Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе

2
0
Материал опубликован 2 December 2022

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе

Тема урока:  Керамика. Искусство Гжели.

Цель урока: создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися представлений о народных промыслах, пробуждение интереса к искусству Гжели через организацию совместной продуктивной деятельности и развитие способности к поисковой деятельности, формирование эстетического вкуса учащихся, уважительного отношение к труду мастера – носителя народных традиций.

Описание результатов

личностные:

формирование интереса к произведениям декоративно-прикладного искусства России,

повышение роли собственной творческой деятельности при создании художественного образа,

развитие фантазии и воображения, умение оценить творчество гжельских мастеров и работ одноклассников;

метапредметные:

умение работать по предложенному учителем плану,

умение высказывать и отстаивать свое мнение и , отвечая на вопросы, использовать информацию, полученную на уроке,

умение самостоятельно выполнять задания, планировать время и анализировать собственную художественную деятельность,

развитие внимательности, навыков самостоятельного творческого мышления,

умение понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.

предметные:

понимание «языка» Гжели, освоение основных мотивов гжельской росписи, приемов росписи, создание художественного образа для украшения посуды.

Форма занятия: урок комбинированный

Учебно-методическое обеспечение: учебник, презентация, экран, ноутбук, проектор, видеоролик «техника мазков» , керамическая посуда и скульптурки, наглядность, шаблон кластера, шаблоны посуды, альбом, принадлежности для рисования.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Задания по формированию глобальных компетенций

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Приветствует класс. Проверяет готовность к занятию.

Ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке.

Приветствуют педагога, проверяют

уровень своей готовности к

уроку, эмоционально настраиваются на урок, обмениваются пожеланиями и настраиваются на учёбу.

«Пожелание друг другу».

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. В процессе беседы демонстрирует слайды. -Как вы думаете, что объединяет Россию и Италию в области декоративно-прикладного искусства? Конечно, же любовь к искусству керамики, уважение к традициям, накопленный опыт формирования эстетического вкуса и мировоззрения, интерес и любовь к истинной красоте. Слово «керамика» не всем понятно, подберите к нему слова-ассоциации. Керамика –глиняная посуда (от греческого «керамос»). Фаэнца –город в Италии, где производят, любят и ценят изысканные керамические изделия. Представь-те себе, что мы в международном музее керамики в Фаэнце, в Италии, одном из самых важных музеев керамического искусства в мире , где собраны керамические изделия мастеров всего мира. Вот посуда голландских керамистов из города Делфт, где тоже любят керамику. Посмотрите на голландские образцы, ничего они вам не напоминают? Узнали цветовую гамму? Где встречали похожие узоры в Архангельске? (демонстрируется слайд с образцами Гжели на посуде). Что за город в России, по имени которого это удивительное искусство названо? (подсказка на доске в виде перемешанных букв)

Приглашает к доске ученика собрать слово «гжель» и вставить в тему урока. Озвучивает тему.

- Достаточно ли у нас знаний по этой теме, чтобы сразу выполнять творческое задание-роспись посуды?

-Сформулируйте толстые и тонкие вопросы, на которые надо получить ответы, чтобы работу выполнить правильно.

На сегодняшний день гжельская керамика является частью культурного достояния России, узнаем о ней подробнее.

Высказывают предположения на вопрос учителя.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Подбирают к слову «керамика» ассоциации.


Смотрят слайды, сравнивают образцы, высказывают свое мнение.

По желанию один из учащихся идёт к доске, составляет слово «гжель»

из рассыпавшихся букв.

Уточняют тему урока, формулируют вопросы, на которые надо получить ответы, чтобы работу выполнить правильно, ставят цели учебной деятельности.

Посмотреть образцы керамики со бело-голубой цветовой гаммой, найти сходства и отличия, сделать вывод об объединяющей силе искусства, о том , что подлинное искусство всегда шире национальных границ, имеет значение для других народов и в для всего человечества.



Подобрать слова-ассоциации к слову «керамика»


Предварительная экскурсия в Усадебном доме Е.К. Плотниковой (голландская и гжельская бело-синяя роспись на печных изразцах, на старинной купеческой посуде).












Задание «Тонкий и толстый вопрос»

3. Постановка учебной задачи

- Итак, ребята, мы с вами будем говорить о промысле Гжели, о технике исполнения основных элементов и выполним коллективную работу в технике коллаж «Чаепитие».

Учитель предлагает ученикам согласиться или опровергнуть утверждения «Верите ли вы, что…»:

1. Гжельские изделия делают из глины

2. Гжельские изделия – это только посуда.

3. Гжельские изделия – произведения мирового искусства.

4. В гжельской росписи используют разные цвета.

5. Между российской Гжелью и голландским Делфтом существует связь.

- Чтобы проверить правильность ответов, станем исследователями. В процессе работы будем заполнять кластер (на столах у каждого лежит шаблон кластера и утверждения, напротив которых надо отметить «да» или «нет» до и после знакомства с гжельской росписью). Работать с кластером будете в парах. Акцентирует внимание на культуре взаимоотношений при достижении цели задания общими усилиями.

Ставят перед собой учебную цель и задачу, планируют учебное сотрудничество, настраиваются на взаимодействие с учителем и друг с другом.



Задание «Верите ли вы, что…» Выяснить, верны утверждения или нет. После знакомства с учебным материалом, сделать выводы о точности и ценности информации.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по изучению искусства Гжели: демонстрирует слайды презентации, комментирует их, задает детям вопросы и дополняет ответы детей.

- Интересной является история гжельской росписи. Это искусство впервые возникло на землях в подмосковном районе Гжель. Этот край богат залежами гончарных глин. Здесь всегда занимались изготовлением керамической посуды. Известно, что первые ремесленники Гжели упоминались еще в далеком 1320 году. 200 лет назад мастера Гжели создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому- майолику. При Петре I в Петербург и Москву стали привозить знаменитый делфтский фаянс из белой глины. Тогда –то и пришла мода на сине-белую роспись на фаянсе. Царь издал указ о производстве посуды из белой глины, которую добывали в Гжели. Гжельским мастерам пришелся по вкусу делфтский стиль. Использовав идею, они внесли исконно русские приемы в сине-белые изображения на фаянсе, а затем на фарфоре, тонком и звонком, из очень белой глины. Белую глину обжигали и расписывали кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывали глазурью. При обжиге кобальт становился насыщенным синим, а прозрачная глазурь придавала блеск. Используя одну краску, гжельские мастера могли получить до 30 оттенков. Майолика, фаянсовая посуда, фарфорвсе эти виды керамики и сейчас можно встретить в произведениях гжельских мастеров.

-Гжельская посуда отличается большим многообразием форм, вобравших в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства.

Учитель демонстрирует квасник и кумган, необычные по форме кувшины, предлагает проанализировать их формы.

- Только ли посуду создают мастера Гжели?

- Правильно, ребята, мастера делают разнообразные скульптурки людей и животных, сценки из жизни людей.

-Какие красивые изделия изготавливают мастера гжели, можно ими любоваться, для чего она пред-назначается? Гжель помогает превратить простую посуду в произведение искусства.

Показывает таблицы с элементами гжельской росписи на слайдах, проводит беседу.

-Назовите элементы гжельской росписи?(цветы, веточки, листочки, травинки, волнистые линии, капельки, бордюры, птицы). Цветы, птицы – это не просто элементы росписи, это древние символы счастья и мечты о прекрасном. А самый любимый элемент - гжельская роза, агашка. Удивлены?

Почему такое название? Ваши версии?

Когда-то давно роспись фарфоровых изделий в стиле гжель выполняли простые заводские работницы Дулевского фарфорового завода, которых звали Агафья, Агашка.

Проверка составленных кластеров.

-Мы познакомились с вами с особенностями промысла «гжель», проверим утверждения по кластерам, сделаем выводы .

- Понравилось ли быть вам исследователями на уроке?

Определяет уровень внимания и интереса учащихся к излагаемому учебному материалу:

- Ребята, кто удовлетворен работой, похлопаем в ладоши.

Для профилактики утомляемости детей учитель проводит динамическую паузу (упражнение по кинезиологии).

Путешествуют по музею Гжели

Воспринимают информацию визуально и на слух. Составляют алгоритм действий:

-смотрят слайды презентации о гжельской керамике, материалах и технологиях гжельского народного промысла, знакомятся с разновидностями керамики: фарфором, майоликой, фаянсом, с многообразием гжельских изделий,

-слушают учителя, отвечают на вопросы, анализируют материал, делают выводы и строят высказывания, взаимодействуют друг с другом и учителем,

-в паре заполняют таблицу, отбирая нужные сведения, осуществляют взаимоконтроль.




Один ученик представляет сообщение, подготовленное заранее «Гжель и Дельфт: две судьбы народного достояния»












Рассматривают кувшины, объясняют особенности формы того и другого.





Рассматривают таблицы с элементами гжельской росписи на слайдах, определяют, какие мотивы и элементы присущи гжельской росписи




Строят предположение, почему гжельская роза называется агашкой.





-Проверяют кластеры, обсуждают правильность заполнения,

доказывают верность/ неверность предложенных учителем утверждений, делают выводы .



-Дают учителю обратную связь (удовлетворенность работой, понимание материала) с помощью хлопков.




Выполняют движения вслед за учителем.

Виртуальная экскурсия в музей Гжели: вижу, слушаю, понимаю, запоминаю, анализирую.



Применить прием «Общее — уникальное» при анализе гжельской и делфтской керамики




Строить коммуникацию с одноклассником в паре: вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; находить компромисс .

Совместно составить кластер: распределить обязанности, произвести обмен информацией, отобрать важный материал и его систематизировать, сжать














Выявить основные визуальные характеристики предметов, на основе сравнения сделать вывод, где какой предмет представлен














Упражнение по кинезиологии (динамическая пауза)

Упражнение выполняется стоя. Ноги поставить на ширине плеч, колени расслабить. Левое ухо прижать к левому плечу так плотно, чтобы между ними можно было держать лист бумаги, затем левая рука вытягивается, как хобот. Нарисовать "ленивую восьмерку" против часовой стрелки всем телом. Для этого присесть и корпусом как бы задаем движение руке, рисующей восьмерку. Одновременно с этим движением гудим звук "У". При этом глаза следят за движениями кончиков пальцев. Выполнить медленно 3 – 4 раза обеими руками. Все повторить с другой рукой.

5. Первичное закрепление

Включает видеозапись, где демонстрируется поэтапное выполнение основных мазков, комментирует и показывает, как выполнять несложные элементы росписи.


Учащиеся на черновике пробуют технику мазка с проговариванием алгоритма выполнения, смотрят примеры в учебнике на стр.80, на раздаточный материал с элементами росписи.Выполняют упражнения, консультируясь друг

с другом и с учителем.

Осуществляют контроль качества выполнения, соблюдают технику безопасности.

Проанализировать образец, выполнить пробное задание, применяя кистевой мазок

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель организует деятельность по применению новых знаний для создания коллажа «Чаепитие».

-Сегодня вы будете работать дизайнерами. Во всем мире с крупными заводами и фабриками по производству керамики и фарфора активно сотрудничают как известные, так и молодые дизайнеры. Может быть, и вы в будущем разработаете специально для Гжельского фарфорового завода свою коллекцию, как это сделала дизайнер Диана Балашова. А пока нам надо обновить чайные предметы: украсить их бело-голубой росписью (основные элементы: «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок» «капелька», «бордюры»), а когда объединим их в группу, что получится? (Сервиз)

- Из расписанных предметов вы должны сервировать стол (ватман на доске). Красиво расположенные предметы на столе это…? (Композиция)

- Гжельские мастера всегда соблюдали порядок на рабочем месте, чтобы их изделия были аккуратными и красивыми.

Во время работы учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам в выборе композиции, при работе с кистью.

Смотрят на слайде авторскую коллекцию блюд «Астрахань» Дианы Балашовой


Выбирают шаблон по желанию, выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном,

затем составляют коллаж «Чаепитие», дают оценку и самооценку выполненной творческой работе.

Во время работы соблюдают технику безопасности.

Выполнить коллективную творческую работу - коллаж «Чаепитие».


Я дизайнер посуды. Превратить в произведение искусства чайный предмет по выбору, придумать и выполнить на нем узор, используя элементы гжельской росписи (соответствие данному стилю росписи, аккуратность, эстетичность).

Произвести сервировку «стола».

7. Рефлексия деятельности (итог урока)


Предлагает посмотреть на работу, оценить ее, ответить на вопросы:

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Чем «Гжель» отличается от других художественных промыслов?

- Какие затруднения вы испытывали при рисовании?

-Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными

- Где еще можно использовать свое умение рисовать гжельскую роспись? (поздравительные открытки, закладки)

Задает домашнее задание: подумать над орнаментом для декорирования интерьера комнаты.

Организует рефлексию.

-Понравился урок? Кто почувствовали вдохновение, похлопаем в ладоши.

Рассматривают получившийся коллаж, отвечают на вопросы учителя, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


Работа в роли экспертов, самостоятельное определение критериев оценивания.


Импровизированное выразительное чтение стихотворения















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации