Технологическая карта к уроку изобразительного искусства (5 класс) на тему «Убранство русской избы (1 урок)»

2
0
Материал опубликован 16 November 2020

Тема 1.2.: «Убранство русской избы»

Тема урока

«Убранство русской избы»

Тип урока

Урок изучения новых знаний

Цель урока

Познакомить учащихся с традиционным русским жилищем - «избой»,единством её конструкции и декора, с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитывать любовь к традициям родной земли и народной культуре.

Планируемые результаты

Личностные

-развитие эстетической потребности в общении с народ­ным декоративно-прикладным искусством, творческих спо­собностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображе­ния и фантазии,

-эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных на­выков в процессе совместной практической творческой дея­тельности.

Предметные

-умение выявлять в произведениях крестьянского при­кладного искусства тесную связь утилитарно-функционально­го и художественно-образного начал, конструктивного, деко­ративного и изобразительного элементов, формы и декора.

УУД

Образовательные:

-Способствовать получению учащимися знаний о древних корнях народного искусства, ознакомиться с традиционным жилищем северных народов;

-создавать фрагмент украшения деревянного дома в процессе выполнения творческой работы

Развивающие:

-Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, познавательного интереса, умения находить нужную информацию,

-умения выполнять графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома, формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи.

Воспитательные:

-Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу, культуры умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества,

-формировать умение эмоционально воспринимать, умения объяснять, выражать своё отношение и эстетически оценивать украшения традиционного жилища.

Ресурсы

Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса / Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013

Предметы быта школьной историко-краеведческой музейной комнаты, компьютер, проектор, презентация, карточки с наглядным материалом, материалы для изо деятельности.

Формы организации

Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Технология

ИКТ-технологии, развивающее обучение, диалоговое обучение, проблемное обучение, кейс-метод.

 Конспект урока


Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Планируемые результаты

предметные

УУД

1 этап: Организационный (1 мин)

Приветствие и проверка готовности к предстоящей деятельности

1 слайд: «Здравствуйте, садитесь. Тема урока “Убранство русской избы”».

Выполняет оценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

Готовность к уроку

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

2 этап: Актуализация знаний (3 мин)

Беседа о традициях русского зодчества, понятии «традиционная изба»

2 слайд: «Северные избы смотрятся величавыми хоромами. Совсем другое дело – избы средней полосы России. В сравнении с северными они выглядят более приземистыми, низкорослыми, однако в них есть своя особенная красота и стать. Что значит построить дом? Возводя его, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей, присваивал себе малую часть. В устроение жилища человек стремился привести порядок, образно осмыслить его, что значило отобразить, наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься. Давайте познакомимся с декоративным убранством избы, приоткроем тайну, хранящуюся в образном строе избы».

Объясняют смысл понятия «Изба».

«деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России».


Осознание необходимости получения новых знаний. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Личностные: уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

3 этап: Мотивация учебной деятельности (9 мин)

Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Рассказ о традиционной избе.

3 слайд: «Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входил свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно-наряден был декор окон».

4 слайд: «Элементы окна: кокошник, теремец, обора, оголовок (капитель), тимпан, крыло, риза, подоконник, фартук, свес».

5 слайд: «Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа. Обратите внимание на причудливый растительный орнамент, на единство конструкции и декора. Резные узорчатые доски наличников оберегали, их переносили со старых разрушившихся домов на новые, а создавая новые детали украшений, следовали традиционным образам и формам».

Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения об элементах русского жилища. Рассуждают о значении жилища крестьянина.

Понимать условно-символический ха­рактер народного декоративного ис­кусства, читать орнамент.

Регулятивные: последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Познавательные: развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания

Коммуникативные :

Планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением

4 этап: Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (25 мин)

Организация самостоятельной творческой работы учащихся

6 слайд: «Выполнить эскиз наличника окна в русском народном стиле используя элементы узоров изученных на прошлом уроке».


Выполнение рисунка на тему древних образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солнце). Создание выразительного декоративно-обобщённого изображения на основе традиционных образов.

Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности.

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту

Регулятивные УУД:

(умение организовать свою деятельность по времени);

- коррекция

(умение организовать свою деятельность пошагово)

Познавательные УУД:

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.

5 этап: Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин)

Выставка работ учащихся. Оценивание результатов

7 слайд: «Оцените результаты своей работы, способы их достижения.

-Что нового вы узнали на уроке?

- Какова была тема урока?

- Какова была цель вашей деятельности?

- Вы достигли поставленной цели?

- С каким новым понятием вы познакомились на уроке?

Выставка рисунков.

Просмотр и обсуждение выполненных работ.

(Ответы детей.)

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Регулятивные УУД:

-Целеполагание

(что усвоено и что ещё узнают);

Познавательные УУД:

-общеучебные – структурирование информации (потребность и умение искать информацию;

-Логические действия (умение классифицировать - выбирать критерии для сравнения)

Личностные:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.


Убранство русской избы (1 урок)
PPTX / 3.77 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.