Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по лексической теме: «Домашние животные»
ГКОУ «Тверская школа-интернат №1» учитель-логопед В.Н.Батурина
Технологическая карта
индивидуального логопедического занятия.
Лексическая тема: «Домашние животные»
Логопедическая тема: «Составление словосочетаний»
Учебный предмет | Индивидуальное логопедическое занятие. | ||||||||||
Класс | 1Г (РАС с ИН) | Тип занятия | Занятие комплексного применения знаний и умений (индивидуальное логопедическое занятие на закрепление материала). | ||||||||
Цель занятия | Учить правильно проговаривать названия домашних животных и составлять словосочетания. | ||||||||||
Задачи занятия | образовательные | Способствовать формированию навыков правильного произношения гласных звуков, составления словосочетаний с опорой на жест и демонстрацию предметов. | |||||||||
коррекционно-развивающие | Коррекция и развитие всех компонентов речи посредством перечисления пластмассовых фигурок домашних животных; повторения названий кормов домашних животных; проговаривания детенышей домашних животных; составлении словосочетаний при определении частей тела домашнего животного; произношения голосов домашних животных. Развитие артикуляционного аппарата путем выполнения артикуляционной гимнастики, музыкальной распевки гласных. Развитие мелкой и общей моторики в ходе выполнения пальчиковой гимнастики, физкультминутки, письменной работы при соединении двух картинок, работе у доски с мелом. Коррекция и развитие слухового восприятия путем определения по звуковой записи голосов домашних животных. | ||||||||||
воспитательные | Воспитывать ответственное отношение к домашним животным. | ||||||||||
Технологии | Технология индивидуального обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ - технологии, элементы игровых технологий. | Межпредметные связи | Речевая практика, мир природы. | ||||||||
Планируемый результат | |||||||||||
Предметный (ПР) | - выполнять инструкции учителя-логопеда; - использовать жесты и демонстрационный материал при общении в различных ситуациях; -участвовать в беседе; - отвечать на вопросы учителя-логопеда; - использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях; - составлять словосочетания с помощью учителя-логопеда; | ||||||||||
Личностный (ЛР) | -положительное отношение к окружающей действительности; -самостоятельность в выполнении учебных заданий; -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением занятий; | ||||||||||
Используемая литература
| 1. Батяева С. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. М.: РОСМЭН, 2023. 2. Володина В. С. Альбом по развитию речи. М.: РОСМЭН, 2018. 3. Бельская И. Л. Буквы, слоги и слова. Минск. Юнипресс, 2004. | ||||||||||
Ресурсы (основные, дополнительные) | Оборудование | Мультимедийная акустическая система. | |||||||||
Интернет-ресурсы | 1. Интерактивный портал для детей, родителей и специалистов, работающих с детьми (mersibo.ru) «Мерсибо» - распевка гласных. 2. Видео с изображением домашних животных: кошка, коза, корова. Интернет-ресурс: rutube.ru. 3. Аудиозапись голосов домашних животных. 4. Аудиозапись веселой детской песенки (минус). | ||||||||||
Дидактический (раздаточный материал) | 1. Рисунок девочки с улыбкой. 2. Пластмассовые фигурки домашних животных. 3. Игрушка домик с дверцами и ключами. 4. Картонные фигурки грибов (7 штук). 5. Корзина с рисунками грибов. 6. Карточки для артикуляционной гимнастики (рисунки с изображением домашних животных). 7. Карточки для пальчиковой гимнастики (рисунки с изображением руки и домашних животных). 8. Синий фломастер. 9. Пластмассовое ведерко. 10. Мягкие игрушки кошки и коровы. 11. Карточка с изображением домашних животных: овца, лошадь, кошка. 12. Карточка с изображением корма для животных: трава, сено, овес, кошачий корм, рисунок коробки с молоком, рисунок с изображением мяса, рисунок свеклы и моркови. 13. Карточка с изображением собаки, кошки и их детенышей щенка, котенка. 14. Рисунок с изображением кошки и стрелочками к частям тела кошки. 15. Картинки с изображением домашних животных: коза, овца, свинья, собака для определения голоса животных по аудиозаписи. 16. Рисунок гриба с изображением щенка на обратной стороне. |
Организация деятельности на занятии | ||
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающегося | Использование наглядного материала |
I. Организационный момент. | ||
1.Психологический настрой. (При входе в кабинет на доске прикреплен рисунок девочки с улыбкой) -Посмотри, нас встречает девочка. -Девочка улыбается, давай улыбнемся ей в ответ. -Она рада встречи с нами, у нее хорошее настроение. -Желаю тебе тоже хорошего настроения на сегодняшнем занятии. -Слышишь, играет музыка, подойдем туда, откуда играет музыка. 2.Работа над звукопроизношением гласных. (Учитель-логопед включает на мониторе распевку) -А теперь мы с тобой отправимся на прогулку в лес. -В лесу заблудились грибники. Грибник просит помочь ему найти его товарищей и пропеть с ними песенки. - Молодец, пропел вместе с грибниками и подготовил голос для занятия. | Рассматривает рисунок девочки с улыбкой. Повторяет по очереди за грибником гласные, после произношения нажимает на кнопку монитора, чтобы услышать следующие звуки. | Рисунок девочки с улыбкой. Приложение 1. Веселая детская песенка (минус). Распевка грибника (mersibo.ru) |
II. Сообщение темы занятия. | ||
-Грибники подарили нам корзину с грибами. - Посмотрим что здесь, оказывается, они перепутали корзины. -Назови (учитель-логопед достает из корзины фигурки домашних животных). -Это домашние животные. -Вот сегодня мы будем говорить о домашних животных. -Домашние животные живут рядом с человеком. Человек ухаживает за домашними животными. -Как ты считаешь, нам надо вернуть этих домашних животных грибникам? -Конечно, надо вернуть. -Это дом грибников. -Посмотри, на двери прикреплены грибы. Убираем гриб, выполняем задание и возвращаем домашнее животное. (Учитель-логопед свои слова сопровождает показом) | Рассматривает корзину с грибами. Называет домашних животных. Отвечает на вопросы. Рассматривает дом грибников. | Корзина с грибами. Приложение 2. Пластмассовые фигурки домашних животных. Приложение 3. Игрушка домик с дверцами и ключами. (Игрушка стоит рядом на парте на протяжении всего занятия) Приложение 4. |
III. Основная часть. | ||
1. Артикуляционная гимнастика. -Итак, первое задание. -Снимай гриб. Домашние животные очень интересно умеют показывать язык. Мы выполним артикуляционную гимнастику. * Фото собаки «язык вверх-вниз»; * Фото кошки «показали и убрали язык»; * Фото хомяка «надули щеки»; * Фото собаки «вытащи язык, и держим на нижней губе»; * Фото собаки «чистим верхние зубки, чистим нижние зубки»; -Молодец. Справился с этим заданием. -Возвращаем домашнее животное хозяевам. -Возьми фигурку из корзиночки. Кто это? (Учитель-логопед предлагает выбрать ребенку домашнее животное, взять его из корзиночки, показывает домик и помогает выбрать ключ, которым надо открыть первую дверцу) -Открывай дверь и клади фигурку в домик. | Снимает фигурку гриба. Повторяет и выполняет артикуляционную гимнастику (помощь и указания со стороны учителя-логопеда, опора на карточки с фотографиями домашних животных). Из корзиночки выбирает фигурку домашнего животного и называет. Подбирает ключ к двери, открывает дверь ключом, кладет фигурку выбранного домашнего животного в домик. | Фигурка гриба. Приложение 5. Карточки с фотографиями домашних животных для артикуляционной гимнастики. Приложение 6. |
2. Пальчиковая гимнастика. (Выполнить задание по карточкам и показу учителя-логопеда) - Убирай следующий гриб. Второе задание. Мы на пальцах изобразим домашних животных, сделаем пальчиковую гимнастику. (Учитель-логопед выкладывает на стол по очереди карточки для пальчиковой гимнастики) «Коза», «Лошадь» -А теперь, я переверну карточки, выбирай любую карточку, переворачивай и выполняй упражнение. (Учитель-логопед переворачивает карточки на парте, меняет карточки местами) -Молодец, правильно сделал пальчиковую гимнастику. -Возвращаем домашнее животное. -Возьми фигурку из корзиночки. Кто это? -Положи фигурку животного в домик. | Снимает фигурку гриба. Повторяет и выполняет пальчиковую гимнастику (помощь и указания со стороны учителя-логопеда, опора на карточки). Называет домашних животных, изображенных на карточках. Из корзиночки выбирает фигурку домашнего животного, называет и кладет фигурку в домик. | Фигурка гриба. Приложение 5. Карточки для пальчиковой гимнастики (рисунки с изображением пальцев и домашних животных) Приложение 7. |
3. Работа у доски с мелом. (Провести мелом от фото домашнего животного до рисунка корма, которым питается это животное). -Снимаем следующий гриб. -Люди заботятся о домашних животных, кормят их. -Мы тоже накормим животных. Сделаем задание у доски. -Доведи мелом от животного до его корма. (Учитель-логопед проговаривает вслух предложения, словосочетания) -Это кто? (овца) -Какой голос подает овца? -Овца питается сеном, травой. -Кто это? (лошадь) -Какой голос подает лошадь? -Лошадь любит сено, траву, свеклу, морковь, овес. -Кто это? (кошка) -Какой голос подает кошка? -Кошка пьет молоко, ест мясо, ест кошачий корм. -Молодец. Опять можем вернуть домашнее животное грибникам. -Кого возвращаем? -Положи фигурку животного в домик. | Снимает фигурку гриба. Выполняет задание у доски. Из корзиночки выбирает фигурку домашнего животного и называет. Выбирает ключ и кладет фигурку домашнего животного в домик. | Фигурка гриба. Приложение 5. Карточка с изображением домашних животных: овца, кошка, лошадь. Карточка с изображением корма для животных: трава, сено, овес, кошачий корм, рисунок коробки с молоком, рисунок с изображением мяса, рисунок свеклы и моркови. Приложение 8. |
4. Письменная работа. Работа по карточке. (Определить детенышей кошки, собаки). -Продолжаем. Убирай грибочек. -У взрослых домашних животных есть их детеныши. -Перед тобой карточка, проведи линию от животного к детенышу. -Кто это? (Кошка) -Кто детеныш? (Котенок) -Проведи линию от рисунка кошки до рисунка котенка. -Кто это? (Собака) -Кто детеныш? (Щенок) -Проведи линию от рисунка собаки до рисунка щенка. -Молодец. Справился с этим заданием. -Открывай дверцу. -Клади фигурку домашнего животного в домик. | Снимает фигурку гриба. Отвечает на вопросы или повторяет за учителем-логопедом. Проводит фломастером от животного к его детенышу. Из корзиночки выбирает фигурку домашнего животного, называет и кладет фигурку в домик. | Фигурка гриба. Приложение 5. Карточка с изображением собаки, кошки и их детенышей щенка, котенка. Приложение 9. Фломастер синего цвета. |
5. Физкультминутка. -Снимай грибочек. -Немного отдохнем. Домашним животным необходима забота и внимание. -Повторяем голос животного. -Теперь повторяем движения за мной (гладим кошку левой рукой, правой рукой; как коза поворачиваем голову, машем «хвостиком»; как корова «наклоняемся за травой» и пошли доить корову: подставляем ведерко к мягкой игрушке). -Отдохнули. - Возвращаем в домик животное. Какое? | Снимает фигурку гриба. Повторяет за учителем-логопедом движения и повторяет голоса животных. Из корзиночки выбирает фигурку домашнего животного и называет. Подбирает ключ и кладет фигурку животного в домик. | Фигурка гриба. Приложение 5. Видео с изображением домашних животных: кошка, коза, корова. Мягкая игрушка кошки и мягкая игрушка коровы. Пластмассовое ведерко. |
6. Работа по карточке. (Определить части тела кошки, составить словосочетания). -Снимай грибочек. -У всех домашних животных можно назвать части тела. (Учитель-логопед по очереди ведет пальцем по стрелочке к частям тела кошки, проговаривает словосочетание, вслух произносит прилагательное, которое должен повторить обучающийся и ждет ответа от ребенка с указанием названия части тела кошки) -Это маленькое … (ухо) -Это мокрый … (нос) -Это гибкая… (спинка) -Это мягкие … (лапки) -Это длинный … (хвост) -Молодец, назвал части тела кошки. -Можешь вернуть домашнее животное в домик. -Кого возвращаем? -Положи фигурку домашнего животного в домик. | Снимает фигурку гриба. Рассматривает фото с изображением кошки. Совместно с учителем-логопедом составляет словосочетания: повторяет прилагательные за учителем-логопедом и называет части тела кошки. Из корзиночки выбирает фигурку домашнего животного и называет. Выбирает ключ и кладет фигурку животного в домик. | Фигурка гриба. Приложение 5. Рисунок с изображением кошки и стрелочками к частям тела кошки. Приложение 10. |
7. Работа с аудиозаписью голосов домашних животных и с изображением домашних животных на картинках. (Определить голос домашнего животного, показать на карточке). -Итак, продолжаем. Убирай грибочек. -Каждое домашнее животное умеет подавать голос. -Перед тобой картинки с изображением домашних животных. Сейчас ты услышишь голос животного, тебе надо догадаться, кто это, назвать его и показать на картинке. (Учитель-логопед выкладывает перед ребенком картинки с изображением домашних животных: коза, овца, свинья, собака, включает по очереди записанные голоса домашних животных) -Голос, какого животного услышал? (Голос козы) -Покажи картинку. -Голос, какого животного услышал? (Голос собаки) -Покажи картинку. -Голос, какого животного услышал? (Голос овцы) -Покажи картинку. -Голос, какого животного услышала? (Голос поросенка) -Покажи картинку. -Молодец, справился и с этим заданием. -Можешь вернуть домашнее животное в домик. Кого возвращаем? - Положи фигурку животного в домик. | Снимает фигурку гриба. Рассматривает картинки с изображением домашних животных. Прослушивает записанный голос животного, определяет его, выбирает подходящую картинку. Из корзиночки выбирает фигурку домашнего животного и называет. Кладет фигурку животного в домик. | Фигурка гриба. Приложение 5. Картинки с изображением домашних животных: коза, овца, свинья, собака. Приложение 11. Аудиозапись голосов домашних животных. |
III. Итог занятия. Рефлексия. | ||
- Посмотри в корзину, в ней нет домашних животных, остались только грибы, которые грибники нам подарили. -Мы сделали замечательное дело, вернули всех домашних животных грибникам. И это правильно, ведь домашние животные должны жить рядом с человеком. (Учитель-логопед рассматривает рисунки грибов и неожиданно, находит гриб, на обратной стороне которого нарисован щенок) -Посмотри, кто это? (Щенок) -Это рисунок, который тебе надо взять с собой и раскрасить дома вместе с мамой. А рисунок находиться под партой, наклонись, посмотри. Возьми рисунок. -Занятие окончено. Идем в класс. - Нас провожает девочка. Передай девочке свое настроение, выбери рисунок. -У меня настроение хорошее (учитель-логопед показывает на рисунок улыбающейся девочки), потому что ты работал сегодня очень хорошо. -Мне кажется у тебя тоже хорошее настроение. -Девочка улыбается, она рада, что ты был здесь на занятии. -Желаю тебе всего самого хорошего. | Рассматривает корзину. Рассматривает рисунок с изображением щенка. Ищет рисунок для дальнейшего раскрашивания дома. Выполняет упражнение на эмоциональную разгрузку: прикрепляет рисунок девочки с улыбкой. | Корзина с грибами. Приложение 2. Рисунок гриба с изображением щенка на обратной стороне. Приложение 12. Рисунок девочки с улыбкой. Приложение 13. |
Приложение 1.
Рисунок девочки с улыбкой.
Приложение 2.
Корзина с грибами.
Приложение 3.
Пластмассовые фигурки домашних животных.
Приложение 4.
Игрушка домик с дверцами и ключами.
Приложение 5.
Картонные фигурки грибов (7 штук)
Приложение 6.
Карточки с фотографиями домашних животных для артикуляционной гимнастики.
Приложение 7
Карточки для пальчиковой гимнастики.
Приложение 8.
Карточка с изображением домашних животных: овца, лошадь, кошка.
Карточка с изображением корма, которым питаются овца, лошадь, кошка.
Приложение 9.
Карточка с изображением собаки, кошки и их детенышей щенка, котенка.
Приложение 10.
Рисунок с изображением кошки и стрелочками к частям тела кошки.
Приложение 11.
Картинки с изображением домашних животных: коза, собака, овца, свинья.
|
|
|
|
Приложение 12.
Рисунок гриба с изображением щенка на обратной стороне.
Приложение 13.
Рисунок девочки с улыбкой.