Технологическая карта и самоанализ урока по теме "Физические и химические явления. Химические реакции".

Технологическая карта урока
ФИО учителя: Мандрик Надежда Фёдоровна
Класс: 8а
УМК: Габриелян О.С. Химия, 8 класс, базовый уровень, 2 часа в неделю, 68 часов в год
Предмет: Химия
Тема: «Физические и химические явления. Химические реакции»
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Место и роль урока в изучаемой теме Урок № 14. Раздел "Первоначальные химические понятия". Урок направлен на формирование различий физических и химических явлений, на определение признаков и условий протекания химических реакций
Цель: формирование различий физических и химических явлений, определение признаков и условий протекания химических реакций.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
-Освоение основных признаков физических и химических явлений - Установление различий между этими явлениями | - определяют тему и формулируют цель учебного занятия; - сохраняют цель и учебные задачи в течение урока; - осуществляют пошаговый и итоговый контроль; - вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - сравнивают выполненную работу с образцом; - выполняют пошаговый контроль | - ставят и формулируют проблему с помощью учителя; - проводят исследовательскую работу, соблюдая правила ТБ; - делают предположения и обосновывают их; - контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности. | - участвуют в учебном диалоге; -высказывают оценочные суждения, рассуждают, аргументируют свою позицию; -произвольно строят устное высказывание с учетом учебной задачи; - действуют в соответствии с коммуникативной ситуацией. | - формируют уважительное отношение к партнерам - демонстрируют увлеченное выполнение учебных заданий; - проявляют инициативность и творчество при открытии нового способа деятельности; - учатся воспринимать и учитывать обратную связь от учителя и партнера. |
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Самоопределение к деятельности | Включить детей в деятельность за счёт мотивационного настроя. | Фронтальная | Приветствует учащихся, объясняет значимость урока | Включаются в работу. Вступают в диалог с учителем | Создание настроя на активное участие в уроке. | Наблюдение эмоционального настроя. |
2 | Постановка проблемы | Создать проблемную ситуацию для анализа. | Групповая | Предлагает ситуацию: распределите явления по группам, используя их признаки. Организует обсуждение возможных причин некоторых явлений. | Обсуждают, выдвигают гипотезы, распределяют явления по группам. | Формулирование проблемы урока. | Активность участия в обсуждении. |
3 | Определение темы, постановка цели и задач урока | Отгадывание загадок 1.«Она идёт», «она прошла», Никто ни скажет, что пришла 2.Что за звездочки чудные на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке 3.Летит-молчит, лежит-молчит. Когда умрет, тогда заревет. Определить цель и задачи урока совместно с учащимися | Фронтальная, индивидуальная | Формулирует задание. – Отгадайте загадки, ответы в которых будут темой урока. Организует обсуждение: «Как нам научиться различать физические и химические явления? Как выявить признаки и условия протекания химических реакций?» | Отгадывают загадки, формулируют тему урока, формулируют цели и определяют задачи урока: -определить сущность физических и химических явлений -познакомиться с химическими реакциями -выявить признаки химических реакций и условия их протекания | Повышение готовности к выполнению основной части урока. Осознанное восприятие целей и задач урока. | Наблюдение за учащимися. Вопросы к учащимся для определения понимания целей и задач урока. |
4 | Стадия осмысления и закрепления | Исследовательская работа | Лабораторная работа в парах Групповая | Формулирует задание – Мы проведём три эксперимента. Ваши задачи – наблюдать, описывать увиденное, сравнить результаты экспериментов. Контролирует соблюдение правил ТБ. Формулирует задание - Мы проведем лабораторную работу по группе явлений, которые происходят в химии | Проводят эксперименты. Работают с лабораторным оборудованием в соответствии с правилами ТБ. Описывают проведенные эксперименты, делают вывод, что это физические явления, т.к. не образуются новые вещества. Проводят экспериментальную работу в группах, описывают признаки и условия протекания экспериментов, делают выводы, что это химические явления или химические реакции. Отмечают их основные признаки: образование осадка, выделение газа и запаха, выделение света и тепла. Подчеркивают условия протекания химических реакций: контакт, нагревание, действие электрического тока, света и катализатора. | На основании проведенной исследовательской работы, определяют различие между физическими и химическими явлениями. | Контроль соблюдения правил ТБ. |
5 | Решение проблемы | Выработать решение и применить его на практике. | Индивидуальная, парная, групповая | Формулирует задание -Определите, на каком рисунке изображено физическое или химическое явление -Распределите явления по группам -Определите по картинкам признаки химической реакции -Найдите соответствие -Составьте кластер по теме урока Организует проведение самостоятельной работы, корректирует ошибки. | Анализируют действия одноклассников, выполняют, корректируют свои действия по замечаниям учителя и партнёров. Выполняют самостоятельную работу. Проводят взаимопроверку (обмен тетрадями), сравнивают ответы с эталоном, на полях выставляют отметку (все правильно или допущена одна ошибка - «5», две-три ошибки - «4», четыре-пять ошибок - «3»). | Проверка уровня усвоения навыков. | Наблюдение и корректировка выполнения заданий учащимися Наблюдение за правильностью выполнения заданий, обратная связь. |
6 | Закрепление навыков | Применить знания в практической деятельности человека. | Индивидуальная, групповая | Формулирует задание. – Делимся на две группы. Первый ряд и половина второго ряда – аргументирует положительную роль химических процессов, половина второго ряда и третий ряд – отрицательную сторону химических процессов. Кто сможет привести аргументов больше. | Приводят аргументы положительной и отрицательной роли химических процессов. | Помощь в формулировании вывода – Нужно ли химическое производство? | Умение соотносить необходимость химического производства и требований к охране окружающей среды |
8 | Рефлексия деятельности. | Проанализировать результаты, наметить пути улучшения. | Фронтальная и индивидуальная | Проводит рефлексию. Выберите присущее вам выражение: -не ударил в грязь лицом - работал, не покладая рук -убивал время зря - добился своего - могу работать лучше | Учащиеся оценивают свои результаты, формулируют выводы, над чем нужно работать дальше. | Подведение итогов урока, осуществление содержательной рефлексии. Открытость учащихся в осмыслении своей деятельности и адекватной самооценки. | Опрос учащихся и анализ их самооценки по результатам работы |
Составитель: Мандрик Надежда Фёдоровна (учитель химии)
Подпись ___________ Н.Ф. Мандрик
Самоанализ урока.
Данный урок относится к разделу «Первоначальные химические понятия». Урок проводился в 8а классе. Учащиеся хорошо знают теоретический материал, подготовлены психологически в соответствии с возрастными особенностями. Межличностные отношения в классе удовлетворительные. Учащиеся класса умеют работать в парах, группах, умеют слушать друг друга, умеют оценивать себя и партнера. В группах учащиеся сотрудничают друг с другом.
Урок тесно взаимосвязан с предыдущими и последующими уроками. При планировании данного урока и подбора заданий были учтены мотивация учащихся, их способности и уровень знаний. Нагрузка и подбор заданий варьировались с учетом индивидуальных способностей учеников и каждого ребенка в отдельности.
Данный урок является не первым в разделе, что определило его цель — формирование различий между физическими и химическими явлениями, определение признаков и условий протекания химических реакций. Урок строился по модели открытия новых знаний с использованием методов проблемного обучения, исследовательской работы, что позволило стимулировать познавательную активность учащихся и повысить уровень их вовлеченности. На уроке применялись приемы: установи соответствие, определи по картинкам, распредели по группам, проведи исследование.
Также учтены требования программы и методические рекомендации из УМК О.С. Габриеляна, Химия, 8 класс, базовый уровень. Были запланированы этапы урока, направленные на введение новой темы, изучение и проведение лабораторной работы с акцентом на вовлечение учащихся в решение проблемных задач.
Достижения цели урока:
Цель урока - формирование различий между физическими и химическими явлениями, определение признаков и условий протекания химических реакций - была достигнута.
Учащиеся:
Осознали важность исследовательской деятельности.
Применили полученные знания в практической деятельности.
Этапы урока:
Самоопределение к деятельности: этап помог создать мотивационный настрой. Учащиеся включились в обсуждение значимости явлений и были вовлечены в учебный процесс.
Постановка проблемы: использование метода: распредели явления по группам, позволило учащимся активно выдвинуть гипотезы о признаках явлений, что создало основу для постановки целей.
Постановка цели и задач: совместное обсуждение целей и задач способствовало осознанному включению учащихся в процесс. Они определили, что урок будет посвящен изучению физических и химических явлений.
Решение проблемы: на данном этапе учащиеся через выполнение исследовательской работы, определили группы явлений. Работая в группах, они обменивались обратной связью, что способствовало развитию коммуникативных навыков.
Закрепление навыков: Учитель своевременно корректировал ошибки и давал рекомендации, что помогло повысить эффективность закрепления.
Рефлексия: Обсуждение итогов урока и самооценка позволили учащимся осмыслить результаты и наметить пути для дальнейшего улучшения.
Уровень активности учащихся: на протяжении всего урока дети были активны, инициативны, предлагали интересные гипотезы и поддерживали друг друга в процессе выполнения заданий.
Использование методов проблемного обучения, исследовательской работы позволило развить:
Регулятивные УУД: учащиеся анализировали и делали выводы.
Познавательные УУД: провели исследовательскую работу.
Коммуникативные УУД: взаимодействовали в парах и группах, давали обратную связь.
Личностные УУД: формировали уважение и поддержку в коллективе.
Рекомендации для улучшения: на этапе закрепления навыков добавить игровую форму для повышения эмоционального фона.
Общий вывод: урок прошел успешно, поставленные задачи выполнены, а цель достигнута. Учащиеся продемонстрировали высокий уровень вовлеченности и усвоили понятия урока.