Технологическая карта урока «Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории развития химии»
2 Технологическая карта
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1. Организация урока /Установка к деятельности / 1 минута | |||||
Организует класс, проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует их Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность, вызвать интерес. | Готовятся к уроку, успокаиваются, настраиваются на работу, приветствуют учителя | - | 1) планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 2) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и пре-одолению препятствий. | 1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 2) определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | 1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотива-ции к обучению и познанию. |
2. Актуализация знаний /Мотивация к деятельности, целеполагание// 5 минут | |||||
- Ребята, а где зародилась наука химия? - А какие этапы преодолевала эта удивительная наука на своем пути и с чьими именами эти этапы связаны Вам известно? - А Вы хотите узнать? - В природе существуют два вида явлений! Вы знаете какие? - Посмотрите, пожалуйста, внимательно на мои действия и попытайтесь ответить на вопрос: как правильно назвать явления, с которыми связаны мои действия? Нагреваем воду над пламенем спиртовки и во время испарения воды, появления пара держим стеклянную пластину над отверстием пробирки. - Ребята, что вы наблюдали? И как это явление называется или какой процесс произошел при испарении воды? Проведем химический опыт получения гидроксида меди (2). К пробирке с щелочью добавим медный купорос. - Ребята, что вы наблюдали? А как это явление называется, или какой процесс произошел в пробирке? Актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднения в выполнении учебного действия. | - в Египте. - нет - Да Дают ответ или возникает проблема при решении поставленных задач | 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) поиск и выделение необходимой информации; 3) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; 4) извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; 5) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 6) подведение под понятие, выведение следствий; 7) выдвижение гипотез и их обоснование. | 1) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; 2) планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 3) прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; 4) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. | 1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 2) постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 3) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 4) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 1) самоотношение и самооценка. 2) личностное, профессиональное, жизненное само-определение. 3) установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. 4) выделение морально-этического содержания событий и действий и их оценивание. |
3. Изучение нового материала /Структурирование, исходя из содержания и построения/ 15 минут | |||||
Помогает выявить суть определения химических явлений. Демонстрирует ряд химических опытов (помогает зафиксировать в тетрадь наблюдаемые явления): 1) Демонстрация классу нормального и ржавого гвоздя; 2) Взаимодействие иодида калия KI и нитрата свинца Pb(NO3)2; 3) Взаимодействие хлорида аммония NH4 Cl и гидроксида натрия NaOH. 4) Взаимодействие железных стружек Fe с серной кислотой H2 SO4 Помогает сформулировать признаки химических реакций; Предлагает рассмотреть роль химии по рисункам в учебнике стр. 18. Рис. 11-12. Помогает разобраться с источниками загрязнения окружающей среды. | Предполагают сущность определения физических и химических явлений; Анализируют демонстрационные химические опыты, фиксируют в тетрадь наблюдаемые явления; При просмотре видеофрагментов называют физические явления происходящие в нем; Высказывают признаки химических и физических явлений; Рассматривают рисунки в учебники, анализируют,обобщают источники загрязнения окружающей среды. Получают жетоны за правильно предположенные ответы. А теперь экспериментально определим признаки химических явлений или химических реакций. Выпадение осадка при смешивании щелочи с медным купоросом При добавлении к полученному осадку кислоты мы наблюдаем растворение осадка, что является так же признаком химического явления При взаимодействии мрамора и кислоты мы наблюдаем бурное выделение газа, что тоже будет являться признаком химического явления При взаимодействии щелочи и кислоты. Щелочь подкрасим фенолфталеином и добавим кислоту. Наблюдаем изменение цвета и выделение теплоты. Признаки химических явлений. Растворим нитрат аммония в воде. Раствор становиться холодным. Поглощение теплоты. Признак химических реакций. Появление запаха также является признаком химических реакций. Выписывают в тетрадь определения. Химическое явление или химическая реакция – это явления, в результате которого из одних веществ образуются другие. Физическое явление – это явления, в результате которых изменяются размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав остается постоянным. | 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) структурирование знаний; 3) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; 4) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 5) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 6) преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. 7) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 8) выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; 9) подведение под понятие, выведение следствий; 10) построение логической цепи рассуждений; 11) доказательство; 12) выдвижение гипотез и их обоснование. 13) формулирование проблемы; 14) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | 1) прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; 2) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 3) коррекция — внесение не-обходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; 4) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и пре-одолению препятствий. | 1) постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 2) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 3) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 1) самоотношение и самооценка. 2) личностное, профессиональное, жизненное само-определение. 3) установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; 4) установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. 5) выделение морально-этического содержания событий и действий и их оценивание. |
4. Обобщение и закрепление /Систематизация и выявление пробелов/ 12 минут | |||||
Организует работу по закреплению физических и химических явлений, заполнением таблицы . Явления Химические или химические реакции Физические Примеры: Примеры: Химические явления и их признаки: скисание молока – изменение цвета, запаха, вкуса, выпадение осадка; горение газа – яркое свечение, выделение теплоты, образование углекислого газа и воды. Физические явления и их признаки: образование инея – изменения агрегатного состояния вещества; изготовления изделий из стекла – изменение формы; засахаривание варенья – изменение агрегатного состояния вещества. Предлагает проанализировать рисунки и назвать процесс Предлагает задание «вычеркните «лишнее»: Замерзание воды, испарение воды, кипение воды, разложение воды на водород и кислород, фильтрование воды. | Заполняют таблицу, приводя примеры физических и химических явлений из художественных фильмов и мультфильмов, 1 пример – 1 жетон. Выполняют 2 и 3 задание, каждый в дальнейшем проверяет работу соседа по парте, сверяет ее с ответами, назначает количество жетонов. | 1) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,; 2)структурирование знаний; 3) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; 4) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 5) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 6) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; 7) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. 8) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 9) синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; 10)выбор оснований и критериев для сравнения; 11)самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | 1) прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; 2) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 3) коррекция - внесение не-обходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; 4)оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; 5) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и пре-одолению препятствий. | 1) разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 2) управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; 5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями коммуникации; | 1) самоотношение и самооценка. 2) формирование идентичности личности. 3) личностное, профессиональное, жизненное само-определение. 4) установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; 5) выделение морально-этического содержания событий и действий и их оценивание. 6) построение системы нравственных ценностей как основания личностного морального выбора; |
5. Рефлексия деятельности /Подведение итогов, оценка и самооценка/ 5 минут | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности на уроке, используя прием «Знаю – Хочу знать – Узнал». Предлагает учащимся подсчитать количество набранных жетонов на уроке и перевести их в оценку. 15-20 жетонов – оценка 5 14-9 жетонов – оценка 4 8-5 жетонов – оценка 3 Менее 5 жетонов – плохо усвоил материал урока. Подводит итоги урока, соотносит полученные результаты с целевыми установками, намечает дальнейшие цели. | Высказывают свое мнение; Подсчитывают количество жетонов, переводят их в оценки; Участвуют в подведении итогов урока. | 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2)структурирование знаний; 4) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; 5) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 6) преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. 7) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 8) выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; 9) построение логической цепи рассуждений; 10) доказательство. | 1) оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; 2) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и пре-одолению препятствий | 1) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 2) управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; 3) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 1) самоотношение и самооценка. 2) формирование идентичности личности. 3) личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. 4) установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; 5) установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. 6) выделение морально-этического содержания событий и действий и их оценивание. 7) построение системы нравственных ценностей как основания личностного морального выбора; |
6. Домашнее задание /Инструктаж по выполнению/ 2 минуты | |||||
§3. Предлагает привести по 5 примеров роли химии в жизни человека, которые приводились в фильмах, которые ребята смотрели за последний год. Благодарит за урок учеников | Записывают домашнее задание. Благодарят за урок учителя. | 1)поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 2) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 3) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; 4) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 5) моделирование -преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); самостоятельное 6)создание способов решения проблем творческого и поискового характера | 1) планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 2) оценка — выделение и осо-знание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; 3) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и пре-одолению препятствий. | 1) постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 2) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями коммуникации; | 1) самоотношение и самооценка. 2) личностное, профессиональное, жизненное само-определение. 3) установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; |