Технологическая карта и материалы учебного занятия по математике «Применение процентов для решения задач в экономике и бухгалтерском учёте»

2
0
Материал опубликован 28 September

 

Технологическая карта и материалы учебного занятия по математике: «Применение процентов для решения задач в экономике и бухгалтерском учёте»

В рамках федеральной программы «Профессионалитет» ФГОС СПО предполагает появление в программе общеобразовательной дисциплины «Математика» прикладного, профессионально ориентированного модуля, интегрированного с содержанием общепрофессиональной дисциплины по специальности. Данное занятие разработано для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)».

Учебный цикл

Общеобразовательный

Наименование раздела / темы

Раздел «Повторение курса математики основной школы» / Тема «Процентные вычисления»

кол-во часов

4 часа

Тема занятия

 

« Применение процентов для решения задач в экономике и бухгалтерском учёте»

2 часа

Содержание темы

Решение задач на проценты экономического содержания

 

Тип учебного занятия

комбинированный

Формы организации учебной деятельности

фронтальная, групповая

Формируемые компетенции

(в соответствии с ФГОС, рабочей программой)

Общие компетенции, подлежащие формированию на занятии

Профессиональные компетенции, подлежащие формированию на занятии

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ПК 1.1

Обрабатывать первичные бухгалтерские документы

 

ОК 02

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ПК 1.3

Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы

 

 

ОК 04

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде 

 

 

Требования к результатам освоения

УД/МДК/практики (в соответствии с ФГОС, рабочей программой)

Умения для освоения на занятии

Знания для усвоения на занятии

У1

Документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов

З1

Общие требования к бухгалтерскому учету в части документирования всех хозяйственных действий и операций; определение первичных бухгалтерских документов

У2

Оформлять денежные и кассовые документы

З2

Порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги

 

У3

Владение универсальными коммуникативными действиями

З3

Использование преимуществ совместной деятельности в групповой работе

 

Ресурсы учебного занятия

Материально-технические

Электронные

Индивидуальные рабочие листы с условиями задач, презентация, проектор или интерактивная доска.

Microsoft Office Excel

Формы и методы контроля, оценки результата изучения темы учебного занятия

Фронтальный опрос, оценка результатов работы в индивидуальных рабочих листах и расчётов в электронных таблицах.

Задание для внеаудиторной самостоятельной работы

Домашнее задание: повторить формулы простых и сложных процентов. Провести расчёты и проанализировать зависимость вклада от количества периодов начисления.

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Планируемые результаты обучения

Типы оценочных мероприятий

1. Организационный этап занятия

Вхождение в тему и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Проверяет готовность обучающихся к занятию. Направляет студентов к определению темы и целей занятия.

У: При помощи математического аппарата возможно моделирование практической деятельности в реальной жизни, ее отдельных сторон, качеств и областей. На сегодняшнем занятии мы и попытаемся установить связь между экономикой и математикой.

У: Наш урок проведем в форме практической работы, в ходе которой вам предстоит использовать математические модели для решения экономических ситуаций, проводя расчёты в электронных таблицах.

Уточняет понимание обучающимися поставленных целей занятия. Проводит связь с ранее изученным материалом: умением оперировать понятием процента и алгоритмами решения задач на проценты.

Определяют тему и цели занятия

ОК 02

 

2. Основной этап занятия

Актуализация знаний, необходимых для выполнения практической работы

Демонстрируя слайд презентации, предлагает выполнить решение трёх типовых задач на проценты и записать правила их решения в рабочие листы.

Контролирует деятельность обучающихся.

Комментируют выполнение решения задач и запись правил их решения в индивидуальные рабочие листы.

ОК 01, ОК 02, ОК 04

Фронтальный опрос, проверка решения в рабочих листах

Постановка проблемы

Организует беседу, связывая результаты занятия с его целями. Задает вопрос о необходимости использования понятия процента в профессиональной деятельности.

Обсуждают данный вопрос.

 

Применение знаний и умений в ситуации решения задач экономического содержания

 

Используя слайды презентации, знакомит с некоторыми понятиями экономики: себестоимость, оптовая цена, прибыль, рентабельность.

Предлагает решить задачу №1 на расчёт прибыли предприятия и его рентабельности.

Обсуждают решение задачи, определяют необходимые формулы расчётов.

Выполняют в парах расчёты в программе

Microsoft Office Excel.

Записывают результаты в рабочие листы.

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ПК 1.1, ПК 1.3

Проверка результатов расчётов, оформления их в электронных таблицах и рабочих листах.

Предлагает решить задачу №2 о вкладе

Знакомит с формулой простых и сложных процентов.

Предлагает решить задачу №3 о начислении зарплаты сотрудникам предприятия.

Знакомит с принципами расчётов при условии премирования.

3. Заключительный этап занятия

Подведение итогов, рефлексия

Предлагает сделать выводы о связи в изучении дисциплины Математика с профильной специализацией Экономика и бухгалтерский учёт

Проводит итоговое оценивание за работу на занятии.

Делают выводы о связи изучаемых дисциплин.

Формулируют конечный результат своей работы на занятии, анализируют свою деятельность по рабочим листам.

 

 

4. Задания для самостоятельного выполнения

Предлагает записать домашнее задание, даёт рекомендации по его выполнению.

Записывают домашнее задание.

 

 

 

Домашнее задание: Провести расчёты и проанализировать зависимость размера вклада от количества периодов начисления.

 

Вклад

50000 р

 

Ставка

2,5%

 

Срок

12

Число периодов накопления

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретический и практический материал

Тема: Применение процентов для решения задач в экономике и бухгалтерском учёте.

Актуализация знаний:

1. На экране предложены задания:

1) Найти 25 % от 400.

2) Сколько % составляет число 60 от 300.

3) Найти число, 15 % которого равны 30.

2. Заполнить пропуски (задание в рабочих листах):

Один процент – это … (одна сотая доля числа) и обозначается …. (1%).

Правило 1. Чтобы найти данное число процентов от числа, нужно … (проценты записать десятичной дробью, а затем число умножить на эту десятичную дробь).

Правило 2. Чтобы найти, сколько процентов одно число составляет от другого, нужно … (разделить первое число на второе и полученную дробь записать в виде процентов).

Правило 3. Чтобы найти исходное число А, зная второе число В и его процент, надо …(В разделить на его процент и умножить на 100% )

Применение знаний и умений в ситуации решения задач экономического содержания.

Задача №1: Определить прибыль и рентабельность от реализации продукции по сельскохозяйственному предприятию, используя данные таблицы.

Виды реализуемой

продукции

Количе-ство, ц.

Себестои-мость 1 ц., руб.

Оптовая    цена,     1ц.,руб.

Прибыль,    руб.

Рентабель-ность, %

Растениеводство

 

 

 

 

 

зерно

1500

950

1250

 

 

картофель

560

890

840

 

 

свекла

800

1400

1600

 

 

морковь

420

4500

5700

 

 

Животноводство

 

 

 

 

 

молоко

7500

1050

1200

 

 

говядина

5650

11000

12000

 

 

свинина

1500

9150

9100

 

 

Итого

 

 

 

 

 

Себестоимость (руб.) – сумма всех затрат на единицу продукции.

Прибыль (руб.) – доход от реализации товара. Для формирования цены в прибыль закладывается процент от себестоимости.

Оптовая цена (руб.) – цена производителя, которая складывается из себестоимости и прибыли на единицу продукции.

Рентабельность – отношение прибыли к себестоимости, выраженная в процентах.

Задача №2: Клиент решил открыть счет в банке на 50000 руб. на 1год. Банк предлагает следующие виды вкладов: с ежемесячным начислением процентов - 2,5% с ежеквартальным начислением процентов - 8% депозит на 6 месяцев - 32% годовых, депозит на 12 месяцев - 36% годовых. Какой из вкладов принесет клиенту больший доход при размещении суммы в банке на условиях начисления: а) простых процентов; б) сложных процентов?

1

 

 

 

Простые проценты

Сложные проценты

 

2

Вклад, р.

Ставка(%)

Срок (число периодов начисления)

Сумма

Период

3

50000

2,5

12

 

 

Месяц

4

 

8

4

 

 

Квартал

5

 

16

2

 

 

Полгода

6

 

36

1

 

 

Год

Формула простых процентов: Sn = S0 ∙ (1+pn/100 ) , где Sn – наращенная сумма (исходная сумма вместе с начисленными процентами), S0 – исходная сумма, р% - процентная ставка от суммы, выраженная в долях за период, n – число периодов начисления.

Формула сложных процентов: Sn = S0 ∙ (1+p/100 )n, где Sn – наращенная сумма (исходная сумма вместе с начисленными процентами), S0 – исходная сумма, р% - процентная ставка от суммы, выраженная в долях за период, n – число периодов начисления.

Задача №3: Рассчитать зарплату ИТР предприятия за количество фактически отработанных дней за месяц. Количество рабочих дней за месяц - 22. Премия - 20% от размера месячного оклада.

Фамилия, имя, отчество

Должность

Месячный оклад, р.

Количество рабочих дней за месяц

Фактически отработанных дней

Премия

Зарплата

Иванов С.А.

инженер

48000

22

22

 

 

Ломов Д.И.

программист

40000

22

20

 

 

Петров В.С.

технолог

38000

22

19

 

 

Розов А.Н.

экономист

45000

22

21

 

 

Сергеев М.Е

бухгалтер

42000

22

18

 

 

Учебник и информационные ресурсы:

Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Базовый и углубленный уровени: учебник / Ш.А. Алимов, Ю.М.Колягин, М.В. Ткачева и др. - 10 -е изд.- Москва: Просвещение, 2022

Экономика организации (предприятия): учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузменко - 11 изд. - Москва: Кнорус, 2018

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации