Коррекционное занятие в 3 классе «Словоизменение имён прилагательных. Согласование прилагательных с именами существительными в роде»
Технологическая карта коррекционного занятия
с обучающимися 3 класса на тему:
«Словоизменение имен прилагательных.
Согласование прилагательных с именами существительными в роде».
Лексическая тема: «Россия».
Адресат: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья 3х классов с логопедическим заключением: нарушение письма, обусловленное НОНР, дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза с элементами аграмматической дисграфии.
Задачи:
-закрепление знаний о частях речи, о связи в роде имен прилагательных и имен существительных
-повторение правописания изученных словарных слов
-совершенствование грамматического строя речи
-развитие языкового анализа и синтеза
-развитие умения мыслить, делать выводы
-развитие общей и мелкой моторики
-развитие логического мышления, произвольного внимания
-формирование патриотических чувств
-расширение кругозора, активного и пассивного словаря.
Технические рекомендации: наличие в кабинете логопеда компьютера с программой Microsoft Power Point 2003, проектора или интерактивной доски.
Список литературы:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: ВЛАДОС, 2003
2. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, и аграмматическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №3. - М.: АКВАРИУМ БУК, ФГУИППВ, 2004
3. Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь №6. Ярославль, Академия развития, 2006г,
План и ход занятия
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент. |
|
- Здравствуйте! Прежде чем мы начнем занятие, необходимо зарядится энергией. Выполним упражнения, которые помогут вам быть внимательными, лучше слышать и запоминать: -потрите сильно ладони друг о друга -потрите щеки -кончиками пальцев постучите по макушке -потяните себя вниз за мочки ушей -улыбнитесь! |
- сидят за партами, выполняют действия |
2. Определение темы занятия. |
|
-Пока я раздаю рабочие тетради, один из вас выйдет к доске, соберет календарь и расскажет, какой сегодня день. -Записываем число в тетрадь и выполняем росчерк. Прочитайте записанные буквы задом наперед, и вы узнаете наше первое задание -отгадывание ребусов (слайд №2), запись каждого слова в тетрадь «Лесенкой» -подумайте, что объединяет все эти слова? -включаю музыку, звучит гимн России. -«А теперь, догадайтесь, что еще объединяет все эти слова?» - Правильно, Россия - самая большая страна в мире! Ее столицей является Москва. Руководит ею - президент. В нашей стране много городов и много разных народов. Сегодня мы с вами начнем путешествовать по нашей Родине, и узнаем много интересного! Готовы? Для перехода на следующие слайды кликать по флажку внизу справа! |
- один ребенок выходит к доске и с помощью карточек собирает календарь погоды, затем он рассказывает какой сегодня день. Примерный ответ: «Сегодня 15 декабря, вторник. На улице пасмурно, холодно, идет снег и дует слабый ветер». - пишут в тетради, читают, что получилось: «Ребусы» - отгадывают, записывают в тетрадь, по очереди один работает у доски. Слова: Народ, Родина, столица, Москва. - ответы детей: «Словарные слова», «Имена существительные» - ответы детей: «Россия - страна, где мы живем!» - слушают |
3. Планирование деятельности. |
|
-А теперь, внимание на экран (слайд №3). (Щелкнуть на картинку с радио) -Ребята, вы посмотрели мультфильм, расскажите, о чем он был? - Москва - это наша столица и очень старый город. Какие достопримечательности вы увидели в ролике? |
-смотрят видеоролик о Москве. - ответы детей |
4. Основная часть. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. |
|
-Ну а мы отправимся в самое любимое место всех московских ребятишек – ЗООПАРК! Слайд №4 -Перечислите, кого вы видите на экране? -Правильно, подумайте, к какой части речи относятся эти слова? -расскажите все, что вы о них знаете. -Правильно! (экран выключить!) -Сейчас я раздам каждому карточки (карточка №1). Посмотрите, назовите животных на них и определите род каждого слова-названия животного. -теперь прочитайте слова, написанные рядом. Какой частью речи они являются? Дайте определение. -возьмите каждый по шнурку и с его помощью соедините изображения животных с подходящим описанием. Запишите их в тетрадь. Проверка выполнения. - У вас получились словосочетания, где имена прилагательные связаны с существительными. Вспомните прошлое занятие. Мы говорили, о том, как определить правильно ли у вас записаны окончания прилагательных. Для этого нужно найти существительное, с которым оно связано и определить его род. Затем поставить вопрос к прилагательному и посмотреть на памятку (у каждого на столе). -проверьте свои работы. Обозначьте род существительного, и используя памятку проверьте окончания прилагательных. - сегодня на занятии мы продолжим говорить о связи существительных с прилагательными. |
- ответы детей: медведь, лев, обезьяна - имена существительные - дети дают определение имени существительного, говорят, что существительные могут изменяться по числам и по родам. -получают карточки и шнурки. Читают, отвечают на вопросы. -слова - тигр –м.р., лиса ж.р., медведь м.р., белка ж.р. -эти слова являются именами прилагательными. Дают определение имени прилагательному. -используя карточку с отверстиями и шнурок, дети соединяют изображения животных с их описанием. Затем записывают словосочетания в тетрадь. Тигр - полосатый, лиса - хитрая, медведь -косолапый, белка – прыгучая. - выполняют работу в тетради. Проверяют свою работу, исправляют, если это необходимо. |
5. Закрепление изученного материала. Тренировочные упражнения. |
|
- садитесь поудобнее, внимание на экран! Слайд №5 - О чем и о ком был этот мультфильм? - Вы посмотрели ролик о народе, который очень давно живет в России – корейцах. Это очень дружелюбный народ, и так как скоро Новый год они прислали вам свое поздравление. Но все же не все из них еще хорошо знают русский язык. Мы поможем дописать письмо-поздравление, а заодно и потренируемся! Детям раздаются маленькие доски и фломастеры. Слайд №6 На экране появляются предложения со словами, в которых пропущены окончания прилагательных. -определите и вставьте правильные окончания в слова. -проверка выполнения |
- просмотр ролика про Корейцев - ответы детей - Используя памятку - таблицу дети определяют окончания слов, записывают их на индивидуальную доску фломастером и показывают логопеду. |
6. Выполнение творческого задания. |
|
- вы хорошо поработали! - Немного отдохнем, встаньте пожалуйста! (кликнуть на корейца) - Здорово! Садимся на свои места, мы продолжаем путешествие, внимание на экран! Слайд №7 -Расскажите, о каком еще народе, проживающем на территории России, вы сейчас узнали? -Нивхи очень любят украшать свои одежды узорами, поэтому прислали вам варежки с заданиями. (карточка №2) Выполнив задания вы сделаете варежки яркими и красивыми и закрепите свои знания о том, как правильно писать и проверять окончания прилагательных. -Вставьте пропущенные окончания прилагательных, раскрасьте полосы на варежках в нужный цвет. (если прилагательное стоит в м.р.- синим, ж.р.- красным, с.р.- зеленым) |
- встают, повторяют танцевальные движения с видеоролика. - смотрят отры вок о народе Нивхи. -рассказывают, делятся впечатлениями -дети получают карточки-варежки с заданиями, пользуясь памяткой, вставляют окончания в слова, раскрашивают варежку цветными карандашами. |
7. Подведение итогов урока: рефлексия, оценка деятельности обучающихся. |
|
-вы справились, все молодцы! Забирите эти варежки домой, составьте и запишите маленький рассказ, используя словосочетания, с которыми вы сейчас работали. На следующем занятии мы выберем самый лучший рассказ! -а теперь скажите, какая была тема нашего занятия? Все ли у вас получилось? Где встретились затруднения? Что понравилось больше всего? Поделитесь впечатлениями! -мне занятие очень понравилось! Вы все хорошо поработали и были очень внимательны! |
-ответы детей, обмен мнениями |
Родионова Татьяна