Технологическая карта урока изобразительного искусства «Древние русские города» (4 класс)

0
0
Материал опубликован 25 January 2017

Технологическая карта изобразительного искусства в начальной школе

Тип урока: комбинированный

 

Тема урока

Древние русские города

Цель

Знакомство с древними русскими городами, с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами древнего города.

Задачи

Образовательные: 1) познакомить с названиями первых древнерусских городов; сформировать представления об основных элементах древнерусского города; расширить знания детей о таких понятиях как собор, колокольня, звонница, сторожевые башни.

2) закрепить навыки работы с новыми художественными материалами планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану;

3) совершенствовать приемы работы штрихом, линией.

Развивающие: способствовать развитию: (памяти, расширению кругозора, мышления (образного, пространственного, композиционного, колористического, технологического, художественного и др. (определить согласно теме урока), мелкой моторики, творческого воображения, чувства пропорции, цвета, фантазии и др.

Воспитательные: 1) способствовать воспитанию; патриотизма, гордости за культурное наследие своей страны; уважительного отношения к работе художника, интереса к культуре и традициям своего народа.

2) способствовать воспитанию общей культуры труда: (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия и т.д.

Планируемые результаты

Предметные:

иметь представление о значении искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;

знать

уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности

Формируемые УУД:

личностные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

Основные понятия

графика

Межпредметные связи

Музыка, литература.

Оборудование

 

Оборудование учителя:

пооперационная последовательность выполнения изображения – предметная технологическая карта; слайдовая презентация: иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины (словарная работа);

Оборудование учащихся: карандаши, фломастеры

Материалы: белый лист бумаги с трафаретом, фломастеры, цветные карандаши.

Инструменты: карандаш, ластик.

Приспособления:

Литература, интернет-ресурсы

Литература (пример):

Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: учеб. для ВУЗов / Н.М.Сокольникова. - М.: Академия, 2003.-368с.

Интернет - ресурсы (пример):

Страна Мастеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // stranamasterov.ru

Ход урока

Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

 

I. Организация класса на работу

   

1 мин

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Ребята, здравствуйте. Сегодня нам предстоит очутиться в необычном месте, мы отправимся в путешествие по древним городам нашей Руси. Увидим, как они выглядели, узнаем, как они строились и после попробуем сами нарисовать древний город.

Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.

 

Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений; описывать свои чувства и ощущения; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; делать выбор, какое мнение принять. Коммуникативные УУД; Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

 
 

II. Повторение пройденного материала

   

2 мин.

Анализ материала прошлого урока

С чем вы познакомились на прошлом уроке? (С соборами)

Вы рисовали собор, кто может сказать из чего он состоит?

Отвечают на вопросы учителя

 

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

 
 

III. Формулирование темы урока, постановка цели

   

3-5 мин.

Организовать формулирование темы и цели урока учащимися.

Отлично, теперь мы углубимся больше в эту тему и рассмотрим ее чуть шире. Мы увидим, что же было в древнем городе по мимо собора.

С помощью учителя формулируют тему и цель урока,

высказывают свое мнение о практической значимости работы

 

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя (1-2 кл.) или самостоятельно, после предварительного обсуждения (3-4 кл.); совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

 
 

IV. Усвоение новых знаний

   

(10-12 мин.)

 

 

1. Вводная беседа

Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
Как шум от стаи журавлиной,

И в звучных листьях замер он.

(Тютчев Федр)

Прекрасна наша земля, прекрасны наши древнерусские города, свидетели давно минувших времен. Города, сказочный образ которых, по прежнему, волнует воображение людей, любящих историю и искусство своей страны.

Давайте вместе вспомним название древнерусских городов:

Новгород 

Великий Новгород, один из самых древних и знаменитых русских городов, впервые упоминается в Новгородской летописи под 859 годом в связи с именем легендарного князя Рюрика, который начал продвижение на Русь из Ладоги.

Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях, происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Расположение Новгорода было столь выгодным географически (город стоял на перекрестке водных путей, идущих из Балтики с севера и запада на юг и восток), что к середине IX века он сделался крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель.

Огромное значение для развития города имела торговля. По количеству и разнообразию ввозимых и вывозимых товаров Новгород, пожалуй, занимал первое место среди русских городов.

XIII веке монголо-татары не дошли до Новгорода. Древний русский город остался цел, и в нем сохранились многие памятники культуры и искусства

Великий Новгород стоит на реке Волхове, при ее впадении в озеро. Здесь родилась сказка о Садко. Новгород являлся торговым городом, северная столица России

Псков 

Псков – торговый град крепость на реке великой недалеко от Новгорода. Псковичам выпала доля защищать свою землю от немецких рыцарей. Строения отличаются мягкостью, украшения не богатые. Строили из местного камня, но он оказался не очень прочным, выветривался, поэтому стены белили для прочности.

Ростов Великий 

Ростов - один из древнейших городов России. На берегах озера Неро славянское поселение появилось в IX веке, и первое летописное упоминание о Ростове относится к 862 году. Славился Ростов и особым колокольным звоном.

 

В чем сходство городов Русской Земли

Первоначально все сооружения строились из дерева, т. к. Россия богаты лесами, это самый доступный, недорогой материал.

 

Почему сохранились только каменные сооружения?

 

Русские города всегда подвергались набегам враждующих князей. Поэтому город имел оборонительный характер, непреступной крепости. Ров – глубокая, широкая яма залитая водой, через него перекидывался мост. Мост в определенное время поднимался.

Наиболее значительные сооружения древнерусского города являются:

Крепостные стены 

Город был окружен Частоколом ( забор из деревянных бревен), но из-за частых пожаров, набегов враждующих народов, такое ограждение было недолговечным, поэтому города стали укреплять более надежными стенами. Они уже становятся каменными. Называют их крепостными стенами (крепкие, крепость).

Сторожевые башни 

В промежутках между стенами строятся смотровые башни (вежи - видеть). Башни были:

Угловые (круглые)

Промежуточные (квадратные)

 Какое строение было самое значимое в городе?

 

Собор – крупный храм (церковь) Соборы В центре города всегда стоял Собор (слайд) Соборы раньше строились не только для службы, это были общественные здания, где люди встречались,

Звонницы или колокольни 

Любила Русь колокольный звон. Как вы, думаете, зачем городу колокольня? Колокольня звучала «в дни торжеств и бед народных». Многие века колокольный звон оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздник веселье и торжеств. Литье колоколов считалось очень почетным делом на Руси. Колокольня (слайд) необычно стройная устремленная вверх словно хочет небо достать, с великолепной формой шара, который завершает постройку и увенчан небольшой «луковицей» - главкой.

Слово город произошло от «гроодить»-отгораживать, те строить крепость, «крепостить» от вражеских набегов. Город, деревня ли, строился на возвышенности, вблизи рек, озёр.

 Дома строили первоначально хаотично. Постепенно разрастающаяся деревня превращалась в город, после постройки храма, все дороги, улочки сходились к храму расположенному на самом высоком месте. Соборы, храмы, церкви и церквушки, были самыми величественными , высокими зданиями того времени. Чем больше в городе церквей и храмов, тем богаче город и краше.

Город - крепость для защиты мирной жизни и труда

2. Объяснение последовательности выполнения практической работы

Ребята, сейчас мы приступим к практической работе, посмотрите на тер аботы которые уже рисовали. Сегодня мы будем рисовать либо в графике, только простым карандашом, либо цветными карандашами.

У вас у каждого есть трафарет. На которм уже изображены ворота, и смотровая башня, ваша задача, продумать какими у вас будут стены крепости, нарисовать собор, звонницу, и какие-то жилые постройки, дома.

3. Проверка понимания учащимися нового материала

Все ли поняли, что нам предстоит делать?

Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Совместно с учителем анализируют работу, разбираются в последовательности,

составляют план практической работы, выполняют

физминутку

Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Познавательные УУД:

искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других,

уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого;

высказывать суждения о художественных особенностях произведений.

Регулятивные УУД: учиться

высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий

Личностные УУД:

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям)

 
 

V. Организация рабочего места

   

1-2 мин.

 

Проверьте, у вас на столах должны быть карандаши, рабочий лист.

Если все готовы, мы можем приступить к работе.

Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами

Уметь: организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы.

Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания.

 
 

VI. Практическая работа

   

20-25 мин.

 

В вашей работе я буду оценивать: аккуратность, наличие всех элементов города на рисунке, творческое дополнение.

В ходе работы осуществляется контроль за работой учеников.

Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя,

осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту

Уметь:

Использовать техники: …….;

Выполнять:

— изображение,

используя алгоритм;

— выполнять конструирование объёмных изделий из …;

Применять изученные художественные техники при создании проекта; Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия.

Личностные УУД:

Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности, уметь использовать их для создания красивых вещей или их украшения

 
 

VII. Подведение итога урока. Рефлексия.

   

3 мин.

 

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Для начала выходят ребята, у кого красные кружки, вы получаете оценку «5», после у кого зеленые кружки, у вас есть некоторые недочеты. Но работы тоже очень хорошие, поэтому у вас оценка «4».

Все ли у вас получилось сегодня на уроке?

Где возникли сложности?

Что понравилось?

Что нового узнали?

Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности

 

Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; проводить презентацию своего проекта.

 
 

VIII. Уборка рабочих мест

   

2 мин.

 

Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах,

Наводят порядок на рабочем столе

 

Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации