Технологическая карта к уроку изобразительного искусства (5 класс) на тему «Убранство русской избы (2 урок)»
Презентация "Убранство русской избы (2 урок)"
PPTX / 4.23 Мб
/data/files/p1605702297.pptx (Презентация "Убранство русской избы (2 урок)")
Тема 1.3.: «Убранство русской избы»
Тема урока | «Убранство русской избы» | |
Тип урока | Урок закрепления материала | |
Цель урока | Познакомить учащихся с традиционным русским жилищем - «избой», единством её конструкции и декора, с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитывать любовь к традициям родной земли и народной культуре. | |
Планируемые результаты | Личностные | -осмысленное восприятие визуальных образов реальности. -воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, -освоение древних корней искусства своего народа |
Предметные | -осознание древних корней, места и значения уникального (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой. | |
УУД | Регулятивные: -ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России; -использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов по теме. Познавательные: -умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте. Коммуникативные: -научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; -излагать свое мнение, -вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; | |
Ресурсы | Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса / Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013 Предметы быта школьной историко-краеведческой музейной комнаты, компьютер, проектор, презентация, карточки с наглядным материалом, материалы для изо деятельности. | |
Формы организации | Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая. | |
Технология | ИКТ-технологии, развивающее обучение, диалоговое обучение, проблемное обучение, кейс-метод. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | |
предметные | УУД | ||
1 этап: Организационный (1 мин) | |||
Приветствие и проверка готовности к предстоящей деятельности 1 слайд: «Здравствуйте, садитесь. Мы продолжаем с вами тему, которую начали на прошлом уроке “Убранство русской избы”». | Выполняет оценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. | Готовность к уроку | Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. |
2 этап: Актуализация знаний (3 мин) | |||
Беседа о традициях русского зодчества, понятии «традиционная изба» 2 слайд: «Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом) - с землей, а подклет (подполье) - с подземным миром. Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя с вязь человека с космосом». | Объясняют смысл понятия «Изба». «деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России». | Осознание необходимости получения новых знаний. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Личностные: уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге. |
3 этап: Мотивация учебной деятельности (9 мин) | |||
Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Рассказ о традиционной избе. 3 слайд: «Основная конструкция русской избы: полотенце, причелина, слуховое окно, кисть, подзор (лобовая доска), очелье наличника, низ наличника, торцовая доска». 4 слайд: «Рассмотрим узорочье доски-полотенца, украшающей спереди фронтон избы, а также доски-причелины, спускающейся по краю крыши. Резные круглые розетки и полурозетки – это символическое изображения солнца». 5 слайд: «Взгляните на крышу дома. Ее венчает горделивый конь. Конь с широким размахом крыльев-крыши словно парит над землей как птица., которая заботливо накрыла большими крыльями дом-гнездо, где обитают люди. Кажется, что конь-птица охраняет домашний очаг. Конь в поэтических представлениях народа был олицетворением силы, добра и красоты, он символизировал солнце, движущееся по небу. Рассмотрим изображения животных и птиц. Образы животных порой едва угадываются: настолько обобщенно, декоративно они решены. Иногда они словно перерастают в растительный узор. Все, чего касалась рука талантливого мастера, приобретало праздничную нарядность. Можно себе представить, как преображался крестьянский дом в солнечный день. Свет создавал волшебную игру светотени, оживлял поверхность тенями, превращая островки рукотворной красоты в настоящую драгоценность». | Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения об элементах русского жилища. Рассуждают о значении жилища крестьянина. | Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства, читать орнамент. | Регулятивные: последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Познавательные: развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания Коммуникативные : Планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением |
4 этап: Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (25 мин) | |||
Организация самостоятельной творческой работы учащихся 6 слайд: «Прежде чем начать работу, еще раз внимательно рассмотрим облик избы, ее декоративные элементы. Выполнить эскиз русской народной избы используя знания полученные на прошлых уроках». | Создание выразительного декоративно-обобщённого изображения на основе традиционных образов. | Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности. Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту | Регулятивные УУД: (умение организовать свою деятельность по времени); - коррекция (умение организовать свою деятельность пошагово) Познавательные УУД: -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе. |
5 этап: Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин) | |||
Выставка работ учащихся. Оценивание результатов 7 слайд: «Оцените результаты своей работы, способы их достижения. -Что нового вы узнали на уроке? - Какова была тема урока? - Какова была цель вашей деятельности? - Вы достигли поставленной цели? - С каким новым понятием вы познакомились на уроке?» | Выставка рисунков. Просмотр и обсуждение выполненных работ. (Ответы детей.) | Умение соотносить результаты собственной деятельности. | Регулятивные УУД: -Целеполагание (что усвоено и что ещё узнают); Познавательные УУД: -общеучебные – структурирование информации (потребность и умение искать информацию; -Логические действия (умение классифицировать - выбирать критерии для сравнения) Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. |