Технологическая карта урока изобразительного искусства «Древние Соборы» (2–4 классы)
Технологическая карта урока изобразительного искусства в начальной школе
Тип урока: комбинированный
Тема урока |
«Древние Соборы» |
Цель |
Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изображение древних соборов |
Задачи |
Образовательные: 1) познакомить с особенностями древних соборов; расширить знания детей о Древних Соборах. 2) сформировать умение выполнять построение элементов собора, составлять его композицию; закрепить навыки работы с художественными материалами, планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану; 3) совершенствовать приемы работы штрихом, линией или тоном Развивающие: 1)способствовать развитию: памяти, расширению кругозора, мышления (образного, пространственного, композиционного, художественного, мелкой моторики, творческого воображения, чувства пропорции, фантазии. Воспитательные: 1) способствовать воспитанию; патриотизма, гордости за художественное наследие нашей страны,; бережного отношения к природе; уважительного отношения к работе художника, интереса к культуре и традициям своего народа. 2) способствовать воспитанию общей культуры труда: (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия и т.д. |
Планируемые результаты |
Предметные: -понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры; - знать конструкцию внутреннего пространства древнего собора; - анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства; - знать составные части собора; - эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры; Формируемые УУД: личностные : самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве регулятивные : составлять план решения проблемы; работать по плану; сверять свои действия коммуникативные : отделять новое от известного; выделять главное; задавать вопросы на понимание; донести свою позицию до других; задавать вопросы на обобщение. познавательные : ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; |
Основные понятия |
Арка, свод, закомары, глава, купол, алтарь |
Межпредметные связи |
русский язык, литература, история. |
Оборудование
|
Оборудование учителя: пооперационная последовательность выполнения изображения – предметная технологическая карта; слайдовая презентация ; иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины ; правила безопасной работы с пачкающими материалами. Оборудование учащихся : карандаши Материалы: белый лист бумаги, фломастеры, цветные карандаши, мелки. Инструменты: карандаш, ластик |
Литература, интернет-ресурсы |
Литература: Искусство вокруг нас 4 класс |
Ход урока
Задачи этапа урока (вида работ) |
Деятельность учителя Задания для учащихся |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
Время |
||||||||
Предметные |
УУД |
|||||||||||
I. Организация класса на работу |
1 мин |
|||||||||||
Мотивировать учащихся к учебной деятельности. |
Приветствует детей, психологически настраивает учащихся на урок, организует внимание учащихся. Проверка подготовленности учеников. - Здравствуйте ребята. - Проверьте, все ли лежит у вас на столах. Нам понадобятся альбомы для рисования, краски(гуашь), кисти, баночка с водой.
|
Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность. |
|
Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений; описывать свои чувства и ощущения; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; делать выбор, какое мнение принять. Коммуникативные УУД; Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им |
||||||||
II. Повторение пройденного материала |
2 мин. |
|||||||||||
Анализ материала прошлого урока |
Выясняет степени усвоения ранее изученного материала для связи с новой темой через систему вопросов - Что вы изучали на прошлом уроке? -Чему научились? - Что изучали? |
Отвечают на вопросы учителя |
иметь представление о значении искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; знать уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности |
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
||||||||
III. Формулирование темы урока, постановка цели |
3-5 мин. |
|||||||||||
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися. |
Организует формулирование темы и цели урока, обозначает основные образовательные задачи ,выясняет практическую значимость работы. Ставит перед учащимися учебную проблему, актуализирует имеющихся знаний у учащихся. - Что вы видите на слайде? (собор) - Ребята, сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с соборами и нарисовать его. - Знаете ли вы, что такое собор? Собор — главный храм города или монастыря, в котором богослужение возглавляет епископ (архиепископ, митрополит, патриарх). -Прежде чем мы приступим с рисованию, давайте познакомимся с различными соборами, с их составляющими. - Давайте приступим |
С помощью учителя формулируют тему и цель урока, высказывают свое мнение о практической значимости работы |
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя (1-2 кл.) или самостоятельно, после предварительного обсуждения (3-4 кл.); совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. |
|||||||||
IV. Усвоение новых знаний |
(10-12 мин.) |
|||||||||||
Используя межпредметные связи с изучаемыми дисциплинами, углубляет, систематизирует ранее полученные знания; использует ИКТ, сопровождает беседу наглядным материалом, организует детей на самостоятельный поиск новой информации, знакомит детей с новыми терминами Организует внимание учащихся Сообщает новые сведения о материалах, приемах работы с ними, Выполняет педагогический рисунок Определяет этапы выполнения |
Вводная беседа -В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили собор- главный храм. -Как вы думаете, почему собор так назван? -Оказывается, собор получил такое название, потому что жители всей округи собирались на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. -Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя. И строить собор было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов. -Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников и стать долговечным памятником, связывающим строителей с далёкими потомками. - Как вы считаете, какие функции выполнял собор? *богослужение *хранили в нем казну * оборонительное сооружение * хранили в нем стратегический запас -Представьте себе храм посреди деревянных изб. -Какое впечатление он вызывает? -Каменный храм, его мощный и светлый облик напоминает образ богатыря. Словно упёрся крепкими руками в родную землю- выстоит, не сдвинуть! При этом нет в нём ничего устрашающего, это здание создаёт ощущение величавой простоты, и уверенной в себе силы. - Собор строили всем миром, им гордились, восхваляли его. -Рассмотрим части храма. -Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга это арка. -Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. - Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. -Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба! -Стены, арка и свод- основа каменных сооружений – и храмов, и дворцов-теремов. - Соборы украшали различными фресками. -Всё в храме неслучайно, имеет особый смысл. -Ставят здание алтарной частью на восток- навстречу солнцу. -Снаружи восточную сторону легко узнать по полукруглым выступам, в которых и размещается алтарь- самая главная и сокровенная часть храма. -Устройство храма –это строго определённый порядок. И тем не менее каждый собор своё особое лицо и, как человек, легко узнаваем. -В городе, кроме главного храма, почти на каждой улице строили свою церковь. -В её облике долго сохранялись черты деревянной церкви с головкой-луковкой, с тонкой шейкой над двускатной кровлей, которая затем превратилась в высокий шатёр с нарядными кокошниками. -Познакомьтесь с наиболее известными соборами. Возможно вы уже встречали эти соборы.(Софийский Собор в Новгороде, Храм покрова на р Нерль , Кремль) - В чем отличие Софийского Собора от Храма Покрова? - Софийский собор имеет суровый облик, а Храм Покрова тонкий, изящный, изысканный. 2. Объяснение последовательности выполнения практической работы 3. Проверка понимания учащимися нового материала |
Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Совместно с учителем анализируют работу, разбираются в последовательности, составляют план практической работы, выполняют физминутку |
Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна. |
Познавательные УУД: искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого; высказывать суждения о художественных особенностях произведений. Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий Личностные УУД: Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям) |
||||||||
V. Организация рабочего места |
1-2 мин. |
|||||||||||
Провести инструктаж по размещению оборудования на рабочем столе, проверить готовность учащихся |
Проверяет готовность обучающихся к уроку: выясняет наличие материалов, инструментов и приспособлений. Проводит инструктаж по размещению оборудования на рабочем столе. - Теперь давайте уберем все лишнее со стола, или отодвинем на край.
|
Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами |
Уметь: организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы. |
Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. |
||||||||
VI. Практическая работа |
20-25 мин. |
|||||||||||
Определяет критерии оценивания практической работы; организует практическую работу детей; проводит вводный инструктаж (с чего начать работу); организует текущий инструктаж с опорой на поэтапные эскизы); предупреждает возможные ошибки и намечает пути и устранения; организует самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, проводит контроль. -Вам нужно рисовать внимательно, чтобы у собора были все части, а я буду проверять, не забыли ли вы чего. -Расположите лист вертикально. Сначала вы можете воспользоваться карандашом, чтобы нанести контуры собора. На карандаш сильно не нажимайте. - начинаем рисовать. |
Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя, осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту |
Уметь: Использовать техники: рисования; Выполнять: — изображение, используя алгоритм; Применять изученные художественные техники при создании проекта; Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. |
Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия. Личностные УУД: Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности, уметь использовать их для создания красивых вещей или их украшения |
|||||||||
VII. Подведение итога урока. Рефлексия. |
3 мин. |
|||||||||||
Организовать выставку детей, провести анализ нарисованного, провести самооценку. |
Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; отмечает творческий подход, оригинальность решения, цветовой строй, аккуратность и др. качества; выставляет оценки всем учащимся за выполненную работу; выясняет, что узнали нового на уроке, чему научились. Организует самооценку учебной деятельности. - Теперь давайте выйдет 1\2\3 ряд к доске, и мы посмотрим, что они нарисовали. - Что бы вы поставили Васе\Пете? - Ребята, что сегодня вы узнали на уроке? |
Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности |
Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; проводить презентацию своего проекта. |
|||||||||
VIII. Уборка рабочих мест |
2 мин. |
|||||||||||
Организовать порядок на рабочих местах |
Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах. - Теперь положим все карандаши в пеналы, уберемся на рабочем столе. - До свидания! |
Наводят порядок на рабочем столе |
Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место |