12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Вахрина Мария Ивановна4083
Россия, Удмуртская респ., Ижевск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Всероссийский дистанционный конкурс для учителей начальных классов на лучшую методическую разработку «Урок с презентацией»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКАМ. Уроки 3-4. Урок с презентацией.

Текст для исследования: Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами».

Тема

Разное видение мира. Автор и мир. Способы воплощения мировосприятия в произведениях разных жанров.

Кол-во учебных часов

2 часа

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Выразительно читать произведение, анализировать и оценивать его.

Определение роли описания для выражения основной авторской идеи.

Наблюдение за впечатлениями автора в рассказе.

Сопоставление произведений по наличию авторской позиции.

Сочинение-прогнозирование как продолжение развития сюжета, созданного автором.

Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения.

Основной тезаурус уроков

Восприятие, мир, описание, настроение.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение (выразительное чтение). Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания; освоение диалоговых форм общения).

Живопись (иллюстрирование произведения).

Групповая работа.

Фронтальная работа.

Представление портфолио с творческими работами (сочинение в форме развернутого ответа на вопрос, презентации).

Учебник Матвеевой Е. И. «Литературное чтение», 3 класс, с.13-18.

Портрет Ю. И. Коваля

Рабочая тетрадь № 1.№4-5 с.6-8

Иллюстрации персонажей произведения.


 

I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха

Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием.

Прочитайте тему урока. "Разное видение мира. Автор и мир. Способы воплощения мировосприятия в произведениях разных жанров". (слайд 1)

Какой возникает вопрос? Слайд2

Настроение можно выразить через что? Слайд 2 -картины

 

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания

Диагностические задания, результаты деятельности учеников

1. Актуализация знаний учащихся

Цель: вспомнить то, что ученикам уже известно и определить то, что пока неизвестно.

Уточнение значения новых слов в тексте.

На какой литературный жанр указывает заголовок? (на сказку, на рассказ) Почему?

Какие особенности у рассказа? А у сказки?

Давайте, перечислим вопросы, которые появились до чтения произведения, и на которые нам нужно постараться ответить?

Почему вода глаза закрывает?

Какое по жанру произведение: сказка или рассказ?

Давайте разбираться.

Продолжить предложение:

Словарная работа

Еловые гривы, ключевой ручей, фуфайка, жестяная кружка, студёный, нерест, язь.

Слайды 6-13

Физминутка

(если учащиеся устали)

Если нет то провести позже.

2. Анализ произведения.

Цель: формировать умение анализировать и интерпретировать басню; формировать умение характеризовать персонажей; формировать умение контроля за своими действиями (чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения).

1) Первичное чтение (читают учащиеся и учитель)

Прочтение произведения с комментированием. (с.13-15).

2) Прочтение произведения с комментированием. (с.16-18).

Вопросы учителя с целью анализа и интерпретации текста.

Учащие подтверждают свои слова примерами из текста.

Работа со словарем.

2. Выявление первичного восприятия.

Какое это произведение по жанру рассказ или сказка?

Почему?

Кто герои рассказа? (автор и девочка Нюрка) По каким словам догадались?

От какого имени образовано имя Нюрка? (производное от имени Анна)

Ответы учащихся

рассказ

Нет волшебных героев или предметов, произведение небольшое по объёму, содержит малое количество действующих лиц, имеет одну сюжетную линию

III. Работа с текстом после чтения.

Прочитаем 1 и 2 абзац

Какой день описывает писатель?

Подчеркните слова, которые на это указывают? На какой вопрос они отвечают?

Что это за слова?

На какие черты характера автора указывает последнее предложение?

В рабочей тетради:


 

Хороший, теплый, солнечный


 


 

Слова-признаки, прилагательные

Автор романтически настроен, склонен к мечтательности

     

Прочитаем 3 абзац

Что узнаем из этого отрывка?

Прочитайте, что автор считает главным?

Как автор описывает движение облаков, выделите в тексте?

Какой художественный прием использует Ю. Коваль?

1.Мета́фора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. 2. Юмористический взгляд на мир природы. (Облака терлись)

Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле. терлись друг о друга солнечными боками

Прочитаем 4 абзац

Прочтите, куда выбрался Юрий Коваль из болот?

Что такое грива? Почему это слово использует автор? Какой художественный прием используется? (метафора)

Прочитайте последнее предложение в абзаце?

Что оно означает?

Какой художественный прием использует Ю. Коваль?

Ребята, посмотрите на дальнейшее повествование. Что это за запись? (Диалог – разговор между двумя и более людьми)


 

Выбирался на сухие еловые гривы

Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.

Принести домой след дня. (олицетворение - воплощение чего-нибудь в образе живого существа.)

3. Моделирование описание настроения, облаков

Цель: формировать умение анализировать каждую условную часть рассказа, видеть описание.

1) Поиск слов, передающих настроение героев.

 
 

2) составление описаний (дня, облаков).

Р/т с.6 (задание к 1 части и ко 2 части)

Осенний день

Тёплый, солнечный,

Случайно появился, скоро кончится, разворачивался,

облака

Солнечные бока,

Шевелились, тёрлись, был слышен лёгкий шелест

 

3)Восстановление порядка Изложения событий в продолжении рассказа.

Учебник с. 18 № 3

III этап. Интерпретация произведения (пересказ)

Урочная деятельность

Цель: формировать умение работать в группе по выполнению творческого задания на основе изученного произведения; подготовить основу для внеурочной деятельности класса.

1) подготовка партитуры текста (отрывка)

2). выразительное чтение произведения (отрывка)

Как нужно читать авторский текст? Что значит выразительно?

 


 


 


 


 

Почему Ю.Коваль не прошел мимо, а остался с девочкой?

Какие качества личности автора можно определить, какой он по характеру?

Перечитайте про себя отрывок, с какой интонацией вы бы произнесли слова героя?

Как вы думаете, с какой интонацией надо прочитать последнее предложение, какой смысл вкладывает автор в эти слова?

Давайте составим характеристику автору из букв его имени:

Ю -… (юморной)

Р – …(разносторонний, романтичный)

А - …( артистичный)

Работа в рабочей тетради с.6-8

Подготовка к выразительному чтению.

- соблюдать логическое ударение;

- уметь голосом передать характеры действующих лиц;

- использовать различные интонации (бывает интонация, идущая от смысла (она индивидуальна),

интонация, обусловленная знаками препинания)


 

- Ну и ладно, - сказал я, обидевшись. - С тобой по-человечески, а ты... Ладно, я тоже тогда лягу и умру


 

Автор шутит, это юмористическая ситуация

Внеурочная деятельность.

Экскурсия в библиотеку с целью знакомства с творчеством Ю. И. Коваля. Презентация его произведений.

Цель: формировать умение работать коллективно в одном проекте.

1) Подготовка презентации книг Ю.Коваля.

2). Фильм о писателе (отрывок) https://youtu.be/RkXNa8WoCHM

(Ссылка на фрагмент из фильма)

Что узнали из видеоматериала? (Ю.Коваль сочинял стихи, песни, сам исполнял песни, снимался в кино, был артистом)

Ребята, кто знает, как называют человека, который исполняет свои песни? (бард)

Ю. Коваль очень разносторонняя, творческая личность.

Послушайте еще раз отрывок из песни, скажите, что представили?

(Песня «Темнеет за окном» Муз: Ю. Коваль, сл: Ю. Коваль

Темнеет за окном, ты зажигаешь свечи,

И светлая рука стеклом отражена,

И снова к нам с тобой пришел осенний вечер,

И в доме, и в душе покой и тишина.)

А как автор исполняет эту песню?

Что вы почувствовали?

Что хочет сказать об осени Ю.Коваль как поэт и композитор?

(Осень меняет не только все в природе, но и в душе человека. Это удивительное время года.)

Презентация книг в виде книжки-раскладушки, презентации и т.д.

IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности

Цель: формировать умения контроля, оценки и самооценки деятельности.

Учитель задет вопросы:

«Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?»

«Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать открытие?»

«Чему каждый из вас сегодня научился?»

«О чем бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?»

Развернутые ответы на вопросы:


 

Наше настроение мы выражаем через....


презентация к уроку
RAR / 29.61 Мб

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.