Технологическая карта и самоанализ урока по теме "Физические и химические явления. Химические реакции".

1
0
Материал опубликован 19 February в группе

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Мандрик Надежда Фёдоровна

Класс: 8а

УМК: Габриелян О.С. Химия, 8 класс, базовый уровень, 2 часа в неделю, 68 часов в год

Предмет: Химия

Тема: «Физические и химические явления. Химические реакции»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме Урок № 14. Раздел "Первоначальные химические понятия". Урок направлен на формирование различий физических и химических явлений, на определение признаков и условий протекания химических реакций

Цель: формирование различий физических и химических явлений, определение признаков и условий протекания химических реакций.


Планируемые результаты



Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

-Освоение основных признаков физических и химических явлений

- Установление различий между этими явлениями





- определяют тему и формулируют цель учебного занятия;

- сохраняют цель и учебные задачи в течение урока;

- осуществляют пошаговый и итоговый контроль;

- вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- сравнивают выполненную работу с образцом;

- выполняют пошаговый контроль


- ставят и формулируют проблему с помощью учителя;

- проводят исследовательскую работу, соблюдая правила ТБ;

- делают предположения и обосновывают их;

- контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности.


- участвуют в учебном диалоге;

-высказывают оценочные суждения, рассуждают, аргументируют свою позицию;

-произвольно строят устное высказывание с учетом учебной задачи;

- действуют в соответствии с коммуникативной ситуацией.


- формируют уважительное отношение к партнерам

- демонстрируют увлеченное выполнение учебных заданий;

- проявляют инициативность и творчество при открытии нового способа деятельности;

- учатся воспринимать и учитывать обратную связь от учителя и партнера.



Ход урока




Название

этапа урока


Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Самоопределение

к деятельности

Включить детей в деятельность за счёт мотивационного настроя.

Фронтальная

Приветствует учащихся, объясняет значимость урока

Включаются в работу.

Вступают в диалог с учителем

Создание настроя на активное участие в уроке.

Наблюдение эмоционального настроя.

2

Постановка проблемы

Создать проблемную ситуацию для анализа.

Групповая

Предлагает ситуацию:

распределите явления по группам, используя их признаки.

Организует обсуждение возможных причин некоторых явлений.

Обсуждают, выдвигают гипотезы, распределяют явления по группам.



Формулирование проблемы урока.

Активность участия в обсуждении.

3

Определение темы, постановка цели и задач урока

Отгадывание загадок

1.«Она идёт», «она прошла», Никто ни скажет, что пришла

2.Что за звездочки чудные на пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке

3.Летит-молчит, лежит-молчит.

Когда умрет, тогда заревет.

Определить цель и задачи урока совместно с учащимися


Фронтальная, индивидуальная

Формулирует задание.

Отгадайте загадки, ответы в которых будут темой урока. 

Организует обсуждение: «Как нам научиться различать физические и химические явления?

Как выявить признаки и условия протекания химических реакций?»

Отгадывают загадки, формулируют тему урока, формулируют цели и определяют задачи урока:

-определить

сущность физических и химических явлений

-познакомиться

с  химическими реакциями

-выявить

 признаки химических реакций и условия их протекания



Повышение готовности к выполнению основной части урока.

Осознанное восприятие целей и задач урока.

Наблюдение за учащимися.

Вопросы к учащимся для определения понимания целей и задач урока.

4

Стадия осмысления и закрепления

Исследовательская работа

Лабораторная работа в парах













Групповая


Формулирует задание

Мы проведём три эксперимента. Ваши задачи – наблюдать, описывать увиденное, сравнить результаты экспериментов.

Контролирует соблюдение правил ТБ.

Формулирует задание

- Мы проведем лабораторную работу по группе явлений, которые происходят в химии

Проводят эксперименты. Работают с лабораторным оборудованием в соответствии с правилами ТБ. Описывают проведенные эксперименты, делают вывод, что это физические явления, т.к. не образуются новые вещества.



Проводят экспериментальную работу в группах, описывают признаки и условия протекания экспериментов, делают выводы, что это химические явления или химические реакции. Отмечают их основные признаки: образование осадка, выделение газа и запаха, выделение света и тепла. Подчеркивают условия протекания химических реакций: контакт, нагревание, действие электрического тока, света и катализатора.
















На основании проведенной исследовательской работы, определяют различие между физическими и химическими явлениями.

Контроль соблюдения правил ТБ.


5

Решение проблемы

Выработать решение и применить его на практике.

Индивидуальная, парная, групповая

Формулирует задание

-Определите, на каком рисунке изображено физическое или химическое явление

-Распределите явления по группам

-Определите по картинкам признаки химической реакции

-Найдите соответствие

-Составьте кластер по теме урока

Организует проведение самостоятельной работы, корректирует ошибки.



Анализируют действия одноклассников, выполняют, корректируют свои действия по замечаниям учителя и партнёров.















Выполняют самостоятельную работу. Проводят взаимопроверку (обмен тетрадями), сравнивают ответы с эталоном, на полях выставляют отметку (все правильно или допущена одна ошибка - «5», две-три ошибки - «4», четыре-пять ошибок - «3»).

Проверка уровня усвоения навыков.

Наблюдение и корректировка выполнения заданий учащимися
















Наблюдение за правильностью выполнения заданий, обратная связь.

6

Закрепление навыков

Применить знания в практической деятельности человека.

Индивидуальная, групповая

Формулирует задание.

Делимся на две группы. Первый ряд и половина второго ряда – аргументирует положительную роль химических процессов, половина второго ряда и третий ряд – отрицательную сторону химических процессов. Кто сможет привести аргументов больше.


Приводят аргументы положительной и отрицательной роли химических процессов.

Помощь в формулировании вывода

Нужно ли химическое производство?


Умение соотносить необходимость химического производства и требований к охране окружающей среды

8

Рефлексия деятельности.

Проанализировать результаты, наметить пути улучшения.

Фронтальная и индивидуальная

Проводит рефлексию.

Выберите присущее вам выражение:

-не ударил в грязь лицом

- работал, не покладая рук

-убивал время зря

- добился своего

- могу работать лучше

Учащиеся оценивают свои результаты, формулируют выводы, над чем нужно работать дальше.

Подведение итогов урока, осуществление содержательной рефлексии. Открытость учащихся в осмыслении своей деятельности и адекватной самооценки.

Опрос учащихся и анализ их самооценки по результатам работы

Составитель: Мандрик Надежда Фёдоровна (учитель химии)

Подпись ___________ Н.Ф. Мандрик


Самоанализ урока.

Данный урок относится к разделу «Первоначальные химические понятия». Урок проводился в 8а классе. Учащиеся хорошо знают теоретический материал, подготовлены психологически в соответствии с возрастными особенностями. Межличностные отношения в классе удовлетворительные. Учащиеся класса умеют работать в парах, группах, умеют слушать друг друга, умеют оценивать себя и партнера. В группах учащиеся сотрудничают друг с другом.

Урок тесно взаимосвязан с предыдущими и последующими уроками. При планировании данного урока и подбора заданий были учтены мотивация учащихся, их способности и уровень знаний. Нагрузка и подбор заданий варьировались с учетом индивидуальных способностей учеников и каждого ребенка в отдельности.

Данный урок является не первым в разделе, что определило его цель — формирование различий между физическими и химическими явлениями, определение признаков и условий протекания химических реакций. Урок строился по модели открытия новых знаний с использованием методов проблемного обучения, исследовательской работы, что позволило стимулировать познавательную активность учащихся и повысить уровень их вовлеченности. На уроке применялись приемы: установи соответствие, определи по картинкам, распредели по группам, проведи исследование.

Также учтены требования программы и методические рекомендации из УМК О.С. Габриеляна, Химия, 8 класс, базовый уровень. Были запланированы этапы урока, направленные на введение новой темы, изучение и проведение лабораторной работы с акцентом на вовлечение учащихся в решение проблемных задач.

Достижения цели урока:

Цель урока - формирование различий между физическими и химическими явлениями, определение признаков и условий протекания химических реакций - была достигнута.

Учащиеся:

Осознали важность исследовательской деятельности.

Применили полученные знания в практической деятельности.

Этапы урока:

Самоопределение к деятельности: этап помог создать мотивационный настрой. Учащиеся включились в обсуждение значимости явлений и были вовлечены в учебный процесс.

Постановка проблемы: использование метода: распредели явления по группам, позволило учащимся активно выдвинуть гипотезы о признаках явлений, что создало основу для постановки целей.

Постановка цели и задач: совместное обсуждение целей и задач способствовало осознанному включению учащихся в процесс. Они определили, что урок будет посвящен изучению физических и химических явлений.

Решение проблемы: на данном этапе учащиеся через выполнение исследовательской работы, определили группы явлений. Работая в группах, они обменивались обратной связью, что способствовало развитию коммуникативных навыков.

Закрепление навыков: Учитель своевременно корректировал ошибки и давал рекомендации, что помогло повысить эффективность закрепления.

Рефлексия: Обсуждение итогов урока и самооценка позволили учащимся осмыслить результаты и наметить пути для дальнейшего улучшения.

Уровень активности учащихся: на протяжении всего урока дети были активны, инициативны, предлагали интересные гипотезы и поддерживали друг друга в процессе выполнения заданий.

Использование методов проблемного обучения, исследовательской работы позволило развить:

Регулятивные УУД: учащиеся анализировали и делали выводы.

Познавательные УУД: провели исследовательскую работу.

Коммуникативные УУД: взаимодействовали в парах и группах, давали обратную связь.

Личностные УУД: формировали уважение и поддержку в коллективе.

Рекомендации для улучшения: на этапе закрепления навыков добавить игровую форму для повышения эмоционального фона.

Общий вывод: урок прошел успешно, поставленные задачи выполнены, а цель достигнута. Учащиеся продемонстрировали высокий уровень вовлеченности и усвоили понятия урока.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.