12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Алексеевна Макарова150
Высшее образование и активная жизненная позиция
Россия, Московская обл., Раменское
3

Театрализации как современная педагогическая технология в обучении английскому языку в начальной школе

Театрализации как современная педагогическая технология в обучении английскому языку в начальной школе


Новые цели, которые ставит перед собой современное образование, вызывают повышенный интерес педагогов к интерактивным технологиям в обучении. Одной из таких технологий в обучении младших школьников является театрализация, использование которой позволяет обучающимся перейти от пассивного восприятия информации к активизации процесса познания: «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я запоминаю. То, что я делаю сам, я запоминаю» (Конфуций) [6, с. 37].

Театрализация является элементом творческой игровой деятельности [8, с. 56.], значение которой сложно переоценить. Ее особенности заключаются в познавательности, коммуникативности, глубоком воздействии на личность, способствуют расширению кругозора обучающихся, развивают их духовно-нравственную сферу, творческое воображение и речь, формируют ассоциативное мышление, усиливают способность к адаптации. Именно поэтому особое внимание такой деятельности уделяется в начальной школе, когда обучающиеся впервые знакомятся с иностранным языком.

Многие отечественные педагоги и ученые изучали игру как особый вид деятельности и ее роль в процессе обучения и развития детей. Среди них Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б. и другие.

Роль игры в образовательном процессе и в психическом развитии детей особенно выделял Выготский Л. С. [2, с. 4]. По его мнению, на любом этапе развития, в любой своей форме игра способствует нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка. Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность, которая позднее становится ведущей в развитии ребенка [3, с. 64]

Леонтьев А. Н. указывал, что игровая деятельность — это целеустремленная деятельность, образно, конкретно, чувственно изображающая мир и определяемая общественными законами развития [4, с. 303-323].

Эльконин Д. Б. в своих исследованиях писал, что «игра является ведущим видом деятельности для … младшего школьного возраста» [13]

Театрализация как элемент игровой деятельности – это средство для социализации и развития детей, «это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов... формировать творческую активность… Вся жизнь ребёнка насыщена игрой… В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, … но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими…» [9, с. 123].

Театрализованная игровая деятельность обучающихся начальной школы оказывает положительное воздействие на личность обучающихся, способствует самопознанию и самовыражению, корректирует коммуникативные качества, повышает мотивацию к обучению. Об этом в своих трудах писал Пидкасистый П.И. [7, с. 48-52]. Он отмечал важность коллективно – творческой игровой деятельности.

Существуют разные классификации видов театрализации. Одну из них в своей работе характеризует Артемова Л. В. [1, с. 24]:

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые игры, диалоги на основе текста;

- инсценировки малых форм;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки».

Инсценировка малых форм (небольших стихов, сказок, рассказов и др.) является наиболее актуальным видом театрализации, который может применяться при изучении английского языка в начальной школе. Это связано с тем, что при подготовке инсценировки на английском языке обучающиеся получают возможность применить знания, полученные на уроках, совершенствовать навыки устной речи, закрепить и расширить лексический запас, более прочно усвоить различные грамматические явления, повысить интерес к изучению английского языка.

В данной статье предлагается опыт применения инсценировки как вида театрализации при изучении английского языка в начальной школе МОУ Юровская СОШ.

В МОУ Юровская СОШ в качестве базового учебно-методического комплекта используется УМК «Rainbow English» Афанасьевой О. В., Михеевой И. В. [12]. Анализируя упражнения УМК можно заметить, что технология театрализации в учебнике используется недостаточно, хотя ее важность является очевидной. В связи с этим, в программе внеурочной деятельности начальной школы по английскому языку были запланированы занятия, расширяющие возможности применения данной технологии при подготовке к традиционным школьным мероприятиям (Неделя английского языка, Новый год и др.)

Так, обучающимся начальной школы было предложено подготовить инсценировку на английском языке. Организация работа была разделена на следующие этапы: формирование замысла (подготовка), отбор материала (анализ), создание сценария (перевод), инсценирование (репетиции, выступление) в соответствии с методическими рекомендациями [5, с. 3]

Материал для инсценировки был выбран педагогом совместно с обучающимися с учетом их возрастных возможностей, знаний и умений. Подготовка велась в соответствии со следующим критерием: инсценировка должна проводиться только на основе произведения, известного всем учащимся [10, с. 52].

Работа началась с поиска и изучения детских русских народных сказок, которые можно было бы использовать для перевода на английский язык и последующего выступления. Были опрошены обучающиеся начальной школы в возрасте 6-8 лет на тему, какие сказки они читали в детстве, помнят ли главных героев сказок, и чему учат прочитанные произведения.

Наиболее популярной сказкой оказалась сказка «Репка», в которой:

- большое количество героев, что привлечет к выступлению большее количество участников;

- действия героев повторяются, что облегчит перевод текста сказки на английский язык.

Затем, внимательно поработав с содержанием сказки, обучающиеся совместно с педагогом проанализировали информацию о главных героях, их характерах и действиях, предметах и их свойствах.

После этого, опираясь на свои знаниям, обратившись словарю и за помощью к учителю, обучающиеся перевели выбранную сказку на английский язык и распределили роли.

Созданием декораций и подбором костюмов занимались обучающиеся, не задействованные непосредственно в инсценировке. В ходе данной деятельности они повторили названия цветов и предметов, вспоминая ранее изученные лексические единицы (yellow, brown, black, white, turnip, mouse, cat, big…) и под контролем педагога познакомились с новой лексикой (to grow, to come, to help…). В подборе музыкального сопровождения принимали участие родители.

Заключительным этапом работы по инсценировке сказки стали репетиции и выступление - самый волнительный момент.

В результате совместной коллективной театрализованной деятельности у обучающихся совершенствовались коммуникативные навыки, развивались творческое воображение и самовыражение, проявилось активное желание и далее продолжать участвовать в инсценировках на английском языке.

Подводя итог, можно сказать, что применение технологии театрализации в работе педагога с обучающимися начальных классов по изучению английского языка дает возможность продолжить развитие их речевой деятельности и письменной речи в соответствии с их опытом, интересами и психологическим особенностям на начальном этапе обучения [11]. В современных условиях, когда основу педагогики составляют интерактивный и компетентностный подходы, описанная технология не теряет актуальности.

Список литературы:

Печатные издания:

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников, М.: Просвещение, 1991. – 127 с.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

3. Выготский Л. С. О роли игры в психическом развитии ребенка / Глаголева К. С. — Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138)

4. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. М., 1983, 391 с.

5. Марзоева Э. В., Океанские методики: Методические рекомендации по организации жизнедеятельности детей в условиях Всероссийского детского центра «Океан» / – Владивосток: Федеральное государственное образовательное учреждение Всероссийский детский центр «Океан», 2010. – 280 с.

6. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

7. Пидкасистый П.И. и др. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. – 269 с.

8. Селевко Г. К., Современные образовательные технологии, Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998, 256 с.

9. Станиславский К. С. Собраний сочинений: Т.9, – М.: Искусство, 1999, 839 с.

Электронные ресурсы:

10. Негневицкая Е. И. Психологические условия формирования речевых навыков и умений на втором языке [Электронный ресурс]: научная работа, 1986, Москва. URL: https://nauka- pedagogika.com (дата обращения: 04.12.2022)

11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями на 18.07.2022 [Электронный ресурс]: Министерство Просвещения Российской Федерации, Приказ от 31.05.2021 № 286, Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Официальный сайт МОУ Юровская СОШ [Электронный ресурс]: раздел «Образовательные программы НОО». URL: https://ramurovskaya.edumsko.ru/activity/eduprogram (дата обращения: 01.12.2022)

13. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999 г. - 360 с. URL: https://bookap.info/book/elkonin_psihologiya_igry (дата обращения: 03.12.2022)


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.