12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ухабина Е.А.318
Россия, Челябинская обл., г.Копейск
0

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства (5 класс) на тему: "Убранство русской избы (2 урок)"


Презентация "Убранство русской избы (2 урок)"
PPTX / 4.23 Мб

/data/files/p1605702297.pptx (Презентация "Убранство русской избы (2 урок)")

Тема 1.3.: «Убранство русской избы»


Тема урока

«Убранство русской избы»

Тип урока

Урок закрепления материала

Цель урока

Познакомить учащихся с традиционным русским жилищем - «избой», единством её конструкции и декора, с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитывать любовь к традициям родной земли и народной культуре.

Планируемые результаты

Личностные

-осмысленное восприятие визуальных образов реальности.

-воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России,

-освоение древних корней искусства своего народа

Предметные

-осознание древних корней, места и значения уникального (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой.

УУД

Регулятивные:

-ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России;

-использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов по теме.

Познавательные:

-умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте.

Коммуникативные:

-научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу;

-излагать свое мнение,

-вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

Ресурсы

Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса / Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013

Предметы быта школьной историко-краеведческой музейной комнаты, компьютер, проектор, презентация, карточки с наглядным материалом, материалы для изо деятельности.

Формы организации

Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Технология

ИКТ-технологии, развивающее обучение, диалоговое обучение, проблемное обучение, кейс-метод.


Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Планируемые результаты

предметные

УУД

1 этап: Организационный (1 мин)

Приветствие и проверка готовности к предстоящей деятельности

1 слайд: «Здравствуйте, садитесь. Мы продолжаем с вами тему, которую начали на прошлом уроке “Убранство русской избы”».

Выполняет оценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

Готовность к уроку

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

2 этап: Актуализация знаний (3 мин)

Беседа о традициях русского зодчества, понятии «традиционная изба»

2 слайд: «Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом) - с землей, а подклет (подполье) - с подземным миром. Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя с вязь человека с космосом».

Объясняют смысл понятия «Изба».

«деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России».

Осознание необходимости получения новых знаний. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Личностные: уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

3 этап: Мотивация учебной деятельности (9 мин)

Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Рассказ о традиционной избе.

3 слайд: «Основная конструкция русской избы: полотенце, причелина, слуховое окно, кисть, подзор (лобовая доска), очелье наличника, низ наличника, торцовая доска».

4 слайд: «Рассмотрим узорочье доски-полотенца, украшающей спереди фронтон избы, а также доски-причелины, спускающейся по краю крыши. Резные круглые розетки и полурозетки – это символическое изображения солнца».

5 слайд: «Взгляните на крышу дома. Ее венчает горделивый конь. Конь с широким размахом крыльев-крыши словно парит над землей как птица., которая заботливо накрыла большими крыльями дом-гнездо, где обитают люди. Кажется, что конь-птица охраняет домашний очаг. Конь в поэтических представлениях народа был олицетворением силы, добра и красоты, он символизировал солнце, движущееся по небу. Рассмотрим изображения животных и птиц. Образы животных порой едва угадываются: настолько обобщенно, декоративно они решены. Иногда они словно перерастают в растительный узор. Все, чего касалась рука талантливого мастера, приобретало праздничную нарядность. Можно себе представить, как преображался крестьянский дом в солнечный день. Свет создавал волшебную игру светотени, оживлял поверхность тенями, превращая островки рукотворной красоты в настоящую драгоценность».

Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения об элементах русского жилища. Рассуждают о значении жилища крестьянина.

Понимать условно-символический характер народного декоративного ис­кусства, читать орнамент.

Регулятивные: последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Познавательные: развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания

Коммуникативные :

Планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением

4 этап: Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (25 мин)

Организация самостоятельной творческой работы учащихся

6 слайд: «Прежде чем начать работу, еще раз внимательно рассмотрим облик избы, ее декоративные элементы. Выполнить эскиз русской народной избы используя знания полученные на прошлых уроках».


Создание выразительного декоративно-обобщённого изображения на основе традиционных образов.

Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности.

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту

Регулятивные УУД:

(умение организовать свою деятельность по времени);

- коррекция

(умение организовать свою деятельность пошагово)

Познавательные УУД:

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.

5 этап: Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин)

Выставка работ учащихся. Оценивание результатов

7 слайд: «Оцените результаты своей работы, способы их достижения.

-Что нового вы узнали на уроке?

- Какова была тема урока?

- Какова была цель вашей деятельности?

- Вы достигли поставленной цели?

- С каким новым понятием вы познакомились на уроке?»

Выставка рисунков.

Просмотр и обсуждение выполненных работ.

(Ответы детей.)

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Регулятивные УУД:

-Целеполагание

(что усвоено и что ещё узнают);

Познавательные УУД:

-общеучебные – структурирование информации (потребность и умение искать информацию;

-Логические действия (умение классифицировать - выбирать критерии для сравнения)

Личностные:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.