Технологическая карта и материалы учебного занятия по математике «Применение процентов для решения задач в экономике и бухгалтерском учёте»
Технологическая карта и материалы учебного занятия по математике: «Применение процентов для решения задач в экономике и бухгалтерском учёте»
В рамках федеральной программы «Профессионалитет» ФГОС СПО предполагает появление в программе общеобразовательной дисциплины «Математика» прикладного, профессионально ориентированного модуля, интегрированного с содержанием общепрофессиональной дисциплины по специальности. Данное занятие разработано для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)».
Учебный цикл |
Общеобразовательный |
||||||||
Наименование раздела / темы |
Раздел «Повторение курса математики основной школы» / Тема «Процентные вычисления» |
кол-во часов |
|||||||
4 часа |
|||||||||
Тема занятия
|
« Применение процентов для решения задач в экономике и бухгалтерском учёте» |
2 часа |
|||||||
Содержание темы |
Решение задач на проценты экономического содержания |
|
|||||||
Тип учебного занятия |
комбинированный |
||||||||
Формы организации учебной деятельности |
фронтальная, групповая |
||||||||
Формируемые компетенции (в соответствии с ФГОС, рабочей программой) |
Общие компетенции, подлежащие формированию на занятии |
Профессиональные компетенции, подлежащие формированию на занятии |
|||||||
ОК 01 |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ПК 1.1 |
Обрабатывать первичные бухгалтерские документы
|
||||||
ОК 02 |
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
ПК 1.3 |
Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы
|
||||||
|
ОК 04 |
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
|
|
|||||
Требования к результатам освоения УД/МДК/практики (в соответствии с ФГОС, рабочей программой) |
Умения для освоения на занятии |
Знания для усвоения на занятии |
|||||||
У1 |
Документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов |
З1 |
Общие требования к бухгалтерскому учету в части документирования всех хозяйственных действий и операций; определение первичных бухгалтерских документов |
||||||
У2 |
Оформлять денежные и кассовые документы |
З2 |
Порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги |
||||||
|
У3 |
Владение универсальными коммуникативными действиями |
З3 |
Использование преимуществ совместной деятельности в групповой работе
|
|||||
Ресурсы учебного занятия |
Материально-технические |
Электронные |
|||||||
Индивидуальные рабочие листы с условиями задач, презентация, проектор или интерактивная доска. |
Microsoft Office Excel |
||||||||
Формы и методы контроля, оценки результата изучения темы учебного занятия |
Фронтальный опрос, оценка результатов работы в индивидуальных рабочих листах и расчётов в электронных таблицах. |
||||||||
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы |
Домашнее задание: повторить формулы простых и сложных процентов. Провести расчёты и проанализировать зависимость вклада от количества периодов начисления. |
||||||||
Этапы занятия |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
Планируемые результаты обучения |
Типы оценочных мероприятий |
|||||
1. Организационный этап занятия |
|||||||||
Вхождение в тему и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Проверяет готовность обучающихся к занятию. Направляет студентов к определению темы и целей занятия. У: При помощи математического аппарата возможно моделирование практической деятельности в реальной жизни, ее отдельных сторон, качеств и областей. На сегодняшнем занятии мы и попытаемся установить связь между экономикой и математикой. У: Наш урок проведем в форме практической работы, в ходе которой вам предстоит использовать математические модели для решения экономических ситуаций, проводя расчёты в электронных таблицах. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей занятия. Проводит связь с ранее изученным материалом: умением оперировать понятием процента и алгоритмами решения задач на проценты. |
Определяют тему и цели занятия |
ОК 02 |
|
|||||
2. Основной этап занятия |
|||||||||
Актуализация знаний, необходимых для выполнения практической работы |
Демонстрируя слайд презентации, предлагает выполнить решение трёх типовых задач на проценты и записать правила их решения в рабочие листы. Контролирует деятельность обучающихся. |
Комментируют выполнение решения задач и запись правил их решения в индивидуальные рабочие листы. |
ОК 01, ОК 02, ОК 04 |
Фронтальный опрос, проверка решения в рабочих листах |
|||||
Постановка проблемы |
Организует беседу, связывая результаты занятия с его целями. Задает вопрос о необходимости использования понятия процента в профессиональной деятельности. |
Обсуждают данный вопрос. |
|
||||||
Применение знаний и умений в ситуации решения задач экономического содержания
|
Используя слайды презентации, знакомит с некоторыми понятиями экономики: себестоимость, оптовая цена, прибыль, рентабельность. Предлагает решить задачу №1 на расчёт прибыли предприятия и его рентабельности. |
Обсуждают решение задачи, определяют необходимые формулы расчётов. Выполняют в парах расчёты в программе Microsoft Office Excel. Записывают результаты в рабочие листы. |
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.3 |
Проверка результатов расчётов, оформления их в электронных таблицах и рабочих листах. |
|||||
Предлагает решить задачу №2 о вкладе Знакомит с формулой простых и сложных процентов. |
|||||||||
Предлагает решить задачу №3 о начислении зарплаты сотрудникам предприятия. Знакомит с принципами расчётов при условии премирования. |
|||||||||
3. Заключительный этап занятия |
|||||||||
Подведение итогов, рефлексия |
Предлагает сделать выводы о связи в изучении дисциплины Математика с профильной специализацией Экономика и бухгалтерский учёт Проводит итоговое оценивание за работу на занятии. |
Делают выводы о связи изучаемых дисциплин. Формулируют конечный результат своей работы на занятии, анализируют свою деятельность по рабочим листам. |
|
|
|||||
4. Задания для самостоятельного выполнения |
Предлагает записать домашнее задание, даёт рекомендации по его выполнению. |
Записывают домашнее задание. |
|
|
Домашнее задание: Провести расчёты и проанализировать зависимость размера вклада от количества периодов начисления.
Вклад |
50000 р |
|
|||||||||||
Ставка |
2,5% |
|
|||||||||||
Срок |
12 |
Число периодов накопления |
|||||||||||
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теоретический и практический материал
Тема: Применение процентов для решения задач в экономике и бухгалтерском учёте.
Актуализация знаний:
1. На экране предложены задания:
1) Найти 25 % от 400.
2) Сколько % составляет число 60 от 300.
3) Найти число, 15 % которого равны 30.
2. Заполнить пропуски (задание в рабочих листах):
Один процент – это … (одна сотая доля числа) и обозначается …. (1%).
Правило 1. Чтобы найти данное число процентов от числа, нужно … (проценты записать десятичной дробью, а затем число умножить на эту десятичную дробь).
Правило 2. Чтобы найти, сколько процентов одно число составляет от другого, нужно … (разделить первое число на второе и полученную дробь записать в виде процентов).
Правило 3. Чтобы найти исходное число А, зная второе число В и его процент, надо …(В разделить на его процент и умножить на 100% )
Применение знаний и умений в ситуации решения задач экономического содержания.
Задача №1: Определить прибыль и рентабельность от реализации продукции по сельскохозяйственному предприятию, используя данные таблицы.
Виды реализуемой продукции |
Количе-ство, ц. |
Себестои-мость 1 ц., руб. |
Оптовая цена, 1ц.,руб. |
Прибыль, руб. |
Рентабель-ность, % |
Растениеводство |
|
|
|
|
|
зерно |
1500 |
950 |
1250 |
|
|
картофель |
560 |
890 |
840 |
|
|
свекла |
800 |
1400 |
1600 |
|
|
морковь |
420 |
4500 |
5700 |
|
|
Животноводство |
|
|
|
|
|
молоко |
7500 |
1050 |
1200 |
|
|
говядина |
5650 |
11000 |
12000 |
|
|
свинина |
1500 |
9150 |
9100 |
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
Себестоимость (руб.) – сумма всех затрат на единицу продукции.
Прибыль (руб.) – доход от реализации товара. Для формирования цены в прибыль закладывается процент от себестоимости.
Оптовая цена (руб.) – цена производителя, которая складывается из себестоимости и прибыли на единицу продукции.
Рентабельность – отношение прибыли к себестоимости, выраженная в процентах.
Задача №2: Клиент решил открыть счет в банке на 50000 руб. на 1год. Банк предлагает следующие виды вкладов: с ежемесячным начислением процентов - 2,5% с ежеквартальным начислением процентов - 8% депозит на 6 месяцев - 32% годовых, депозит на 12 месяцев - 36% годовых. Какой из вкладов принесет клиенту больший доход при размещении суммы в банке на условиях начисления: а) простых процентов; б) сложных процентов?
1 |
|
|
|
Простые проценты |
Сложные проценты |
|
|
2 |
Вклад, р. |
Ставка(%) |
Срок (число периодов начисления) |
Сумма |
Период |
||
3 |
50000 |
2,5 |
12 |
|
|
Месяц |
|
4 |
|
8 |
4 |
|
|
Квартал |
|
5 |
|
16 |
2 |
|
|
Полгода |
|
6 |
|
36 |
1 |
|
|
Год |
Формула простых процентов: Sn = S0 ∙ (1+pn/100 ) , где Sn – наращенная сумма (исходная сумма вместе с начисленными процентами), S0 – исходная сумма, р% - процентная ставка от суммы, выраженная в долях за период, n – число периодов начисления.
Формула сложных процентов: Sn = S0 ∙ (1+p/100 )n, где Sn – наращенная сумма (исходная сумма вместе с начисленными процентами), S0 – исходная сумма, р% - процентная ставка от суммы, выраженная в долях за период, n – число периодов начисления.
Задача №3: Рассчитать зарплату ИТР предприятия за количество фактически отработанных дней за месяц. Количество рабочих дней за месяц - 22. Премия - 20% от размера месячного оклада.
Фамилия, имя, отчество |
Должность |
Месячный оклад, р. |
Количество рабочих дней за месяц |
Фактически отработанных дней |
Премия |
Зарплата |
Иванов С.А. |
инженер |
48000 |
22 |
22 |
|
|
Ломов Д.И. |
программист |
40000 |
22 |
20 |
|
|
Петров В.С. |
технолог |
38000 |
22 |
19 |
|
|
Розов А.Н. |
экономист |
45000 |
22 |
21 |
|
|
Сергеев М.Е |
бухгалтер |
42000 |
22 |
18 |
|
|
Учебник и информационные ресурсы:
Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Базовый и углубленный уровени: учебник / Ш.А. Алимов, Ю.М.Колягин, М.В. Ткачева и др. - 10 -е изд.- Москва: Просвещение, 2022
Экономика организации (предприятия): учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузменко - 11 изд. - Москва: Кнорус, 2018