известного всем растения

В России это растение стали выращивать в начале 17 века, а при Петре I эту культуру стали выращивать на Дону. Это многолетняя лиана до появления в Европе опасного вредителя – филлоксеры - жила до 130-150 лет. Нам это растение знакомо своими плодами зелёного, розового, жёлтого, тёмно-красного, чёрно-фиолетового цвета с восковым налётом. Плоды компактно прижаты друг к другу, образуя красивые гроздья. Чаще всего мы едим их свежими, пьём соки из них. После выжимки сока в ягодах остаются семена, из которых получают масло, по составу близкое к миндальному, а по вкусу – к оливковому маслу. Так какое же растение попало на герб города Кизляра?

                                                                             (виноград)

              Вопрос о растении, чьим диким предком является колоцинт

Это растение родом из пустыни Калахари в Южной Африке до сих пор радует в жару многих животных своими сочными плодами. Выращивать его начали в Египте, потом в Древнем Риме, откуда он попал в Западную Европу. В России его стали разводить в низовьях Волги. До сих пор самые вкусные плоды вырастают именно там. Они разнообразны по форме, цвету - от белого и жёлтого до тёмно-зелёного, с мякотью сочной и сладкой красной, розовой, реже белой и жёлтой. Есть один недостаток, о котором надо знать – плоды способны накапливать нитраты, отрицательно сказывающиеся на здоровье человека. Именно это растение из семейства тыквенных на гербе города Балашова. Какое?

                                                                              (арбуз)

              Вопрос о растении, имевшем прямое отношение к гладиаторам

Это всем известное злаковое растение. Зёрна его употребляются в пищу в основном в виде двух круп и муки. Но мука не даёт пористого теста и плохо пропекается. В некоторых районах Финляндии до сих пор на бересте пекут особый хлеб «риеска». А в Древнем Риме гладиаторов называли гордеариями – пожирателями этого растения. Это не случайно, т.к. злак составлял основу их питания и способствовал быстрому наращиванию мышечной массы. Так кашу из какого растения надо чаще есть, чтобы укрепить своё тело? ( Это растение попало на герб города Белев Тульской области )

                                                                               ( ячмень)

             Вопрос о растении, помогавшем охотиться на китов

Это растение на гербе одного из городских поселений Тульской области. Это двудомное растение. Женское растение – матёрка- с соцветием сложный колос из пестичных цветков, мужское – посконь – тычиночные цветки собраны в соцветие метёлка. В русском крестьянском хозяйстве посконь ценилась невысоко – холст из неё получался грубым и жёстким, но зато прочным. Именно из поскони вили тонкие морские канаты - лини и тросы. Гарпунный линь из посконной пеньки толщиной в 17 см использовали для охоты на китов. Сейчас перешли на выращивание однодомных растений, из которых получают волокна для верёвок и канатов, а из семян – масло. О каком растении идёт речь?

                                                                               (конопля)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Евгений Алексеевич за интересную игру! С Наступающим!

31 December 2017

Осталось написать ещё две игры. Вот тогда цикл будет готов

31 December 2017

Спасибо огромное за Ваш труд.

24 January 2018

Буду рад, если что-то пригодится. Мы с Вами почти на одном меридиане. Только сменить название цикла

24 January 2018

Ответ #56990 был удален 24 January 2018

Ответ #56991 был удален 24 January 2018