Материал на проверке

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по лексической теме: «Домашние животные»

0
0
Материал опубликован Сегодня в 16:49 в группе

ГКОУ «Тверская школа-интернат №1» учитель-логопед В.Н.Батурина



Технологическая карта

индивидуального логопедического занятия.





Лексическая тема: «Домашние животные»


Логопедическая тема: «Составление словосочетаний»


Учебный предмет

Индивидуальное логопедическое занятие.

Класс

(РАС с ИН)

Тип занятия

Занятие комплексного применения знаний и умений (индивидуальное логопедическое занятие на закрепление материала).

Цель занятия

Учить правильно проговаривать названия домашних животных и составлять словосочетания.

Задачи занятия

образовательные

Способствовать формированию навыков правильного произношения гласных звуков, составления словосочетаний с опорой на жест и демонстрацию предметов.

коррекционно-развивающие

Коррекция и развитие всех компонентов речи посредством перечисления пластмассовых фигурок домашних животных; повторения названий кормов домашних животных; проговаривания детенышей домашних животных; составлении словосочетаний при определении частей тела домашнего животного; произношения голосов домашних животных.

Развитие артикуляционного аппарата путем выполнения артикуляционной гимнастики, музыкальной распевки гласных.

Развитие мелкой и общей моторики в ходе выполнения пальчиковой гимнастики, физкультминутки, письменной работы при соединении двух картинок, работе у доски с мелом.

Коррекция и развитие слухового восприятия путем определения по звуковой записи голосов домашних животных.

воспитательные

Воспитывать ответственное отношение к домашним животным.

Технологии

Технология индивидуального обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ - технологии, элементы игровых технологий.

Межпредметные связи

Речевая практика, мир природы.

Планируемый результат

Предметный (ПР)

- выполнять инструкции учителя-логопеда;

- использовать жесты и демонстрационный материал при общении в различных ситуациях;

-участвовать в беседе;

- отвечать на вопросы учителя-логопеда;

- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях;

- составлять словосочетания с помощью учителя-логопеда;

Личностный (ЛР)

-положительное отношение к окружающей действительности;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий;

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением занятий;

Используемая литература

1. Батяева С. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. М.: РОСМЭН, 2023.

2. Володина В. С. Альбом по развитию речи. М.: РОСМЭН, 2018.

3. Бельская И. Л. Буквы, слоги и слова. Минск. Юнипресс, 2004.

Ресурсы

(основные, дополнительные)

Оборудование

Мультимедийная акустическая система.

Интернет-ресурсы

1. Интерактивный портал для детей, родителей и специалистов, работающих с детьми (mersibo.ru) «Мерсибо» - распевка гласных.

2. Видео с изображением домашних животных: кошка, коза, корова. Интернет-ресурс: rutube.ru.

3. Аудиозапись голосов домашних животных.

4. Аудиозапись веселой детской песенки (минус).

Дидактический (раздаточный материал)

1. Рисунок девочки с улыбкой.

2. Пластмассовые фигурки домашних животных.

3. Игрушка домик с дверцами и ключами.

4. Картонные фигурки грибов (7 штук).

5. Корзина с рисунками грибов.

6. Карточки для артикуляционной гимнастики (рисунки с изображением домашних животных).

7. Карточки для пальчиковой гимнастики (рисунки с изображением руки и домашних животных).

8. Синий фломастер.

9. Пластмассовое ведерко.

10. Мягкие игрушки кошки и коровы.

11. Карточка с изображением домашних животных: овца, лошадь, кошка.

12. Карточка с изображением корма для животных: трава, сено, овес, кошачий корм, рисунок коробки с молоком, рисунок с изображением мяса, рисунок свеклы и моркови.

13. Карточка с изображением собаки, кошки и их детенышей щенка, котенка.

14. Рисунок с изображением кошки и стрелочками к частям тела кошки.

15. Картинки с изображением домашних животных: коза, овца, свинья, собака для определения голоса животных по аудиозаписи.

16. Рисунок гриба с изображением щенка на обратной стороне.



Организация деятельности на занятии


Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающегося

Использование наглядного материала

I. Организационный момент.

1.Психологический настрой.

(При входе в кабинет на доске прикреплен рисунок девочки с улыбкой)

-Посмотри, нас встречает девочка.

-Девочка улыбается, давай улыбнемся ей в ответ.

-Она рада встречи с нами, у нее хорошее настроение.

-Желаю тебе тоже хорошего настроения на сегодняшнем занятии.

-Слышишь, играет музыка, подойдем туда, откуда играет музыка.

2.Работа над звукопроизношением гласных.

(Учитель-логопед включает на мониторе распевку)

-А теперь мы с тобой отправимся на прогулку в лес.

-В лесу заблудились грибники. Грибник просит помочь ему найти его товарищей и пропеть с ними песенки.

- Молодец, пропел вместе с грибниками и подготовил голос для занятия.



Рассматривает рисунок девочки с улыбкой.




Повторяет по очереди за грибником гласные, после произношения нажимает на кнопку монитора, чтобы услышать следующие звуки.

Рисунок девочки с улыбкой.

Приложение 1.

Веселая детская песенка (минус).





Распевка грибника (mersibo.ru)


II. Сообщение темы занятия.

-Грибники подарили нам корзину с грибами.

- Посмотрим что здесь, оказывается, они перепутали корзины.

-Назови (учитель-логопед достает из корзины фигурки домашних животных).

-Это домашние животные.

-Вот сегодня мы будем говорить о домашних животных.

-Домашние животные живут рядом с человеком. Человек ухаживает за домашними животными.

-Как ты считаешь, нам надо вернуть этих домашних животных грибникам?

-Конечно, надо вернуть.

-Это дом грибников.

-Посмотри, на двери прикреплены грибы. Убираем гриб, выполняем задание и возвращаем домашнее животное. (Учитель-логопед свои слова сопровождает показом)

Рассматривает корзину с грибами.


Называет домашних животных.


Отвечает на вопросы.



Рассматривает дом грибников.

Корзина с грибами.

Приложение 2.

Пластмассовые фигурки домашних животных.

Приложение 3.

Игрушка домик с дверцами и ключами. (Игрушка стоит рядом на парте на протяжении всего занятия) Приложение 4.


III. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

-Итак, первое задание.

-Снимай гриб. Домашние животные очень интересно умеют показывать язык. Мы выполним артикуляционную гимнастику.

* Фото собаки «язык вверх-вниз»;

* Фото кошки «показали и убрали язык»;

* Фото хомяка «надули щеки»;

* Фото собаки «вытащи язык, и держим на нижней губе»;

* Фото собаки «чистим верхние зубки, чистим нижние зубки»;

-Молодец. Справился с этим заданием.

-Возвращаем домашнее животное хозяевам.

-Возьми фигурку из корзиночки. Кто это?

(Учитель-логопед предлагает выбрать ребенку домашнее животное, взять его из корзиночки, показывает домик и помогает выбрать ключ, которым надо открыть первую дверцу)

-Открывай дверь и клади фигурку в домик.

Снимает фигурку гриба.


Повторяет и выполняет артикуляционную гимнастику (помощь и указания со стороны учителя-логопеда, опора на карточки с фотографиями домашних животных).


Из корзиночки выбирает фигурку домашнего животного и называет.

Подбирает ключ к двери, открывает дверь ключом, кладет фигурку выбранного домашнего животного в домик.


Фигурка гриба. Приложение 5.


Карточки с фотографиями домашних животных для артикуляционной гимнастики. Приложение 6.


2. Пальчиковая гимнастика.

(Выполнить задание по карточкам и показу учителя-логопеда)

- Убирай следующий гриб. Второе задание. Мы на пальцах изобразим домашних животных, сделаем пальчиковую гимнастику.

(Учитель-логопед выкладывает на стол по очереди карточки для пальчиковой гимнастики) «Коза», «Лошадь»

-А теперь, я переверну карточки, выбирай любую карточку, переворачивай и выполняй упражнение. (Учитель-логопед переворачивает карточки на парте, меняет карточки местами)

-Молодец, правильно сделал пальчиковую гимнастику.

-Возвращаем домашнее животное.

-Возьми фигурку из корзиночки. Кто это?

-Положи фигурку животного в домик.


Снимает фигурку гриба.


Повторяет и выполняет пальчиковую гимнастику (помощь и указания со стороны учителя-логопеда, опора на карточки).

Называет домашних животных, изображенных на карточках.

Из корзиночки выбирает фигурку домашнего животного, называет и кладет фигурку в домик.

Фигурка гриба. Приложение 5.


Карточки для пальчиковой гимнастики (рисунки с изображением пальцев и домашних животных)

Приложение 7.



3. Работа у доски с мелом.

(Провести мелом от фото домашнего животного до рисунка корма, которым питается это животное).

-Снимаем следующий гриб.

-Люди заботятся о домашних животных, кормят их.

-Мы тоже накормим животных. Сделаем задание у доски.

-Доведи мелом от животного до его корма.

(Учитель-логопед проговаривает вслух предложения, словосочетания)

-Это кто? (овца)

-Какой голос подает овца?

-Овца питается сеном, травой.

-Кто это? (лошадь)

-Какой голос подает лошадь?

-Лошадь любит сено, траву, свеклу, морковь, овес.

-Кто это? (кошка)

-Какой голос подает кошка?

-Кошка пьет молоко, ест мясо, ест кошачий корм.

-Молодец. Опять можем вернуть домашнее животное грибникам.

-Кого возвращаем?

-Положи фигурку животного в домик.

Снимает фигурку гриба.


Выполняет задание у доски.

Из корзиночки выбирает фигурку домашнего животного и называет.

Выбирает ключ и кладет фигурку домашнего животного в домик.

Фигурка гриба. Приложение 5.



Карточка с изображением домашних животных: овца, кошка, лошадь. Карточка с изображением корма для животных: трава, сено, овес, кошачий корм, рисунок коробки с молоком, рисунок с изображением мяса, рисунок свеклы и моркови.

Приложение 8.


4. Письменная работа. Работа по карточке.

(Определить детенышей кошки, собаки).

-Продолжаем. Убирай грибочек.

-У взрослых домашних животных есть их детеныши.

-Перед тобой карточка, проведи линию от животного к детенышу.

-Кто это? (Кошка)

-Кто детеныш? (Котенок)

-Проведи линию от рисунка кошки до рисунка котенка.

-Кто это? (Собака)

-Кто детеныш? (Щенок)

-Проведи линию от рисунка собаки до рисунка щенка.

-Молодец. Справился с этим заданием.

-Открывай дверцу.

лади фигурку домашнего животного в домик.

Снимает фигурку гриба.


Отвечает на вопросы или повторяет за учителем-логопедом.


Проводит фломастером от животного к его детенышу.


Из корзиночки выбирает фигурку домашнего животного, называет и кладет фигурку в домик.

Фигурка гриба. Приложение 5.


Карточка с изображением собаки, кошки и их детенышей щенка, котенка. Приложение 9.

Фломастер синего цвета.






5. Физкультминутка.

-Снимай грибочек.

-Немного отдохнем. Домашним животным необходима забота и внимание.

-Повторяем голос животного.

-Теперь повторяем движения за мной (гладим кошку левой рукой, правой рукой; как коза поворачиваем голову, машем «хвостиком»; как корова «наклоняемся за травой» и пошли доить корову: подставляем ведерко к мягкой игрушке).

-Отдохнули.

- Возвращаем в домик животное. Какое?

Снимает фигурку гриба.

Повторяет за учителем-логопедом движения и повторяет голоса животных.

Из корзиночки выбирает фигурку домашнего животного и называет.

Подбирает ключ и кладет фигурку животного в домик.

Фигурка гриба. Приложение 5.

Видео с изображением домашних животных: кошка, коза, корова.

Мягкая игрушка кошки и мягкая игрушка коровы.

Пластмассовое ведерко.


6. Работа по карточке.

(Определить части тела кошки, составить словосочетания).

-Снимай грибочек.

-У всех домашних животных можно назвать части тела.

(Учитель-логопед по очереди ведет пальцем по стрелочке к частям тела кошки, проговаривает словосочетание, вслух произносит прилагательное, которое должен повторить обучающийся и ждет ответа от ребенка с указанием названия части тела кошки)

-Это маленькое … (ухо)

-Это мокрый … (нос)

-Это гибкая… (спинка)

-Это мягкие … (лапки)

-Это длинный … (хвост)

-Молодец, назвал части тела кошки.

-Можешь вернуть домашнее животное в домик.

-Кого возвращаем?

-Положи фигурку домашнего животного в домик.

Снимает фигурку гриба.

Рассматривает фото с изображением кошки.

Совместно с учителем-логопедом составляет словосочетания: повторяет прилагательные за учителем-логопедом и называет части тела кошки.


Из корзиночки выбирает фигурку домашнего животного и называет.


Выбирает ключ и кладет фигурку животного в домик.

Фигурка гриба. Приложение 5.


Рисунок с изображением кошки и стрелочками к частям тела кошки. Приложение 10.









7. Работа с аудиозаписью голосов домашних животных и с изображением домашних животных на картинках.

(Определить голос домашнего животного, показать на карточке).

-Итак, продолжаем. Убирай грибочек.

-Каждое домашнее животное умеет подавать голос.

-Перед тобой картинки с изображением домашних животных. Сейчас ты услышишь голос животного, тебе надо догадаться, кто это, назвать его и показать на картинке.

(Учитель-логопед выкладывает перед ребенком картинки с изображением домашних животных: коза, овца, свинья, собака, включает по очереди записанные голоса домашних животных)

-Голос, какого животного услышал? (Голос козы)

-Покажи картинку.

-Голос, какого животного услышал? (Голос собаки)

-Покажи картинку.

-Голос, какого животного услышал? (Голос овцы)

-Покажи картинку.

-Голос, какого животного услышала? (Голос поросенка)

-Покажи картинку.

-Молодец, справился и с этим заданием.

-Можешь вернуть домашнее животное в домик. Кого возвращаем?

- Положи фигурку животного в домик.

Снимает фигурку гриба.

Рассматривает картинки с изображением домашних животных.

Прослушивает записанный голос животного, определяет его, выбирает подходящую картинку.










Из корзиночки выбирает фигурку домашнего животного и называет.

Кладет фигурку животного в домик.

Фигурка гриба. Приложение 5.


Картинки с изображением домашних животных: коза, овца, свинья, собака.

Приложение 11.

Аудиозапись голосов домашних животных.







III. Итог занятия. Рефлексия.

- Посмотри в корзину, в ней нет домашних животных, остались только грибы, которые грибники нам подарили.

-Мы сделали замечательное дело, вернули всех домашних животных грибникам. И это правильно, ведь домашние животные должны жить рядом с человеком.

(Учитель-логопед рассматривает рисунки грибов и неожиданно, находит гриб, на обратной стороне которого нарисован щенок)

-Посмотри, кто это? (Щенок)

-Это рисунок, который тебе надо взять с собой и раскрасить дома вместе с мамой. А рисунок находиться под партой, наклонись, посмотри. Возьми рисунок.

-Занятие окончено. Идем в класс.

- Нас провожает девочка. Передай девочке свое настроение, выбери рисунок.

-У меня настроение хорошее (учитель-логопед показывает на рисунок улыбающейся девочки), потому что ты работал сегодня очень хорошо.

-Мне кажется у тебя тоже хорошее настроение.

-Девочка улыбается, она рада, что ты был здесь на занятии.

-Желаю тебе всего самого хорошего.

Рассматривает корзину.





Рассматривает рисунок с изображением щенка.




Ищет рисунок для дальнейшего раскрашивания дома.


Выполняет упражнение на эмоциональную разгрузку: прикрепляет рисунок девочки с улыбкой.

Корзина с грибами.

Приложение 2.


Рисунок гриба с изображением щенка на обратной стороне. Приложение 12.


Рисунок девочки с улыбкой.

Приложение 13.


Приложение 1.

Рисунок девочки с улыбкой.



t1736948642aa.gif



Приложение 2.

Корзина с грибами.

t1736948642ab.gift1736948642ac.gif



Приложение 3.

Пластмассовые фигурки домашних животных.

t1736948642ad.gif




Приложение 4.

Игрушка домик с дверцами и ключами.



t1736948642ae.gift1736948642af.gif



Приложение 5.

Картонные фигурки грибов (7 штук)

t1736948642ag.gif


Приложение 6.

Карточки с фотографиями домашних животных для артикуляционной гимнастики.


t1736948642ah.gift1736948642ai.gift1736948642aj.gif
t1736948642ak.gift1736948642al.gif


Приложение 7

Карточки для пальчиковой гимнастики.

t1736948642am.jpg



Приложение 8.

Карточка с изображением домашних животных: овца, лошадь, кошка.

Карточка с изображением корма, которым питаются овца, лошадь, кошка.

t1736948642an.jpgt1736948642ao.jpg

Приложение 9.

Карточка с изображением собаки, кошки и их детенышей щенка, котенка.

t1736948642ap.gift1736948642aq.gif

t1736948642ar.gift1736948642as.gif

Приложение 10.

Рисунок с изображением кошки и стрелочками к частям тела кошки.

t1736948642at.jpgt1736948642au.gift1736948642au.gift1736948642au.gift1736948642au.gift1736948642av.gift1736948642aw.gift1736948642ax.gift1736948642ay.gift1736948642az.gift1736948642ba.gift1736948642bb.gift1736948642bc.gift1736948642bd.gift1736948642be.gift1736948642au.gif



Приложение 11.

Картинки с изображением домашних животных: коза, собака, овца, свинья.


t1736948642bf.gif

t1736948642bg.gif


t1736948642bh.gif

t1736948642bi.gif


Приложение 12.

Рисунок гриба с изображением щенка на обратной стороне.

t1736948642bj.gift1736948642bk.gif

t1736948642bl.jpg


Приложение 13.


Рисунок девочки с улыбкой.

t1736948642bm.gif​​​​​​​ t1736948642bn.gift1736948642bo.gif











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.