Технологическая карта к уроку изобразительного искусства (5 класс) на тему «Убранство русской избы (1 урок)»
Тема 1.2.: «Убранство русской избы»
Тема урока | «Убранство русской избы» | |
Тип урока | Урок изучения новых знаний | |
Цель урока | Познакомить учащихся с традиционным русским жилищем - «избой»,единством её конструкции и декора, с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитывать любовь к традициям родной земли и народной культуре. | |
Планируемые результаты | Личностные | -развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, -эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности. |
Предметные | -умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора. | |
УУД | Образовательные: -Способствовать получению учащимися знаний о древних корнях народного искусства, ознакомиться с традиционным жилищем северных народов; -создавать фрагмент украшения деревянного дома в процессе выполнения творческой работы Развивающие: -Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, познавательного интереса, умения находить нужную информацию, -умения выполнять графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома, формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи. Воспитательные: -Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу, культуры умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, -формировать умение эмоционально воспринимать, умения объяснять, выражать своё отношение и эстетически оценивать украшения традиционного жилища. | |
Ресурсы | Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса / Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013 Предметы быта школьной историко-краеведческой музейной комнаты, компьютер, проектор, презентация, карточки с наглядным материалом, материалы для изо деятельности. | |
Формы организации | Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая. | |
Технология | ИКТ-технологии, развивающее обучение, диалоговое обучение, проблемное обучение, кейс-метод. |
Конспект урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | |
предметные | УУД | ||
1 этап: Организационный (1 мин) | |||
Приветствие и проверка готовности к предстоящей деятельности 1 слайд: «Здравствуйте, садитесь. Тема урока “Убранство русской избы”». | Выполняет оценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. | Готовность к уроку | Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. |
2 этап: Актуализация знаний (3 мин) | |||
Беседа о традициях русского зодчества, понятии «традиционная изба» 2 слайд: «Северные избы смотрятся величавыми хоромами. Совсем другое дело – избы средней полосы России. В сравнении с северными они выглядят более приземистыми, низкорослыми, однако в них есть своя особенная красота и стать. Что значит построить дом? Возводя его, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей, присваивал себе малую часть. В устроение жилища человек стремился привести порядок, образно осмыслить его, что значило отобразить, наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься. Давайте познакомимся с декоративным убранством избы, приоткроем тайну, хранящуюся в образном строе избы». | Объясняют смысл понятия «Изба». «деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России». | Осознание необходимости получения новых знаний. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Личностные: уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге. |
3 этап: Мотивация учебной деятельности (9 мин) | |||
Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Рассказ о традиционной избе. 3 слайд: «Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входил свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно-наряден был декор окон». 4 слайд: «Элементы окна: кокошник, теремец, обора, оголовок (капитель), тимпан, крыло, риза, подоконник, фартук, свес». 5 слайд: «Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа. Обратите внимание на причудливый растительный орнамент, на единство конструкции и декора. Резные узорчатые доски наличников оберегали, их переносили со старых разрушившихся домов на новые, а создавая новые детали украшений, следовали традиционным образам и формам». | Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения об элементах русского жилища. Рассуждают о значении жилища крестьянина. | Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства, читать орнамент. | Регулятивные: последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Познавательные: развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания Коммуникативные : Планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением |
4 этап: Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (25 мин) | |||
Организация самостоятельной творческой работы учащихся 6 слайд: «Выполнить эскиз наличника окна в русском народном стиле используя элементы узоров изученных на прошлом уроке». | Выполнение рисунка на тему древних образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солнце). Создание выразительного декоративно-обобщённого изображения на основе традиционных образов. | Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности. Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту | Регулятивные УУД: (умение организовать свою деятельность по времени); - коррекция (умение организовать свою деятельность пошагово) Познавательные УУД: -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе. |
5 этап: Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин) | |||
Выставка работ учащихся. Оценивание результатов 7 слайд: «Оцените результаты своей работы, способы их достижения. -Что нового вы узнали на уроке? - Какова была тема урока? - Какова была цель вашей деятельности? - Вы достигли поставленной цели? - С каким новым понятием вы познакомились на уроке? | Выставка рисунков. Просмотр и обсуждение выполненных работ. (Ответы детей.) | Умение соотносить результаты собственной деятельности. | Регулятивные УУД: -Целеполагание (что усвоено и что ещё узнают); Познавательные УУД: -общеучебные – структурирование информации (потребность и умение искать информацию; -Логические действия (умение классифицировать - выбирать критерии для сравнения) Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. |