СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Лариса19
Самарская обл.

 2 Технологическая карта


Тема урока

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории развития химии.

Тип урока

урок изучения нового материала и первичного закрепления  знаний.

Цель урока

Формирование представлений о превращении веществ и роли химии в жизни человека

Задачи урока

1. Изучить виды превращения веществ, раскрыть роль химии в жизни человека, выявить достоинства и недостатки химических и физических явлений;

2. Развивать умение работать фронтально, индивидуально и по группам, осуществлять самоконтроль, коррекцию и оценку собственных действий и действий сверстников; оценивать правильность выполнения действия и внесение необходимых корректив;

3. Формировать научное мировоззрение

Основное содержание темы

 Химические явления (реакции), отличие их от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. Экологические проблемы химии

Термины и понятия

  Химические явления или реакции, физические явления

Образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальней-шей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, традициям, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

9) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

10) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Организация образовательной среды

Ресурсы

Химический эксперимент

Расчетные задачи

Межпредметные связи

Формы работы

Информационный материал: Габриелян О.С, химия 8 класс; Габриелян О.С., Методическое пособие 8-9 классы.


Демонстрации: презентация, наглядные пособия.

Лабораторные опыты:1) Демонстрация нормального и ржавого гвоздя;

2) Взаимодействие иодида калия KI и нитрата свинца Pb(NO3)2;

3) Взаимодействие хлорида аммония NH4 Cl и гидроксида натрия NaOH.

4) Взаимодействие железных стружек Fe с серной кислотой H2 SO4

5) Нагревание воды над пламенем спиртовки

6) Взаимодействие щелочи с медным купоросом.


-

Непосредственная связь с физикой и экологией, литературой 

фронтальная (Ф);

индивидуальная (И);

парная (П);




Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1. Организация урока /Установка к деятельности / 1 минута

Организует класс, проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует их



Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

Готовятся к уроку, успокаиваются, настраиваются на работу, приветствуют учителя

-

1) планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

2) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и пре-одолению препятствий.

1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 2) определение цели, функций участников, способов взаимодействия.


1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотива-ции к обучению и познанию.

2. Актуализация знаний /Мотивация к деятельности, целеполагание// 5 минут

- Ребята, а где зародилась наука химия?

- А какие этапы преодолевала эта удивительная наука на своем пути и с чьими именами эти этапы связаны Вам известно?

- А Вы хотите узнать?

- В природе существуют два вида явлений! Вы знаете какие?

- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на мои действия и попытайтесь ответить на вопрос: как правильно назвать явления, с которыми связаны мои действия?

Нагреваем воду над пламенем спиртовки и во время испарения воды, появления пара держим стеклянную пластину над отверстием пробирки.

- Ребята, что вы наблюдали? И как это явление называется или какой процесс произошел при испарении воды?

Проведем химический опыт получения гидроксида меди (2). К пробирке с щелочью добавим медный купорос.

- Ребята, что вы наблюдали? А как это явление называется, или какой процесс произошел в пробирке?



Актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднения в выполнении учебного действия.




- в Египте.





- нет



- Да





Дают ответ или возникает проблема при решении поставленных задач






















1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) поиск и выделение необходимой информации;

3) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

4) извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

5) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

6) подведение под понятие, выведение следствий;

7) выдвижение гипотез и их обоснование.


1) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

2) планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3) прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

4) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2) постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

4) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1) самоотношение и самооценка.

2) личностное, профессиональное, жизненное само-определение.

3) установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

4) выделение морально-этического содержания событий и действий и их оценивание.


3. Изучение нового материала /Структурирование, исходя из содержания и построения/ 15 минут

Помогает выявить суть определения химических явлений.

Демонстрирует ряд химических опытов (помогает зафиксировать в тетрадь наблюдаемые явления):

1) Демонстрация классу нормального и ржавого гвоздя;

2) Взаимодействие иодида калия KI и нитрата свинца Pb(NO3)2;

3) Взаимодействие хлорида аммония NH4 Cl и гидроксида натрия NaOH.

4) Взаимодействие железных стружек Fe с серной кислотой H2 SO4

Помогает сформулировать признаки химических реакций;

Предлагает рассмотреть роль химии по рисункам в учебнике стр. 18. Рис. 11-12.

Помогает разобраться с источниками загрязнения окружающей среды.

Предполагают сущность определения физических и химических явлений;

Анализируют демонстрационные химические опыты, фиксируют в тетрадь наблюдаемые явления;

При просмотре видеофрагментов называют физические явления происходящие в нем;

Высказывают признаки химических и физических явлений;

Рассматривают рисунки в учебники, анализируют,обобщают источники загрязнения окружающей среды. Получают жетоны за правильно предположенные ответы.


А теперь экспериментально определим признаки химических явлений или химических реакций.



Выпадение осадка при смешивании щелочи с медным купоросом

При добавлении к полученному осадку кислоты мы наблюдаем растворение осадка, что является так же признаком химического явления

При взаимодействии мрамора и кислоты мы наблюдаем бурное выделение газа, что тоже будет являться признаком химического явления

При взаимодействии щелочи и кислоты. Щелочь подкрасим фенолфталеином и добавим кислоту. Наблюдаем изменение цвета и выделение теплоты. Признаки химических явлений.

Растворим нитрат аммония в воде. Раствор становиться холодным. Поглощение теплоты. Признак химических реакций.

Появление запаха также является признаком химических реакций.


Выписывают в тетрадь определения.

Химическое явление или химическая реакция – это явления, в результате которого из одних веществ образуются другие.

Физическое явление – это явления, в результате которых изменяются размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав остается постоянным.


1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) структурирование знаний;

3) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

4) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

5) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

6) преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

7) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

8) выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

9) подведение под понятие, выведение следствий;

10) построение логической цепи рассуждений;

11) доказательство;

12) выдвижение гипотез и их обоснование.

13) формулирование проблемы;

14) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

1) прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

2) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

3) коррекция — внесение не-обходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

4) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и пре-одолению препятствий.

1) постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

2) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

3) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1) самоотношение и самооценка.

2) личностное, профессиональное, жизненное само-определение.

3) установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;

4) установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

5) выделение морально-этического содержания событий и действий и их оценивание.


4. Обобщение и закрепление /Систематизация и выявление пробелов/ 12 минут

Организует работу по закреплению физических и химических явлений, заполнением таблицы .

t1575388434aa.gif

Явления



t1575388434ab.gift1575388434ac.gift1575388434ad.gift1575388434ad.gif

Химические или химические реакции

Физические





t1575388434ad.gif





t1575388434ad.gif

t1575388434ae.gift1575388434af.gif

Примеры:


Примеры:



Химические явления и их признаки: скисание молока – изменение цвета, запаха, вкуса, выпадение осадка; горение газа – яркое свечение, выделение теплоты, образование углекислого газа и воды.

Физические явления и их признаки:

образование инея – изменения агрегатного состояния вещества; изготовления изделий из стекла – изменение формы; засахаривание варенья – изменение агрегатного состояния вещества.


Предлагает проанализировать рисунки и назвать процесс

t1575388434ag.png

Предлагает задание «вычеркните «лишнее»:

Замерзание воды, испарение воды, кипение воды, разложение воды на водород и кислород, фильтрование воды.

Заполняют таблицу, приводя примеры физических и химических явлений из художественных фильмов и мультфильмов, 1 пример – 1 жетон.

Выполняют 2 и 3 задание, каждый в дальнейшем проверяет работу соседа по парте, сверяет ее с ответами, назначает количество жетонов.

1) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,;

2)структурирование знаний;

3) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;

4) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

5) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

6) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации;

7) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

8) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

9) синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

10)выбор оснований и критериев для сравнения;

11)самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

1) прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

2) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

3) коррекция - внесение не-обходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

4)оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

5) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и пре-одолению препятствий.

1) разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

2) управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями коммуникации;

1) самоотношение и самооценка.

2) формирование идентичности личности.

3) личностное, профессиональное, жизненное само-определение.

4) установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;

5) выделение морально-этического содержания событий и действий и их оценивание.

6) построение системы нравственных ценностей как основания личностного морального выбора;

5. Рефлексия деятельности /Подведение итогов, оценка и самооценка/ 5 минут

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке, используя прием «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Предлагает учащимся подсчитать количество набранных жетонов на уроке и перевести их в оценку.

15-20 жетонов – оценка 5

14-9 жетонов – оценка 4

8-5 жетонов – оценка 3

Менее 5 жетонов – плохо усвоил материал урока.

Подводит итоги урока, соотносит полученные результаты с целевыми установками, намечает дальнейшие цели.

Высказывают свое мнение;

Подсчитывают количество жетонов, переводят их в оценки;

Участвуют в подведении итогов урока.

1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2)структурирование знаний;

4) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

5) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

6) преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

7) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

8) выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

9) построение логической цепи рассуждений;

10) доказательство.

1) оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

2) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и пре-одолению препятствий

1) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

2) управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

3) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1) самоотношение и самооценка.

2) формирование идентичности личности.

3) личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

4) установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;

5) установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

6) выделение морально-этического содержания событий и действий и их оценивание.

7) построение системы нравственных ценностей как основания личностного морального выбора;

6. Домашнее задание /Инструктаж по выполнению/ 2 минуты

§3. Предлагает привести по 5 примеров роли химии в жизни человека, которые приводились в фильмах, которые ребята смотрели за последний год.

Благодарит за урок учеников

Записывают домашнее задание.

Благодарят за урок учителя.

1)поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

2) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

3) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

4) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

5) моделирование -преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

самостоятельное 6)создание способов решения проблем творческого и поискового характера



1) планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

2) оценка — выделение и осо-знание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

3) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и пре-одолению препятствий.

1) постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

2) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями коммуникации;

1) самоотношение и самооценка.

2) личностное, профессиональное, жизненное само-определение.

3) установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.