12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Болдырева Анастасия Валерьевна801
Россия, Кемеровская обл., Кемерово
0

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Древние Соборы»

Технологическая карта урока изобразительного искусства в начальной школе

Тип урока: комбинированный

 

Тема урока

«Древние Соборы»

Цель

Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изображение древних соборов

Задачи

Образовательные: 1) познакомить с особенностями древних соборов; расширить знания детей о Древних Соборах.

2) сформировать умение выполнять построение элементов собора, составлять его композицию; закрепить навыки работы с художественными материалами, планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану;

3) совершенствовать приемы работы штрихом, линией или тоном

Развивающие: 1)способствовать развитию: памяти, расширению кругозора, мышления (образного, пространственного, композиционного, художественного, мелкой моторики, творческого воображения, чувства пропорции, фантазии.

Воспитательные: 1) способствовать воспитанию; патриотизма, гордости за художественное наследие нашей страны,; бережного отношения к природе; уважительного отношения к работе художника, интереса к культуре и традициям своего народа.

2) способствовать воспитанию общей культуры труда: (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия и т.д.

Планируемые результаты

Предметные:

-понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры; - знать конструкцию внутреннего пространства древнего собора; - анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства; - знать составные части собора; - эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры;

Формируемые УУД:

личностные : самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве

регулятивные : составлять план решения проблемы; работать по плану; сверять свои действия

коммуникативные : отделять новое от известного; выделять главное; задавать вопросы на понимание; донести свою позицию до других; задавать вопросы на обобщение.

познавательные : ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
 

Основные понятия

Арка, свод, закомары, глава, купол, алтарь

Межпредметные связи

русский язык, литература, история.

Оборудование

 

Оборудование учителя:

пооперационная последовательность выполнения изображения – предметная технологическая карта; слайдовая презентация ; иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины ; правила безопасной работы с пачкающими материалами.

Оборудование учащихся : карандаши

Материалы: белый лист бумаги, фломастеры, цветные карандаши, мелки.

Инструменты: карандаш, ластик

Литература, интернет-ресурсы

Литература: Искусство вокруг нас 4 класс

Ход урока

Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

 

I. Организация класса на работу

   

1 мин

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Приветствует детей, психологически настраивает учащихся на урок, организует внимание учащихся. Проверка подготовленности учеников.

- Здравствуйте ребята.

- Проверьте, все ли лежит у вас на столах. Нам понадобятся альбомы для рисования, краски(гуашь), кисти, баночка с водой.

 


 

Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.

 

Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений; описывать свои чувства и ощущения; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; делать выбор, какое мнение принять. Коммуникативные УУД; Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

 
 

II. Повторение пройденного материала

   

2 мин.

Анализ материала прошлого урока

Выясняет степени усвоения ранее изученного материала для связи с новой темой через систему вопросов

- Что вы изучали на прошлом уроке?

-Чему научились?

- Что изучали?

Отвечают на вопросы учителя

иметь представление о значении искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;

знать

уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

 
 

III. Формулирование темы урока, постановка цели

   

3-5 мин.

Организовать формулирование темы и цели урока учащимися.

Организует формулирование темы и цели урока, обозначает основные образовательные задачи ,выясняет практическую значимость работы. Ставит перед учащимися учебную проблему, актуализирует имеющихся знаний у учащихся.

- Что вы видите на слайде? (собор)

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с соборами и нарисовать его.

- Знаете ли вы, что такое собор?

Собор главный храм города или монастыря, в котором богослужение возглавляет епископ (архиепископ, митрополит, патриарх). 

-Прежде чем мы приступим с рисованию, давайте познакомимся с различными соборами, с их составляющими.

- Давайте приступим
 

С помощью учителя формулируют тему и цель урока,

высказывают свое мнение о практической значимости работы

 

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя (1-2 кл.) или самостоятельно, после предварительного обсуждения (3-4 кл.); совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

 
 

IV. Усвоение новых знаний

   

(10-12 мин.)

 

Используя межпредметные связи с изучаемыми дисциплинами, углубляет, систематизирует ранее полученные знания; использует ИКТ, сопровождает беседу наглядным материалом, организует детей на самостоятельный поиск новой информации, знакомит детей с новыми терминами

Организует внимание учащихся

Сообщает новые сведения о материалах, приемах работы с ними,

Выполняет педагогический рисунок

Определяет этапы выполнения

Вводная беседа

-В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили собор- главный храм.

-Как вы думаете, почему собор так назван?

-Оказывается, собор получил такое название, потому что жители  всей округи собирались  на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. -Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя. И строить собор было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов.

-Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников и стать долговечным памятником, связывающим строителей с далёкими потомками.

- Как вы считаете, какие функции выполнял собор?

*богослужение

*хранили в нем казну

* оборонительное сооружение

* хранили в нем стратегический запас

-Представьте себе храм посреди деревянных изб.

-Какое впечатление он вызывает?

-Каменный храм, его мощный и светлый облик напоминает образ богатыря. Словно упёрся крепкими руками в родную землю- выстоит, не сдвинуть! При этом нет в нём ничего устрашающего, это здание создаёт ощущение величавой простоты, и уверенной в себе силы.

- Собор строили всем миром, им гордились, восхваляли его.
- Соборы всегда вмещали в себя много людей, их строили просторными.

-Рассмотрим части храма.

-Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга это арка.

-Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод.

- Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. -Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба! -Стены, арка и свод- основа каменных сооружений – и храмов, и дворцов-теремов.

- Соборы украшали различными фресками.

-Всё в храме неслучайно, имеет особый смысл.

-Ставят здание алтарной частью на восток- навстречу солнцу.

-Снаружи восточную сторону легко узнать по полукруглым выступам, в которых и размещается алтарь- самая главная и сокровенная часть храма.

-Устройство храма –это строго определённый порядок. И тем не менее каждый собор своё особое лицо и, как человек, легко узнаваем.

-В городе, кроме главного храма, почти на каждой улице строили свою церковь. -В её облике долго сохранялись черты деревянной церкви с головкой-луковкой, с тонкой шейкой над двускатной кровлей, которая затем превратилась в высокий шатёр с нарядными кокошниками.

-Познакомьтесь с наиболее известными соборами. Возможно вы уже встречали эти соборы.(Софийский Собор в Новгороде, Храм покрова на р Нерль , Кремль)

- В чем отличие Софийского Собора от Храма Покрова?

- Софийский собор имеет суровый облик, а Храм Покрова тонкий, изящный, изысканный.

2. Объяснение последовательности выполнения практической работы

3. Проверка понимания учащимися нового материала

Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Совместно с учителем анализируют работу, разбираются в последовательности,

составляют план практической работы, выполняют

физминутку

Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Познавательные УУД:

искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других,

уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого;

высказывать суждения о художественных особенностях произведений.

Регулятивные УУД: учиться

высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий

Личностные УУД:

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям)

 
 

V. Организация рабочего места

   

1-2 мин.

Провести инструктаж по размещению оборудования на рабочем столе, проверить готовность учащихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку: выясняет наличие материалов, инструментов и приспособлений.

Проводит инструктаж по размещению оборудования на рабочем столе.

- Теперь давайте уберем все лишнее со стола, или отодвинем на край.



 

Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами

Уметь: организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы.

Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания.

 
 

VI. Практическая работа

   

20-25 мин.

 

Определяет критерии оценивания практической работы; организует практическую работу детей; проводит вводный инструктаж (с чего начать работу); организует текущий инструктаж с опорой на поэтапные эскизы); предупреждает возможные ошибки и намечает пути и устранения; организует самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, проводит контроль.

-Вам нужно рисовать внимательно, чтобы у собора были все части, а я буду проверять, не забыли ли вы чего.

-Расположите лист вертикально. Сначала вы можете воспользоваться карандашом, чтобы нанести контуры собора. На карандаш сильно не нажимайте.

- начинаем рисовать.

Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя,

осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту

Уметь:

Использовать техники: рисования;

Выполнять:

изображение,

используя алгоритм;

Применять изученные художественные техники при создании проекта; Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия.

Личностные УУД:

Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности, уметь использовать их для создания красивых вещей или их украшения

 
 

VII. Подведение итога урока. Рефлексия.

   

3 мин.

Организовать выставку детей, провести анализ нарисованного, провести самооценку.

Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; отмечает творческий подход, оригинальность решения, цветовой строй, аккуратность и др. качества;

выставляет оценки всем учащимся за выполненную работу; выясняет, что узнали нового на уроке, чему научились.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Теперь давайте выйдет 1\2\3 ряд к доске, и мы посмотрим, что они нарисовали.

- Что бы вы поставили Васе\Пете?

- Ребята, что сегодня вы узнали на уроке?

Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности

 

Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; проводить презентацию своего проекта.

 
 

VIII. Уборка рабочих мест

   

2 мин.

Организовать порядок на рабочих местах

Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах.

- Теперь положим все карандаши в пеналы, уберемся на рабочем столе.

- До свидания!

Наводят порядок на рабочем столе

 

Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.